Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

ОБУЧЕНИЕ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ / СТУДЕНТЫ-ЖУРНАЛИСТЫ / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна, Алексеева Елена Егоровна

Перед системой высшего образования Российской Федерации стоит задача подготовить успешных специалистов, обладающих высоким уровнем сформированности базовыми профессиональными компетенциями. В статье рассматривается процесс преподавания китайского языка в профессионально-ориентированной среде вуза. В качестве примера приводится подготовка работников медиасферы, умеющих выстраивать взаимопродуктивный диалог с представителями разных культур и национальностей. Как отмечают обучающиеся, в перспективе, владение китайским языком обеспечит им продвижение в жизненной биографии и профессиональной карьере, образования и коммуникаций. На практических занятиях китайского языка преподаватели СВФУ применяют широкий спектр активных методов обучения. Но с введением цифровой дидактики меняются и обучающиеся средства. Авторы попытались проанализировать мобильные приложения, интернет-ресурсы и программы по обучению китайскому языку как «Chinese Skill», «Train Chinese», «Hello Chinese» и другие. Представлены описание и характеристика разработанного авторского цифрового образовательного средства «Золотой лотос» для обучения китайскому языку будущих журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CHINESE LANGUAGE IN UNIVERSITIES THROUGH DIGITAL INSTRUMENTS

The higher education system of the Russian Federation faces the task of preparing successful specialists with a high level of formation of basic professional competencies. The article deals with the process of teaching Chinese in a professionally oriented environment of the university. As an example, the training of media workers who are able to build a mutually productive dialogue with representatives of different cultures and nationalities is given. As the students note, in the future, knowledge of the Chinese language will provide them with advancement in life biography and professional career, education and communications. In practical classes of the Chinese language, NEFU teachers use a wide range of active teaching methods. But with the introduction of digital didactics, learning tools are also changing. The authors tried to analyze mobile applications, Internet resources and Chinese language training programs such as: “Chinese Skill”, “Train Chinese”, “Hello Chinese” and others. The description and characteristics of the developed author’s digital educational tool “Golden Lotus” for teaching the Chinese language to future journalists are presented.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

УДК. 372.8

С. В. Панина, Е. Е. Алексеева

Обучение китайскому языку в вузе посредством цифровых инструментов

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Перед системой высшего образования Российской Федерации стоит задача подготовить успешных специалистов, обладающих высоким уровнем сформированности базовыми профессиональными компетенциями. В статье рассматривается процесс преподавания китайского языка в профессионально-ориентированной среде вуза. В качестве примера приводится подготовка работников медиасферы, умеющих выстраивать взаимопродуктивный диалог с представителями разных культур и национальностей. Как отмечают обучающиеся, в перспективе, владение китайским языком обеспечит им продвижение в жизненной биографии и профессиональной карьере, образования и коммуникаций. На практических занятиях китайского языка преподаватели СВФУ применяют широкий спектр активных методов обучения. Но с введением цифровой дидактики меняются и обучающиеся средства. Авторы попытались проанализировать мобильные приложения, интернет-ресурсы и программы по обучению китайскому языку как «Chinese Skill», «Train Chinese», «Hello Chinese» и другие. Представлены описание и характеристика разработанного авторского цифрового образовательного средства «Золотой лотос» для обучения китайскому языку будущих журналистов.

Ключевые слова: обучение китайскому языку, студенты-журналисты, цифровой образовательный ресурс, мобильное приложение.

