Александрова Надежда Анатольевна, Брюхова Ольга Юрьевна
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ,
ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье формулируются задачи и направления деятельности федеральных органов государственной власти в области профориентации. Авторы предлагают рассматривать профориентацию как важнейший институт интеграции и социализации молодого поколения и направление социальной политики государства (а не только как услугу); разработать Целевые программы профориентации, позволяющие координировать деятельность всех субъектов профориентации в национальном масштабе; совершенствовать существующие и создавать новые информационные инструменты управления процессом профессионального самоопределения личности, в том числе в интернет-пространстве.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/9/1 .html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 9(71) C. 13-16. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 331.548 Социологические науки
В статье формулируются задачи и направления деятельности федеральных органов государственной власти в области профориентации. Авторы предлагают рассматривать профориентацию как важнейший институт интеграции и социализации молодого поколения и направление социальной политики государства (а не только как услугу); разработать Целевые программы профориентации, позволяющие координировать деятельность всех субъектов профориентации в национальном масштабе; совершенствовать существующие и создавать новые информационные инструменты управления процессом профессионального самоопределения личности, в том числе в интернет-пространстве.
Ключевые слова и фразы: профессиональная ориентация; субъекты профориентации; уровни разработки и реализации работы по профессиональной ориентации населения; профориентационная деятельность; инструменты профориентационной деятельности.
Александрова Надежда Анатольевна, к. филос. н., доцент Брюхова Ольга Юрьевна
Уральский государственный университет путей сообщения [email protected]; [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
Проблемы профессиональной ориентации молодого поколения в настоящее время становятся все более актуальными по ряду причин, среди которых назовем наиболее важные:
- сокращение численности трудовых ресурсов, связанное с массовым выходом на пенсию представителей многочисленного послевоенного поколения и вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения 1990-х годов рождения;
- рассогласование реальных потребностей экономики в инженерно-технических специалистах и высококвалифицированных рабочих и массовой ориентации выпускников школ и их родителей на гуманитарные, экономические, менеджерские и подобные им направления подготовки, а также в целом на получение высшего образования;
- наличие на рынке образовательных услуг большого числа учреждений профессионального образования и огромного количества образовательных программ, которые они реализуют, в условиях отсутствия объективной (а не тенденциозной, формируемой самими учебными заведениями) информации об их реальной востребованности и перспективности;
- изменение критериев определения престижности профессий у подростков, системы мотивации труда, факторов, влияющих на выбор профессии. Так, в советский период наблюдалась преобладающая ориентация на интересный, содержательный труд, на гуманистический мотив - приносить пользу стране и людям. Теперь ориентация подростков на содержание и характер труда отодвинулась на второй план [3, с. 138]. Критериями престижности стали социальное положение, уровень жизни и доходов, во многом сформировавшиеся под влиянием СМИ [4, с. 37-38].
На наш взгляд, значительный вклад в решение обозначенных проблем может внести системно организованная работа по профориентации молодежи. Под профессиональной ориентацией мы будем понимать деятельность разнообразных социальных институтов, имеющую целью оказать решающее воздействие на процесс выбора рода профессиональных занятий лицами, находящимися в ситуации профессионального самоопределения. Естественно, что деятельность этих социальных институтов мотивируется их собственными потребностями и интересами, которые очень часто вступают в противоречие друг с другом.
Следует отметить, что профориентационных мероприятий проводится достаточно много, но они имеют стихийный, спорадический характер и не столько способствуют решению системных проблем, обозначенных выше, сколько усугубляют их [1, с. 1708]. По нашему мнению, выделение субъектов профориентацион-ной деятельности, определение задач и направлений их работы способствовало бы как оптимизации состояния рынка труда, так и накоплению человеческого капитала.
В зависимости от субъекта профориентационной деятельности мы предлагаем выделить следующие уровни разработки и реализации работы по профессиональной ориентации населения: а) федеральный; б) региональный; в) муниципальный; г) локальный, включающий 3 субуровня:
- уровень организации (предприятия);
- уровень образовательного учреждения профессионального образования (высшего и среднего);
- уровень школы.
