Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация населения как фактор успешного формирования кадрового ядра в органах внутренних дел Российской Федерации'

Профессиональная ориентация населения как фактор успешного формирования кадрового ядра в органах внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / профессиональное самоопределение личности / профессиональная самореализация / полиция / милиция / органы внутренних дел Российской Федерации / некомплект / текучесть / кадровое ядро / общественный порядок / professional orientation / professional self-determination of the individual / professional self-realization / police / militia / internal affairs bodies of the Russian Federation / shortage / turnover / personnel core / public order

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вадим Александрович Якушев, Иосиф Вячеславович Осипов, Александр Анатольевич Митин

В настоящее время органы внутренних дел Российской Федерации испытывают серьезные проблемы с некомплектом, текучестью кадров и низким денежным содержанием, что, в свою очередь, отражается на недостаточном уровне и способности полиции выполнять свое предназначение, а именно защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность. Для того чтобы выполнять предписанные в законе нормы права, должна быть выстроена строгая иерархическая система подготовки кадров для нужд и чаяний полиции, и здесь не последнюю роль должен сыграть институт профессиональной ориентации населения России, направленный на комплектование вакансий кадрами для службы в полиции. На службу в полицию должны прийти люди с особым мировоззрением, направленным на выполнение как служебного, так и государственного долга перед Отечеством. В статье представлено авторское видение профессиональной ориентации населения в Российском государстве на всех периодах существования Отечества, предложена типология этапов становления системы профессиональной ориентации населения, определены критерии, по которым осуществляется данная классификация, сделаны обобщающие выводы и предложения, которые помогут изменить ситуацию с «кадровым голодом» в органах внутренних дел России. В статье проанализированы множественные взгляды ученых, занимающихся вопросами профессиональной ориентации населения, профессионального самоопределения личности, профессиональной самореализации, продемонстрирован понятийно-категориальный аппарат во всем его многообразии, который необходим для раскрытия темы научной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вадим Александрович Якушев, Иосиф Вячеславович Осипов, Александр Анатольевич Митин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional orientation of the population as a factor of successful formation of the personnel core in the internal affairs bodies of the Russian Federation

Currently, the internal affairs bodies of the Russian Federation are experiencing serious problems with shortage, staff turnover and low monetary maintenance, which in turn is reflected in the insufficient level and ability of the police to fulfill their mission, namely to protect the life, health, rights and freedoms of citizens of the Russian Federation, foreign citizens, stateless persons, to counter crime, to protect public order, property and ensure public safety. In order to comply with the norms of law prescribed in the law, a strict hierarchical system of personnel training for the needs and aspirations of the police should be built, and here the institute of professional orientation of the Russian population should play an important role, aimed at recruiting vacancies for police service. People with a special worldview aimed at fulfilling both their official and professional duty to the Fatherland should join the police. The article presents the author’s vision of the professional orientation of the population in the Russian state, at all periods of the existence of the Fatherland, proposes a typology of the stages of formation of the system of professional orientation of the population, defines the criteria by which this classification is carried out, generalizes conclusions and suggestions that will help change the situation with the “personnel shortage” in the internal affairs bodies of Russia. In addition, the article analyzes the multiple views of scientists dealing with issues of professional orientation of the population, professional self-determination of the individual, professional self-realization, demonstrates the conceptual and categorical apparatus in all its diversity, which is necessary to disclose this topic of a scientific article.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация населения как фактор успешного формирования кадрового ядра в органах внутренних дел Российской Федерации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 258 — 263. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):258 — 263.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья УДК 37.377

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-258-263 NIION: 2007-0062-4/24-206

EDN: https://elibrary.ru/XCBPVU MOSURED: 77/27-004-2024-04-406

Профессиональная ориентация населения как фактор успешного формирования кадрового ядра в органах внутренних дел Российской Федерации

Вадим Александрович Якушев1, Иосиф Вячеславович Осипов2, Александр Анатольевич Митин3

