Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СИСТЕМНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СИСТЕМНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИКА ТОЛЕРАНТНОСТИ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касьянова Евгения Ивановна, Виноградова Нина Иннокентьевна

Цель исследования - проанализировать педагогическую толерантность как профессиональное качество преподавателя высшей школы. Научная новизна состоит в теоретическом осмыслении актуального научного понятия и феномена педагогической толерантности. Утверждается, что эффективность педагогической деятельности в значительной степени зависит от уровня коммуникативно-педагогической толерантности преподавателя, которая представляет собой систему теоретических знаний о толерантности, практических умений, личностных качеств, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности. Особое внимание уделено значению толерантности педагога для воспитания толерантности у студентов. В результате, доказывается, что учебно-воспитательный процесс с применением интерактивных методов обучения является главным фактором развития толерантной культуры общения, поскольку они ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на развитие активности студентов в процессе обучения. Полученные данные могут быть использованы для внедрения в вузе инновационного подхода к организации системы повышения квалификации, что позволит овладеть коммуникативными компетенциями, навыками психологического и толерантного педагогического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касьянова Евгения Ивановна, Виноградова Нина Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TOLERANCE IN THE MODERN SYSTEM EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

The purpose of the study is to analyze pedagogical tolerance as a professional quality of a higher school teacher. Scientific novelty consists in theoretical comprehension of the actual scientific concept and the phenomenon of pedagogical tolerance. It is claimed that the effectiveness of pedagogical activity largely depends on the level of the teacher's communicative and pedagogical tolerance, which is a system of theoretical knowledge about tolerance, practical skills, and personal qualities that ensure readiness for professional activity. Particular attention is paid to the importance of the teacher's tolerance for the education of tolerance among students. As a result, it is proved that the educational process with the use of interactive teaching methods is the main factor in the development of a tolerant culture of personal communication, since they are focused on broader interaction of students not only with the teacher, but also with each other and on the development of students' activity in the learning process. The data obtained can be used to introduce an innovative approach to the organization of the advanced training system at the university, which will allow mastering communicative competencies, the skills of psychological and tolerant pedagogical influence.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СИСТЕМНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА»

> <

UJ

S îé О ш

<

CI UJ

3. Входе проводимой работы выявлено, что организация учебной работы будущих учителей в форме ИОС имеет потенциал в совершенствовании дидактической подготовки.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что в современных условиях качественная дидактическая подготовка будущего учителя возможна с использованием ИОС, насыщенной, постоянно обновляющимся и совершенствующимся интерактивным контентом.

Быстроменяющееся общество ставит перед дидактикой в целом, и процессом совершенствования дидактической подготовки, в частности, такие проблемы, которые никогда раньше не стояли, - подготовить будущего учителя к жизни, о который мы сейчас практически ничего не знаем.

В настоящее время активно обсуждаются вопросы, каким быть педагогическому образованию - фундаментальным, дающим системное знание основ наук, или практико-ориен-тированным, формирующим у будущего учителя soft skills - личностные черты, 4К - креативность, критическое мышление, коммуникацию, кооперацию.

Литература:

1. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Консгруирова ниё учебников для реализации процесса обучения в информационно-образовательной среде:

монография. - М. : Институт стратегии развития образования РАО, 2017. - 188 с.

2. Иванова C.B., Иванов, ОБ. Образовательное пространство мак модус образовательной политики.

М. : Русское слово -учебник, 2020. - С. 96-100.

3. Каско Ж.А. Электронное учебно методическое пособие как средство повышения уровня дидактической подготовки будущего учителя / Ж. А. Каско, Т.И. Шукшин^ О.И. Бирюкова M Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал. - 2021. - Т. 12. -■ № 1, - С. 96-102.

А. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности: монография. - М,; СПб. : Нестор-История, 2020. - 248 с.

5. Перминова Л. М. Современная дидактика: от Коме не ко го до наших дней: фил ософско-педа готические аспекты: монография, - Изд. 3-е, дополненное, переработанное {гл. 3; 4}. - М. : Школьные технологии, 2021.-296 с.

6. Перминова Л.М. Научный журнал как модель информационно-образовательного пространства /Л.М. Перминова // Педагогика. - 2018. - Нй4. - С 32-42.

7. Рыжов Д.В. Особенности практико-ориентиро-ванной подготовки будущего учителя в цифровой образовательной среде педагогического вуза /Д. В. Рыжов,Ж. А. Каско, Т. И, Шукшина // Глобальный научный потенциал. - 2020. № 6. -• С. 22-27.

