роли в процессе проведения занятия - организатора, рядового участника, воздействующего личным примером, участника-новичка, показывающего пример овладения опытом, более опытного коллеги-советчика, сопровождающего.
6) Творческий подход в разработке содержания и проведении занятия (уход от шаблонов).
Выводы. Предлагаемые критерии не соотносятся напрямую с этапами внеурочного занятия и могут отслеживаться на всем его протяжении. Эти же критерии можно использовать и в целях самоанализа проведенного внеурочного занятия. Каждый из критериев следует оценить по следующей шкале: 0 баллов -критерий отсутствует, 1 балл - проявляется частично, 2 балла - проявляется в высокой степени.
После подсчета общего количества баллов делается следующее заключение: 55-100 баллов - отзыв положительный, свыше 100 баллов - рекомендуется тиражирование опыта.
Следует подчеркнуть, что перечень приведенных критериев не является исчерпывающим и может изменяться в зависимости от потребностей образовательной организации и целей рецензента. К тому же многое зависит от уникальности конкретного занятия, а, главное, его автора и особенностей класса.
Предлагаемые критерии, в значительной степени, способствуют объективной оценке результатов воспитательного процесса. Качественный и количественный анализ внеурочного занятия дает возможность оценить компетентность педагога, а также уровень активности и воспитанности учащихся.
Накопление листов (само-)наблюдения будет отражать динамику воспитательного процесса, способствовать выявлению проблемных зон и выработке эффективных путей их решения, определению содержания и видов воспитательной работы, повышению уровня педагогического мастерства.
Литература:
1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2000. - 512 с.
2. Степанов П.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования / П.В. Степанов, И.В. Степанова. - М.: Педагогический поиск, 2011. - 96 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2015.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент-магистр Тюмина Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент-магистр Тимофеева Юлия Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема толерантного общения педагогов профессионального обучения в рамках современного педагогического высшего образования. Раскраиваются подходы к определению понятия «коммуникативная толерантность». Выделяются и обосновываются уровни коммуникативной толерантности в профессиональной подготовке педагога в вузе. Обозначаются педагогические условия формирования толерантной среды образовательного учреждения.
Ключевые слова: толерантность, коммуникативная толерантность, социальная толерантность, психологическая толерантность, толерантная среда образовательного учреждения.
Annotation. The actual problem of tolerant communication of teachers of vocational training within the framework of modern pedagogical higher education is considered in the article. The approaches to the definition of the concept of "communicative tolerance" are being cut. The levels of communicative tolerance in vocational training of a teacher in a university are singled out and substantiated. Pedagogical conditions for the formation of a tolerant environment of an educational institution are indicated.
Keywords: tolerance, communicative tolerance, social tolerance, psychological tolerance, tolerant environment of the educational institution.
Введение. Модернизация педагогического образования, обусловленная социально-экономическими преобразованиями в обществе, повлекла за собой изменение его содержания. Новое понимание цели педагогического образования актуализировало задачу реформирования личностной и профессиональной подготовки будущего учителя, в основе которой - переориентация образовательного процесса с накоплением знаний, навыков, умений на развитие личности обучающегося, формированием и развитием профессионально значимых качеств.
Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Коммуникативная толерантность проявляется в ситуациях, когда партнеры по общению находятся на разных уровнях развития и восприятия действительности. Если говорить о процессе педагогического общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психологических различий (различия в уровнях интеллектуального развития, различия темпераментов, различия эстетических и нравственных аспектов). Толерантность в педагогическом общении - комплексное понятие, которое затрагивает вопросы нравственно-этического характера и охватывает профессиональные черты педагога в высоком смысле этого слова.
Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выявить специфические особенности и уровни коммуникативной толерантности педагога профессионального обучения в системе высшего образования.
Изложение основного материала статьи. Современные условия развития общества выдвигают новые требования к педагогу профессионального обучения, предусматривающие формирование коммуникативной толерантности. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно отметить, что понятие «толерантность» не имеет однозначного определения.
