Научная статья на тему 'Мультимедийные образовательные технологии: сущность и типология'

Мультимедийные образовательные технологии: сущность и типология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
980
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION INFORMATIZATION / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULTIMEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES / ELECTRONIC LEARNING EDITIONS / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляшенко Татьяна Васильевна

Информатизация образования рассматривается как одно из направлений модернизации образования. Под процессом модернизации образования понимается комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, информационными средствами и технологиями. При этом перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в образовании связываются с разработкой и внедрением мультимедийных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The education informatization is examined as one of the most important direction of education modernization. The process of education modernization is viewed as a complex of social-pedagogical reorganization connected with filling of education systems with information products, information means and technologies. The perspectives of ICT development in education sphere are connected with development and implementation of multimedia education technologies

Текст научной работы на тему «Мультимедийные образовательные технологии: сущность и типология»

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

4. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.

5. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа / Е. В. Бондаревская // Образование в поисках человеческого смысла. - Ростов н/Д., 1995. - С.11-26.

6. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова. - М.: Юнити, 2001.

7. Гурова Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности нравственные ориентации / Р. Г. Гурова //Педагогика. - 2000. - №10. - С. 32-38.

8. Дмитриева Е. Н. К проблеме определения оснований становления целостной личности будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки в вузе / Е. Н. Дмитриева // Мир психологии. - 2004. - № 4. - С. 179-183.

9. Жарков А. Д. Парадигмальный подход к развитию современной социально-культурной деятельности / А. Д. Жарков // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 3.

10. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1998.

11. Жаркова Л. С. Подготовка профессионалов в вузах культуры и искусств - главное условие вхождения в единое мировое образовательное пространство / Л. С. Жаркова // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 3.

12. Кирякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография /А. В. Кирякова. - Оренбург: ОГПУ, 1996.

13. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. -М.: Академия, 2005.

14. Клюско Е. М. Сравнительный анализ подготовки специалистов для социально-культурной сферы в вузах России и США / Е. М. Клюско // Вестник МГУКИ. - 2007. - № 3.

15. Котова И. Б. Психология личности в России. Столетие развития / И. Б. Котова. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994.

16. Сластёнин В. А. Аксиологические основания общего и профессионального образования / В. А. Сластёнин // Качество жизни: проблемы системного научного обоснования: [материалы международной научно-практической конференции]. - Липецк: ЛГПИ, 2000. - С.1 5-25.

Т. В. Ляшенко

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: СУЩНОСТЬ И ТИПОЛОГИЯ

Информатизация образования рассматривается как одно из направлений модернизации образования. Под процессом модернизации образования понимается комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, информационными средствами и технологиями. При этом перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в образовании связываются с разработкой и внедрением мультимедийных образовательных технологий. Ключевые слова: образование в сфере культуры, информатизация образования, мультимедийные образовательные технологии, электронные учебные издания.

The education informatization is examined as one of the most important direction of education modernization. The process of education modernization is viewed as a complex of social-pedagogical reorganization connected with filling of education systems with information products, information means and technologies. The perspectives of ICT development in education sphere are connected with development and implementation of multimedia education technologies. Keywords: liberal education, education informatization, multimedia education technologies, electronic learning editions.

Мультимедийные образовательные технологии представляют собой разновидность информационно-коммуникационных технологий, применяемых в процессе обучения для достижения широкого спектра образовательных целей. Отличительной особенностью именно этой разновидности технологий, применяемых в образовании, является использование мультимедийных средств учебного назначения. Однако эти общие представления не дают ясного понимания специфики мультимедийных технологий, которая обусловливает их особую значимость с точки зрения перспектив развития образования в современном мире на этапе перехода к информационному обществу.

Как известно, вторая половина ХХ века отмечена четко обозначившимся практически во всех развитых и развивающихся странах кризисом образования, которое стало неотвратимо отставать в своем развитии от потребностей стремительно изменяющегося общества. Это потребовало существенного реформирования образовательных систем и поиска новой парадигмы образования, отвечающей современным требованиям. Причем в условиях все углубляющейся межгосударственной интеграции эти поиски ведутся в едином для всего мирового сообщества русле. И хотя процесс обновления образования не закончился и по настоящее время, сегодня уже реализуются многие концептуальные идеи и подходы, определяющие стратегические направления преобразований в этой важнейшей сфере общества.

