Научная статья на тему 'Информатизация высшей школы: педагогический аспект'

Информатизация высшей школы: педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1089
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION EDUCATION / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стеценко Ирина Александровна, Ящук Евгения Владимировна

Статья посвящена проблемам информатизации общества, в частности информатизации в сфере высшего образования, использования ИКТ в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of information society, information of higher education, usage of information communication technologies in educational process.

Текст научной работы на тему «Информатизация высшей школы: педагогический аспект»

УДК 378 ББК 74.580.2

И. А. Стеценко, Е. В. Ящук

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Статья посвящена проблемам информатизации общества, в частности информатизации в сфере высшего образования, использования ИКТ в образовательном процессе.

Ключевые слова: информатизация общества, информатизация образования, система высшего образования, информационные коммуникационные технологии, электронное обучение.

I. A. Stetsenko, E. V. Yashuk

HIGHER SCHOOL INFORMATION: PEDAGOGICAL ASPECT

Abstract. The article is devoted to the problems of information society, information of higher éducation, usage of information communication technologies in educational process.

Key words. information society, information education, system of higher education, information communication technologies, e-learning education.

В контексте нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внедрение инновационных образовательных программ включает в себя переход образовательного процесса на новые современные электронные, web-ориентированные технологии, системы on-line обучения.

Проблема информатизации общества, как отмечает Г. П. Абрамкин, должна рассматриваться всесторонне и комплексно в философском, экономическом, социальном, культурном, нравственном, научно-техническом, психолого-педагогическом, медицинском и правовом аспектах [1]. В рамках нашего исследования интересен педагогический аспект информатизации общества, который включает следующее содержание:

- открытая учебная архитектура - новая парадигма информационного общества;

- развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;

- электронная модель технологического учебника и ее развитие;

- проблема развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;

- обеспечение качества обучения и подходы к построению открытых педагогических систем (открытое образование);

- информационные и коммуникационные технологии в дополнительном образовании;

- сочетание возможностей традиционного и современного способов обучения в информационном обществе;

- дистанционное обучение как синтез педагогических и информационных технологий;

- интеграция систем высшего и среднего образования для повышения уровня обучения;

- формирование информационной культуры преподавателей вуза и школы для работы в системе дистанционного обучения;

- новые информационные технологии как средство развития творческих способностей и профессиональной ориентации;

- психологические и педагогические проблемы образования в условиях информационного общества;

- использование мультимедиа-технологий в образовании;

- глобализация и интеграция образования и образовательных услуг в информационном обществе;

- содержание и функции образования в условиях информационного общества;

- формы и методы педагогической деятельности в информационном обществе;

- информационные технологии и новые информационные ресурсы;

- дидактические возможности информационных технологий;

- возможности информационных технологий и персонального компьютера как технического средства обучения и психолого-физиологические особенности их использования;

- воспитательное воздействие информационных технологий;

- влияние информационных технологий на интеллектуальное развитие личности;

- информационные технологии и подготовка педагогических кадров (вузовская и послевузовская);

- информационные технологии и новые подходы к управлению школой и оценке качества педагогического труда.

Для нашего исследования важны те аспекты, которые связаны с системой высшего образования.

Информатизация в сфере высшего образования - это процесс обеспечения высшего образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. Этот процесс инициирует, во-первых, совершенствование механизмов управления системой высшего образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; в-третьих, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; в-четвертых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

В Закон РФ об образовании (2012) впервые вводится категория «электронное обучение», что является подтверждением актуальности проблемы информатизации образования [2]. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (статья 16). Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (статья 16) [2].

Анализ развития передовых в экономическом отношении стран показывает, что информатизация системы высшего образования является одним из ключевых условий, определяющих успешное развитие экономики, науки и культуры.

В соответствии с целями и задачами информатизации образования в Концепции информатизации сферы образования РФ сформулированы следующие основные направления:

- информатизация учебного процесса;

- информатизация научных исследований в вузе;

- создание единой образовательной среды высшей школы;

- информатизация управления высшей школой;

- интеграция высшего образования России в мировую систему [3].

Реализация указанных направлений предусматривает использование и развитие следующих новых информационных технологий:

- компьютерных обучающих систем;

- компьютерного тестирования;

- баз данных;

- электронных библиотек;

- экспертных систем;

- мультимедийных технологий;

- локальных сетей ЭВМ;

- технологий удаленного доступа к базам данных и других.

Как отмечает И. В. Роберт, в отечественных научных разработках реализацией возможностей средств ИКТ в сфере профессионального образования занимается отрасль педагогической науки - информатизация образования, которая рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, используемых в комфортных и здоровьесбере-гающих условиях, ориентированный на реализацию целей обучения, развития индивида, включающий в себя подсистемы обучения и воспитания [4].