8. Шукшина Т.И. Способы преодоления дидактических затруднений будущих учителей в процессе прохождения педагогической практики/Т.И. Шук шина, Ж.А. Каско // Гуманитарные науки и обра зование: научно-методический журнал. - 2020. -1.11. - № 2.- С. 103 110,

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TOLERANCE IN THE MODERN SYSTEM EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY Kasyanova Evgenia Ivanovna, DSc of Philosophical sciences, Associate Professor, Transbaikal Institute of Railway Transport (branch) of Irkutsk State University of Railway Engineering, Chita

Vinogradova Nina fnnokerttievna, DSc of Psychological sciences, Associate Professor, Transbaikal State University, Chita

The purpose of the study is to analyze pedagogical tolerance as a professional quality of a higher school teacher. Scientific novelty consists in theoretical comprehension of the actual scientific concept and the phenomenon of pedagogical tolerance. It is claimed that the effectiveness of pedagogical activity largely depends on the level of the teacher's communicative and pedagogical tolerance, which is a system of theoretical knowledge about tolerance, practical skills, and personal qualities that ensure readiness for professional activity. Particular attention is paid to the importance of the teacher's tolerance for the education of tolerance among students. As a result, it is proved that the educational process with the use of interactive teaching methods is the main factor in the development of a tolerant culture of personal communication, since they are focused on broader interaction of students not only with the teacher, but also with each other and on the development of students'activity in the learning process. The data obtained can be used to introduce an innovative approach to the organization of the advanced training system at the university which will allow mastering communicative competencies, the skills of psychological and tolerant pedagogical influence.

Keywords; tolerance; pedagogical tolerance; communicative tolerance; educational process; pedagogy of tolerance; active teaching methods.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -40.42

УДК 378 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ВАК РФ 13.00.08 ТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ СИСТЕМНО-

ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

© Касьянова ЕМ., 2021 Цель исследования - проанализировать педагогическую толерантность как

О Виноградова НИ., 2021 профессиональное качество преподавателя высшей школы. Научная новизна

состоит в теоретическом осмыслении актуального научного понятия и феномена педагогической толерантности. Утверждается, что эффективность педагогической деятельности в значительной степени зависит от уровня коммуникативно-педагогической толерантности преподавателя, которая представляет собой систему теоретических знаний о толерантности, практических умений, личностных качеств, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности, Особое внимание уделено значению толерантности педагога для воспитания толерантности у студентов. В результате, доказывается, что учебно-воспитательный процесс с применением интерактивных методов обучения является главным фактором развития толерантной культуры общения, поскольку они ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на развитие активности студентов в процессе обучения. Полученные данные могут быть использованы для внедрения в вузе инновационного подхода к организации системы повышения квалификации, что позволит овладеть коммуникативными компетенциями, навыками психологического и толерантного педагогического воздействия.

Ключевые слова: толерантность; педагогическая толерантность; коммуникативная толерантность;учебно-воспитательный процесс; педагогика толерантности; активные методы обучения.

Введение

Педагогическая толерантность - одно из важных профессиональных качеств личности преподавателя. Она предполагает умение принимать другого человека, студента, коллегу, понимать их, воспринимать, отличные от вашего мнения, точки зрения и выражается в открытом и доверительном общении с обучающимися и коллегами.

Учебно-воспитательный процесс в вузе должен быть организован таким образом, чтобы он стал фактором развития толерантной культуры общения личности будущего специалиста и достижение этой цели во многом определяется уровнем коммуникативно-педа-гогической толерантности. Благоприятный климат в педагогическом коллективе, без чего не может быть эффективной воспитательной работы, также зависит от уровня педагогической толерантности преподавателей.

Тематика толерантности исследуется в педагогике Б.С Гершунеким, А.М. Байбаковым, Л.8. Байбародовой, Н.М. Барытко, И.В. Круговой, И.В. Сиволобоеой, О.Б. Скрябиной, В.И. Слободчиковым. Авторами анализируется толерантность как социально-педагогический феномен в образовательном пространстве, различные интерпретации этого понятия, разработаны инновационные образовательные программы по педагогике толерантности (Б.З. Вульфов, Е.С. Черепанова, К. Фопель и др.). Однако, в силу значимости педагогической толерантности для организации образовательной среды вуза, важно продолжить исследование этой темы, которая остается недостаточно изученной [1] и актуальной, поскольку толерантность как социальное качество личности в постоянно усложняющемся социуме востребована и не может быть воспитана вне системы образования [2, с. 3].