S. V. Panina, E. E. Alekseeva

Teaching chinese language in universities through digital instruments

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The higher education system of the Russian Federation faces the task of preparing successful specialists with a high level of formation of basic professional competencies. The article deals with the process of teaching Chinese in a professionally oriented environment of the university. As an example, the training of media workers who are able to build a mutually productive dialogue with representatives of different cultures and nationalities is given. As the students note, in the future, knowledge of the Chinese language will provide them with advancement in life biography and professional career, education and communications. In practical classes of the Chinese language, NEFU teachers use a wide range of active teaching methods. But with the introduction of digital didactics, learning tools are also changing. The authors tried to analyze mobile applications, Internet resources and Chinese language training programs such as: "Chinese Skill", "Train Chinese", "Hello Chinese" and others. The description and characteristics

ПАНИНА Светлана Викторовна - к. пед. н., доцент кафедры педагогики Педагогического института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: psv1148@mail.ru

PANINA Svetlana Viktorovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Education, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

АЛЕКСЕЕВА Елена Егоровна - аспирант кафедры социальной педагогики Педагогического института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: elenaalexeeva888@gmail.com

ALEKSEEVA Elena Egorovna - graduate student, Department of Social Pedagogics, Teacher Training Institute, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

of the developed author's digital educational tool "Golden Lotus" for teaching the Chinese language to future journalists are presented.

Keywords: Chinese language teaching, journalism students, digital educational resource, mobile application.

Введение

В связи с расширением российско-китайских отношений и наращиванием экономико-гуманитарного взаимодействия двух стран, в России небывалыми темпами растет и интерес к изучению китайского языка. Так, по данным анализа кафедры иностранных языков Российского университета дружбы народов, на сегодняшний момент около 22 тысяч российских студентов изучают китайский язык в 142 вузах РФ. Распертова С. Ю. отмечает, что основными мотивами изучения китайского языка среди российских студентов выступают: интерес к китайскому языку как одному из языков в плане будущей профессии и трудоустройства; возможность получить эксклюзивное образование (то есть владение уникальным языком); геополитическое соседство России и Китая; интерес к восточной культуре и культуре Китая, в частности; изучение китайской письменности; возможность посещения КНР с целью туризма и др. [1; С.379].

Китайское направление, в рамках международного сотрудничества ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (СВФУ), выступает как ведущее. Взаимодействие с вузами КНР включает в себя реализацию программ академической мобильности студентов и преподавателей, совместных проектов, культурный обмен [2]. Благодаря этому, особый спрос и значение приобретает обучение китайскому языку студентов разной профессиональной направленности (филология, биология, медицина, инженерия, геология, журналистика).

Преподаватели на практических занятиях по обучению студентов китайскому языку используют современные образовательные технологии и методы. Многие задания разработаны и собраны в «Языковой портфель профессии» и направлены на развитие аналитических, системных, социокультурных и коммуникативных компетенций будущих специалистов. В задачу преподавателя иностранного языка входит оказание помощи студентам в выборе эффективных цифровых продуктов, оказывающих качественное содействие изучению языка, что тем самым и активизируют персонализированное обучение [3, 4, 5].

Анализ литературы, приложений, интернет-ресурсов иностранных языков, ответов студентов I-III курсов Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» по двум профилями «Иностранный язык (английский) и иностранный язык (китайский)», позволили определить плюсы и минусы этих вспомогательных средств обучения китайскому языку (табл. 1).

Таким образом, на основе данного анализа, нами были предпринята попытка разработать цифровой образовательный ресурс по обучению китайскому языку будущих журналистов. В данное приложение был внесен достаточно большой объем материала, ориентированный на стимулирование обучающихся к межкультурному общению, в том числе информация на китайском языке, раскрывающая традиции, праздники, культуру, быт и жизнь народов, проживающих на Северо-Востоке РФ.

Таблица 1

Анализ приложений и сайтов по обучению китайского языка

Название приложения Преимущества Недостатки

Приложение «Лаоши» - это интеллектуально-образовательное приложение (2021 г.) Большая база данных; лексика из популярных учебников китайского языка и ШК отсортирована по тематикам; после скачивания и установления приложения при использовании мобильный интернет не расходуется; карточки с новыми словами, с различными упражнениями для произношения и написания; для хорошего запоминания иероглифов разработан алгоритм с интервальным повторением изученных слов. Можно использовать на любой стадии обучения, будет полезно как при изучении новых слов, так и при повторении лексики и изучении разных грамматических конструкций [6]. Интерфейс приложения несколько усложнен; нет возможности использовать приложение во время работы с компьютером или ноутбуком.