Вместе с тем, информатизация высшего образования рассматривается в настоящее время как новая область педагогического знания, ориентированная на обеспечение сферы высшего образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач:

- научно-педагогические, методические, нормативно-технологические и технические предпосылки развития высшего образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного информационного общества;

- методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в сфере высшего образования, в том числе форм, методов и средств обучения;

- разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;

- использование распределенного информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальных телекоммуникаций;

- продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа;

- разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента как реального, так и «виртуального»;

- создание и применение средств автоматизации для психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;

- осуществление педагогико-эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере высшего образования;

- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений).

В связи с введением Закона об образовании изменяются механизмы функционирования и реализации системы высшего образования в условиях информатизации.

В статье 13 Закона об образовании отмечается, что при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [5].

Возникшая потребность современного общества в изучении и реализации возможностей средств ИКТ для повышения общекультурного и профессионального уровня определяется еще и тем, что постоянно развивающиеся научные и производственные технологии, технологии бизнеса, различных видов искусств, образовательные технологии приобретают все большую «зависимость» от средств ИКТ, на базе которых они создаются и совершенствуются [6]. При этом научно -технический прогресс последних десятилетий определяет тенденцию «экспоненциального» развития и усложнения информационных и коммуникационных технологий. Психологическое приятие индивидом и освоение их возможностей в различных сферах жизнедеятельности позволяет современному человеку «виртуально» получать образование, в достаточно сжатые сроки познавать особенности различных культур мира, оперативно и по личному выбору общаться с нужным адресатом по телекоммуникациям, самосовершенствоваться в профессиональной области.

При этом к факторам, положительно влияющим на процессы развития общего и профессионального образования в условиях информатизации и глобализации современного общества, можно отнести следующие:

- открытость образования при реализации дистанционных форм и методов получения общего и профессионального образования;

- возможность использования распределенного информационного ресурса глобальной сети Интернет;

- целенаправленность развития необходимой профессиональной технологии, ее ориентация на определенный вид деятельности, необходимой для процветания того или иного вида производства;

- реализация интеллектуального потенциала международных научно-производственных, научно-педагогических сообществ [7].

Вышеизложенные тенденции изменяют социальный заказ на компетентность, как выпускника школы, так и будущего специалиста любой профессиональной сферы и, как следствие, требуют совершенствования образования в следующих областях:

- развитие самостоятельности в процессе получения образования при использовании потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной сетей;

- формирование ответственности за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивными источниками учебной информации;

- формирование компетенций в области реализации возможностей ИКТ в учебной и будущей профессиональной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков, необходимых для спланированного продвижения в получении образования [8].

Таким образом, теория информационного общества является важнейшим элементом современной теории общественного процесса, отражает объективную тенденцию перехода человечества к устойчивому развитию, формирует гуманистическое измерение технологического прогресса. Как и любая концепция, концепция информационного общества должна учитывать сложность, многогранность, противоречивость внедрения новых технологий в общественную жизнь, взаимодействие различных факторов общественного развития, среди которых определяющую роль играет человеческий фактор.

В связи с этим информатизация высшего образования является стратегическим направлением информатизации образования, ориентированным на развитие интеллектуального потенциала студентов, формирование умений самостоятельно приобретать знания и конкурентоспособность на рынке труда.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамкин, Г. П. Информатизация общества и проблемы образования [Электронный ресурс]. - Барнаул, 2005. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.aeli.altai.ru

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.12 г. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.Минобрнауки.рф/ документы/ 2974

3. Концепция информатизации сферы образования РФ [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.iis.ru/library/riss/

4. Роберт, И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): монография / И. В. Роберт. - М.: Изд-во БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013. - 398 с.

5. Стеценко, И. А. Электронное обучение как системная педагогическая категория / И. А. Стеценко, Е. Ю. Занкова // Культура и образование. - 2014. - № 1. - С. 36.

6. Царева, М. И. Информационная компетентность как компонент профессиональной компетентности будущего учителя истории / М. И. Царева, И. А. Стеценко // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2012. - № 7. - С. 101-106.

7. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Издат. центр «Академия», 2007. - 368 с.

8. Царева, М. И. Формирование информационной компетентности в системе непрерывного образования / М. И. Царева, И. А. Стеценко // Мир науки, культуры и образования. - 2012. - № 6. - С. 282-284.

УДК 371 ББК 74.664

И. П. Терновая, Э. К. Логвиненко, С. В. Поленова

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Аннотация. Статья посвящена организации социальной адаптации воспитанников детского дома средствами дополнительного образования. Предлагается модель, формы и условия эффективной организации данного процесса.

Ключевые слова: сиротство, социальная адаптация, дополнительное образование.

I. P. Ternovaya, E. K. Logvinenko, S. V. Polenov

THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE ORPHANAGE AS A MEANS OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN-ORPHANS

Abstract. The article is devoted to the organization of social adaptation of pupils of children's home by means of additional education. A model is proposed, forms and conditions of effective organization of this process.

Key words, orphanhood, social adaptation, additional drawers education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.