Педагогика толерантности представляет собой особое направление педагогики. Она рассматривает терпимость и толерантность в аксиологическом аспекте как гуманистическую ценность и в дея-тельностном, связывая толерантность и общение как принцип межличностного взаимодействия. Особое внимание в ней уделяется ненасильственному разрешению противоречий и конфликтов в системно-образовательном пространстве.

Исходя из вышеизложенного, можно определить цель исследования - раскрыть сущность педагогической толерантности как зна-

КАСЬЯНОВА Евгения Ивановна, доктор философских наук, доцент, Забайкальский институт железнодорожного транспорта (филиал) Иркутского государственного университета путей сообщения, Чита ОЯОО 0000-0001-6170-9580

ВИНОГРАДОВА Нина Иннокентьевна, доктор психологических наук, доцент, Забайкальский государе твенный университет, Чита

чимого условия успешной профессиональной деятельности и формирования коммуникативной толерантности у студентов.

Проблема исследования видится в изучении феномена педагогической толерантности, поскольку она еще не стала предметом широкого самостоятельного анализа. Формирование коммуникативной толерантности у студентов в вузе рассматривается ФГОСЗ++ как элемент профессиональной компетентности будущих специалистов, который может привести к расширению потенциальных возможностей профессионального саморазвития, что также недостаточно разработано. Актуальность вышеуказанной темы определяется возрастающей потребностью в утверждении толерантности в системно-образовательном пространстве вуза, педагогов и студентов.

Практическая значимость исследования состоит в обосновании необходимости разработки и реализации в вузе инновационного подхода к учебно-воспитательному процессу, позволяющего овладеть новыми коммуникативными компетенциями преподавателям и студентам. Так же это даст возможность преподавателям, не имеющим педагогического образования, овладеть знаниями, способами и приемами совершенствования педагогического общения, навыками психологического и педагогического воздействия. Поскольку без коммуникативной компетенции педагога невозможно представить формирование коммуникативной компетенции студента, постольку эффективным способом решения этой проблемы может быть применение интерактивных методов обучения. Рядом исследователей (Г.Д. Дмитриев, Д.В. Зиновьев, Я.Л. Коло-минский, Е.Ю. Литвиненко, Р.Пратт, А. А. Реан, К. Уэйн) именно образование рассматривается в качестве пути распространения толерантности в жизни общества.

Методология и методы исследования. Методологические подходы к изучению проблемы педагогической толерантности имеют комплексный характер. Мы отнесли к ним:

- полидисциплинарную разноаспектную характеристику, оценку и анализ категории толерантности с позиций современного научного мировоззрения (А.Г. Асмолов, O.A. Белобрыки-на, Р.Р, Валитова, А.Е. Зимбули, В.А, Лекторский, М.Б. Хомяков и др.);

-комплексный подход к исследованию проблем развития психики человека (Б.Г. Ананьев, Л.А. Головей, П.Ф. Лесгафт, Б.Ф. Ломов);

- деятельностный подход к субъекту позволяет исследовать педагогическую толерант-

ность, основанную на признании "инаковос-ти", принятии ответственности за выбор поступков, отношение человека к сосуществова-ниюсдругими;

- субъектно-деятельностный подход, рассматривающий человека как субъекта, сознательно осуществляющего свою деятельность, с активным целеполаганием (К.А. Абульханова-Славская, А.8, Брушлинский, С.Л, Рубинштейн), что позволяет исследовать педагогическуюто-лерантность не только в субъективно-ценнос-тном аспекте, но и в поведенческом, а также подобный подход позволил рассматривать общие механизмы возникновения определенного поведения человека как результат взаимодействия культуры общества и субкультуры отдельных социальных групп.

Для исследования заявленной темы использовались общенаучные методы социального познания: сравнительно-исторический, системный анализ, общефилософский диалектический метод, а также аксиологический подход.