Одним из таких направлений модернизации образования, имеющих стратегическое значение в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и перехода к информационному обществу, является информатизация образования, которая в широком смысле рассматривается как комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информаци-

онной продукцией, информационными средствами и технологиями. В более узком — практическом — смысле информатизация образования предполагает внедрение в учреждения системы образования средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах (4, с. 128-129). Надо сказать, что огромные возможности и перспективы использования в образовании компьютеров и информационных технологий фактически с момента их появления начали широко и даже восторженно обсуждаться специалистами-практиками и учеными. И за прошедшие годы как в зарубежной, так и в отечественной практике образования процессы информатизации уже давно стали реальностью и повседневностью. Однако, как это ни парадоксально, масштабы и эффективность процессов компьютеризации и информатизации образования и на сегодняшний день все еще весьма далеки от научных прогнозов и ожиданий.

Анализируя причины этой ситуации, необходимо учитывать, что в целом процессы информатизации образования складываются из нескольких имеющих самостоятельную значимость составляющих - направлений использования компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Опираясь на предложенную Б. С. Гершунским (1, с. 301— 305) систематизацию этих направлений и расширяя ее, можно констатировать, что компьютерная техника и информационно-коммуникационные технологии применяются в образовании:

— как объекты изучения;

— как средство учебно-познавательной деятельности обучающихся;

— как средство педагогической деятельности;

— как средство научно-исследовательской деятельности в образовании;

— как компонент системы управления образованием.

С точки зрения эффективности процессов модернизации образования, значимы все обозначенные направления, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. В аспекте же совершенствования качества образовательного процесса приоритетными являются первые три направления, непосредственно связанные с обучением и воспитанием.

Первое направление лежит в русле решения проблем совершенствования содержания образования. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что знания в области компьютерной техники и информационных технологий необходимы любому современному человеку, поэтому содержание образования любого уровня (практически от дошкольного до послевузовского) с необходимостью включает информационную составляющую. Другой вопрос — какие образовательные цели ставятся при освоении этой составляющей содержания образования, в каких учебных дисциплинах и в каком объеме она реализуется на каждой из ступеней образования, как взаимосвязаны и в какой мере дополняют друг друга информационные знания и умения, полученные на разных образовательных уровнях и ступенях.

В отечественном образовании однозначных ответов на эти и многие другие вопросы, связанные с введением информационной составляющей в содержание образования, пока еще нет. Решение этих проблем относится к числу наиболее актуальных и рассматривается в русле общих проблем совершенствования и стандартизации содержания и структуры отечественного образования в соответствии с целями его модернизации. Однако все надежды и прогнозы по кардинальному совершенствованию образования как феномена современного мира, повышению эффективности и качества образовательной деятельности связываются, прежде всего, с использованием компьютера и информационно-коммуникационных технологий как образовательного средства — средства учебно-

познавательной деятельности обучающихся и средства педагогической деятельности. Именно эти направления информатизации образования способны не только внести коренные изменения в само понимание категории «образовательное средство», но и существенно повлиять на все остальные компоненты образования — цели, содержание, формы и методы обучения, результаты.

В то же время И. В. Роберт, опираясь на анализ обширного фактического материала по применению в обучении программных средств (ПС) учебного назначения, сделал вывод о том, что «...рассмотренные ПС, используемые в процессе обучения для поддержки преподавания того или иного учебного предмета, в основном преследуют цель — "латание прорех" традиционной методики обучения, . большинство этих разработок не опирается ни на определенную методологию, ни на теоретические или концептуальные разработки, описывающие критерии оценки качества ПС, выбор тематики для ПС, установление оптимального количества разработок по тому или иному учебному предмету» (3, с. 58—59). Самое удивительное то, что эта ситуация с использованием компьютерных технологий в образовании, отмеченная исследователем полтора десятилетия назад, за прошедшие годы принципиально не изменилась, хотя за это время в развитии самих информационно-коммуникационных технологий произошел целый ряд существенных достижений, а их применение в разных сферах деятельности в нашей стране значительно расширилось. Поэтому выводы, сделанные автором, не только не утратили своей актуальности, но и приобрели еще большее значение. В частности, этот анализ позволяет утверждать, что даже при весьма значительной компьютеризации того или иного учебного предмета, то есть большом числе разработанных ПС, содержание учебного предмета может, вообще говоря, практически не меняться. Такое использование компьютерных

технологий некоторые специалисты называют не компьютерным обучением, а организацией компьютерной поддержки курса. Это во многих аспектах необходимая, но все же лишь одна из форм компьютеризированного обучения (computer-assisted instruction) - обучения с использованием компьютера как одного из средств обучения. Вместе с тем исследователи подчеркивают, что для развитой формы компьютерного обучения нормой должно стать программирование на уровне целостных учебных предметов, внутренне связанное с изменением содержания образования, и единицами программного обеспечения должны стать компьютерные курсы. В данном случае речь идет о разработке совершенно новых курсов, с самого начала ориентированных на применение всех учебных сред, включая интерактивные технологии.

