УДК 316
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ
Аракчеева З.В., Великанова С. С., Самарокова И.В.
В статье отражены вопросы классификации психологических рисков и предупреждения социальных болезней, обусловленных взаимодействием детей н подростков с современной информационной средой. В качестве фактора, препятствующего возникновению негативных последствии взаимодействия учащихся с информационного средой, выступает повышение степени осознанности детьми и подростками мотивов собственного поведения и феноменов окружающего действгтельности.
Ключевые слова: интернет; информация; поиск; риск; зависимость; проблема.
PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE CHILD IN THE MODERN INFORMATION ENVIRONMENT
Arakcheeva Z. V, Velikanova S.S., Samarokova I. V.
The article deals with the classification of psychological risks andprevention of social diseases caused by the interaction of children and adolescents with the modern information environment. As a factor that prevents the negative consequences of interaction between students and the information environment, there is an increase in awareness among children and adolescents of their own behavior motives and phenomena of the surrounding reality.
Ключевые слова: Internet; information; search; risk; dependence; problem.
Современная жизнь - это открытое информационное общество, в котором присутствует множество разнонаправленной инфор-
мации. Сегодня Интернет играет большую роль в жизни человека, а так же оказывает огромное влияние на него. Пользователей Интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им Интернет услуг растет. Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры - это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.
Управление образованием вводит все новые и новые механизмы отчетности, связи с родителями и детьми: электронные журналы, задания, подразумевающие под собой поиск информации в сети, и т.д. Интернет предоставляет нам огромную площадку для развития образования. Но на данный момент, как ни когда актуальна проблема защиты детей от негативного влияния, с которым они сталкиваются в поисках полезной информации во всемирной паутине.
По данным СМИ, игроманов в России более 2 млн. человек. При этом симптом компьютерно-игровой зависимости обнаруживается примерно у 10-14% российских подростков. По результатам выборочного опроса учеников российских школ было выявлено, что увлекаются компьютерными играми - 80% из них, а дети в возрасте 10-12 лет уже имеют «игровой опыт» от 4 до 6 лет. Опрос пользователей Facebook показал, что из 250 миллионов его пользователей 19% признались, что чувствуют сильную игровую зависимость [3].
Наиболее склонны к игровой зависимости от компьютерных игр дети подросткового возраста, в частности мальчики. Согласно опросу, проведённому среди школьников, 50% девочек проводят за компьютером более 5 часов в сутки - в основном проводят время в социальных сетях в отличие от мальчиков. Мальчики проводят более 7 часов в игре ежедневно, и их число составляет примерно 80%. В основном это Call of duty, GTA, Steam и др. В 8-9 летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. Около 80% детей в России выходят в Интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или через мобильные телефоны. Более 80% российских
подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей. Около 40% детей впоследствии начинают встречаться с сетевыми знакомыми.
Определенно, существует множество плюсов интернет сети. Все, что происходит в мире, можно увидеть сейчас, не дожидаясь сводки новостей по телевизионным каналам. Можно открыть \veb-6pay3ep и посмотреть, что происходит на другом конце земного шара. На некоторых сайтах можно увидеть и видео трансляции, в режиме реального времени. У нас есть возможность изучать мир много быстрее, нежели лет 15 тому назад. Общаться, просматривать видео-аудио контент стало намного проще [2].
Доступ в сеть позволяет нам общаться с миром из любой точки земного шара посредством \¥еЬ-чатов и видео конференций. В интернет ресурсах, огромное количество электронных библиотек, каждый день сотни людей занимаются занесением литературных источников в электронные библиотеки, многое из данной литературы сразу попадает в общий доступ [1].
С.А. Филиппова, выделяет ряд психологических рисков, которым подвергаются активные пользователи социальных сетей. Помимо ежегодного роста числа киберпреступлений, направленных на извлечение материальной выгоды, пользователи Сети подвергаются действиям хакеров, осуществляющих взлом персональных страниц ради удовольствия. Вторжение в личное пространство и распространение в Сети конфиденциальной информации, чрезвычайно травмирующие факторы [5, с. 378]. Значимость работы в сфере охраны здоровья и обеспечения безопасности учащихся также обозначается положениями, содержащимися в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.): запрещается использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (п. 9 ст. 13);
Интернет служит уникальным и действенным средством распространения сложных идей и концепций, будь то идея ребенка со
своими необычными взглядами на мир или же взрослого, с уже сформировавшимися взглядами [1]. Интернет, на сегодняшний день, для многих школьников является основным источником информации. C.B. Пазухина, С.А. Филиппова, выделяют, что информационное воздействие любого рода при определенных обстоятельствах может не иметь для человека никаких негативных последствий; негативные последствия могут быть обратимыми, как в случае спонтанной ремиссии, так и в результате коррекционно-терапевтического воздействия; в ряде случаев негативные последствия могут быть необратимыми [4, с. 15].
Проведенный нами анализ, вышеназванных нормативных и стратегических документов, а также учебной и методической литературы показал, что теоретическая и практическая работа родителей и педагогов по проблемам интернет безопасности не соответствует действительности.
Мы предлагаем основные советы по безопасности в социальных сетях:
1. Ограничить список друзей. В друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей.
