Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе на основе интеграции учебных дисциплин и различных видов практики в вузе'

Профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе на основе интеграции учебных дисциплин и различных видов практики в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / INTEGRATION / INTEGRATION OF EDUCATION / SOCIAL WORK / PRACTICE / PROFESSIONAL ACTIVITIES / PRACTICAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевая Наталия Михайловна

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе на основе интеграции учебных дисциплин и различных видов практики в вузе. Исследование основано на идее о том, что, интегрируя в своем содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии на примере специальности «Социальная работа», практика обеспечивает логическую завершенность профессиональной подготовки будущих специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational training of the future experts in social work on the basis of integration of academic disciplines and various kinds of practice in higher education

In the article the results of the research devoted to studying the vocational training of the future experts in social work on the basis of integration of academic disciplines and various kinds of practice in higher education have been presented. The research is based on the idea that the practice provides the logic completeness of vocational training of the future experts while integrating in its content the basic components of complete structure of acquired trade, on the example of specialty Social work,

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе на основе интеграции учебных дисциплин и различных видов практики в вузе»

10. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. - оценка. Департамент современных языков, Страс-

М.: Аспект-Пресс, 2000. - 207 с. бург. - М. : МГЛУ, 2003. - 256 c.

11. Общеевропейские компетенции владения

иностранным языком: изучение, преподавание,

Маметова Юлия Федоровна, аспирант ГОУ ВПО «Иркутский государственный лингвистический университет. Mametova Yulia Fedorovna, postgraduate student, Irkutsk State Linguistic University. e-mail: julia21 86@list.ru

УДК 378.046 НМ Полевая

Профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе на основе интеграции учебных дисциплин и различных видов практики в вузе

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе на основе интеграции учебных дисциплин и различных видов практики в вузе. Исследование основано на идее о том, что, интегрируя в своем содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии на примере специальности «Социальная работа», практика обеспечивает логическую завершенность профессиональной подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: интеграция, интеграция обучения, социальная работа, практика, профессиональная деятельность, практическая деятельность, учебный процесс.

NM. Po/evaya

Vocational training of the future experts in social work on the basis of integration of academic disciplines and various kinds of practice in higher education

In the article the results of the research devoted to studying the vocational training of the future experts in social work on the basis of integration of academic disciplines and various kinds of practice in higher education have been presented. The research is based on the idea that the practice provides the logic completeness of vocational training of the future experts while integrating in its content the basic components of complete structure of acquired trade, on the example of specialty “Social work”,

Keywords: integration, integration of education, social work, practice, professional activities, practical activities, educational process.

Трансформация высшего профессионального образования, т.е. переход на многоуровневую систему обучения, заслуживает особого внимания, в связи с чем возникает необходимость пересмотра структуры научного знания, уровней интеграции и выработки новых подходов к образованию в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе. Интегрированный подход к обучению, воспитанию и развитию представляется одним из наиболее эффективных, так как позволяет решать задачи гуманизации, гуманитаризации и непрерывного образования путем создания инйсрирдвватшш курсор ф^ические работники (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.А. Сласте-нин, Е.И. Холостова, В.П. Симонов, Т.И. Воронкова, Р.М. Шипилов и др.) приходят к обоснованным выводам о кризисном состоянии подготовки специалистов по социальной работе. Симптомы данного кризиса проявляются в том,

что уровень подготовленности выпускников высших учебных заведений не соответствует процессам, которые происходят в нашей стране, и мировым стандартам. Отсутствует ориентация профессиональной подготовки на качественные показатели, новые принципы и технологии обучения, наблюдается разрыв между общекультурным и профессиональным компонентами в обучении, что не обеспечивает формирования профессиональной культуры специалиста по социальной работе, его готовности к профессиональному творчеству и сотрудничеству с клиентами.

Требования к профессиональным знаниям и умениям выпускников высших учебных заведений по специальности «Социальная работа» должны пересматриваться с учетом изменений потребностей общества. В связи с переходом на многоуровневую систему подготовки специалистов в области социальной работы все стороны учебной работы со студентами вузов по специ-

альности «Социальная работа» в настоящее время подлежат коррекции с учетом постоянного поиска наиболее эффективных путей формирования высококвалифицированных кадров. Этот процесс непосредственно затрагивает характер, содержание и организационные формы практики студентов по будущей профессиональной деятельности.