Отличительной особенностью компьютерного курса следует считать то, что его содержание не реализуемо в «бескомпьютерном варианте», иначе говоря, компьютер служит системообразующим элементом курса. Это, в частности, означает, что в данном случае применение термина компьютерное обучение (computer-based instruction) - обучение с использованием компьютера как основного средства обучения - становится, действительно, оправданным. Эти курсы могут сильно отличаться от существующих и по форме, и по содержанию, и по роли преподавателя. Однако только при этом условии можно ожидать, что возможности компьютера как инструмента повышения эффективности и интенсивности обучения будут использованы в полной мере, приведут к перестройке обучения в школах и университетах (А. Борк, К. Шоломий и др.).

Технологические возможности для создания целостных компьютерных курсов значительно расширились с развитием цифровых технологий, которое обусловило появление такого феномена современной информационной цивилиза-

ции, как мультимедиа. Мультимедийные технологии, позволившие объединить, а точнее — реально интегрировать возможности компьютерной, аудио-, видео- и телевизионной техники, разных информационных технологий, на сегодняшний день многими исследователями рассматриваются как приоритетные, в наибольшей степени отражающие специфику современной цифровой цивилизации и культуры, созидающей новые формы социального взаимодействия, социальных коммуникаций, не подчиняющиеся законам какого-либо определенного государства, не ограниченные языком или социальными барьерами (2). И сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что явление мультимедиа как соединения возможностей экранной культуры с интерактивностью и иными средствами манипулирования информацией открывает широкие возможности, которые могут быть использованы в самых разных целях. Поэтому вполне закономерно, что технологии мультимедиа становятся ведущим средством создания информационных продуктов, ориентированных на массовую аудиторию, и получают все более широкое распространение: уже сегодня они применяются в искусстве, в сфере организации досуга, рекламе, науке и многих других областях. В частности, перечисленные особенности мультимедиа позволяют сделать вывод о наличии значительного образовательного, дидактического потенциала у данной технологии, что уже сегодня подтверждено целым рядом исследований как зарубежных (И. Вернер, М. Кирмайер, У. Л. Рош, Л. Д. Скибб, С. Хэйфмейстер, А. М. Чеснат и др.), так и отечественных (Н. И. Дворко, М. В. Демидова, А. И. Каптерев, В. Б. Марысаев, Б. В. Светлов, О. В. Шлыкова и др.) авторов, хотя научное осмысление этого феномена фактически находится на начальном этапе. Этим обусловлено активное использование мультимедиа в образовании.

В зарубежной практике уже накоп-

лен значительный опыт применения мультимедиа-технологий в обучении, что признается мировой тенденцией, обеспечивающей основу для создания принципиально новой технологии приобретения научных знаний, новых педагогических подходов к преподаванию и усвоению знаний, соответствующих запросам информационного общества (2). Вместе с тем образовательные мультимедиа-технологии, так же как и информационные технологии в целом, пока еще не оказывают решающего влияния на парадигму образования и связываются, прежде всего, с использованием учебных мультимедиа-средств в образовании. На сегодняшний день в мире создано огромное количество разнообразных мультимедийных объектов, которые могут применяться и активно применяются в образовательной практике разных стран: мультимедиа-справочники по многим предметам, музеям, городам и т.д., игровые ситуационные тренажеры, мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых технологий, и др.

Многие страны мира в настоящее время стремятся модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, и прежде всего мультимедийных, которые предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции. В то же время сегодня в разных странах уровень информационно-технологической модернизации образования различен, что связано и с общим уровнем информатизации в стране, и с национально-культурной спецификой образовательной системы и педагогических представлений.

В российской практике образования как изучение мультимедийных технологий, их возможностей и специфики, так и их использование в процессе обучения и преподавания пока еще только начина-

ется и сталкивается с определенными сложностями, главным образом — материально-технического характера (ограниченное применение специальных устройств, позволяющих проецировать материал с компьютера на большой экран, недостаточное и бессистемное комплектование фонда программного обеспечения, отсутствие в большинстве образовательных учреждений, прежде всего — вузов, полноценных мультимедийных аудиторий и т.п.). Однако сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что мультимедийная технология даже на нынешнем — начальном — этапе развития выводит общение между пользователем и компьютером на новый уровень, расширяет спектр форм и средств информационного обмена в процессе образования.

