Научная статья на тему 'Программно-целевой подход в теории и практике непрерывного социально-культурного образования'

Программно-целевой подход в теории и практике непрерывного социально-культурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / THE PROGRAMMNO-TARGET APPROACH / НЕПРЕРЫВНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЦЕЛИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PERSISTENT RECONSTRUCTION OF PURPOSE CONNECTED WITH SUBJECT ACTIVITY / НЕОГРАНИЧЕННЫЙ И ЦЕЛЕЗАВИСИМЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / UNRESTRICTED AND TARGET PEDAGOGICAL PROCESS / EDUCATIONAL AREA / ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / SCHEDULED RESULT / ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Татьяна Викторовна

В статье автор показывает существующую адекватную зависимость педагогических технологий от обучающей среды, которая становится одним из критериев в педагогике и необходимым условием в достижении объективности запланированного результата. С позиций программно-целевого подхода и практики МГУКИ раскрывается протекание предметной деятельности как совокупность действий, направленных на достижение конкретного результата, что формирует и закрепляет у студентов умения или навыки профессиональных действий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author shows the real adequate dependence of pedagogical technologies of educational area, which becomes one of the criteria in pedagogic and a necessary condition in achievement of objectivity of a planned result. From the positions of conceptual approach and practice of MSUCA the process of subject activity is regarded as a totality of actions which is aimed to achieve a certain result, this position forms and fastens by students facilities and skills of professional acts

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход в теории и практике непрерывного социально-культурного образования»

Т. В. Кузнецова

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье автор показывает существующую адекватную зависимость педагогических технологий от обучающей среды, которая становится одним из критериев в педагогике и необходимым условием в достижении объективности запланированного результата. С позиций программно-целевого подхода и практики МГУКИ раскрывается протекание предметной деятельности как совокупность действий, направленных на достижение конкретного результата, что формирует и закрепляет у студентов умения или навыки профессиональных действий. Ключевые слова: образование в сфере культуры, программно-целевой подход, непрерывная реконструкция цели по результатам предметной деятельности, неограниченный и целезависимый педагогический процесс, обучающая среда, запланированный результат.

The author shows the real adequate dependence of pedagogical technologies of educational area, which becomes one of the criteria in pedagogic and a necessary condition in achievement of objectivity of a planned result. From the positions of conceptual approach and practice of MSUCA the process of subject activity is regarded as a totality of actions which is aimed to achieve a certain result, this position forms and fastens by students facilities and skills of professional acts. Keywords: liberal education, the programmno-target approach, persistent reconstruction of purpose connected with subject activity, unrestricted and target pedagogical process, educational area, scheduled result.

На третьем международном симпозиуме «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве. Новый шелковый путь», проходившем в республике Корея в 2009 году, отмечалось, что непрерывное образование является основой диалога культур народов всей Земли.

В Московском государственном университете культуры и искусств отрабатывается концепция непрерывного профессионального образования в области социально-культурной деятельности на базе креативных инновационных педагогических технологий обучения. Факультет социально-культурной деятельности осуществляет подготовку специалистов широкого профиля для системы учреждений культуры и телевидения, востребованных на рынке труда. Обучение ведется по всем технологическим направлениям специальности «Социально-культурная деятельность» как в системе высшего профессионального, так и в системе дополнительного и послевузовского образования.

На каждом уровне обучения образовательный процесс подготовки специа-

листов осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами. При этом учитываются особенности трансформации системы учреждений культуры, основанной на принципах преемственности. Учебные планы на факультете социально-культурной деятельности составляются по модульным технологиям, что позволяет готовить хороших профессионалов. Поскольку каждый уровень образования -бакалавр, магистр - представляет завершенный самостоятельный модуль, студент имеет возможность прервать свое образование на любом уровне и приступить к работе по специальности.

В качестве приоритетных целей деятельности МГУКИ по подготовке профессионалов сформулировали следующие: эффективность управления, качество обучения и конкурентоспособный выпускник. Таким образом, выпускник МГУКИ сегодня должен представлять собой сформировавшуюся личность, обладающую базовой культурой, гражданской позицией, набором управленческих и творческих технологий, способную адаптироваться в современных экономи-

ческих условиях и самореализоваться в профессиональной деятельности.

Для достижения поставленных целей МГУКИ интегрирует все уровни образования в своей структуре, обеспечивает качество подготовки специалистов в соответствии с профессиональными запросами личности, а также потребностями учреждений культуры Москвы, Московской области и других регионов Российской Федерации.