«ChineseSkill» Хорошее приложение для начинающих; имеется комплекс разнообразных упражнений, разделенных по тематикам и с промежуточными тестами; возможность распознавания и оценки речи, рукописный ввод иероглифов, анимирование тонов и другие различные технологии; имеются видеоуроки с объяснением того или иного грамматического правила. Приложение доступно на 13 языках, при входе спрашивается уровень владения языком. Имеется практика письменной речи. Подходит для подготовки к ШК4 - экзамен по китайскому 4-го уровня. Возможно развить китайский язык с нуля до уровня свободного общения на базовые темы (от А1 до В2). Возможность использовать офлайн. Для студентов с базовым знанием не будет актуальным; в каждом четвертом или пятом упражнении есть платный контент, что не очень практично; ограниченный контент; не все задания доступны - нужно приобретать платную подписку. Иногда функция распознавания речи работает некорректно, поэтому может засчитать верное произношение за неверное, а неверное -за верное.

«Сова» Изучение ключей в китайском языке - это основополагающая часть при изучении иероглифов. Имеется мини-сборник для упражнений, последовательность написания ключа, его чтение и перевод. Стоит пользоваться, можно рекомендовать студентам только на начальном этапе изучения китайского языка, так как далее оно не пригодится.

«PORO ZHONGWEN» Удобное приложение для обучающихся с базовым уровнем китайского языка и тех, кто хочет продвинуть свой китайский язык; множество различных диалогов, список уроков с различной тематикой, для прослушивания и практики; можно послушать новости на китайском языке; есть игры для быстрого запоминания структуры предложений. Много платного контента, каждый пятый урок или игра и прослушивание в платном пакете.

«TrainChinese» Понятный интерфейс. Можно вводить слова на русском, английском, китайском чтобы найти их перевод, употребление, произношение слова. Имеются пошаговые анимации для письма иероглифов. Доступна необходимая информация Дорогая подписка. Неактуальный перевод.

в бесплатной версии. Имеются различные повышенные уровни. Распределение тем по различным ситуациям. Имеются подборки необходимых фраз для путешествий, для заказа в ресторане, для брони и проживания в гостинице и т.п.

«НеИоСЫпеэе» Создан специально для начинающих. Игровая форма изучения языка. Проверка знаний в конце каждой пройденной темы. Много видео на китайском языке. Имеется рукописный ввод иероглифов. Возможность использования офлайн. При входе спрашивается уровень владения языком. Присутствует курс пиньинь для начинающих. Подходит для подготовки к ШК3 - экзамен по китайскому языку 3-го уровня. Возможность развить китайский язык с нуля до уровня свободного общения на базовые темы (от А1 до В1-В2). Присутствуют как традиционный китайский, так и упрощенный. Всё озвучено носителями языка. Добавляются новые задания каждую неделю. Не все задания доступны - нужно приобретать платную подписку. Не все игры доступны без премиум-подписки. Для использования офлайн также нужна премиум-подписка. Иногда функция распознавания речи работает некорректно.

«СЫпеаэу» Игровая форма изучения языка. Яркое приложение. Хорошее объяснение иероглифов на доступных примерах и рисунках. Подходит для начинающих. Имеет множество рекомендаций от педагогов и СМИ. При входе спрашивается желание вида изучения языка: традиционный или упрощенный. Более 600 уровней для изучения языка. Легкий формат обучения. Не весь контент дается бесплатно. Нет написания иероглифов. Изучение даётся только на английском языке, что может быть минусом для людей, не знающих английского языка. Много ненужной лексики. Ограниченный контент. Множество повторений одних и тех же слов на высоких уровнях. Отсутствует 5 тон в произношении. Возникают неполадки при регистрации и при изучении языка. Не поддерживается офлайн режим.

«Duolingo» Бесплатная платформа для изучения языка и краудсорсинговых переводов. Сервис разработан так, что по мере прохождения уроков пользователи параллельно помогают переводить веб-сайты, статьи и другие документы. Мало материала и информации для бесплатного изучения. Китайский язык можно изучать только на английском (то есть весь перевод на английском). Нет справочника для детального изучения каких-либо тем. Почти не рассчитан на развитие речевых навыков.