1 2 3 Академия управления МВД России, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. В настоящее время органы внутренних дел Российской Федерации испытывают серьезные проблемы с некомплектом, текучестью кадров и низким денежным содержанием, что, в свою очередь, отражается на недостаточном уровне и способности полиции выполнять свое предназначение, а именно защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность. Для того чтобы выполнять предписанные в законе нормы права, должна быть выстроена строгая иерархическая система подготовки кадров для нужд и чаяний полиции, и здесь не последнюю роль должен сыграть институт профессиональной ориентации населения России, направленный на комплектование вакансий кадрами для службы в полиции. На службу в полицию должны прийти люди с особым мировоззрением, направленным на выполнение как служебного, так и государственного долга перед Отечеством. В статье представлено авторское видение профессиональной ориентации населения в Российском государстве на всех периодах существования Отечества, предложена типология этапов становления системы профессиональной ориентации населения, определены критерии, по которым осуществляется данная классификация, сделаны обобщающие выводы и предложения, которые помогут изменить ситуацию с «кадровым голодом» в органах внутренних дел России. В статье проанализированы множественные взгляды ученых, занимающихся вопросами профессиональной ориентации населения, профессионального самоопределения личности, профессиональной самореализации, продемонстрирован понятийно-категориальный аппарат во всем его многообразии, который необходим для раскрытия темы научной статьи.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение личности, профессиональная самореализация, полиция, милиция, органы внутренних дел Российской Федерации, некомплект, текучесть, кадровое ядро, общественный порядок

Для цитирования: Якушев В.А., Осипов И.В., Митин А.А. Профессиональная ориентация населения как фактор успешного формирования кадрового ядра в органах внутренних дел Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 258 — 263. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-258-263. EDN: https://elibrary.ru/XCBPVU.

THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION

Original article

Professional orientation of the population as a factor of successful formation of the personnel core in the internal affairs bodies of the Russian Federation

Vadim A. Yakushev1, Joseph V. Osipov2, Alexander A. Mitin3

1 2 3Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

© Якушев В.А., Осипов И.В., Митин А.А., 2024

Abstract. Currently, the internal affairs bodies of the Russian Federation are experiencing serious problems with shortage, staff turnover and low monetary maintenance, which in turn is reflected in the insufficient level and ability of the police to fulfill their mission, namely to protect the life, health, rights and freedoms of citizens of the Russian Federation, foreign citizens, stateless persons, to counter crime, to protect public order, property and ensure public safety. In order to comply with the norms of law prescribed in the law, a strict hierarchical system of personnel training for the needs and aspirations of the police should be built, and here the institute of professional orientation of the Russian population should play an important role, aimed at recruiting vacancies for police service. People with a special worldview aimed at fulfilling both their official and professional duty to the Fatherland should join the police. The article presents the author's vision of the professional orientation of the population in the Russian state, at all periods of the existence of the Fatherland, proposes a typology of the stages of formation of the system of professional orientation of the population, defines the criteria by which this classification is carried out, generalizes conclusions and suggestions that will help change the situation with the "personnel shortage" in the internal affairs bodies of Russia. In addition, the article analyzes the multiple views of scientists dealing with issues of professional orientation of the population, professional self-determination of the individual, professional self-realization, demonstrates the conceptual and categorical apparatus in all its diversity, which is necessary to disclose this topic of a scientific article.

Keywords: professional orientation, professional self-determination of the individual, professional self-realization, police, militia, internal affairs bodies of the Russian Federation, shortage, turnover, personnel core, public order

For citation: Yakushev V.A., Osipov J.V., Mitin A.A. Professional orientation of the population as a factor of successful formation of the personnel core in the internal affairs bodies of the Russian Federation // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):258 — 263. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-4-258-263. EDN: https://elibrary.ru/XCBPVU.

Важность профессиональной ориентации населения для службы (работы) в гражданских организациях и в ОВД России не вызывает сомнений, так как люди с определенным мировосприятием, направленным на борьбу с несправедливостью, востребованы в правоохранительной сфере деятельности государства. На профессиональное становление, развитие и совершенствование личности влияет как внешняя (мировое сообщество), так и внутренняя ситуация в государстве.

Помимо этого, для каждого индивида важно знание понятийно-категориального аппарата в познавательной деятельности, а именно под профессиональным ориентированием мы понимаем пространство возможностей и инструментов, помогающих личности на протяжении всей жизни осваивать набор профессий в разных видах оперативно-служебной или трудовой деятельности, обеспечивающих ей социальную устойчивость, предоставляющих возможность достижения социального и профессионального успеха, наращивания человеческого капитала [13, с. 35].