Результаты исследования

Мы рассматриваем толерантность как понятие, которое имеет множество смыслов. Одним из важнейших компонентов толерантности является "Отношение к другому", которое предполагает уважительное отношение к субъекту взаимодействия и возможность диалога, основанное на признании многообразия обычаев, традиций, социальных норм, мировоззренческих позиций, а также отказе от доминирования и насилия, в соответствии с "Декларацией принципов толерантности" ООН от 1995 года [3, с. 12; 4]. В научной литературе активно исследуется понятие толерантности в современном системно-образовательном пространстве вуза [5]. Профессиональная педагогическая толерантность является частной разновидностью толерантности.

В педагогической толерантности акцентируется отношение к коллеге, студенту не как к объекту, а как к активному субъекту диалога и "равнодостойной" личности, что подразумевает отказ от вторжения в его ценностную систему, а также изменения другого согласно собственным представлениям о должном. Для педагога важно уважительно, спокойно, взвешенно относиться к инакомыслию, к чужому мнению, не навязывая своего, соблюдая права и свободы Других людей, оставаясь при своих убеждениях. Толерантность предполагает стремление найти точки соприкосновения с чужим и непонятным, желание его понять; она включает в себя терпимость, но не сводится к ней. При этом толерантность исключает {не

оправдывает) человеконенавистнические взгляды и поступки. Толерантность предполагает умение мириться с чем-то, кем-то, вызывающим неприятие (внешний вид, манеры, мнение), но при этом не являющимся недопустимым с точки зрения законов, одобряемых в обществе социальных норм и педагогических целей.

Педагогическая толерантность базируется на отказе от признания своих суждений, взглядов и убеждений бесспорными для всех и желания навязать их обучающимся. Это становится возможным, когда педагог обладает разносторонними знаниями, открытостью в общении и свободой мысли и убеждений. Она предполагает бесконфликтное коммуникативное поведение, направленное на особый, доброжелательный тип взаимодействия преподавателя со студентами. В современной литературе понятие "ненасилие" разработано A.A. Гусейновым [б].

Толерантный педагог обладает критическим отношением к себе, объективно оценивает свои достоинства и недостатки, избегает перекладывания ответственности на других, способен к сопереживанию, готов оказать помощь человеку, который в этом нуждается. Он не допускает бестактности, уничтожающей иронии, поучающего, менторского тона, готов понять и помочь. Преподаватель открыт для многообразия мнений, осознает, что он - не единственный источник информации для студента, следует нормам этики, признает возможность своей ошибки, допускает альтернативы.

Воспитание толерантности у студентов в вузе - одна из актуальных педагогических задач, которая не может быть решена без усвоения нравственных норм и принципов, образцов, моделей толерантного взаимодействия. Формирование толерантности у студентов представляет собой целостное личностное образование и является динамичным феноменом в процессе коммуникативного общения с преподавателем. Для этого студенту необходима информация о сущности и содержании толерантности. Толерантность для него должна стать личностно-значимым образцом коммуникативного поведения. Поскольку в толерантности значимым аспектом является поведенческий, то образовательно-воспита-тельный процесс в вузе должен быть направлен на формирование толерантных коммуникативных компетенций и толерантного взаимодействия с преподавателями и сверстниками.

Сложная задача воспитания толерантности у студентов может быть решена в процессе обучения в том случае, если выполняется условие "сотворчества" студента и преподавателя, которое превращает студента в активного субъекта образовательнойдеятельности из ее объекта [7, с. 3].

Педагогическое общение студента и преподавателя будет способствовать формированию толерантности его субъектов, при условии наличия диалога, обсуждения, эмоционального раскрепощения, открытой дискуссии [8, с. 40-41], В ходе него педагог реализует свои коммуникативные компетенции, возникает взаимопонимание, позитивный эмоциональный контакт, поскольку каждый участник демонстрирует внимание, уважение к другому мнению, желание в ходе дискуссии слушать и понимать партнера по общению, отказаться от диктата, утверждения и навязывания своей точки зрения как единственно верной.

Таким образом возникает ситуация сотрудничества преподавателя и студента как норматив толерантного поведения, В результате исследований проблем психологии межличностного общения A.A. Еодалев пришел к выводу, что настоящее межличностное общение является диалогическим, т.е. взаимодействие партнеров осуществляется на равных, а ущемление достоинства кого-либо из партнеров не допускается [9, с. 21], Истинное толерантное поведение обучающегося возможно не по принуждению педагога, а в результате добровольного и свободного выбора студенты в соответствии со своими убеждениями и этическими нормами.