К несомненным преимуществам мультимедийных технологий как средства обучения специалисты относят возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, активизацию образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, которое позволяет обучающемуся познавать новое и вместе с тем реализовывать свои потенциальные возможности. Важно и то, что мультимедиа-технология усиливает элемент творчества в педагогической работе — как в процессе подготовки обучающих программ преподавателями, так и в процессе самого обучения, сокращая долю рутинной и неинтересной работы, совершенствуя процесс преподавания.

Отмечается исследователями также то, что возможности обучающих систем, реализованных на базе технологии мультимедиа, которые позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимации и др.) и представлять ее на экране, реализуя интерактивный диалог пользователя с системой, повышают мотивации обучения, способствуют эмоциональному восприятию информации и формированию

умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации. Вследствие этого внедрение мультимедийных средств и технологий в образование должно опираться на фундаментальные научные исследования, причем не только и не столько технико-технологического, сколько философского, социологического, культурологического, психологического, педагогического характера. Сегодня такие исследования пока немногочисленны, но они уже охватывают самые разные аспекты проявления этого феномена в современном мире, включая и его применение в образовании (Б. Андресен, Н. С. Анисимова, Т. А. Бабенко, И. В. Бе-лицын, М. Г. Белоусов, Т. Ю. Волошина, Е. Ю. Голубева, И. В. Голубятников, Ю. Н. Егорова, И. Е. Зайцев, Ф. Г. Золо-тавина, В. Е. Зубов, В. Г. Казаков, В. А. Касторнова, Н. В. Клемешова, А. Ю. Ко-това, Д. В. Кушнир, О.В. Лобач, И. В. Манторова, Н. А. Мартынова, О. Г. Смо-лянинова и др.). Такие исследования позволяют более четко ставить образовательные цели внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс с учетом специфики образования (общее или профессиональное, техническое или гуманитарное и т.д.), осуществлять целесообразный и оптимальный отбор технологических средств обучения, обеспечивающих эффективность образовательной деятельности и получение запланированных результатов.

Однако, с другой стороны, общий низкий уровень применения информационно-коммуникационных технологий в обучении, обусловленный ограниченными ресурсными (техническими, финансовыми, человеческими и др.) возможностями образовательных учреждений, сдерживает развитие теоретических представлений и методологических оснований в этой области научно-педагогических исследований. Многие теоретические обобщения сегодня еще невозможны вследствие того, что процессы

информатизации образования, в частности учебного процесса, в нашей стране находятся в стадии активного становления и интенсивно развиваются. Так, значительные сложности представляет решение проблем типологизации и классификации мультимедийных образовательных технологий, применяемых в отечественном образовании. Практика показывает, что любые мировые тенденции, как правило, получают специфическое преломление в отечественной образовательной среде, а поэтому принятые и получившие распространение в других странах модели и стратегии применения мультимедиа в учебных целях также могут существенно измениться в процессе адаптации к российским условиям. Это диктует необходимость опираться в исследовании процессов информационно-технологической модернизации образования в большей мере на изучение отечественных тенденций и практики.

Наиболее доступной на сегодняшний день и поэтому привлекающей внимание отечественных специалистов формой использования мультимедийных технологий в образовании является создание электронных учебных изданий. Применение мультимедийных учебных изданий в процессе обучения, в зависимости от их специфики, может быть направлено на достижение различных дидактических целей, и, соответственно, различными по своим характеристикам будут образовательные технологии, понимаемые нами как совокупность и последовательность алгоритмизированных операций, основой которых данные мультимедийные объекты выступают. Однако общим для них является то, что применение мультимедийных учебных средств принципиально не меняет характер и структуру процесса обучения, во многом сохраняющего традиционный характер трансляции знаний (информации) на основе субъект-объектных отношений преподавателя и студентов. Это позволяет объединить образовательные технологии данной разновидности в одну группу

понятием «мультимедийное сопровождение учебного процесса».

На российском рынке информационной продукции в последние годы также появилось большое количество мультимедийных средств учебного назначения — как записанных на различных носителях, так и размещенных в Интернете. По мере компьютеризации и материально-технического оснащения образовательных учреждений эти мультимедийные продукты становятся все более доступными. В то же время их качество и идеология далеко не всегда отвечают потребностям конкретных научно-педагогических коллективов учебных заведений, особенно высших, и поэтому во многих вузах, в большей мере, по сравнению с другими образовательными учреждениями, обладающих необходимыми для этого ресурсами, создание таких мультимедийных учебных средств осуществляется собственными силами.