Нашими социальными партнерами длительное время являются Министерство культуры Московской области, Департамент культуры Правительства города Москвы, организации и предприятия города Жуковский Московской области, Норильска, Тамбова, Барнаула, Тулы и других городов. В этих целях проводятся конференции, «круглые столы», семинары, организуются курсы повышения квалификации. Все это не только обеспечивает повышение квалификации как профессорско-преподавательского состава университета, так и руководителей и специалистов данной системы, но и позволяет своевременно вносить изменения в процесс подготовки профессионалов в соответствии с требованиями, предъявляемыми работодателями.

Для подготовки квалифицированных специалистов потребовалось создать модель приоритетных направлений развития системы непрерывного образования Московского государственного университета культуры и искусств, которая включает в себя:

— развитие научно-методических основ содержания социально-культурного образования с переносом акцентов на модель опережающего профессионального социально-культурного образования;

— обеспечение процессов интеграции и вхождения всех звеньев системы непрерывного социально-культурного образования в образовательное пространство Московского государственного университета культуры и искусств;

— формирование творческой активности выпускников;

— разработку единой концепции информатизации образовательной деятельности;

— создание единого научно-методического пространства с организациями в системах Министерства культуры Московской области и Департамента культуры Правительства г. Москвы.

В целом система непрерывного социально-культурного образования призвана обеспечивать получение студентами качественного образования, способствовать адаптации молодого специалиста к современным условиям с использованием новых технологий обучения в профессиональной деятельности.

Исходя из программно-целевого подхода к непрерывному профессиональному образованию, важно подчеркнуть, что объективность педагогического знания необходимо рассматривать как конструированный критерий его достоверности. Она задается способом разворачивания генетической основы профессиональной деятельности и определяется структурой предметной деятельности. Предметная деятельность в данном подходе выступает как «целостная», состоящая из следующих взаимосвязанных элементов: внешнего, связанного с целью, структурой или критерием деятельности; внутреннего, определяемого результатом или содержанием деятельности; актуализированного действия, оператора, отвечающего за протекание, функционирование или управление деятельностью.

В педагогике, особенно в дидактике, объективность педагогического знания трактуется в аспекте непрерывной реконструкции цели по результатам предметной деятельности, что позволяет представить педагогический процесс как неограниченный и целезависимый. Технологичность построения педагогического процесса задает объективность достижения заранее известных результатов, а управляемость педагогическим

процессом — конструированность необходимых для соответствия обучающих технологий внешним условиям.

Концептуально объективность педагогического знания в технологическом управляемом педагогическом процессе требует устранения интерсубъективных воздействий как со стороны педагога, так и со стороны студентов или обучающихся. Субъекты выносятся за пределы педагогического поля в социальное и психологическое.

Динамичные изменения, происходящие в современном социально-культурном образовании, во многом определяются влиянием внешних и внутренних социально-экономических и психолого-педагогических факторов. Внешние факторы — это изменения, происходящие в современной социально-экономической ситуации и охватывающие все сферы жизнедеятельности общества.

В современных условиях наблюдается различная интенсивность этих процессов в разных областях. Изменяется структура государственного и общественного запроса к системе образования — от подготовки социального функционера к обеспечению разностороннего развития личности, способной к самоопределению в современной социокультурной ситуации. В то же время в самой системе образования накопился внутренний потенциал развития: растет количество новых педагогических научных концепций, разрабатываются и издаются новые учебники, формируются и отрабатываются новые модели образовательных учреждений системы непрерывного образования, идет процесс переосмысления ценностных ориентации в социально-культурной деятельности. Одновременное влияние внешних и внутренних факторов влечет за собой создание программ целенаправленного развития вариативных моделей непрерывного профессионального социально-культурного образования, которые начинают выступать как средство изменения социальной жизни.

Для современного рынка труда и выпускника МГУКИ, отвечающего его требованиям, рынка, где востребованы не только профессиональные умения или компетенции, но и социальные, межличностные, предпринимательские умения, а также навыки поиска, обработки и использования информации, главным становится умение учиться всю жизнь. Поэтому повышению уровня мыслительных процессов в целом способствуют не усложнение и насыщение учебных планов и не интенсивность обучения, а коренная перестройка концептуальных взглядов на содержание и организацию усвоения учебного материала, а также широкое внедрение информационных, интерактивных технологий обучения, инновационных форм воспитания.