На каждом уровне должны решаться специфические задачи, определяемые объемом полномочий и уровнем ответственности соответствующего субъекта за состояние экономического и социального развития,
рынка труда и занятости населения, с одной стороны, и ответственностью за содействие правильному выбору профессионального пути нового поколения - с другой.
На федеральном уровне, на наш взгляд, должны решаться следующие задачи:
1) формирование концепции (идеологии и методологии) и нормативной базы профориентационной деятельности;
2) разработка прогнозов развития рынка труда на 5-10-20 лет для формирования социального заказа системе профессионального образования, регулирование рынка труда через создание запроса на востребованных профессионалов, преодоление диспропорций на рынке труда;
3) реализация информационно-просветительской функции, заключающейся в предоставлении актуальных сведений о мире профессий; путях и способах получения соответствующего образования; положении в области занятости и перспективах в данной сфере; правах и обязанностях всех заинтересованных сторон в соответствии с трудовым законодательством; условиях, гигиене и безопасности труда в различных областях профессиональной деятельности и т.д.
Проведенный анализ концептуальных установок и нормативно-правовой базы профориентационной деятельности в России позволяет сделать вывод о том, что они несовершенны:
- отсутствует единая концепция деятельности по профессиональной ориентации на национальном уровне; другими словами, государство в лице своих федеральных органов не выработало систему согласованных взглядов и подходов, определяющих профориентацию как направление социальной политики;
- все важнейшие решения переданы с федерального на региональный уровень и не представлены на общенациональном уровне;
- система профессионального образования рассматривается только в качестве реципиента должным образом профориентированного молодого человека; ее участие в профориентационной деятельности никак не регламентируется, хотя на практике самым активным субъектом профориентационной деятельности являются именно учреждения высшего и среднего профессионального образования. Зачастую учебные заведения используют «грязные» технологии профориентационной работы (так называемую профессиональную пропаганду и профессиональную рекламу, обещая абитуриентам трудоустройство после окончания вуза или колледжа, заоблачные зарплаты, быстрое карьерное продвижение и т.п.), а иногда прибегают к прямому демпингу, не заботясь о качестве образования;
- взаимодействие организаций, принадлежащих к различным ведомствам, регламентируется только в части, касающейся размещения на их территории информационно-справочных материалов о месте и порядке оказания профориентационных услуг и иной справочной информации. Координация же самой работы, проводимой различными ведомствами, практически не осуществляется;
- координация работы государственных органов с учреждениями системы общего и профессионального образования даже не определена как задача, а тем более не прописана как технология;
- профориентация рассматривается не как важнейший социальный институт интеграции и социализации молодого поколения, а как услуга, осуществляемая, прежде всего, в службах занятости и заключающаяся в проведении информационно-просветительских мероприятий или консультационного приёма граждан.
Другим важнейшим направлением деятельности государственных органов является формирование прогнозов развития рынка труда в РФ на достаточно длительную перспективу, потому что система образования имеет инерционный характер реагирования на его потребности. Прогнозирование (основанное на форсайт-технологиях) относительно изменений запросов рынка труда и модернизации социально-экономической сферы должно составить информационную основу профориентационной работы [6, с. 120]. Отсутствие активности в данной сфере стало одной из основных причин диспропорций и противоречий, сложившихся на рынке труда в последние десятилетия.
Что касается реализации информационно-просветительской функции, то в настоящее время органы государственного управления федерального уровня предпринимают попытки разработать инструменты (прежде всего, информационного характера), призванные, с одной стороны, сформировать социальный заказ системе образования на подготовку востребованных профессионалов, а с другой - сориентировать школьника и его родителей в мире профессий, предотвратив негативные последствия выбора невостребованной, неперспективной специальности.
К числу таких инструментов отнесем, прежде всего:
1) профессиональные стандарты;
2) справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования;
3) список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.
Профессиональные стандарты - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [5]. Они представляют собой связующее звено между системой профессионального образования и работодателем. Профессиональные стандарты позволят постепенно перейти от рынка дипломов к рынку квалификаций.
«Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования» (далее - «Справочник»), который был разработан в 2015 году Министерством труда совместно с Министерством образования и науки, Агентством стратегических инициатив
и другими заинтересованными организациями, включает 1620 специальностей [2]. В него в основном вошли сквозные профессии: IT-специалисты, станочники, работники сферы услуг и торговли и многие другие. Кроме того, появились и новые профессии, например оператор оборудования пространственного моделирования (3D-принтера) в строительстве, инженер группы робототехнических средств и беспилотных летательных аппаратов, разработчик Web- и мультимедийных приложений и т.д.
«Справочник» будет применяться при формировании перечней направлений подготовки, а также являться ориентиром для образовательных организаций, чтобы было понятно, на какие специальности сегодня нужно обратить внимание и как перестраивать учебные планы, чтобы быть востребованными на рынке образовательных услуг в долгосрочной перспективе. Следовательно, данный документ будет основой для координации профориентационной работы, проводимой государственными органами, образовательными учреждениями и работодателями.
«Список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» является приложением к приказу Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832 и представляет собой ранжированный перечень современных профессий. Критериями причисления профессии к числу востребованных являются: массовый характер профессии; прогнозируемый рост занятости по профессии в долгосрочной перспективе (в течение 6 лет не менее чем на 20%); ее ключевое значение для сектора экономики. К числу перспективных, новых профессий отнесены те, которые связаны с появлением принципиально новых технологий, производственных (бизнес) процессов, а также те, которые принадлежат к сектору экономики, активно развивающемуся в мире; в число эволюционирующих профессий и специальностей включены те, в которых предполагаются изменения трудовых функций работника в среднесрочной перспективе (не менее трех лет) в связи с обновлением техники, технологий и организации труда.
Значение проанализированных информационных документов для профориентационной деятельности состоит в том, что они:
- создают основу для координации профориентационной работы, проводимой государственными органами, образовательными учреждениями и работодателями;
- формируют площадку взаимодействия различных ведомств, которые до настоящего момента действовали разрозненно. Это в первую очередь относится к Министерству образования и науки, Министерству труда и социальной защиты населения;
- закладывают основу взаимодействия федеральных и региональных органов власти по формированию целевых профориентационных программ;
- задают вектор профориентационной работы всех субъектов профориентации - от федеральных органов до общеобразовательных школ;
- обеспечивают надежной информацией о мире профессий школьников и их родителей, ориентируют их на выбор не столько престижных, сколько перспективных профессий; более того, могут способствовать формированию новой «моды». Однако, справедливости ради, следует отметить, что переориентирование молодежи на получение не пользующихся пока популярностью, но востребованных профессий зависит не только от профориентационной деятельности, но и от многих других факторов: уровня оплаты труда, качества рабочих мест, возможностей профессионального развития и пр.
Подводя итог сказанному, наметим основные шаги, которые, на наш взгляд, должны быть предприняты на федеральном уровне для развития позитивных трендов в профориентационной деятельности:
- формирование концепции профориентационной деятельности как части социальной политики государства, направленной на приумножение человеческого капитала страны;
- разработка Целевых программ по профессиональной ориентации школьников, фиксирующих зоны ответственности как федеральных, так и региональных органов государственной власти, а также координирующих деятельность различных заинтересованных министерств, прежде всего Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства образования и науки. Целевые программы должны интегрировать интересы и регулировать работу всех субъектов профориентации, отражать межведомственный характер профориентационной работы, создавать платформу для координации и тесного взаимодействия с системой общего и профессионального образования. Передача данных задач на региональный уровень сдерживает развитие национального рынка труда, что хорошо заметно при анализе профориентационных проектов соседних областей - Свердловской, Курганской и Тюменской, которые имеют узкоспециализированный характер, в то время как их усилия должны координироваться;
- активизация научных исследований в области теоретической проработки понятийного аппарата с целью разработки практического инструментария решения проблемы. Понятия «профессиональная ориентация», «профориентационная деятельность», «профориентационное мероприятие» и т.д. требуют дальнейшей проработки и, возможно, внесения их определений в законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации»;
- стимулирование открытия новых образовательных программ и направлений подготовки в учреждениях высшего и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями работодателей;