Исследования в области профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе у нас в стране и за рубежом показывают, что при высоких уровнях сформированности знаний, практических умений и навыков не всегда обеспечиваются социально значимые результаты

профессиональной деятельности. По нашему мнению, причина несоответствия заключается в отсутствии единства формирования системы знаний, умений и навыков в процессе учебных занятий. Данное единство обусловлено тем, что теоретические знания функционируют в практической деятельности специалиста по социальной работе и сама практическая деятельность представляет собой единство теоретического компонента, интеграцию теории и оИялтеграция обучения - это органичное слияние содержания, методов и форм организации учебного процесса в целях повышения его эффективности, т.е. взаимодействия субъекта и объекта в обуЗонлцтовнроцю1в1рЕме1нного специалиста по социальной работе на вузовском этапе требует единства фундаментальной теоретикометодологической части образования с гибкой прикладной частью, основным звеном которой является практическая деятельность.

В рамках проведенного исследования нами были выделены и обоснованы следующие организационно-педагогические условия:

1. Установление межпредметных связей между учебными дисциплинами и различными видами практик в профессиональной подготовке будущих специалистов по социальной работе.

2. Создание интегративного комплекса, включающего взаимосвязь профессиональных дисциплин и различных видов практик.

3. Интеграция учебных дисциплин и различных видов практики в профессиональной подготовке будущих специалистов по социальной работе на основе социального парВнерофассиональной подготовке специалистов по социальной работе идея интеграции проводится постепенно: сначала как установле-

ние межпредметных связей, затем как интеграция отдельных предметов и практик в комплексы.

Установление межпредметных связей между теоретическими дисциплинами и различными видами практик в профессиональной подготовке будущих специалистов по социальной работе направлено на тесную взаимосвязь с будущей профессиональной деятельностью, а также на отработку профессиональных знаний, овладение навыками и умениями самостоятельного ведения специализированной работы.

Создание интегративного комплекса, включающего взаимосвязь профессиональных дисциплин и различных видов практик, будет способствовать непрерывности и

последовательности овладения студентами

профессиональными знаниями, умениями и навыками, обеспечивая трансформацию познавательной деятельности в

профессиональную, исключая возможность дублирования учебного материала, что в целом направлено на повышение качества

профессиональной подготовки студентов по спеВиалииноти ^ереяньнажрабеация учебнопрактической подготовки на основе

социального партнерства позволяет

систематизировать взаимодействие сторон социального партнерства на основе взаимополезных и наиболее рациональных практических действий в сфере

профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Данное взаимодействие

позволяет решать возникающие проблемы, связанные с непосредственной подготовкой студентов по специальности «Социальная работа» (взаимосвязь с будущей

профессиональной деятельностью, определение мест практик, трудоустройство выпускников и др.В процеисе 0нfсцюэнpвлена,gаптациlеюнтамн 5Iрнб:lюс-прнфнс.шн^и^южтfiоiьнос;дaятельности в период экспериментальной проверки

организационно-педагогических условий оценке подверглись их общетеоретические и

специальные знания профессиональной подготовки. Результатом профессиональной подготовки является формирование

профессиональной готовности студентов к выполнению профессиональных обязанностей спеПреф®GIЖпналlрlадаБO[оовр0бетепроявляется в виде интегрального образования, включающего уровень знаний (информационный компонент), умений и навыков в будущей трудовой деятель-

ности (операционный компонент), а также сформированности мотивов (мотивационный компонент), потребностей и способностей на индивидуальном уровне и определяет отношение к деятельности и ее результативность (мировоззренческий, коммуникационный компонент) (В.Т. Чичикин, [3]).

За время педагогического эксперимента по мере накопления основных профессиональных знаний в процессе теоретической и практической подготовки (интеграция практик и учебных дисциплин), самостоятельной работы студентов показатель уровня сформированности информационного компонента

профессиональной готовности студентов достоверно возрастал (табл. 1). Например,

уровень знаний студентов первого курса можно характеризовать как недопустимый: он

колеблется от 2,2±0,2 при р>0,05 и составляет 44 % от максимальных возможностей по

пятибалльной оценочной шкале. Это связано с тем, что студенты первого курса знакомы только с основами социальной работы, т.е. еще не изучают дисциплины

общепрофессионального и специального блоков по специальности «Социальная работа». А уже к пятому курсу средний балл достигает 4,9±0,2 при р <0,05 и составляет уже до 98% от максимальных возможностей по пятибалльной оцЮнпо:ноiашкане:шладения профессиональной деятельностью характеризуется операционный компонент практической готовности студентов будущих специалистов по социальной работе. Наибольшие темпы прироста знаний студентов в период обучения отмечаются при переходе от третьего курса к четвертому, достигая к пятому курсу должного уровня. На наш взгляд, это можно связать с внедрением идеи интеграции, которая начинается с использования интегративного комплекса на основе междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке, преемственности теоретической подготовки, активного прохождения учебной и производственной практик. Уровень проявления предметных действий студентов первого курса можно характеризовать как недопустимый, он колеблется от 2,2±0,2 балла при р>0,05 (в экспериментальной группе), и от 2,0±0,2 балла при р>0,05 (в контрольной группе), что составляет 44-40 % от максимальных возможностей по пятибалльной оценочной шкале. При этом различия в оценках обсуждаемых предметных действий оказались несущественными. К пятому кур-

су уровень предметных действий достоверно изменился и достиг 4,9±0,2 баллов р<0,05 (в экспериментальной группе) и 4,1±0,2 при р <0,05(в контрольной группе), что составляет 98-82% от максимальных возможностей по пятибалльной оценочной шкале.

