рована на такие понятия, как «любовь, отношения», «секс», «пошлость», «страсть», «деньги, богатая жизнь», «жизнь, ее смысл», «свобода», «надежда», «вера»; а российская музыка - на «любовь, отношения», «патриотизм, родина», «секс», «пошлость», «страсть».
Сопоставляя данные опроса с полученными результатами контент-анализа, можно сделать следующие выводы:
- представления молодежи отчасти соответствуют смыслам, содержащимся в современной вокальной музыке; в то же время респонденты придают содержанию и российских, и зарубежных песен более негативный («опошленный») смысл;
- в отношении смыслового наполнения вокальной музыки запрос девушек в большей степени удовлетворен отечественной вокальной музыкой; запрос юношей - в большей степени зарубежными песнями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов А.В. Контент-анализ содержания современных музыкальных хитов / А.В. Богданов // Молодежь и наука: Сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. Режим доступа: http://conf. sfu-kras.ru/sites/mn2010/section8.html.
2. Исхакова Н.Р., Болтачев P.P. Музыкальные предпочтения молодежи / Н.Р. Исхакова, Р.Р. Болтачев // Социологические исследования, 2006. № 6. С. 103-106.
3. Куликов Е.М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодежной субкультуры / Е.М. Куликов: дис. канд. социол. наук: 22.00.06. Ставрополь, 2004. 165 с.
4. Адорно Т. Избранное: Социология музыки / Т. Адорно. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 445 с.
УДК: 378.002 Н.В. Калинина
Благовещенск, Амурский госуниверситет
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ФАКТЧЕКИНГ В СМИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННЫХ ЖУРНАЛИСТОВ
В статье обосновывается необходимость повышения уровня подготовки журналистов в области проверки фактов и верификации в цифровую эпоху. Дисциплина «Фактче-кинг в СМИ» направлена на формирование у студентов системы профессиональных умений и навыков критического анализа информации в медиа, фактчека и верификации.
Ключевые слова: журналистское образование, профессиональные стандарты журналистики, цифровые технологии, фактчекинг, верификация, поддельные новости, дезинформация, ЮНЕСКО.
N.V. Kalinina
Blagoveshchensk, Amur State University
PLACE OF DISCIPLINE «FACTCHEKING IN THE MEDIA» IN PROFESSIONAL TRAINING MODERN JOURNALISTS
In presented article the author analyzes the role of factcheck subject in journalism education in the digital age. Training course program focuses practical skills training of critical thinking, the ability to separate fact from fake and verification of information in mass media.
Keywords: journalism education, professional standards, digital tools, factchecking, verification, fake news, disinformation, UNESCO
doi 10.22250/WFDA.2020.16.30
Современная медиасфера под влиянием перманентно продолжающейся цифровой революции переживает кардинальную трансформацию. Это закономерно вызывает в профессиональной среде многочисленные обсуждения и дискуссии как относительно будущего самой журналистики, так и системы образования, которая в наибольшей степени будет способна отвечать на стоящие перед индустрией вызовы. Соответственно быстро меняющийся ме-диаландшафт в XXI веке ставит проблемы адаптации университетских образовательных программ по журналистике к цифровой эпохе. Должны меняться и подходы к организации журналистского образования. Действительно, «...развитие новых каналов передачи информации, цифровизация контента, изменения в технологиях работы журналистов, универсальный характер журналистского труда обнаруживают необходимость углубления представлений о составляющих журналистского профессионализма» [1].
Одним из самых главных профессиональных вызовов для журналистики в условиях массовой самокоммуникации становится все большее размывание границ между ней и другими смежными видами массово-коммуникационной деятельности, а также их конвергенция. Однако разговоры об исчезновении в скором будущем журналистики или потере ею идентичности кажутся нам преждевременными. Скорее наоборот в условиях информационного кризиса, связанного как с переизбытком производимой обществом информации, так и особенностями ее потребления, растет ценность журналистики и необходимость ее более четкой самоидентификации. «Цифровые технологии не смогли девальвировать ценность журналистского творчества. Напротив, они подняли его значимость на новую высоту, так как представили новые требования к качеству журналистского контента» [2], - убежден президент факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Я.Н. Засурский.
Повышаются и требования к компетентности и профессиональной культуре самих журналистов, способных создавать качественный контент, отличный от иных форм контента, включая рекламу, маркетинг, связи с общественностью, а также пропаганду, и различные формы дезинформации. Особенную тревогу в эпоху так называемой постправды в обществе вызывает распространение недостоверной информации, которое приобрело катастрофические масштабы и характер общепланетарной угрозы. В последние несколько лет проблема циркулирующей дезинформации, фальшивых новостей (fake news) стала одной из самых об-
суждаемых тем среди экспертов, политиков и в целом общественности. Например, в открытом письме от 18 сентября 2019 г. глава ЮНИСЕФ Генриетта Фор среди 8 наиболее опасных проблем назвала и рост дезинформации в Интернете [3].
Конечно, сама по себе проблема ложной информации в информационном пространстве не нова, однако беспрецедентными в цифровую эру являются ее новые свойства: транс-медийность и виральность, а также возможность целенаправленного управления ее в целях дестабилизации общества.