Анализ существующих источников по данной теме показывает, что проблемы, связанные с профессиональной ориентацией граждан Российской Федерации, обусловлены рядом причин: (а) отсутствием между таким критерием, как «организация», не только психологической, но и педагогической помощи в самостоятельном профессиональном ориентировании населения, обусловленной выбором службы или работы; (б) элементами, которые общепризнаны мировыми и отечественными специалистами: профессиональ-

ное просвещение, консультация, отбор (подбор), адаптация, профессиография, профессионализация; (в) востребованностью профессиональной ориентации личностью, обществом и государством, особенно в обучении сотрудников-профо-риентологов; (г) грамотным подходом к вопросам взаимодействия межэтнического характера между разными группами населения; (д) поиском новых признаков, присущих различным профессиям, а также совершенствованием профессиональной подготовки.

Грамотное определение выбора профессиональной деятельности гражданина России будет тем критерием, который поможет ее носителю с учетом личностных характеристик и компетенций спроецировать служебную (профессиональную) карьеру, комфортную службу (работу), и главное — хороший материальный достаток в условиях капитализма. Речь здесь идет о профессиональном становлении как об определенном по горизонтали, так и по вертикали процессе, который начинается со школы и длится до окончания служебной (трудовой) деятельности, здесь выделяют три основных этапа:

1) осуществление выбора службы (профессии);

2) профессиональная подготовка;

3) служебная (профессиональная) деятельность (работа) [5, с. 19—34].

Таким образом, профессиональное самоопределение в службе (труде) может иметь место на всех трех этапах становления гражданина России, при этом на каждом из указанных этапов ей присущи свои характерные черты или, как их именуют в теории права, признаки. Однако

приоритет отводится школе, так как именно в ней человек сталкивается со своим самоопределением к службе (труду), особенно в старшей школе в 10-м — 11-м классе, чтобы выбрать свое призвание (профессию). И вот здесь в советский период использовалась система учебно-производственных комбинатов, где осваивали азы той или иной служебной деятельности (профессии). Но хуже всего дело обстоит с коллективным бессознательным, когда учащиеся осуществляют специализацию по типу симпатии (антипатии), опираясь на мнение коллектива, а, как известно, жить в обществе и быть свободным от него нельзя [17, с. 322—325]. По данным М.В. Разумовой, к моменту окончания школы более 1/3 лиц, ее окончивших, не имеют служебных (профессиональных) направлений, что, как известно, может привести к ошибочному выбору службы (профессии) [16, с. 49—57].

Следует отметить, что у школьников внутренней побуждающей силой, направленной на определение позиции по профессии, в условиях капитализма становятся: (а) материальная составляющая; (б) популярность профессии; (в) карьера. Однако есть и другое мнение, высказанное лицами, имеющими высшее и среднее образование. Так, осознанный выбор профессии при этом сделали 62% опрошенных; на влияние ближайшего окружения при выборе профессии указали 13%; причины иного характера отметили 25% . В целом, анализируя полученные результаты, можно заключить, что отсутствие свободного выбора у 38% опрошенных, наличие второго высшего образования и желание 1/3 респондентов сменить род занятий могут являться косвенным свидетельством ошибочного выбора той или иной профессии [13, с. 56].

Таким образом, чтобы гражданин России определился с выбором службы (труда), требуются всесторонняя как организация, так и тесная его поддержка как личности в служебном (профессиональном) выборе профессии, т.е. сформированная система профессиональной ориентации, начиная с детского возраста. В настоящее временя накоплен как богатый отечественный, так и зарубежный опыт профориентационной деятельности, изучение которого призвано выявить актуальные и перспективные прикладные моменты, особенно по дальнейшему прохождению службы в ОВД России.

В связи с этим нам ближе подбор, который соответствует японской модели, особенностью которого выступает характеристика «работник — должность». Этот подход в нашей стране реализуется в деятельности государственной службы иного вида (полиции) с привлечением психологов.

В научной и учебно-методической литературе рассмотрены этапы развития классов правоохранительной направленности, особенно милицейских, а в последнее время — полицейских; их целевая направленность и содержательное наполнение деятельности; модели милицейских (полицейских) классов; организационно-педагогические условия создания и функционирования милицейских (полицейских) классов и др.