В качестве характеристики мотивационного компонента практической готовности специалиста по социальной работе был определен уровень мотивации достижения, оцениваемый с помощью методики оценки мотивации на достижения, - ориентация на положительные, успешные результаты практической деятельности. За время эксперимента достоверно возрастал и интегральный показатель мотивационного компонента практической готовности студентов

- будущих специалистов по социальной работе. Так, например, у студентов 1-3 курсов, обучающихся по специальности «Социальная работа», наблюдается средний уровень мотивации (в среднем 3,1±0,2 балла); при этом на втором и третьем курсах показатели мотивационного компонента практической готовности незначительно возрастали (соответственно до 3,3±0,1 и 3,8±0,2 баллов) при р <0,05, на четвертом курсе наблюдалось возрастание уровня мотивации (до 4,3±0,1 баллов), а к пятому курсу достигли должного уровня (4,8±0,2 балла) при р<0,05, что составляет, соответственно, 86% (для

четвертого курса) 96% (для пятого курса) от маKПил0ЖБйыяБHйЯiмеж^J0шeй пбънанибалг5ьн5о1« пцрныхнойзвукалйем начиная с третьего курса дисциплин общепрофессионального и специального блоков по специальности «Социальная работа»; во-вторых, в процессе совместной деятельности со специалистами социальных служб в период прохождения практик решаются проблемы клиентов; в-третьих, организуются выездные экскурсии; в-четвертых, осуществляется включенное прохождение учебной, производственной и преддипломной практик; в-пятых, каждому из студентов предоставляется свободный выбор базы практики. Данный подход позволил сформировать положительную динамику мотивационного компонента: на четвертом

курсе его показатель достиг допустимого уроДинаншиятошроволжночоского компонента готовности к будущей профессиональной деятельности специалиста по социальной работе характеризует показатели сформированности

индивидуальной системы ценностей и убеждений студентов на профессиональную деятельность, общество, мир в целом и свое место в нем, а также отношение индивида к самому себе, другим людям, профессии. Показатель мировоззренческого компонента профессиональной готовности студентов на 1 курсе в экспериментальной группе составляет 2,3±0,2 балла при р>0,05, в свою очередь в контрольной группе этот показатель равен 1,8±0,2 и характеризуется как недопустимый уровень. В период обучения показатель мировоззренческого компонента профессиональной готовности студентов в экспериментальной группе достоверно возрастает при р<0,05 и на 5 курсе достигает 4,8±0,2 балла (должный уровень), что соответственно составляет 96% от максимальных возможностей по пятибалльной оценочной шкале. Следует отметить, что показатель мировоззренческого компонента профессиональной готовности студентов в контрольной группе возрос после эксперимента до 4,1±0,3 балла при р<0,05 (допустимый уровень), что составляет 82% от максимальных возможностей по пятибалльной оценочной шкале.

Изменения коммуникационного компонента практической готовности студентов демонстрируют, что при поступлении в вуз на специальность «Социальная работа» студенты уже обладают определенным уровнем коммуникативных

Таблица 1

Динамика изменения интегрального показателя профессиональной готовности студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», в баллах

связей и навыками их развития, что связано со спецификой профессиональной деятельности, на которую ориентированы абитуриенты, выбирающие данную специальность. На первом курсе показатель коммуникационной готовности студентов экспериментальной группы равнялся 2,7±0,2 балла при р>0,05, что составляет 54% и соответствует критическому уровню развития профессиональных коммуникаций и умению строить межличностные отношения в рамках оказания помощи и поддержки нуждающихся, в свою очередь показатель коммуникационной готовности студентов контрольной группы характеризуется как недопустимый и составляет 2,2±0,3 при р>0,05. После эксперимента результаты значительно изменились и общий уровень коммуникационной готовности студентов экспериментальной группы определяется как должный и составляет 4,7±0,2 балла при р <0,05, а в контрольной группе составляет 3,9±0,3 при р <0,05 и определяется как допустимый.

Интегральный показатель профессиональной готовности студентов - будущих специалистов по социальной работе за время эксперимента возрастал (табл. 1).