В качественной журналистике видят альтернативу и противовес информационному загрязнению в сегодняшнем мире. Поскольку именно ее отличает способность предоставлять обществу верифицированную информацию. Кроме того, предполагается, что журналисты и СМИ сами должны принимать участие в общественном диалоге, в противостоянии информационному беспорядку и содействовать активному выявлению новых форм и случаев дезинформации. Однако на практике журналисты зачастую оказываются проводниками и жертвами непроверенных, недостоверных сообщений в результате некритического распространения информации. Поэтому в условиях беспрецедентного развития цифровых технологий и усложнения коммуникативной реальности, возникает насущная потребность повышения профессиональной квалификации журналистов в данной сфере. На это обращает внимание директор Европейского центра журналистики (EJC) Вильфрид Руэттен (Wilfried Ruetten): «В сегодняшней цифровой среде, где циркулируют слухи и ложный контент, журналисты должны быть в состоянии отделить подлинные материалы от фейков» [4].
На ведущие позиции в системе профессиональной подготовки журналистов выходит развитие аналитических способностей в работе с информацией, умения ее критического осмысления, требующие совершенствования навыков проверки фактов (фактчекинг) и в целом верификации информации.
Безусловно, принцип достоверности информации, а следовательно, и ее тщательной проверки, всегда являлся одним из базовых в шкале профессиональных ценностей журналистов. Например, известна старейшая аксиома американских журналистов: «Если твоя мама говорит, что любит тебя, проверь это». Верификация и фактчекинг как атрибут журналистской профессии находит отражение как в многочисленных профессионально-этических кодексах, так и в законодательстве. Так, ФЗ РФ «О средствах массовой информации» прямо указывает, что проверка информации на достоверность является как правом, так и обязанностью журналиста (ст. 47 и 49) [5].
Соответственно, внедрение соответствующих дисциплин в образовательные программы обусловлено необходимостью овладения будущими специалистами в сфере медиа конкретными технологиями и методиками критического анализа информации в цифровой среде.
В мире растет число образовательных проектов по журналистике в сфере фактчекинга и верификации информации. Инициативы исходят как от межгосударственных структур (например, ЮНЕСКО), так и от ведущих университетов мира.
В апреле 2018 г. сотрудники Института Пойнтера, специализирующегося на образовании и тренингах в сфере журналистики совместно с Американским институтом прессы разработали учебный курс «Практическая проверка фактов: краткий курс» (Hands-On Fact-Checking: A Short Course) при финансовой поддержке Google News Lab [6]. А в сентябре
2018 г. под эгидой ЮНЕСКО вышло учебное пособие в рамках серии образования для журналистов «Журналистика, фейковые новости и дезинформация: руководство по обучению и подготовке журналистов» (Journalism, fake news & disinformation: handbook for journalism education and training) [7].
С 2019 г. в Австралии специализированный учебный курс по фактчекингу для студентов-журналистов первым ввел один из ведущих вузов страны - Мельбурнский королевский технологический университет (RMIT) [8].
Авторы указывают, что онлайн-курс направлен на обучение основным навыкам проверки фактов, чтобы помочь студентам идентифицировать поддельные новости и сфальсифицированные фотографии и видео.
В Амурском государственном университете дисциплина «Фактчекинг в СМИ» впервые включена в учебный план по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» в соответствии с ФГОС ВО 3++ (уровень бакалавриат). Рабочая программа является полностью авторской, опирается на существующие в данной области академические разработки и журналистскую практику, направлена на достижение определенных образовательной программой типов задач профессиональной деятельности и соответствующих им профессиональных компетенций (ПК-1 и ПК-2).
Цель дисциплины - формирование системы профессиональных умений и навыков критического анализа информации в медиа, фактчека и верификации.
К задачам дисциплины мы относим в первую очередь следующие:
- знакомство с основными теоретическими подходами, принципами, методологией и существующими практиками фактчекинга в СМИ;
- формирование профессиональных навыков использования современных цифровых технологий для верификации различных видов онлайн-контента;
- овладение практическими навыками по созданию медиатекстов в формате фактче-
кинга.
Изучение дисциплины на четвертом курсе позволяет углубить и систематизировать знания, полученные в рамках уже освоенных дисциплин, а также произвести профессиональную рефлексию над личным опытом работы в СМИ по итогам пройденных практик.
Фундаментальной основой для изучения дисциплины по фактчекингу и верификации, безусловно, является философия, реализующая универсальную компетенцию по формированию системного и критического мышления. Непосредственно изучению данного курса предшествует предмет «Профессиональная этика журналиста». Этим определяется логика и структура рабочей программы. Именно на признанные этические стандарты профессии, определяющие сущность качественной и ответственной журналистики, опираются алгоритмы и технологии процессов верификации и фактчекинга. Эта идея идет лейтмотивом в упомянутом выше издании ЮНЕСКО: «Профессиональные стандарты этичной и ответственной журналистики являются важной защитой от дезинформации и мисинформации» [7].