Как показывает практика, применение мультимедийных технологий в обучении на сегодняшний день фактически ограничивается разработкой именно мультимедийного сопровождения лекционных занятий, что неудивительно, поскольку даже это связано с большими трудностями и требует от специалистов значительных усилий. Однако, как было показано выше, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в образовании связываются с разработкой и применением таких образовательных технологий, которые позволят кардинально изменить характер процесса обучения: позиции и роли преподавателя и обучающегося, способы получения и предоставления знаний, формы и методы развивающего педагогического воздействия и т.д. Причем важно, чтобы эти системные изменения обеспечили повышение эффективности и качества образования, позволили преодолеть те негативные факторы, которые обусловливают кризисное состояние современного образования, создали оптимальные условия для его модернизации.

И именно возможности мультимедиа открывают сегодня перспективы для решения этой важнейшей социальной задачи.

Кроме того, мультимедийные технологии данной разновидности позволяют предельно расширить пространство образования за счет развития различных форм дистанционного обучения, что может рассматриваться как определяющий фактор в обеспечении непрерывности образования, являющейся в современном динамично изменяющемся и интегрированном мире его сущностной характеристикой. Это обусловливает актуальность и необходимость создания мультимедийных образовательных технологий организации учебного процесса. В практике отечественного образования уже есть примеры создания и внедрения в инновационном порядке образовательных технологий, которые могут быть отнесены к данной группе. Таким образом, в отечественном образовании на сегодняшний день применяются две основные разновидности мультимедийных образовательных технологий:

— мультимедийное сопровождение учебного процесса, в рамках которого применение мультимедийных учебных средств принципиально не меняет характер и структуру процесса обучения, во многом сохраняющего традиционный характер трансляции знаний (информации) на основе субъект-объектных отношений преподавателя и студентов;

— мультимедийные образовательные технологии организации учебного процесса, которые позволяют кардинально изменить характер процесса обучения: способы получения и предоставления знаний, формы и методы взаимодействия, а также позиции преподавателя и обучающегося в процессе обучения и т.д.

Именно с последней разновидностью информационно-коммуникационных образовательных технологий связываются надежды на реальную модернизацию образования как социального института формирующегося информационного общества.

Примечания

1. Гершунский Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: учеб. пособие / Б. С. Гершунский. - М.: Флинта: Наука, 2003.

2. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс / Бент Б. Андре-сен, Катя Ван ден Бринк; авторизованный пер. с англ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа, 2007.

3. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 1994.

4. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

5. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: учебное пособие / О. В. Шлыкова; МГУКИ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

Е. В. Гетманская

ФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПРОДУКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

Содержание школьного предмета - это всегда синтез информирующего и формирующего знания. Информационная часть может обрести формирующие свойства в процессе применения к ней продуктивных методов, которые способны связать информацию и лич-ностно освоенное, формирующее знание, в силу своей родовой методологической принадлежности, с одной стороны, к информационному полю, а с другой - к поисковой творческой деятельности. Ключевые слова: образование в сфере культуры, информирующее и формирующее знание, продуктивные методы, эвристический метод, открытый вопрос, функция наведения на правильное решение, типовые учебные ситуации урока.

The maintenance of a school subject is always synthesis of informing and forming knowledge. The information part can find forming properties during application to it of productive methods. They are capable to connect the information and forming knowledge by virtue of the patrimonial methodological accessory, on the one hand, to an information field, and with another - to search creative activity. Keywords: liberal education, informing and forming knowledge, the productive methods, heurism, the open question, function of prompting on the correct decision, typical educational situations of a lesson.

Методы обучения являются дидактической основой всего педагогического процесса. Принципы отечественной системы обучения тесно связаны с её методологической основой, и, следовательно, сегодня, в период корректировки и формулирования новых принципов, вопросы методологии особенно актуальны.

Содержание школьного предмета всегда опирается как на информирующий материал, так и на формирующий, личностно освоенный. Деление на информирующий и формирующий материал достаточно условно: информационная часть может обрести формирующие свойства. Такая трансформация становится возможной при условии применения к информационной составляющей предмета продуктивных, поисковых ме-

тодов освоения данного материала. До сих пор в дидактике хорошим тоном считалось относить учебно-исследовательскую деятельность учащихся, в основном, к исследовательскому методу. Но, новационный сам по себе обучающий материал и ориентированность на максимальную самостоятельность учащихся в данной ситуации отсекают интерес определённой части учеников к учебному исследованию. Из всего спектра продуктивных методов наиболее востребован в этой учебной ситуации метод эвристический, именно он способен стать образовательным стержнем между информирующим и формирующим материалом. Частичный поиск — первая ступень, которая свяжет информацию и «учебное» творчество в силу родовой методо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.