«ChinaEduCenter» Материал очень высококачественный, созданный профессионалами из Китая. Включены исторические факты про происхождение языка. Много тем, которые действительно пригодятся при разговоре на китайском языке. Курс начинается с изучения того, как работает язык и его изучение (пиньинь, произношение звуков). Есть отдельные разделы по устной речи, каллиграфии и грамматике. Имеются подготовительные материалы по ШК. Всё совершенно бесплатно. Курс только для начинающих. Только на английском языке. Качество звука в аудиофайлах довольно низкое

«Chinese-Tools» Небольшой курс для начинающих с высококачественным материалом. Имеет не только английскую, но и русскую версии. Начинается с изучения того, как работает язык и его изучение (произношение звуков). Можно научиться основам китайского языка, устной речи, а также каллиграфии. Предоставляется огромное количество материала для самоизучения, сильно вовлечен культурный аспект языка (песни, поэмы, фразеологизмы и др.). На сайте имеется форум, на котором можно получить прямую языковую помощь от носителей языка. Бесплатный. Кроме вводного китайского курса, таковой программы здесь нет. Сильная опора на самоизучение. Интерфейс довольно некрасочный и устаревший. Некоторые части сайта не работают (например, раздел новостей)

Цифровой образовательный ресурс «Золотой лотос» по обучению китайскому языку

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 42.03.02 «Журналистика», будущие специалисты должны владеть стилистикой различных жанров: писать статьи, заметки, рецензии; уверенно выступать перед публикой в теле- или радиоэфире, владеть навыками грамотной устной речи (для редакторов теле- и радиокомпаний); корректно вести полемику, аргументировать свою точку зрения. Выпускники должны владеть современными методами, технологиями и техникой создания журналистских публикаций, их содержательной и структурно-композиционной спецификой; знаниями методов применения цифровых технологий в печати, на телевидении, в радиовещании и интернет-СМИ; профессиональной журналисткой этикой. Учитывая, что происходит цифровая трансформация общества, именно журналистская деятельность меняется под воздействием интенсивного развития цифровых технологий, и в процесс подготовки таких специалистов активно внедряются разные формы обучения [7, 8, 9].

В связи с этим, Алексеевой Е. Е. разработан и апробирован цифровой образовательный ресурс (ЦОР) «Золотой Лотос»» который предназначен для будущих журна-

листов, изучающих китайский язык. Практическое использование позволяет студентам эффективно повышать уровень владения китайским языком в своей будущей профессиональной среде. Название ЦОР «Золотой лотос» вызвано с тем, что в Древнем Китае лотос считался воплощением Дао, бутоны лотоса - это символ прошлого, сам цветок - символ настоящего, а семя - символ будущего. Лотос считается символом чистоты, светлого стремления к духовному совершенству, гармонии и плодородия. Образное представление семени лотоса - это и есть будущие журналисты, а симбиоз профессиональной журналистики и китайского языка является актуальной темой.

Цель разработки данного цифрового инструмента заключается в повышении эффективности и качества преподавания китайского языка будущим журналистам. При разработке учтены основные значимые компетенции в системе цифровизации: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие за счет самостоятельной деятельности на циф-

ровом ресурсе, управление и владение информацией в своей сфере деятельности. Именно в оказании поддержки организации персонализированного обучения, с учетом темпа, содержание учебной работы, активного вовлечения самостоятельности студента в образовательный процесс, привносят изменения в планирование, мотивы и жизненные цели.

Немаловажным при разработке цифрового образовательного ресурса является включение ряда принципов, на основе которых он может быть успешно реализован: принцип фокусировки внимания на самостоятельной работе обучаемых; принцип адаптивности в условиях изучения китайского языка c помощью сайта, где студент может самостоятельно выбрать одно из заданий с использованием видео- или аудиотехнологий в соответствии с уровнем собственного знания и владения китайским языком и/или заданием, рекомендованным преподавателем; принцип практико-ориентированности, дающий возможность развивать знания в будущей профессии, как языковые, культурные навыки и умения будущих журналистов на китайском языке.