В программе дисциплины фактчекинг рассматривается в нескольких контекстах: во-первых, как составляющая редакционного процесса и деятельности журналиста, а во-вторых, как формат и жанр в СМИ.
Структура дисциплины выстроена в соответствии с поставленными задачами и выглядит следующим образом:
№ п/п Название темы (раздела) Содержание темы (раздела)
1 Профессиональные стандарты журналистики в цифровую эпоху Структурные, культурные и нормативные изменения в современной журналистике. «Информационный беспорядок» и кризис доверия к институту журналистики со стороны общества в эпоху постправды. Основные принципы качественной журналистики по Сети этичной журналистики (The Ethical Journalism Network). Требования, предъявляемые к журналистской информации: достоверность, беспристрастность, сбалансированность, полнота или информативность, актуальность и оперативность информации. Достоверность информации в СМИ как правовая норма и как профессионально-этическая категория.
2 Понятие факта в журналистике и науке. Виды недостоверной информации в СМИ. Правда и истина как философские категории. Понятие «факт» в философии, науке и в журналистике, основные характеристики и разновидности факта. Проблема разграничения факта и суждения в СМИ. Понятия фактоид, фейк в журналистике. Типы поддельных новостей (fake news) от First Draft News, PolitFact. Дезинформация, мисинформация, пропаганда: основные признаки.
3 Фактчекинг и верификация информации: методологические основания и принципы Фактчекинг в журналистике, его сущность, функции и виды. Фактчекинг как форма watchdog journalism. Фактчек как метод и как жанр. Факторы, затрудняющие проверку информации. Внутренняя(ante hoc) и внешняя (post hoc) проверка фактов. Фактчекинг в деятельности редакции и в работе журналиста. Базовые правила верификации информации в СМИ. Научные методики анализа, оценки, проверки информации применительно к журналистской деятельности: CARS, SIFT, CRAAP, ESCAPE и др.
4 Технологии и инструменты фактчекинга Методики оценки источников информации. Проблема подлинности, достоверности и надежности документов. Онлайн-сервисы по верификации информации и их использование в работе журналиста. Основные принципы и технологии верификации разных видов онлайн-контента: текст, фото, видео. Проблема «глубоких фейков» (deep fakes). Верификация пользовательского контента (UGC): крите-
№ п/п Название темы (раздела) Содержание темы (раздела)
рии, онлайн-инструменты. Рекомендации WAN-IFRA по проверке UGC-контента
5 Фактчекинг как вид журналистики расследований Фактчекинговое и классическое расследование: общее и отличия. Фактчек как формат в СМИ, его форматообразу-ющие элементы. Жанры фактчекинговых медиатекстов: фактчек-аналитика, фактчек-блиц, фактчек-суперблиц, рейтинги, политические карикатуры, инфографики, тизер-ные ролики. Структурные элементы публикации.
6 Фактчекинг в практике СМИ Медиапроекты по фактчекингу: мировой и отечественный опыт. Проекты, учрежденные профессиональными медиа, и независимые гражданские инициативы. Фактчекинговые проекты: цели, методы, проблема эффективности. Проверка заявлений политиков (FactCheck.org), вирусного контента из социальных сетей (Storyful.com), новостей, опубликованных в СМИ (Stopfake.org).
Прикладной характер курса реализуется через использование интерактивных технологий и разнообразных видов учебной деятельности: кейс-стади, дискуссии, выполнение творческих работ и др.
Таким образом, введение «Фактчекинг в СМИ» в учебный план по направлению подготовки «Журналистика» в качестве отдельного предмета представляется обоснованным и своевременным, отвечающим на актуальные вызовы в сфере профессионального журналистского образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шестеркина Л.П., Бевз А.А. Новые границы профессиональной журналистики, или Чему учить студентов-журналистов // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2422.
2. Найти свое место. Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Режим доступа: https://spbsj .ru/isledovaniya/naiti-svoie-miesto.
3. ЮНИСЕФ: затяжные конфликты, климатический кризис, рост числа психических заболеваний и дезинформация в интернете относятся к числу наиболее серьезных новых угроз для детей. Режим доступа: https://www.unicef.org/child-rights-convention/open-letter-to-worlds-children?utm_campaign=general&utm_source=referral&utm_medium=media#trust.
4. Craig Silverman TheVerification Handbook': A guide to verifying digital content for emergency coverage (2014). Режим доступа: http://verificationhandbook.com/book/index.php.
5. Федеральный закон от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 02.12.2019 г.) «Закон о средствах массовой информации» // СПС Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
6. Hands-On Fact-Checking: A Short Course. The Poynter Institute. Режим доступа: https://www.poynter.org/shop/fact-checking/handson-factchecking/.
7. Ireton Cherilyn, Posetti Julie Journalism, fake news & disinformation: handbook for journalism education and training. - UNESCO, 2018. Режим доступа: https://linhadeleitura.files.wordpress.com/2018/12/265552e.pdf.
8. RMIT develops Australian-first fact checking subject. RMIT university. Режим доступа: https://www.rmit.edu.au/news/all-news/2018/dec/rmit-develops-australian-first-fact-checking-subject.