Применение интерактивных методов обучения, ориентированных на максимально широкое взаимодействие студентов с преподавателем и между собой, а также предусматривающие развитие активности студента в учебном процессе, может стать эффективным способом решения этой проблемы.

Одним из них может быть дискуссия на занятиях по гуманитарным дисциплинам, в ходе которой обсуждаются, сравниваются различные точки зрения, например, по нравственным проблемам, а также семейным отношениям. При этом у молодых людей уменьшается (или даже отрицается) значение моральных норм и нравственных принципов, принижается значение общечеловеческих ценностей, восхваляются асоциальные, делинквентные стили жизни | Ю]. В дискуссии студент стремится реализовать свой интеллектуальный и информационный потенциал, оценивая разные взгляды, обу-

ЪС >

<

LH

s о

LU

<

CI UJ

чается толерантно разрешать возникающие конфликтные ситуации. Безусловно, что это возможно, если у студентов есть доверие к педагогу, и он в ходе диалога сам демонстрирует толерантное поведение. Диалог предстает как конструктивный потенциал межличностных отношений студентов и преподавателей. 6 целом,учебно-воспитательный процессе вузе - значимый фактор развития коммуникативной культуры общения [11; 12].

Для формирования толерантности у студентов наиболее эффективными направлениями могут быть активные формы обучения, поскольку в процессе их применения вырабатываются практические навыки разрешения конфликтных ситуаций, управления негативными эмоциями, ведения конструктивного диалога, нахождения оптимальных путей и способов решения проблем без агрессии и применения насилия. Из имеющихся дидактических форм наиболее эффективны в плане формирования толерантности: лекции-диало-ги, тренинги, интерактивные упражнения, ролевые, деловые игры. Они учат самостоятельно мыслить, критически оценивать разные суждения, находить правильные решения в сложных ситуациях, нести ответственность за свои решения.

Одним из направлений, связанных с воспитанием толерантности и модернизацией образования, является гуманитаризация образования. Будучи направлено на воспитание специалиста с высокой профессиональной компетентностью как творческой личности, а также формирование этического отношения к действительности, оно ориентирует специалиста в его социальном окружении, обеспечивает приобщение к общечеловеческим ценностям, в том числе к толерантности, уважению чужого мнения, религиозных убеждений, национальным обычаям и традициям, а также профессиональный рост личности [13; 14].

Заключение

Сущностью педагогической толерантности является толерантное коммуникативное поведение, характеризующиеся уважительным, доброжелательным поведением педагога и студентов. От педагога требуется владение культурой речи, риторическими навыками, умения построить общение со студентами на уровне диалога, равноправных взаимоотношениях, доверия и доброжелательности. Про-фессионально-педагогическая толерантность предполагает психическую устойчивость, чувство такта, доброжелательность, требователь-

ную доброту. Важным фактором, влияющим на формирование педагогической толерантности, является овладение педагогом инновационными методами в учебно-воспитательном процессе - цифровыми технологиями, что позволит овладеть новыми компетенциями. Гуманитарные дисциплины в учебных планах вузов не должны подвергаться сокращению, поскольку они по своему содержанию учат студентов сотрудничеству и солидарности в решении общих проблем, толерантно воспринимать социальные, культурные и политические различия в процессе межкультурного взаимодействия, уважительно относиться к культурно-историческому наследию государств и обществ, культурной самобытности без ущемления прав и возможностей других членов коллектива, Очевидно, что важны не только знания о толерантности, но и толерантное поведение в соответствии с ними. Формирование толерантности у студента трудно представить без толерантной компетенции педагога. В современном постиндустриальном непрерывно меняющемся обществе для специалистов XXI века необходимо обладать навыками практического использования толерантных моделей поведения, что детерминирует непрерывное профессиональное педагогическое совершенствование преподавателей и внедрение новейших информационных технологий в образовательном процесс.

Литература:

1. Модернизация воспитательных концепций: закономерности и противоречия [Электронный ресурс): http://editor@urorao.ru (дата обращения: 08.072021).

2. Гершунекий В. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. - 2002. - № 7. - С. 3-12.

3. Декларация принципов толерантности: Двад цать восьмая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО (25 октября-16 ноября 1995). - Париж ; Грааль,1995. "16с.

4. Editors: Christina 6 га ttP au is ton, Scott F. Kieshng, Elizabeth S. Range!. The Handbook of intercuiturai Discourse and Communication/ 2012 Biackweil Publishing Ltd. 531 p. DOI: 10.1002/9781118247273 .