ЦОР разработан на основе конструкта Tilda, которым можно управлять самостоятельно, считается адаптивным сайтом с разнообразным дизайном, широким набором секций, привлекательным и удобным интерфейсом, встроенным CRM-системой, возможностью интеграции других онлайн-сервисов.

Уникальность создания данного цифрового образовательного ресурса заключается в том, что он направлен именно на обучающихся определенного направления обучения, в частности на будущих журналистов, аналогов таких ресурсов не имеется, и также предоставляется возможность формирования и развития межкультурной компетенции как одной из составляющей профессиональной квалификации.

Формат каждой информации и заданий в ЦОР «Золотой лотос» основан на собственном педагогическом материале разработчика (как преподавателя в вузах КНР и РФ). Данный материал включает актуальную информацию по базовым разделам обучения будущих журналистов китайскому языку в рамках профессиональной и межкультурной компетенции. Разделы охватывают все темы, которые студенты изучают в соответствии программой. Более того, в подборе материала учтены мнения ведущих исследователей по повышению эффективности образовательных технологий, применяемых в образовательном процессе будущих журналистов.

Алгоритм цифрового образовательного ресурса «Золотой лотос» состоит из следующих разделов: «Межкультурная компетенция» в котором представлена культура народов мира и обозначена мотивация к изучению языков как средство к развитию межкультурной компетенции; «Статьи» по разным темам для чтения студентами специальной литературы, содержащих специфическую лексику и терминологию, что обеспечивает повышение уровня культурной грамотности. Данный раздел ЦОР при помощи китайского языка, позволяет студентам находится в курсе последних событий, происходящих в Китайской Народной Республике. Для этого необходимо по ссылке перейти на один из главных телеканалов КНР - CCTV, где в режиме онлайн идет прямая трансляция новостей и событий; «Опросы и анкеты на знание китайского языка» для повышения межкультурной компетенции и развития способности/готовности будущего журналиста контактировать в ситуации межкультурного общения. В разделе «Опросы и анкеты на знание китайского языка» для повышения межкультурной компетенции и развития способности/готовности будущего журналиста контактировать в ситуации межкультурного общения, нами разработаны и включены в раздел упражнения для самообучения и контрольно-измеряющие материалы.

В разделе «Культура народов» студенты могут ознакомиться и изучить особенности языка, традиции, историю возникновения и развития этнических групп, культуру разных этносов (представлены русские, якуты, китайцы, японцы, британцы и другие).

Также студенты могут получить методическую помощь по эффективному применению цифровых технологий в журналистской практике, по изучению рекомендаций для составления сценариев сюжетов, разрабатываемых тележурналистами, по редактированию сценариев, определению приоритетности темы журналистского материала для публикаций, составлению сценариев для сюжетов в формате онлайн и изучению профессиональной журналистской этики. Студенты не только учатся писать статьи, а заодно и видят, как пишут статьи на данном сайте, что является весьма полезным для повышения профессиональной и межкультурной компетенции каждого из них.

В качестве контрольных материалов студенты выполняют следующее. Будущие журналисты, ознакомившись с новостями, связанными с китайским миром, выписывают для себя незнакомые им иероглифы, прописывают их и запоминают новости на китайском языке. Если же наоборот, то есть новости транслируются на русском языке, то студенты переводят выбранную статью на китайский язык. Упражнение является популярным, преимущественно, среди будущих журналистов. Мы считаем, что раздел «Статьи» в системе ЦОР «Золотой лотос» является неотъемлемой частью для основной деятельности студентов по специальности «Журналистика» согласно требованиям ФГОС и Профессионального стандарта РФ. Для закрепления итогового результата занятий на сайте ЦОР также разработаны и представлены опросы по теме «Роль межкультурной компетенции в будущей профессиональной деятельности» и «Современные журналисты». Важно, что в ЦОР «Золотой лотос» большая часть образовательного материала, включенной в различные тематические секции, представлена в игровой форме. Нами разработаны и размещены красочные секции, посвященные интересным темам для самообучения студентов по географии, древним и современным городам Китая, китайской каллиграфии, особенностям китайского Нового года и Восточного календаря, китайской медицины, древним методам обороны и традиционным китайским видам спорта и другие. Также в рамках каждой секции студент имеет возможность ответить на контрольные вопросы в игровой форме.

