Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация школьников - приоритетное направление непрерывного социально-культурного образования'

Профессиональная ориентация школьников - приоритетное направление непрерывного социально-культурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / VOCATIONAL COUNSELING / WELFARE ACTIVITY / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / THE PROGRAMMNO-TARGET APPROACH / CONTINUOUS FORMATION / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Викторовна

В статье рассматривается профессиональная ориентация школьников на социально-культурную деятельность. Автором статьи делает вывод, что наиболее эффективным методом ориентации школьников на социокультурную деятельность является программно-целевой подходI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article vocational counseling of schoolboys on welfare activity is considered. By the author of article the most effective way which the programmno-target approach is accurately shown.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация школьников - приоритетное направление непрерывного социально-культурного образования»

сматривать планируемый результат, отражающий структуру цели. Следовательно, рефлексия предстает как сравнение реального результата и его структуры с планируемым и его структурой.

С позиций программно-целевого подхода в системе непрерывного профессионального образования полный латент может быть в идеале описан лишь бесконечной структурой, следовательно, реконструкция цели по конечным структурам реального результата всегда оказывается неполной.

Все более важной становится разработка собственной стратегии деятельности высших и средних профессиональных учебных заведений, которая позволит не только учитывать многообразие современной социокультурной ситуации, но и занимать активную позицию,

направленную на ее изменение. В связи с этим возникла необходимость преодоления сложившихся взглядов на принципы и формы организации социально-культурного образования и создания в регионе единого образовательного пространства в данной области. Требуется разработать научную концепцию, обеспечивающую новое видение этого процесса, и программу ее реализации. Научно-теоретическое обоснование указанного реформирования, перехода от одной организационной основы социально-культурного образования (завершенного на каждом несвязанном уровне) к другой, обеспечивающей его непрерывность, в единстве должно способствовать решению вопросов общего среднего, среднего и высшего профессионального уровней.

Примечания

1. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов / Я. Лаак. - М.; Воронеж, 1996.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М., 1975.

3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск, 2005.

4. Шивов С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шивов, В. А. Каль-ней. - М., 1999.

5. Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности / Г. П. Щедровицкий // Вопросы методологии. - 1994. - № 3-4. - С. 76-121.

Т. В. Кузнецова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ -ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается профессиональная ориентация школьников на социально-культурную деятельность. Автором статьи делает вывод, что наиболее эффективным методом ориентации школьников на социокультурную деятельность является программно-целевой подход. Ключевые слова: образование в сфере культуры, профессиональная ориентация, социально-культурная деятельность, программно-целевой подход, непрерывное образование, система дополнительного образования.

In article vocational counseling of schoolboys on welfare activity is considered. By the author of article the most effective way which the programmno-target approach is accurately shown. Keywords: liberal education, vocational counseling, welfare activity, the programmnotarget approach, continuous formation, additional education system.

Модернизация системы образования в России, происходящие перемены в подходах к целям образования меняют приоритеты в процессе профессиональной ориентации, в том числе в системе непрерывного социально-культурного образования.

Современные ученые, обратившиеся к изучению проблем подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы (А. Д. Жарков, Ю. А. Стрельцов, В. М. Чижиков, Т. Э. Мангер, Л. С. Жаркова, Е. И. Григорьева и др.) в своих трудах делают акцент на важности освоения формирующейся личностью многообразия форм и видов социально-культурной деятельности. Современное нам школьное образование отличается не-сформированностью целей, замыканием в системе профильных дисциплин на сугубо познавательных задачах, отсутствием системного подхода в профессиональной ориентации. Все это недостаточно для проявления у школьников желания глубокого освоения знаний о движениях мировой культуры, для формирования коммуникативных и организационных способностей, необходимых для плодотворной, отвечающей современным запросам общества деятельности по созданию пространства общения средствами искусства (Ю.У. Фохт-Ба-бушкин) и творческого проявления личности. В ходе изучения педагогического потенциала интеграции общего и социально-культурного профессионального развития школьника был выявлен следующий круг проблем: разрыв между знаниями и умениями и развитием способности к целостному восприятию мира; противоречие между существующими исходными посылками на профессиональную деятельность в социально-культурной сфере; разрыв в подготовке школьников к социально-культурной деятельности и потребностью личности в самоопределении и самопознании через пространство культуры и посредством субъект-субъектных взаимодействий в коммуникативной среде Эти положения имеют особую методологичес-

кую значимость для разработки концепции программно-целевого подхода к формированию профессионального мастерства специалистов социально-культурной сферы.