2. Защищать свою частную жизнь. Не указывать пароли, телефоны, адреса и другую личную информацию.
3. Избегать размещения фотографий в Интернете, где вы изображены на местности, по которой можно определить местоположение.
4. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8.
В настоящее время участие родителей в жизни ребенка играет очень большую роль для обеспечения безопасности детей в информационной среде. Чем чаще родители интересуются жизнью ребенка, обсуждают с детьми их интересы, контролируют и говорят о вредном воздействии информации:
а) тем меньше дети смотрят в ночное время телевизор, видео и остаются в компьютерном клубе/Интернет-кафе;
б) сокращается длительность компьютерных игр у детей;
в) меньше интересуются эротикой в Интернете;
г) дети понимают, что вредно много смотреть телевизор, видео;
д) сокращается число детей, которые положительно относятся к насилию на экране;
е) меньше интереса к распространению видеосъемок с насилием;
ж) меньше интереса к жестоким компьютерным играм.
В завершении, стоит отметить, что интернет - это огромная вселенная знаний. И не стоит пытаться отгородить ребенка от доступа к этой вселенной. Перед родителями стоит задача научить своего ребенка пользоваться этой сетью без вреда для психики, показать, как правильно искать нужную информацию, как обрабатывать ее. Перед родителями стоит задача научить, но никоим образом не привить отвращение к данному ресурсу или же полностью погрузить ребенка в виртуальный мир.
Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Благодарности. Автор выражает признательность коллегам за помощь.
Список литературы
1. Бажин П. Игры становятся причиной слабоумия // Электрон, журн. Игния.2011 .URLhttp://www.igromania.ru/news/l59637/Igry_ stmwvyatsyajrichinoi_slaboumiya.htm
2. Иванов M. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Электрон, журн. Флогитсон. 1999.URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2
3. Лукьянова Г. Интернет-зависимость у детей: как бороться? // URL :http ://www.molnet.ru/mos/ru/n_5 5/о_3 0954
4. Пазухина C.B., Филиппова С.А. Превентивные технологии защиты детей от вредной информации: Учебно-методическое пособие. Тула: Изд-во Имидж Принт, 2017. 156 с.
5. Филиппова С.А. Психологические риски современного киберпро-странства // Научно-мстодичсский электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 376-380.
References
1. Bazliin P. Igry stanovjatsja prichinoj slaboumija // Jelektron. zhurn. Ig-nja.2011.URLhttp://www.igromania.m/news/159637/Igry_stanovyat-sya_prichinoi_slaboumiya.htm
2. Ivanov M.S. Psihologicheskie aspekty negativnogo vlijanija igrovoj komp'jutcrnoj zavisimosti na lichnost' cheloveka // Jelektron. zhurn. Flogitson. 1999.URL : http ://flogiston.ru/articles/netpsy/gaineaddict2
3. LukjanovaG. Intemet-zavisimost" u detej : kakborot'sja?//URL:http:// www.molnet.ru/mos/ru/n_55/o_30954
4. Pazuhina S.V., Filippova S.A. Preventivnye tehnologii zashhity detej ot vrednoj infonnacii: Uchebno-metodicheskoe posobie. Tula: Izd-vo Im-idzh Print, 2017. 156 p.
5. Filippova S.A. Psihologicheskie riski sovremennogo kiberpro-stranstva //Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2014. T. 20. S. 376-380.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Аракчеева Зинаида Васильевна, доцент кафедры психологии, кандидат педагогических наук, доцент
Магнитогорска! государственныft технически!! университет им. Г. И. Носова
пр. Ленина. 38. г. Магнитогорск, 455000, Россия z. eval 215(a)yandex. ru
Великанова Светлана Семеновна, заведующий кафедрой социологии, документоведения и архивоведения, кандидат педагогических наук, доцент
Магнитогорск!ш государственный технический университет им. Г.И. Носова
пр. Ленина, 38, г. Магнитогорск, 455000, Россия vss2009 75(a)mail. ru
Самарокова Ирина Владимировна, доцент кафедры социологии, документоведения и архивоведения, кандидат педагогических наук, доцент
Магнитогорскигt государственны ft технически ft университет им. Г.И. Носова
пр. Ленина, 38, г. Магнитогорск, 455000, Россия
DATA ABOUT THE AUTHORS Arakcheeva Zinaida Vasilievna, associate Professor of psychology, candidate of pedagogical sciences, associate professor
Nosov Magnitogorsk state technical university 38, Lenin Ave, Magnitogorsk, 455000, Russia z. eval 215(a)yandex. ru ORCID: 0000-0002-1886-9009
Velikanova Svetlana Semenovna, head of the department of sociology, document management and archives, candidate of pedagogical sciences, associate professor
Nosov Magnitogorsk state technical university 38, Lenin Ave, Magnitogorsk, 455000, Russia vss2009 75@mail. ru ORCID: 0000-0001-9895-1645
Samarokova Irina Vladimirovna, associate Professor of sociology, document management and archives, candidate of pedagogical sciences, associate professor
Nosov Magnitogorsk state technical university 38, Lenin Ave, Magnitogorsk, 455000, Russia samarokovai(cL)mail. ru ORCID: 0000-0003-0895-9032