Изучение и преподавание китайского языка

Помимо этого, будущие журналисты, используя ЦОР «Золотой лотос», могут осуществлять поиск и находить ответы на различные вопросы. Например, «Как правильно писать статьи на китайском языке?», «В чем заключается празднование китайского Нового года?». Важным для саморазвития будущих журналистов являются секции по обзору причин для изучения китайского языка, а также современные методы применения цифровых технологий в печати. Тем самым, пользование ЦОР в качестве средства педагогического обеспечивания с учетом индивидуальных особенностей студента определяет персонализированный подход к обучению китайскому языку и освоению профессии журналиста.

В «Золотом лотосе» также размещена разработанная авторами анкета для опроса будущих журналистов по теме: «Роль межкультурной компетенции в будущей профессиональной деятельности», включены вопросы по актуальным темам для определения формирования межкультурной компетенции будущего журналиста.

Заключение

Как справедливо отмечают исследователи Самсонов М. М., Франгиз Х., особенности преподавания китайского языка в том, что чем больше видов деятельности задействованы в учебном процессе, тем выше его эффективность [10, 11].

Подтверждая слова, происходящая в наше время цифровая трансформация образования дает возможность обновить планируемые результаты обучения, модернизировать методы и организационные формы учебной работы, обогатить содержание образования, оптимизировать виды и средства оценивания достигнутых результатов в интенсивно развивающейся цифровой среде для кардинального улучшения образовательных результатов каждого студента.

В перспективе разработанный и дополненный цифровой образовательный ресурс может способствовать обучению китайскому языку на курсах повышения квалификации, дополнительного профессионального образования и в зависимости от вида и направления профессиональной деятельности.

Л и т е р а т у р а

1. Распертова, С. Ю. Профессиональная ориентация обучения китайскому языку студентов нелингвистических направлений подготовки / С. Ю. Распертова // Филологические науки. Вопросы теории и практики.- 2019. - Т.2. - Выпуск 10. - С. 378-384.

2. Николаева, А. Д. Традиционные ценности в воспитании молодежи в России и Китае / А. Д. Николаева, Би Цишуан // Глобальный научный потенциал. - Тамбов: Фонд развития науки и культуры, 2019. - №1110-14. - С. 10- 14.

3. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - Москва: Академия, 2013. - 336 с.

4. Королева, А. С. Интерактивная методика в преподавании китайского языка / А. С. Королева, О. Ю. Нивина // Актуальные вопросы преподавания китайского и других восточных языков в XXI веке. - Казань: КФУ, 2018. - С. 88-93.

5. Демина, Н. А. Методика преподавания практического китайского языка. - Москва: Восточная литература РАН, 2006. - 88 с.

6. Шамсиддинова, М. Ф. Роль инновационных технологий при обучении китайскому языку / М.Ф. Шамсиддинова // Academic research in educational sciences. - 2022. - Vol. 3, Iss. 1. - P. 886-892.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт ВО - бакалавриат по направлению 42.03.02 Журналистика. - https://fgos.ru/fgos/fgos-42-03-02-zhurnalistika-524/ (дата обращения 10.04.2022).

8. Меньжурова, А. Б. Профессиональные компетенции журналиста в цифровую эпоху / А. Б. Меньжурова, Б. Ю. Эрдынеев // Педагогические технологии для реализации современных образовательных стандартов: сборник статей международной научно-методической конференции. -Улан-Удэ, 2021. - С. 407-415. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46304455 (дата обращения: 23.05.2022).