В истории становления данных образовательных организаций, связанных с подготовкой кадров для нужд ОВД России, можно выделить пять этапов, а критерием классификации будут выступать те или иные события, связанные с возникновением или прекращением тех или иных юридических фактов, обусловленных деятельностью данных образовательных организаций.

Итак, первый этап — дореволюционный — связан с концом XIX — началом XX в. и обусловлен созданием школьно-курсовой системы подготовки полицейского резерва для службы в полиции как нижнего, так и среднего звена. В основе лежала военная система образования, первоначальной ее ступенью стали военные кадетские корпуса.

Второй этап — советский — обусловлен созданием Советского государства (1917—1991) и развитием довузовской системы подготовки молодежи к военной службе, продлившийся до 25 декабря 1991 г., который в свою очередь нами разделен на подэтапы:

(а) довоенный (1918—1940). Здесь упор сделан также на военной подготовке. Появляются новые дисциплины, в частности, как действовать во время боя, стрельба из винтовки, развитие физических качеств, действия во время применения химического оружия, санитарно-гигиеническая безопасность, изучение военных уставов, ориентирование на местности и, конечно, сдача нормативов ГТО. Начиная с первой половины 1933 г. в школах появляются различные военные игры, а с 1937 г. в стране развивается военно-кружковая система дополнительного обучения. Начало войны в Европе обеспечило СССР преподавание в школах НВП в 5-х — 7-х классах средних школ и допризывную подготовку в 8-х — 10-х классах до 2 часов в неделю;

(б) военный (1941 —1945). Военная подготовка находит новое воплощения в рамках двух постановлений СНК и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. и от 4 сентября 1943 г. № 946. В первом случае создаются специальные военно-учебные заведения — суворовские и нахимовские военные училища, в которые принимались дети в возрасте 10—14 лет, а во втором — суворовские

военные училища войск НКВД. В этих суворовских училищах осуществлялась подготовка детей как погибших бойцов Советской армии, так и сыновей генералов, офицеров и сотрудников войск и органов НКВД.

Таким образом, суворовские училища, по своей сути, стали такими образовательными организациями, которые позволяли получить общее среднее образование, обеспечить социальные лифты для обучающихся в них, а главное — осуществить полноценный выбор профессии, связанный как с защитой Отечества от внешних угроз, так и обеспечением внутренней безопасности, и что, наверное, важнее — определить такое мировоззрение, которое гарантировало в большинстве случаев поступление в военное учебное заведение или же правоохранительной направленности (МВД).

Третий этап — послевоенный (1946—1991). Этот этап обусловлен подготовкой лиц мужского пола к военной службе. Общее количество образовательных организаций включало семь суворовских военных училищ, одно нахимовское, одно военно-музыкальное училище.

Совместными усилиями Минобразования СССР, Минобороны и ДОСААФ была успешно организована работа школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, а также спецклассы в школах с военной составляющей.

Четвертый этап — постсоветский (1991 — 2011). Открывается сразу четыре суворовских военных училища МВД (в Новочеркасске, Санкт-Петербурге, Грозном, Чите).

При тесном взаимодействии на уровне субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления образованы 42 колледжа и лицея милиции. Помимо этого, функционировало больше 900 классов правоохранительной направленности, в которых училось свыше 30 тыс. чел. Важно заметить, что за счет денежных средств субъектов РФ действовали 13 кадетских корпусов, в которых училось 3 тыс. чел. [9]. Отличительной чертой четвертого этапа выступала следующая особенность: среди учащихся милицейских классов доводилась информация о ведомственной системе образования, об условиях поступления и обучения, но вместе с тем данные о профессиональной оперативно-служебной деятельности после окончания вуза, т.е. самой слу-жебно-профессиональной деятельности сотрудника милиции, не доводились или ограничивались общей характеристикой, что впоследствии сказалось на закреплении молодых специалистов в ОВД России.

Пятый этап — российский (2012 г. — по настоящее время). Обусловлен созданием в Рос-

сии такого органа исполнительной власти, как полиция. В настоящее время в МВД России функционирует шесть суворовских военных училищ. Только в Красноярском крае в 29 муниципальных образованиях организованы и работают совместно с отделами полиции 58 классов / групп правоохранительной направленности. Обучение в классах происходит посредством заключения договора между школой и отделом полиции (образовательной организацией), где педагоги из числа полицейских преподают различные профильные дисциплины. Преподавание и воспитание носит практикоориентированный подход.