В МГУКИ эта деятельность осуществляется через авторские программы; внутренний аудит образовательного процесса; методические пособия и рекомендации и т.п.; научно-исследовательские работы студентов (как обратная связь) и т.д. Моделируя систему непрерывного социально-культурного образования, профессорско-преподавательский состав работает в следующих направлениях:

— совершенствование учебно-программной документации, отвечающей требованиям ГОС с учетом регионального компонента содержания социально-культурного образования;

— проектирование и разработка единых концептуальных подходов (при многоступенчатой, многоуровневой подготовке выпускников), учебных планов и программ в рамках непрерывного социально-культурного профессионального образования;

— создание авторских средств образовательных программ, частных методик учебных и методических пособий;

— оптимизация учебно-методического, информационного, диагностического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям.

Программно-целевой подход является основой для построения различных педагогических систем, в том числе системы непрерывного социально-культурного образования. Программно-целевой подход к непрерывному социокультурному образованию определяет такие составляющие, как объективность педагогических результатов, технологичность процесса обучения и контроля.

Организация педагогических условий протекания учебной или воспитательной деятельности становится одной из основных функций педагога, посредством чего он добивается актуализации определенного действия, необходимо приводящего к запланированному результату.

Педагогические задачи, связанные с результатами предметной деятельности студентов, ограничены (не бесконечны), поэтому существует определенное количество эффективных способов управления внешней средой, приводящих к достижению запланированной цели. Эти достижения посредством управления педагогическим процессом определяются как педагогические технологии обучения социально-культурной деятельности. В дидактике - это область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных педагогических технологий по конструированию воспроизводимых процессов в профессиональной социально-культурной деятельности с заранее заданными характеристиками. Существует зависимость педагогических технологий от обучающей среды, которая становится одним из критериев в педагогике и необходимым условием в достижении объективности запланированного результата.

Выбор педагогом обучающей технологии репрезентирует его как субъекта профессиональной деятельности, направленной на управление педагогическим процессом. При этом студенты оказываются объектом управляющих воздействий педагога. Для уменьшения погрешности между запланированным и

актуализированным результатами деятельности, необходимо выполнение условия уменьшения субъективных воздействий на процесс. На факультете социально-культурной деятельности управляющая деятельность педагога регламентируется образовательным процессом, построенном на учете средовых воздействий и обучающих технологий, посредством чего происходит объективация педагогической деятельности. Субъектом управления на кафедре становится автор технологии, и он же - ее исполнителем. Существенным в обучающей технологии является воспроизводимость, то есть возможность повторения другими педагогами.

Программно-целевой подход предусматривает, что актуализация предметной деятельности, наполнение структуры содержанием происходят в момент действия, то есть в операции. Это - акт экстериоризации внутреннего во внешнее, в результате которого возникает продукт деятельности. Последний содержателен, но существует во внешнем, а следовательно, не совпадает с внутренним. В продукте проявляется внутреннее, но он не совпадает с внутренним, так как не существует обратного хода экстери-оризации. Следовательно, продукт предметной деятельности внешний, содержательный и имеет следы внутреннего, или внутренней деятельности. Продукт деятельности как ее результат соотносится с целью деятельности, представленной в качестве структуры ее содержания, следовательно, цель, или структура деятельности, является также ее критерием.

Деятельность по управлению процессом достижения цели, учитывающая внешние условия ее протекания, является, по терминологии А. Н. Леонтьева, операцией и представляет собой структуру, или поэлементное достижение цели. Актуализация операции, или объективация результата, происходит в соответствии с выбранной технологией с соблюдением основных ее этапов. Только такое соответствие структуры операции структуре

технологии управления деятельностью определяет возможность достижения цели. Другими словами, цель предметной деятельности достижима при последовательном выполнении соответствующих ее структурным элементам этапов технологии обучения.

Программно-целевой подход предусматривает, что ни одно из потенциально возможных действий, не несет в себе в явном виде элементов структуры цели деятельности. Действие, соответствующее цели и условиям протекания предметной деятельности, лишь опосредует цель и будущий результат, в котором будет проявляться содержание деятельности.