9. Дякина, А. А. Стратегия медиаобразовательного развития будущего журналиста как фактор профессионализма в условиях цифровой экономики / А. А. Дякина, Ю. В. Артемова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2021. - Т. 10. - № 3. - С. 543-557. - URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=47095780 (дата обращения: 21.04.2022).

10. Самсонов, М. М. Современные технологии в преподавании китайского языка / М.М. Самсонов // Филологический аспект. - № 3 (35). - Март 2018. - https://scipress.ru/philology/articles/sovremennye-tekhnologii-v-prepodavanii-kitajskogo-yazyka.html (дата обращения 13.05.2022).

11. Худоёрова, Ф. Инновационные методы обучения китайскому языку / Ф. Худоёрова, Ф. Юлдо-шова // Scientific progress. - 2021. - Vol. 2, Iss. 7. - P. 177-186.

R e f e r e n c e s

1. Raspertova, S. YU. Professional'naya orientaciya obucheniya kitajskomu yazyku studentov nelingvisticheskih napravlenij podgotovki / S. YU. Raspertova // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki.- 2019. - T.2. - Vypusk 10. - S. 378-384.

2. Nikolaeva, A. D. Tradicionnye cennosti v vospitanii molodezhi v Rossii i Kitae / A. D. Nikolaeva, Bi Cishuan // Global'nyj nauchnyj potencial. - Tambov: Fond razvitiya nauki i kul'tury, 2019. - №111014. - S. 10- 14.

3. Gal'skova, N. D. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika / N. D. Gal'skova, N. I. Gez. - Moskva: Akademiya, 2013. - 336 s.

4. Koroleva, A. S. Interaktivnaya metodika v prepodavanii kitajskogo yazyka / A. S. Koroleva, O. YU. Nivina // Aktual'nye voprosy prepodavaniya kitajskogo i drugih vostochnyh yazykov v XXI veke. - Kazan': KFU, 2018. - S. 88-93.

5. Demina, N. A. Metodika prepodavaniya prakticheskogo kitajskogo yazyka. - Moskva: Vostochnaya literatura RAN, 2006. - 88 s.

6. SHamsiddinova, M. F. Rol' innovacionnyh tekhnologij pri obuchenii kitajskomu yazyku / M.F. SHamsiddinova // Academic research in educational sciences. - 2022. - Vol. 3, Iss. 1. - P. 886-892.

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart VO - bakalavriat po napravleniyu 42.03.02 ZHurnalistika. - https://fgos.ru/fgos/fgos-42-03-02-zhurnalistika-524/ (data obrashcheniya 10.04.2022).

8. Men'zhurova, A. B. Professional'nye kompetencii zhurnalista v cifrovuyu epohu /A. B. Men'zhurova, B. YU. Erdyneev // Pedagogicheskie tekhnologii dlya realizacii sovremennyh obrazovatel'nyh standartov: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. - Ulan-Ude, 2021. - S. 407-415. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46304455 (data obrashcheniya: 23.05.2022).

9. Dyakina, A. A. Strategiya mediaobrazovatel'nogo razvitiya budushchego zhurnalista kak faktor professionalizma v usloviyah cifrovoj ekonomiki /A. A. Dyakina, YU. V. Artemova // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. - 2021. - T. 10. - № 3. - S. 543-557. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47095780 (data obrashcheniya: 21.04.2022).

10. Samsonov, M. M. Sovremennye tekhnologii v prepodavanii kitajskogo yazyka / M.M. Samsonov // Filologicheskij aspekt. - № 3 (35). - Mart 2018. - https://scipress.ru/philology/articles/sovremennye-tekhnologii-v-prepodavanii-kitajskogo-yazyka.html (data obrashcheniya 13.05.2022).

11. Hudoyorova, F. Innovacionnye metody obucheniya kitajskomu yazyku / F. Hudoyorova, F. YUldoshova // Scientific progress. - 2021. - Vol. 2, Iss. 7. - P. 177-186.

^■Mir^ir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.