Образовательный процесс в школе в классах правоохранительной направленности (впоследствии и в вузе) имеет значительный потенциал для укрепления уже имеющегося положительного образа будущей профессии полицейского у 60% обучающихся и, возможно, формирования его у 40% обучающихся [8, с. 164]. Здесь можно добавить, что на учащихся сильное эмоциональное воздействие оказывают преподаватели как профессионалы, как носители образа полицейского.

Итак, образование, получаемое в классах правоохранительной направленности, осуществляется скорее не только вопреки самостоятельному выбору обучающегося, а вернее, на него (выбор) влияет профессиональная деятельность родителей (в полиции, милиции). Сформированный положительный образ будущей профессии полицейского сохраняет свою актуальность не только в период профессиональной ориентации и профессионального выбора будущего абитуриента образовательной организации МВД России, но и в период получения профессионального образования, и в постобразовательный период (служба в ОВД России). И тут мы солидарны с Н.Л. Мориной, которая утверждает, что «человек «нашел свое место», когда он представляет, где и кем будет работать, что от него требуется» [12].

Список источников

1. Андреева Л.И. Профессиональное самоопределение школьников в условиях инновационной деятельности общеобразовательного учреждения // URL: https://www.dissercat.com/ content/professionalnoe-samoopredelenie-shkolni-kov-v-usloviyakhinnovatsionnoi-deyatelnosti-obshcheo.

2. Гавриленков И.В. Кризис профессиональной ориентации // Педагогические науки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-professio-nalnoy-orientatsii.

3. Дружинина В.Н., Агапов B.C. Психологические факторы привлекательности образа про-

фессии сотрудника полиции / / Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 12—16.

4. Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии: дис. ... канд. психол. наук. Красноярск,1999. 122 с.

5. Катукова В.В., Шуткина ЖЛ. Проблема профессионального самоопределения учащихся / / Мир педагогики и психологии. 2018. № 9 (26). С. 19—34.

6. Климов ЕЛ. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ. 1995. 224 с.

7. Колесникова ОЛ., Похвощев ВЛ., Здоров-цова Л.В. Рынок труда монопрофильных территорий: проблемы и решения: монография / под ред. И.Я. Львовича. Воронеж: Научная книга (НК), 2016. 171 с.

8. Конева Е.В. Структура и детерминанты представления о профессии // Профессиональные представления: сборник научных трудов № 11 / под ред. Е.И. Рогова. Ростов н/Д: Изд-во Фонд науки и образования, 2019. 164 с.

9. Копорейко А.М. Трансформация семантического слоя образа профессиональной деятельности в процессе обучения в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25. № 2 (81). С. 134—141.

10. Кривцова Н.С. Педагогическое сопровождение формирования положительного образа профессии у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2018. 24 с.

11. Курбет Н.Н. Акмеологические условия и факторы развития образа профессии у студентов политехнического колледжа: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 24 с.

12. Образ в регуляции деятельности / под ред. Н.Л. Мориной, В.И. Козлова. М.: РАО, 1997. 218 с.

13. Профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональный выбор: методология, опыт, перспективы: монография / под ред. Т.А. Ярковой. Электрон. текст. дан. (4,6 Мб). Киров: Изд-во МЦИТО, 2023.

14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с.

15. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. 503 с.

16. Разумова М.В. Профориентация в России: становление, проблемы, перспективы // Профессиональное образование и общество. 2014. № 3 (11). С. 49—57.

17. Твелова ИА., Белокопытова ДА. Состояние изученности проблемы профессионального самоопределения старшеклассников / / Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 322—325.

References

1. Andreeva LI. Professional self-determination of schoolchildren in the conditions of innovative activity of a general education institution / / URL: https://www.dissercat.com/content/professional-noe-samoopredelenie-shkolnikov-v-usloviyakhin-novatsionnoi-deyatelnosti-obshcheo.

2. Gavrilenkov I.V. Crisis of professional orientation // Pedagogical sciences. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/krizis-professionalnoy-orientatsii.