Мы не согласны с данной точкой зрения на значимость педагогических технологий управления, основанных на концептуальном подходе. Педагог становится объектом, посредством которого технология применима к объекту технологического процесса, или точкой активации технологии, а обучающийся — объектом, посредством которого технология воспроизводится, или точкой актуализации технологии. Субъектность оказывается вынесенной за пределы педагогического процесса: субъектность педагога — вовне, в социальное поле, а субъектность студента — внутрь, в психологическое.

Субъективные воздействия и конструирование объективных технологий (как целезависимая управляемая реальность, требующая регламентируемости учебно-творческого и воспитательного процесса), в итоге, приводят к получению по завершении такого процесса результатов, признающихся объективными. Объективность результатов предъявляет конструкт некоторой личностной характеристики, формируемой в ходе педагогического процесса. Отсюда формируемая в ходе учебно-творческого и воспитательного процесса личностная характеристика студентов является латентной категорией, которая не доступна для непосредственного наблюдения и

контроля. Поэтому необходимо использовать при контроле ее конструкт (1, с. 84). В качестве последнего может выступать структура цели предметной деятельности. Достижение цели является опосредованным аналогом формирования личностной характеристики студента через структуру результата в ходе педагогического процесса. Однако структура цели выделяет лишь структуру значимых характеристик предмета деятельности и содержательно не определена в конструкт, в котором необходимо отражать содержание предметной деятельности, то есть результат. Поэтому в качестве конструкта необходимо рассматривать проектируемый, планируемый результат предметной деятельности, для которого структура цели является критерием. Поскольку она выступает в качестве критерия конструкта латентной характеристики, в соответствии полученных результатов структуре цели и является основанием достоверности достижения цели, или объективностью результатов педагогического процесса.

Концептуально процесс сравнения цели и результата мы рассматриваем как рефлексивную деятельность. «Для возможности сравнения необходимо, чтобы цели и результаты были представлены в вариантах, принципиально сравнимых. Структура результата должна быть представлена в той же мере, что и структура цели. На первый взгляд, в качестве критерия сравнения результата и цели может выступать предмет деятельности. Он всегда объективирован и определен. Тогда необходимо констатировать, что принцип объективности в деятельност-ном подходе требует полного соответствия предмета и продукта, что, в свою очередь, противоречит принципу диалектики, положенному в основание теории деятельности. Продукт деятельности в этом случае оказывается репродукцией предмета деятельности» (5, с. 94).

Поэтому, на наш взгляд, в качестве критерия сравнения необходимо рас-

сматривать планируемый результат, отражающий структуру цели. Следовательно, рефлексия предстает как сравнение реального результата и его структуры с планируемым и его структурой.

С позиций программно-целевого подхода в системе непрерывного профессионального образования полный латент может быть в идеале описан лишь бесконечной структурой, следовательно, реконструкция цели по конечным структурам реального результата всегда оказывается неполной.

Все более важной становится разработка собственной стратегии деятельности высших и средних профессиональных учебных заведений, которая позволит не только учитывать многообразие современной социокультурной ситуации, но и занимать активную позицию,

направленную на ее изменение. В связи с этим возникла необходимость преодоления сложившихся взглядов на принципы и формы организации социально-культурного образования и создания в регионе единого образовательного пространства в данной области. Требуется разработать научную концепцию, обеспечивающую новое видение этого процесса, и программу ее реализации. Научно-теоретическое обоснование указанного реформирования, перехода от одной организационной основы социально-культурного образования (завершенного на каждом несвязанном уровне) к другой, обеспечивающей его непрерывность, в единстве должно способствовать решению вопросов общего среднего, среднего и высшего профессионального уровней.

Примечания

1. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов / Я. Лаак. - М.; Воронеж, 1996.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М., 1975.

3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск, 2005.

4. Шивов С. Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шивов, В. А. Каль-ней. - М., 1999.

5. Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности / Г. П. Щедровицкий // Вопросы методологии. - 1994. - № 3-4. - С. 76-121.

Т. В. Кузнецова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ -ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается профессиональная ориентация школьников на социально-культурную деятельность. Автором статьи делает вывод, что наиболее эффективным методом ориентации школьников на социокультурную деятельность является программно-целевой подход. Ключевые слова: образование в сфере культуры, профессиональная ориентация, социально-культурная деятельность, программно-целевой подход, непрерывное образование, система дополнительного образования.

In article vocational counseling of schoolboys on welfare activity is considered. By the author of article the most effective way which the programmno-target approach is accurately shown. Keywords: liberal education, vocational counseling, welfare activity, the programmnotarget approach, continuous formation, additional education system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.