- продолжение разработки инструментов профориентационной работы, прежде всего информационных:
■ активизация работы по утверждению Профессиональных стандартов, поскольку именно они являются
основой для формирования «Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования», о чем уже шла речь выше;
S продолжение работы над «Справочником» в части требований к квалификации и опыту работы, поскольку в ряде случаев такие требования не сформулированы (например, наладчик-ремонтник промышленного оборудования в машиностроении, электромонтер по эксплуатации кабельных линий электропередач, специалист по Web-дизайну, разработчик Web- и мультимедийных приложений, наладчик-ремонтник промышленного оборудования в легкой промышленности, монтажник умного дома, рабочий по настройке и ремонту оборудования, оператор кросс-логистики и пр.). Кроме того, по ряду профессий требования к квалификации и опыту работы сформулированы без учета уровневости высшего образования (например, по профессиям специалиста в области управления качеством строительных работ, экономиста по договорной и претензионной работе, инженера технического надзора и диагностики просто указано - «высшее образование»). В ряде случаев отсутствует краткое описание профессии и квалификационных требований: так, например, по профессии «инженер-химик в химическом производстве» в графе «краткое описание профессии» записано: «планируется разработка квалификационных требований»;
S дополнение «Справочника» информацией о способах получения той или иной профессии, учебных заведениях, в которых ведется соответствующая подготовка, имеющихся специальных требованиях к работнику;
S формирование и представление «Справочника» в интернет-пространстве как ТТ-проекта на базе действующих информационных ресурсов Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования и науки и, возможно, Федеральной службы государственной статистики;
S актуализация «Справочника» по мере поступления информации от органов государственной власти, советов по профессиональным квалификациям, работодателей, профессиональных сообществ с определенной регулярностью, превращение его в живой инструмент, в который регулярно вносятся дополнения и изменения в соответствии с динамикой рынка труда;
S организация профессионального просвещения в форме социальной рекламы в целях популяризации наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий в соответствии с Топ-50 в сети Интернет и на телевидении;
S создание механизма оперативного реагирования на потребности работодателей в квалификации работников, для чего следует на соответствующих интернет-ресурсах организовать онлайн-анкетирование работодателей.
Таким образом, на наш взгляд, профориентационная деятельность должна начинаться с разработки соответствующей общегосударственной концепции и политики в целях увеличения человеческого капитала общества, оптимизации состояния рынка труда и содействия профессиональному выбору молодого поколения.
Список литературы
1. Брюхова О. Ю., Брюхова Т. М. Профессиональная ориентация в школе: сущность, актуальные проблемы и пути решения // Материалы XIX Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». Екатеринбург: УрФУ, 2016. С. 1706-1717.
2. Об утверждении Справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 832 (ред. от 10.02.2016). URL: http://base.consultantrucons/cgi/oriine.cgi?req=doc;base=LAW;n=188421; fld= 134;dst= 100001,0;rnd=0.9358837331788736 (дата обращения: 17.07.2016).
3. Селиванова З. К Ранняя профориентация как насущная задача государственной политики // Власть. 2013. № 4. С. 136-139.
4. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37-43.
5. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016). Ст. 195.1. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/ (дата обращения: 01.08.2016).
6. Шафранов-Куцев Г. Ф. Современные вызовы и реальность профориентационной деятельности в системе «школа -вуз - рынок труда» // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 120-128.
VOCATIONAL GUIDANCE IN THE FOCUS OF ATTENTION OF THE STATE: CHALLENGES, CONTRADICTIONS, WAYS OF SOLUTION
Aleksandrova Nadezhda Anatol'evna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Bryukhova Ol'ga Yur'evna
Ural State University of Railway Transport ana1856@mail. ru; Brukhova-olga@yandex. ru
The article sets the objectives and directions of the activity of the federal bodies of state power in the area of vocational guidance. The authors propose to consider the vocational guidance as the most important institution of integration and socialization of the young generation and the direction of social policy of the state (not only as a service); to develop Target programmes of vocational guidance, which allow coordinating the activity of all subjects of vocational guidance in the national scale; to improve existing and create new information tools of managing the process of vocational self-determination of a personality, including in the Internet space.
Key words and phrases: vocational guidance; subjects of vocational guidance; levels of development and implementation of the activity on vocational guidance of the population; vocational guidance activity; tools of vocational guidance activity.