3. Druzhinina V.N., Agapov V.S. Psychological factors of attractiveness of the image of the profession of police officer // Psychology and pedagogy of official activity. 2022. No. 1. pp. 12—16.

4. Zibrova S.V. Professional consciousness: representation and image of the profession: dis. ... cand. psychological sciences. Krasnoyarsk, 1999. 122 p.

5. Katunova V.V., Shutkina JA. The problem of professional self-determination of students // The world of pedagogy and psychology. 2018. No. 9 (26). pp. 19—34.

6. Klimov EA. The image of the world in diverse professions. Moscow: Moscow State University. 1995. 224 p.

7. Kolesnikova OA., Pokhvoshchev VA., Zdorov-tsova L.V. The labor market of single-industry territories: problems and solutions: monograph / edited by I.Ya. Lvovich. Voronezh: Scientific Book (NK), 2016. 171 p.

8. Koneva E.V. Structure and determinants of the idea of profession // Professional ideas: collection of scientific papers No. 11 / edited by E.I. Ro-gov. Rostov on Don: Publishing house of the Foundation for Science and Education, 2019. 164 p.

9. Koporeyko A.M. Transformation of the semantic layer of the image of professional activity in the process of studying at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot / / Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2020. Vol. 25. No. 2 (81). pp. 134—141.

10. Krivtsova N.S. Pedagogical support for the formation of a positive image of the profession among high school students: abstract ... cand. of pedagogical sciences. Saratov, 2018. 24 p.

11. Kurbet N.N. Acmeological conditions and factors of the development of the image of the profession among students of the polytechnic

college: abstract ... cand. of psychological sciences. M., 2007. 24 p.

12. Image in the regulation of activity / edited by N.L. Morina, V.I. Kozlov. M.: RAO, 1997. 218 p.

13. Professional orientation, professional self-determination, professional choice: methodology, experience, prospects: monograph / edited by T.A. Yarkova. The electron. text. given. (4.6 MB). Kirov: ICITO Publishing House, 2023.

14. Pryazhnikov N.S. Professional and personal self-determination M.: Institute of Practical Psychology. Voronezh: NPO MODEK, 1996. 256 p.

15. Pryazhnikov N.S. Professional self-determination: theory and practice. M.: Academy, 2007. 503 p.

16. Razumova M.V. Career guidance in Russia: formation, problems, prospects // Vocational education and society. 2014. No. 3 (11). pp. 49—57.

17. Tvelova I.A., Belokopytova DA. The state of study of the problem of professional self-determination of high school students // Problems of modern pedagogical education. 2019. No. 63-3. pp. 322—325.

Информация об авторах

В.А. Якушев — профессор кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент;

И.В. Осипов — доцент кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России, кандидат юридических наук;

А.А. Митин — доцент кафедры организации огневой и физической подготовки Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук.

Information about the authors V.A. Yakushev — Professor of the Department of Fire and Physical Training Organization of Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, Associate Professor;

J.V. Osipov — Associate Professor of the Department of Fire and Physical Training Organization of Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law;

A.A. Mitin — Associate Professor of the Department of Fire and Physical Training Organization of Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 16.10.2024; одобрена после рецензирования 16.11.2024; принята к публикации 16.12.2024. The article was submitted 1 6.10.2024; approved after reviewing 16.11.2024; accepted for publication 1 6.12.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Педагогика высшей школы: учебник для студентов педагогических вузов / под науч. ред. А.В. Мудрика; под общ. ред. М.Т. Громко-вой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. - 479 с.

ISBN 978-5-238-03929-9

Рассматриваются инновационные модели современного образования, адаптированные к моделям деятельности, синергетическим принципам самоорганизации социальных систем. Методология образовательной деятельности представлена на основе системного подхода, модульных технологий, позволяющих обеспечить компетенции как результат образования.

Учебник состоит из четырех разделов: «Теоретические основы педагогики», «Педагогика высшего образования», «Технология профессионально ориентированного обучения в высшей школе» и «Инновационная парадигма профессиональной деятельности».

Для преподавателей системы дополнительного профессионального образования, вузов, колледжей, а также студентов, аспирантов и всех, кто интересуется проблемами педагогики профессиональной деятельности.

X

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Учебник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.