Мы выделяем следующие направления профессиональной ориентации школьников на основе интеграции общего и социально-культурного профессионального развития личности:

— многоуровневая интеграция предметов художественно-эстетического и гуманитарного циклов (традиционно в учебных планах школы эти предметы разобщены, что приводит к неоправданному повторению, их тематической и содержательной нестыковке, отсутствию взаимодополнения, вследствие чего они воспринимаются школьниками как некий ненужный им для профессиональной деятельности «балласт»);

— разработка системы интегрированных дисциплин, направленных на развитие образного мышления, творческой активности, эстетического сознания и готовности школьника к профессиональному и личностному росту как к целостному непрерывному процессу («образование на всю жизнь»);

— осуществление преемственности между всеми ступенями образовательной системы;

— создание условий для реализации творческого потенциала школьников, связанного с процессом формирования и развития профессионального мастерства;

— воспитание такого свойства личности школьника, как духовность, посредством становления индивидуальной культуры и ее проявлений в процессе созидательной творческой работы.

В целом ориентация школьников на сознательное и глубокое освоение ценностей культуры дает в будущем понимание того, что профессиональная деятельность связана в первую очередь с «ценностным взаимодействием», что предполагает наличие высокой культуры общения (М. С. Каган, Я. Л. Коломинс-кий, А. В. Мудрик, А. В. Петровский).

В этом случае профессиональная деятельность превращается в поле самореализации личности, полноценного раскрытия творческого потенциала, становится проверкой наличного уровня знаний, умений и навыков, что на этапе школьного обучения требует самостоятельного выбора своей профессии, готовности к будущей профессиональной деятельности, в том числе и в социально-культурной сфере, а также — от педагогов — осуществления педагогической деятельности, основанной на ценностно-смысловой концепции личности, которая подготавливает профессиональный выбор школьника, в том числе и к обучению в вузе культуры и искусств. Ценностно-смысловая концепция личности определяет сущность развития личности школьника через его отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции в любом виде деятельности (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко).

В русле указанной концепции в исследованиях отечественных ученых были выявлены критерии развития культуры личности: способность к децентрации, самоотдаче; творческий целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; внутренняя ответственность перед собой и другими; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни. Следовательно, наиболее существенным основанием профессиональной ориентации школьника можно считать художественное творчество — тот социально-культурный инструмент, который помогает школьнику войти в сообщество людей и мир в целом (В.Т. Кудрявцев). Социально-культурная деятельность, таким образом, становится одним из наиболее стимулирующих факторов развития личности и может предоставить для его осуществления возможности различных видов искусства во всем многообразии их проявления.

Системообразующим элементом

профессиональной ориентации школьников на социально-культурную деятельность являются учреждения дополнительного образования детей, которые как раз и обеспечивают интеграцию общего и профессионального развития личности в системе непрерывного социально-культурного образования. На основе системного анализа документов, определяющих государственную политику реформирования дополнительного образования, выявлены различные аспекты и взаимодействия общеобразовательной и высшей школ (Закон РФ «Об образовании» (1992); Федеральная программа развития образования в России; Государственный образовательный стандарт второго поколения (2001) и др.). В этих документах основополагающим является утверждение, что система дополнительного образования в современной России является культурно обусловленным социально-педагогическим явлением, способным обеспечить профессионально-ценностные ориентации, сформировать мотивы выбора профессиональных предпочтений (Г. А. Гусева, Л. В. Радина и др.), «Я-концепцию» будущего профессионала (В. С. Аганов, И. Е. Шейнюк и др.). Сегодня важно не только ориентировать школьников на овладение профессиональными качествами, но и на творческую самореализацию, на трансляцию личностно осознанных ценностных позиций.

