Научная статья на тему 'Профессиональная ответственность как фактор психоэмоционального выгорания педагога'

Профессиональная ответственность как фактор психоэмоционального выгорания педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
360
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / EMOTIONS / СТРЕСС / STRESS / TEACHER SATISFACTION / ВЫГОРАНИЕ / BURNOUT / ПЕДАГОГ / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аракчеева Зинаида Васильевна, Великанова Светлана Семеновна, Самарокова Ирина Владимировна

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, приобрела особую актуальность. В данной статье рассматриваются и раскрываются основные вопросы психоэмоционального профессионального выгорания педагогов. Данная проблема обусловлена необходимостью сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении и дальнейшим развитием его внутренних ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аракчеева Зинаида Васильевна, Великанова Светлана Семеновна, Самарокова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AS A FACTOR OF EMOTIONAL BURNOUT OF THE TEACHER

The problem of psychological health of the person living in the unstable, changing world, difficult, extreme socio-ecological conditions has acquired special relevance. This article discusses and describes the main issues of emotional and professional burnout of teachers. This problem is due to the need to preserve the mental health of the teacher in the educational institution and the further development of its internal resources

Текст научной работы на тему «Профессиональная ответственность как фактор психоэмоционального выгорания педагога»

УДК 37.013.77

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГА

Аракчеева З.В., Великанова С. С., Самарокова И.В.

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологическихусловиях, приобрела особую актуальность. В данной статье рассматриваются и раскрываются основные вопросы психоэмоционального профессионального выгорания педагогов. Данная проблема обусловлена необходимостью сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении и дальнейшим развитием его внутренних ресурсов.

Ключевые слова: эмоции; стресс: педагог; удовлетворение; выгорание.

PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AS A FACTOR OF EMOTIONAL BURNOUT OF THE TEACHER

Arakcheeva Z. V, Velikanova S.S., Samarokova I. V.

The problem ofpsychological health of the person living in the unstable, changing world, difficult, extreme socio-ecological conditions has acquired special relevance. This article discusses and describes the main issues of emotional and professional burnout of teachers. This problem is due to the need to preserve the mental health of the teacher in the educational institution and the further development of its internal resources

Ключевые слова: emotions; stress; teacher satisfaction; burnout.

По роду своей деятельности, педагоги довольно часто подвергаются воздействию неблагоприятных факторов рабочей среды. Про-

фессия педагога является одной из «энергозатратных».Большинство педагогов чувствительно реагируют на неудачи своих учеников, переживают чаще, чем испытывают гордость и удовлетворение проделанной работой. Особенно это сказывается на молодых специалистах, не умеющих применять профилактические меры, позволяющие справляться с эмоциональными перегрузками. Интенсивный и напряженный темп работы не может не сказываться на психическом состоянии педагога. Был выявлен рост требований со стороны родителей, а так же со стороны образовательной системы, что привело к увеличению учебной нагрузки, и привелок повышению психического напряжения педагога, проблема сохранения психического здоровья педагогов становится все более актуальной [3, с. 145].

Изучением данной проблематики занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи: Дж. Гринберг, Б. Перлман, Е.А. Хар-тман, М. Буриш, С.Е. Хобфол, Дж., Фриди, С.Т. Миер, В.В. Бойко, Л.И. Березовская, К.А. Дубницкая и др. Понятие «эмоциональное выгорание» впервые было упомянуто в трудах американского психиатра X. Фрейденберга. Данное определение применялось для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в эмоционально перегруженной, напряженной атмосфере [1, с 78].

На данный момент выделяют несколько основных подходов к изучению такой категории, как «эмоциональное выгорание». Данные модели отличаются формулировкой и количеством стадий развития выгорания. Так, Дж. Гринберг, рассматривает данное понятие с точки зрения прогрессирующего процесса, выделяя пять основных стадий психоэмоционального выгорания: на первой стадии работник доволен и полон энтузиазма; на второй стадии появляется усталость и апатия; третья стадия сопровождается частыми заболеваниями и переживаниями; на четвертой стадии развиваются хронические заболевания, приводящие к потере работоспособности; на пятой, завершающей стадии, физическое и психологическое здоровье находится под угрозой развития опасных заболеваний.

Б. Перлман и Е.А. Хартман рассматривают четыре стадии эмоционального выгорания в рамках динамической модели: первая стадия подразумевает под собой напряженность, связанную с адаптацией к

требованиям на работе, причем, данное напряжение может быть вызвано либо по причине несоответствия работы с ожиданиями либо по причине недостаточного уровня навыков и умений; вторая стадия сопровождается стрессом, причем переход от первой стадии ко второй может варьироваться в зависимости от ресурсов личности; третья стадия сопровождается физиологическими, аффективно-когнитивными или поведенческими реакциями в индивидуальном порядке; и четвертая стадия подразумевает под собой психоэмоциональное выгорание.