5. Кудзиева И. Ю. Формирование толерантности у субъектов высшего профессионального образования: 13.00.08 дис ...канд. пед. наук. - М.,2003. -160 с.

6. Гусейнов Д. А. Этика ненасилия // Вопросы философии, - 1992, - №> 3. - С. 72-81.

7. Киселев А.Ф. Проблемы обновления содержания образования // Новая и новейшая история. -2002. - № 2. - С. 3-10.

8. Гришук В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. ... пед. наук: 13.00.08. - Киров, 2005. - 180 с.

9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-хт./ под ред. А. А. Бодалева и др. - T. 1.-М.: Педагогика. 1980. - 232 с.

10. Матвеев П.Е. Моральные ценности: моногра фия / 6л ад ИМ. ГОС ун-т. Владимир. 2004. 190 С.

11 Лешер О. В. Проблемы теории и практики интересу fe ль но го воспитания учащейся молодежи. - Челябинск. 1996. - 136 с.

12. Комаров П. Воспитание культуры межнационального общения в средней профессиональной школе. - Казань : Тан-Заря. 1995,- 142 с.

13, J.M.Khanna, H.Kaiant, J.Weiner, G.Shah. Rapid tolerance and cross-tolerance as predictors of chronic tolerance and cross-tolerance/ Eieceived 1 April 1991, Available online 7 November 2002, DO!: 10.1016/0091-3057(92)90110-2

14. Власова Я. Педагогическая толерантность в современных психолого-педагогических условиях. [Электронный ресурс]: https://www.maarn.ru/ detskijsad/pedagogicheskaja tolerantnost v-sovremenyh-psihologo-pedagogicheskih-isledovanijah.htm! (дата обращения: 12,07. 2021).

PREPARING FUTURE TEACHERS TO WORK WITH PARENTS IN A MODERN SCHOOL

Kochergina Olga A/exandmvna, PhD of Pedagogical sciences, Senior Lecturer, Department of General Education, Chekhov's Taganrog Institute (branch), Rostov State University of Economics, Taganrog

The purpose of the study is to reveal the features of preparing future teachers to work with parents in a modern school. The article pays special attention to its practice-oriented orientation, taking into account the specifics of the full-time and remote format of interaction with the family. The scientific novelty consists in a system-integrated approach to the organization of professional training of future teachers to work with parents, which involves the study of traditional and innovative practical and diagnostic tools by future teachers; their inclusion in the work of educational organizations; involvement in active diagnostic, educational, organizational, methodological work with parents. As a result, the main aspects of preparing future teachers to work with parents are identified and characterized.

Keywords: professional training; parents; work with parents; modern school; family. DOI 10.24923/2222-243X.2021 -40.43

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С РОДИ ТЕЛЯ МИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Цель исследования - раскрыть особенности подготовки будущих педагогов к работе с родителями в условиях современной школы. В статье особое внимание уделяется ее практико-ориентированной направленности с уче том специфики очного и дистанционного формата взаимодействия с семьей. Научная новизна заключается в системно-комплексном подходе к организации профессиональной подготовки будущих педагогов к работе с родителями, что предполагает изучение будущими педагогами традиционного и инновационного практического и диагностического инструментария; включение ИХ В работу образовательных организаций; привлечение к активной диагностической, просветительской, организаторской, методической работе с родителями. В результате выявлены и охарактеризованы основные аспекты подготовки будущих педагогов к работе с родителями.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; родители; работа с родителями; современная школа; семья.

УДК 371

ВАК РФ 13.00.08

& Кочергина O.A., 2021

а] о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

OJ

м 0-LÛ CK b-X ш О

О :г

СО

ея

5

229

Введение

В настоящее время актуально развитие гибкой системы непрерывного педагогического образования, обновление его содержания и технологического обеспечения, адаптация к цифровой реальности. Педагогическое образование должно быть ориентировано на формирование у будущего учителя, с одной стороны, готовности к активным изменениям в профессиональной деятельности в новых условиях, к восприятию инноваций и внедрения их в свою деятельность, а сдругой - на развитие творческих способностей и стремления самостоятельно определять траекторию собственного развития и совершенствования. Все это будет способствовать мобильности, инициативности, творческой активности будущего учителя, формированию у него знаний и умений, профессиональных

КОЧЕРГИНА Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Общей педагогики, Таганрогский институт имени АЛ. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрог

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.