Значение роли дополнительного образования в системе непрерывного социально-культурного образования определено идеей создания широкого социально-культурного пространства — времени, когда взаимодействуют различные проявления жизни школьника, в реалиях которых развивается его личность. Мощный развивающий потенциал дополнительного образования определяется его масштабностью, гибкостью, мобильностью, что позволяет внедрять в учебно-воспитательный процесс различные инновационные педагогические модели развития личности школьника на основе вариативности образовательных и вос-

питательных практик, расширения инициативы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, усиления гуманно-деятельностной направленности образования, оптимизации процессов духовно-нравственной и гражданской социализации в условиях межкультурного взаимодействия.

Однако имеет место ряд проблем, стоящих перед системой дополнительного образования в России, которые возникают в связи с возрастанием общественной потребности возврата многих утраченных духовных ценностей и одновременно неприятием стереотипов и догм авторитарной педагогики. В этом контексте усиливается потребность в поиске новых подходов к преподаванию, к выбору таких видов деятельности, которые направлены на развитие способностей к творческой самореализации и самоактуализации, психологической готовности к принятию решения о своей будущей профессии. Все эти задачи наиболее эффективно решаются в системе дополнительного образования за счет ее готовности к экспериментам, органичной связи с ценностными мировоззренческими основаниями отечественных традиций воспитания, к которым относятся нравственные нормы, саморазвитие, терпимость, экологическое сознание.

Основное содержание дополнительного образования - практико-ориенти-рованное,деятельностное, творческое -существует, главным образом, в формах свободного раскрытия отношения школьника в процессе социально-культурной деятельности к различным видам и формам социально-культурной деятельности, а через это - и к своему профессиональному развитию, когда значительно активизируется процесс взаимообмена информацией в разновозрастной группе. Изучение роли дополнительного образования в развитии личности в целом доказывает, что именно социально-культурная деятельность, наиболее тесно связанная с потребностями и интересами растущего человека, оказыва-

ет огромное влияние на развитие социально-ценностной ориентации на трех психологических уровнях: когнитивном, эмоционально-мотивационном, поведенческом. Контент-анализ экспериментальных программ показал, что наиболее эффективными формами деятельности учреждений дополнительного образования являются: комплекс специализированных массовых инициатив (творческие вечера, встречи, праздники и т.д.), которые расширяют культурный кругозор через общение с искусством; реализация индивидуальных и групповых творческих проектов (концерты, художественные и фотовыставки, театральные спектакли) и т.д.

Эмпирические данные о деятельности различных учреждений дополнительного образования (таких, например, как Дом творчества «Матвеевское», Выставочный зал «На Ходынке» (г. Москва), музей «Русская изба» (г. Макушино Курганской области) и др.) убедили нас в возможности профессиональной ориентации школьников в условиях непрерывного социально-культурного образования через реализацию индивидуальных творческих стратегий на основе выбора путей и форм самовыражения и самосовершенствования.

Ориентация школьника на социально-культурную деятельность должна опираться на программно-целевой подход, предполагающий системное целостное общее и профессиональное развитие личности школьника с учетом интеграции разных видов художественно-творческой деятельности. Программно-целевой подход обеспечивает эффективность управления учебной деятельностью в школе и системе непрерывного социально-культурного образования, осуществляя логическую связь между всеми образовательными ступенями, объединяя их в единое целое.

Научной основой для разработки программно-целевого подхода является методология системного, психологического, комплексного, интегративного подходов, закономерности и принципы

профессиональной ориентации школьников на социально-культурную деятельность.

Теоретическим фундаментом являются основные тенденции развития профессионального образования и организации профессионального формирования личности в целом — гуманизация, непрерывность, интеграция, дифференциация, социализация, профессионализация, личностно-ориентированное развитие, технологизация, социально-педагогическая обусловленность.