В отечественной и зарубежной литературе развиваются несколько подходов к определению проблемы толерантности [5]:
- понятие толерантности психофизиологическое и означает ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию;
- толерантность рассматривается как психологическая устойчивость при наличии фрустраторов или стрессоров, сформировавшаяся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию;
- феномен толерантности рассматривается с трех позиций: в контексте антропологической проблемы «Я и Ты», в аксиологическом аспекте проблемы ценностей и в праксеологии, в частности, деятельности общения;
- с позиции экзистенционально-гуманистического подхода, толерантность - это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений;
- с точки зрения диверсификационного подхода, психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике - это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен;
- рассматривая фасилитативный подход, можно отметить, что толерантность не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности - это создание условий для развития.
- диалогический подход определяет толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с другим, как межличностный диалог.
- толерантность как социальную категорию рассматривали А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова. Данное понятие раскрывается через уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения [1, 4].
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, нами было сформулировано определение коммуникативной педагогической толерантности - это владение умениями и навыками толерантного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса. Коммуникативная толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение [7].
Коммуникативная толерантность — это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Коммуникативная толерантность — одна из важнейших и очень информативных черт человека. По своей природе она является довольно сложным образованием. В ней отражаются особенности образовательной культуры и воспитания личности, опыт общения, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, сложившийся стереотип поведения.
Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет ее жизненный путь и деятельность — положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это систематизирующая характеристика, включающая многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции, которые так необходимы в профессионально-педагогической деятельности.
Повседневное и профессионально-деловое общение свидетельствуют о многообразном проявлении коммуникативной толерантности: одни люди очень терпимы к окружающим, другие умеют хорошо скрывать неприязнь к партнерам, третьи способны силой убеждения заставить себя не замечать неприятные свойства другого. Точно так, в широком диапазоне дает о себе знать та или иная степень снижения коммуникативной толерантности: черты другого могут вызвать частичное, существенное или полное осуждение, раздражение либо неприятие [6].
Уровень толерантности личности в первую очередь проявляется в особенностях ее эмоционального реагирования на окружающие раздражители, в качестве которых нередко выступают другие люди: высокая толерантность способствует сдерживанию негативных разрядок, тогда как низкая сопряжена с беспрепятственным выходом негативной энергии вовне.
Нередко в профессиональной деятельности человека можно наблюдать динамику коммуникативной толерантности. Например, молодой педагог демонстрирует в начале карьеры сниженную толерантность к некоторым типам неуспевающих и недисциплинированных обучающихся, но с возрастом терпимость возрастает. Возможна и обратная зависимость — с увеличением стажа работы все больше проявляется раздражение по поводу поведения своих воспитанников или коллег. Изменчивость коммуникативной толерантности проявляется и в том, периоды терпимости сменяются моментами раздражения и наоборот.
Анализируя особенности коммуникативной толерантности педагога в образовательном процессе, Ю.П. Поваренков определяет два вида толерантности педагога: социальная и психологическая. Наличие социальной толерантности позволяет педагогу эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, а сформированность психологической толерантности обеспечивает высокую устойчивость педагога к многочисленным профессиональным стрессам и способствует эффективному построению профессиональной карьеры [8].
В рамках нашего исследования коммуникативная толерантность рассматривается как важная составляющая часть учебно-воспитательного процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Она включает в себя такие личностно значимые характеристики как: терпимость к собеседнику независимо от его статуса, характера, культуры; эмпатию и доброжелательность во взаимоотношениях; эмоциональную устойчивость; способность к сотрудничеству, диалогу; адекватную самооценку. Полагаем,
что наиболее благоприятным периодом для развития этих личностно значимых качеств является период профессионального становления, в нашем случае обучение в вузе.