Компоне нты ПГ Групп: 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс р1-2 рьз рй р!-5 р2-Э Р2-4 р2-5 Р3-* р35 р4-5

М+т М±т М+т М+т М+т

Ин форма ционный ЭГ КГ р 2,2±0,2 1,8+0,2 >0,05 2,8±0,2 2.4+0.1 >0,05 3,9+0,2 3,3+0,2 <0.05 4,6+0,2 3.9+0.2 <0,05 4,9+0,2 4,3+0,1 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Операиио нный ЭГ КС р 2,2±0,2 2.0+0,2 >0.05 2.8±0.1 2,5+0.2 >0.05 3.8±0,2 3,2+0,2 <0.05 4.4+0.1 3.8+0.2 <0.05 4,9±0,2 4.1+0.2 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05 <0.05

Мотив аии онный ЭГ кг р 2,4+0,2 2,0+0,2 >0,05 3,3+0,1 2,9+0,2 >0,05 3,8+0,2 3,1±0,1 <0,05 4,3+0,1 4,2±0,2 <0.05 4,8+0,2 4,5+0,2 <0.05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Мирово 33 ренческий ЭГ кг р 2.3+0.2 1,8 ±0,2 >0,05 3.0+0.1 2.5+0,2 >0,05 3,7+0,2 3.0+0,2 <0,05 4,2+0,2 3,5+0.2 <0,05 4.8+0,2 4.1+0.3 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Коммуни каиионны й ЭГ кг р 2,7±0,2 2,2±0,3 >0.05 2,9±0,2 2,3±0,3 >0,05 3,3±0,1 2,7±0,2 <0.05 3,8+0,2 3,1+0,2 >0,05 4,7±0,2 3.9+0.3 <0.05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Интеграль ный показател ь ЭГ кг р 11,8±0,2 9,8±0,2 >0,05 14,8+0,1 12,6+0,2 >0,05 18,5+0,2 15,3+0,2 <0.05 21,3+0,2 18,5+0,2 <0,05 24,1+0,2 20,9+0,2 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Уровень ЭГ кг 1-(Н£Яоп ) Ингаоп) II- (ктэит ) II- (крит ) II- (КРИТ ) 111-(ДОПУС [ДЧдопус. Ш-Сдопус.)

На первом курсе в экспериментальной группе он равнялся 11,8±0,2 балла при р>0,05, что соответствовало недопустимому уровню готовности к профессиональной деятельности, а к пятому курсу достиг должного уровня, что составило 24,1±0,2 балла, при р <0,05. Уровень готовности к профессиональной деятельности студентов контрольной группы на первом курсе составил 9,8±0,2 при р>0,05 и характеризовался как недопустимый, а к пятому курсу возрос до 20,9±0,2 при р <0,05 и определялся как допустимый уровень.

Таким образом, общую положительную динамику можно объяснить не только положительными изменениями отдельных компонентов профессиональной готовности, но и изучением начиная с третьего курса дисциплин общепрофессионального и специального блоков, а также с заложенной идеей интеграции учебных дисциплин и разДияиьшкшдивменания; . показателей профессиональной готовности продемонстрировала, что студенты, будущие специалисты по социальной работе, в процессе педагогического экс-

перимента достигли должного уровня профессиональной готовности.

Таким образом, профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе в вузе на основе интегративного подхода представляет собой систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у будущих специалистов профессиональной направленности, а также знаний, умений и навыков, способствующих формированию

профессиональной готовности.

Литература

1. Козлов А. А. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность. - М.: Логос, 2004.

- 368с.

2. Симоненко В.Д. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. В.Д. Симоненко. - М., 2005. - 368 с.

3. Чичикин В. Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалистов в системе физкультурного педагогического образования: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - М., 1995. -34 с.

Полевая Наталия Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Амурский государственный университет

Polevaya Natalia Mihajlovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Amur State University

УДК 373.5.016:373.016 С.Ц. Содномов

Литературное чтение на бурятском языке

В статье описана система обучения литературному чтению на бурятском языке.

Ключевые слова: бурятский язык, литература, литературное чтение, литературное развитие, начальное литературное образование, младший школьник, формирование, развитие, читательские умения.

STs. Sodnomov

The literary reading in the Buryat language

The system of the literary reading in the Buryat language is described in this article.

Keywords: the Buryat language, literature, literary reading, literary development, primary literary education, young schoolchildren, formation, development, communicative skills.

Литературное чтение на бурятском языке как учебный предмет в младших классах предшествует курсу «Бурятская литература» в школе основной, который, в свою очередь, продолжается в старших классах курсом, построенным на историко-литературной основе. Такой подход делает литературное чтение на бурятском языке начальным этапом изучения бурятской литературы в непрерывном литературном образовании школьника, охватывающем практически весь

период пребывания ребенка в школе. Непрерывный процесс литературного образования обеспечивает рост ученика, его восхождение по ступени читательской зрелости, целенаправленно формирует его квалифицированную читательскую деятельность. Однако необходимость сочетать обучение чтению на бурятском языке с обязательным первоначальным литературным образованием заставляет задуматься об особенностях предмета «литературное чтение на бу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.