В результате многолетних наблюдений за деятельностью педагогических коллективов различных образовательных учреждений, а также на основе собственной педагогической практики был выявлен ряд педагогических условий, позволяющих реализовать программно-целевой подход в профессиональной ориентации школьников на социально-культурную деятельность. Это:

— динамичный характер изменений в социально-экономической среде, научно-технический прогресс, развитие общественных институтов на современном этапе;

— повышение требований к личности профессионала: образованности, воспитанности, мобильности, профессиональной компетентности;

— инновационные тенденции развития образования вообще и профессионального в частности, базирующиеся на гуманистических, демократических и социокультурных традициях, а также на геополитических особенностях страны;

— расширение спектра профессионально-образовательных потребностей личности, позволяющих ей обеспечить жизнедеятельность в условиях рыночной экономики;

— появление новых образовательных направлений (информационных,

социокультурных, социоэкономических

и др.);

— кадровая востребованность на рынке труда в высококвалифицированных специалистах, имеющих дополнительные специальности в области социокультурной деятельности;

— потребность в совершенствовании системы социально-культурного образования с позиций обеспечения многоуровневого непрерывного характера профессионального обучения с широким диапазоном образовательных услуг по различным направлениям профессиональной подготовки в этой сфере;

— внедрение новых технологий обучения и воспитания будущих специалистов в области социально-культурной деятельности, ориентированных на формирование творческих способностей обучающихся, способностей к самообразованию, самовоспитанию, самореализации и самосовершенствованию;

— разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса, пособий с проблемно-поисковой постановкой задачи;

— оснащение образовательных учреждений современными компьютерными системами и техническими средствами обучения;

— укрепление социального статуса специалистов социально-культурной сферы, их финансового обеспечения.

В целом, анализ результатов эксперимента по внедрению программно-целевого подхода в практику организации образовательного пространства показал, что программно-целевой подход выступает в качестве одного из оснований парадигмы, обеспечивающей общую и профессиональную подготовку личности к дальнейшей жизненной и профессиональной самореализации и самоактуализации.

Примечания

1. Белова Д. Е. К проблеме психологического сопровождения самоопределения личности в профессии / Д. Е. Белова // Психология профессионально-образовательного пространства личности: сб. науч. ст. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. — С. 94—95.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспаль-ко. — М: Изд. института проф. обр. России, 1995.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

4. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.

5. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа / Е. В. Бондаревская // Образование в поисках человеческого смысла. - Ростов н/Д., 1995. - С.11-26.

6. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова. - М.: Юнити, 2001.

7. Гурова Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности нравственные ориентации / Р. Г. Гурова //Педагогика. - 2000. - №10. - С. 32-38.

8. Дмитриева Е. Н. К проблеме определения оснований становления целостной личности будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки в вузе / Е. Н. Дмитриева // Мир психологии. - 2004. - № 4. - С. 179-183.

9. Жарков А. Д. Парадигмальный подход к развитию современной социально-культурной деятельности / А. Д. Жарков // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 3.

10. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1998.

11. Жаркова Л. С. Подготовка профессионалов в вузах культуры и искусств - главное условие вхождения в единое мировое образовательное пространство / Л. С. Жаркова // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 3.

12. Кирякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография /А. В. Кирякова. - Оренбург: ОГПУ, 1996.

13. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. -М.: Академия, 2005.

14. Клюско Е. М. Сравнительный анализ подготовки специалистов для социально-культурной сферы в вузах России и США / Е. М. Клюско // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 3.

15. Котова И. Б. Психология личности в России. Столетие развития / И. Б. Котова. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994.

16. Сластёнин В. А. Аксиологические основания общего и профессионального образования / В. А. Сластёнин // Качество жизни: проблемы системного научного обоснования: [материалы международной научно-практической конференции]. - Липецк: ЛГПИ, 2000. - С.1 5-25.

Т. В. Ляшенко

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ

Информатизация образования рассматривается как одно из направлений модернизации образования. Под процессом модернизации образования понимается комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, информационными средствами и технологиями. При этом перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в образовании связываются с разработкой и внедрением мультимедийных образовательных технологий. Ключевые слова: образование в сфере культуры, информатизация образования, мультимедийные образовательные технологии, электронные учебные издания.

The education informatization is examined as one of the most important direction of education modernization. The process of education modernization is viewed as a complex of social-pedagogical reorganization connected with filling of education systems with information products, information means and technologies. The perspectives of ICT development in education sphere are connected with development and implementation of multimedia education technologies. Keywords: liberal education, education informatization, multimedia education technologies, electronic learning editions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.