Наряду с существующими основными личностными подструктурами, обусловливающие коммуникативную толерантность, можно выделить уровни коммуникативной толерантности педагога профессионального обучения:
• уровень ситуативной коммуникативной толерантности — фиксируется в отношениях данной личности к другому конкретному человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику. В этом случае поток энергии эмоций строго направлен. Низкий уровень ситуативной коммуникативной толерантности проявляется, например, в высказываниях: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает своим присутствием», «Меня трясет от него», «Меня все в нем возмущает». О высоком уровне свидетельствуют выражения типа: «Мне очень импонирует этот деловой партнер», «С этим человеком легко общаться». О среднем уровне говорят высказывания типа: «Не все я принимаю в этом человеке», «Иногда он невыносим», «Кое-что меня в нем раздражает»;
• уровень типологической коммуникативной толерантности — выявляется в отношениях человека к собирательным типам личности или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии. Определенная энергия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными человеческими типами. Низкий уровень типологической толерантности заключен, например, в словах: «Меня раздражает такой тип людей», «Я не стал бы жить в одной комнате с нацменом», «Лучше не иметь дела с клиентами-пенсионерами». Средний уровень проступает в оборотах речи: «Такие работники вызывают противоречивые чувства», «Если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера». О высоком уровне типологической толерантности свидетельствуют выражения: «Обычно представители этой нации — хорошие люди», «Обожаю такой тип мужчин»;
• уровень профессиональной толерантности — проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаруживается у личности, главным образом, в рабочей обстановке.
Так, можно говорить о педагоге в его отношениях с неуспевающими и недисциплинированными обучающимися — отстающими в обучении, снижающими академические показатели, нарушающими учебный режим, мешающими не только педагогу, но и своим сокурсникам работать на занятиях, и т. п.
• уровень общей коммуникативной толерантности — в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека.
На основе уровней коммуникативной толерантности педагога и личности в целом, предлагаются педагогические условия формирования толерантной среды образовательного учреждения:
1. Формирование установки на толерантность, состоящую в готовности и способности руководителей образовательных учреждений, педагогов и обучающихся к равноправному диалогу через синергетическое взаимодействие.
2. Вариативное использование методов обучения и воспитания, активизирующих развитие толерантности всех участников образовательного процесса.
3. Развитие навыков коммуникативной толерантности всех участников образовательного процесса.
4. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и учащихся в учебном и воспитательном процессе и вне учебной деятельности, при котором реализуются навыки коммуникативной толерантности и возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств.
5. Воспитание толерантности через формирование, развитие и совершенствование толерантных качеств личности:
- эмпатии, доверия, сочувствия, сопереживания, открытости;
- самопринятия как толерантного отношения к самому себе, способности к самопознанию и развитию чувства собственного достоинства;
- принятия других, готовности и способности вступать во взаимодействие с ними.
Формирование такой развивающей среды в образовательном учреждении послужит образцом для становления нравственной сферы обучающихся [3]. Психологический анализ проявления толерантности в процессе педагогической деятельности педагога свидетельствует о том, что она является профессионально важным качеством личности педагога.
Специалист, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, предсказуем в своих отношениях к партнерам и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности, достижения синергического эффекта (удовольствия от взаимодействия на уровне сотрудничества). Общаясь с толерантной личностью, вы испытываете комфортное ощущение. Отсутствие же коммуникативной толерантности или ее низкий уровень объясняются негативными реакциями индивида на обнаруженные различия между подструктурами своей личности и личности партнера.
Выводы. Нарастание нетерпимости к окружающим является достаточным признаком устойчиво низкого или очень низкого уровня толерантности — спутника некоторых нарушений в сфере характера, а также профессиональной деформации личности. Подобное особенно опасно для педагога, потому что со временем приводит к социально-психологическим и психическим изменениям личности в процессе выполнения профессиональной деятельности, которые наносят непоправимый ущерб душевному состоянию обучающихся и отрицательно сказываются на формировании их личности.
В процессе обучения в педагогическом вузе студенты должны получить знания о ценностях толерантного общения, у них необходимо сформировать умения и навыки толерантного взаимодействия с окружающими, эмоционально-волевую готовность к диалогу, положительную коммуникативную установку. Конечным результатом должно стать превращение коммуникативной толерантности в личностное качество и включение ее в систему личностных ценностей.