Но наиболее популярной моделью психоэмоционального выгорания принято считать модель, разработанную К. Маслач и С. Джексоном описанную В.В. Бойко. Данная модель включает в себя 3 стадии:

1. Стадия напряжения, предполагающая неудовлетворенность избранной профессии, занимаемой должности или неудовлетворенность собой. Сопровождается данная стадия чувством безысходности, переживанием определенных ситуаций, тревожностью, депрессией. Данной стадии характерны частые провалы в памяти, сбои в выполнении двигательных действий. Как правило, данной симптоматике не уделяют достаточно внимания. В зависимости от деятельности, нагрузок и личностных особенностей учителя, первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.

2. Стадия резистенции, сопровождается неадекватным эмоциональным реагированием, ухудшением психического и физического самочувствия. На стадии резистенции происходит снижение интереса к работе, появляются такие симптомы как: отсутствие энергии, головные боли, частые простудные заболевания. Данная стадия формируется в течение 5-15 лет.

3. Стадия истощения - тотальный дефицит в эмоциональном, личностном, психическом и физическом областях. Характеризуется полной потерей интереса к чему-либо. Данная стадия формируется в течение 10-20 лет [2].

Основным фактором психоэмоционального выгорания является стресс, сопровождающий педагога в течение всей деятельности. Стрессовые ситуации могут быть вызваны: предъявлением завышенных требований, невозможностью повлиять на принятие

решений, неудовлетворённостью работой, отсутствием интересов вне рабочего пространства, необходимостью проявлять эмоции, не соответствующие реальным и т.д.

Одним из эффективных методов борьбы с эмоциональным выгоранием являются тренинговые мероприятия, направленные на формирование ситуации успеха в профессиональной сфере. А так же, в психогигиене существуют определенные меры профилактики и предотвращения эмоционального выгорания. В литературе часто можно встретить рекомендации для профилактики выгорания:

1. Научитесь рационально использовать свой труд. Старайтесь распределять свои дела по важности и срочности.

2. Научитесь вовремя говорить «нет». Не позволяйте «навешивать» на себя дополнительные обязанности. Строго очертите зону своей ответственности.

3. Обращайтесь за помощью. Все знать и делать самому - крайне тяжелое бремя. Обращение за помощью не вынуждает 40 вас выглядеть слабым. Знать, как наилучшим образом использовать свои ресурсы.

4. У вас обязательно должно быть хобби. Если его нет, то стоит им обзавестись. Его характер может быть разнообразным, главное - чтобы вы получали от него удовольствие.

5. Учитесь отдыхать. Уделяйте особое внимание сну, ни когда не пренебрегайте им. Используйте приемы релаксации [4].

Таким образов, проблема профессионального выгорания может быть решена посредством снижения «рутинности», когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе, возвратить себе радость. Эти подходы могут быть использованы в различных видах деятельности.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Информация о спонсорстве. «Исследование не имело спонсорской поддержки».

Благодарности. Автор выражает признательность коллегам за

помощь.

Список литературы

1. Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб., 1995. 167 с.

2. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб.: Питер. 1999. 300 с.

3. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. M.: 0сь-89,2000. 256 с.

4. Митина JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.

References

1. Beznosov S.P. Theoretical bases of studying of professional deformations of the personality. SPb., 1995. 167 p.

2. Quickly V.V. Sindr of emotional burning out in professional communication. SPb.: St. Petersburg. 1999. 300 p.

3. Bachkov I.V. Bases of technology of a group training. Psychotechni-cians: Manual. M.: Axis-89, 2000. 256 p.

4. Mitino JI.M. Psychology of work and professional development of the teacher. M.: Academy, 2004. 320 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Аракчеева Зинаида Васильевна, доцент кафедры психологии, кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУВО «Магннтогорскгш государственный техннческнгt

университет им. Г. И. Носова»

пр. Ленина. 38. г. Магнитогорск, 455000. Россия

z. eval 215(cL)yandex. ru

Великанова Светлана Семеновна, заведующий кафедрой социологии, документоведения и архивоведения, кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУВО «Магнптогорскгш государственный технический университет им. Г.И. Носова» пр. Ленина, 38, г. Магнитогорск, 455000, Россия vss2009 75(xt>mail. ru

Самарокова Ирина Владимировна, доцент кафедры социологии, документоведения и архивоведения, кандидат педагогических наук, доцент

ФГБОУВО «Магнптогорскгш государственный техническиft

университет им. Г.И. Носова»

пр. Ленина, 38, г. Магнитогорск, 455000, Россия

DATA ABOUT THE AUTHORS Arakcheeva Zinaida Vasilievna, associate Professor of psychology, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Nosov Magnitogorsk state technical university 38, Penin Ave, Magnitogorsk, 455000, Russia z. eval 215(xt>yandex. ru ORCID: 0000-0002-1886-9009

Velikanova Svetlana Semenovna, head of the department of sociology, document management and archives, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Nosov Magnitogorsk state technical university 38, Penin Ave, Magnitogorsk, 455000, Russia vss2009 75(xt>mail. ru ORCID: 0000-0001-9895-1645

Samarokova Irina Vladimirovna, associate Professor of sociology, document management and archives, candidate of pedagogical sciences, associate professor

Nosov Magnitogorsk state technical university 38, Penin Ave, Magnitogorsk, 455000, Russia samarokovai(xt>mail. ru ORCID: 0000-0003-0895-9032

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.