Высокий уровень развития коммуникативной толерантности у студентов как будущих специалистов, которым предстоит взаимодействие с людьми в будущей профессиональной деятельности, является важным средством создания комфортности их вхождения в новую для себя среду.
Литература:
1. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Кутепов М.М., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности студентов в электронном обучении // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 7-11.
2. Булаева М.Н. Подготовка будущих менеджеров инженерно-педагогического образования к адмистративно-управленческой деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вятский государственный гуманитарный университет. Нижний Новгород, 2009.
3. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Методика анализа и оптимизации объема запоминаемого содержания обучения // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017. № 3. С. 9-16.
4. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования // Электронный журнал "Фундаментальные исследования" № 8 (часть 5) 2013, стр. 1187-1192.
5. Колдина М. И. Сетевое взаимодействие в условиях инновационного развития образовательных организаций / М. И. Колдина, А. В. Лапшова // Инициативы XXI века. 2016. № 1. С. 73-75.
6. Кривоногова А.С., Цыплакова Методы исследования проблем профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1.
7. Прохорова М.П., Семченко А.А. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета.2017. №2.
8. Смирнова Ж.В., Мухина М.В. Модернизация процесса подготовки студентов вуза с применением модульного обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-4. С. 827-829.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент-магистр Пескова Нина Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается анализ проблемы подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности на основе обучения их педагогическому прогнозированию. Раскрываются теоретико-методологические основы прогнозирования в современном педагогическом образовании. Выделяются и обосновываются виды прогнозов в профессиональной деятельности педагога. Обозначается процессуальная основа прогностической деятельности педагога профессионального обучения.
Ключевые слова: прогноз, прогнозирование, педагогическое прогнозирование, прогностическая деятельность педагога, прогностическая компетентность.
Annotation. The article deals with the analysis of the problem of preparing future teachers for professional activities on the basis of teaching them pedagogical forecasting. The theoretical and methodological foundations of forecasting in modern pedagogical education are revealed. The types of forecasts in the professional activity of the teacher are identified and justified. The procedural basis of the prognostic activity of the vocational education teacher is indicated.
Keywords: forecasting, forecasting, pedagogical forecasting, pedagogical prognostic activity, predictive competence.
Введение. Прогностическая деятельность вооружает преподавателя умением постановки обоснованной цели своего профессионально-личностного роста и развития; стремлением к профессиональному росту и самосовершенствованию; методикой и технологией прогнозирования с целью профессионально-личностного роста; способами руководства собственным самообразованием, собственным профессионально-личностным становлением, образовательной деятельностью своих обучающихся; путями верификации своей деятельности и при необходимости ее корректировки; и наконец, прогнозирование дает оптимистическое перспективное видение новых социальных явлений, учит не бояться изменений, но с помощью научного прогностического подхода находить оптимальный способ деятельности, приобретая практический опыт.
Проблема прогнозирования в деятельности педагога рассматривалась в рамках более общей проблемы педагогической прогностики. Несмотря на имеющиеся исследования, проблема, трактуемая как педагогическое предвидение, является пока мало разработанной как на общепедагогическом, так и на частно-дидактическом уровне.
В условиях модернизации образовательной системы, многоуровневого высшего образования и трансформации российского образования поставленная проблема приобретает повышенную важность и новые возможности развития. Профессиональная деятельность современного педагога характеризуется необходимостью прогнозировать пути совершенствования ключевых и предметных компетенций обучающихся, эффективности функций управления образовательным процессом. Таким образом, прогностическая деятельность будущего педагога востребована в процессе профессионального образования.
Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выявить проблему подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности на основе обучения их педагогическому прогнозированию.
Изложение основного материала статьи. В ряде исследований прогнозирование определяется и в качестве умения (мысленного) строить предположения о будущем на основе приобретенных знаний и оценки своих возможностей, а также развивающегося свойства субъекта учебной деятельности, поскольку именно в