2. Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие проблем, которые могут возникнуть в начальном адаптационном периоде у ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Работа с родителями направлена на профилактику и коррекцию отклонений в поведении ребенка. При работе с семьей необходимо использовать различные формы работы: тематические и итоговые родительские собрания, консультации по запросу родителей, беседы, индивидуальное консультирование (по результатам диагностики), оформление информационных стендов для родителей, рекомендации.
Выводы. Таким образом, комплекс мероприятий с использованием современных методов и технологий должен помочь ребенку раннего возраста быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада. Кроме того, нельзя забывать о личности воспитателя, так как он играет огромную роль в период адаптации ребенка. Педагог находящийся рядом с детьми должен быть хорошим специалистом в области дошкольного воспитания, должен уметь наблюдать, анализировать, учитывать в соей деятельности все факторы для положительной и быстрой адаптации воспитанников. Кроме того, он должен любить детей, быть отзывчивым и внимательным по отношению к каждому ребенку.
Литература:
1. Афонькина, Ю.А. Организация деятельности. Центра игровой поддержки ребёнка раннего возраста. - Волгоград: Учитель, 2012. - 205 с.
2. Белкина Л.В. Адаптация раннего возраста к условиям ДОУ - Воронеж «Учитель», 2004. - 236 с.
3. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет. Г.Г. Григорьева: Просвещение, 2003 - 253 с.
Педагогика
УДК: 374.32
кандидат педагогических наук Толстова Наталья Сергеевна
ФГАОУ ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); кандидат культурологии, доцент Чапаева Маргарита Викторовна
ФГАОУ ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); старший преподаватель Рыжкова Татьяна Валерьевна
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК АКТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. Статья посвящена теме профессионального самоопределения молодого поколения. В статье рассматриваются некоторые мировые модели профессиональной ориентации. Освещается проблема профориентационной деятельности в России и сложности профессионального ориентирования молодого поколения в мире профессий. Рассматривается решение проблемы профессиональной ориентации молодого поколения на законодательном уровне. Акцентируется внимание на возможности частичной реализации государственных законов и проведении концентрированной и краткосрочной профориентационной деятельности в условиях детского оздоровительно-образовательного центра.
Ключевые слова: профориентация, самоопределение, профессиональная ориентация молодого поколения, профориентационная деятельность.
Annotation. The article is devoted to the topic of professional self-determination of the younger generation. In the article some world models of professional orientation are considered. The problem of vocational guidance in Russia and the problems of professional orientation of the young generation in the world of occupations are discussed. The author considers the solution of the problem of professional orientation of the young generation at the legislative level. Attention is focused on the possibility of partial implementation of state laws and the conduct of concentrated and short-term vocational guidance in the conditions of a children's health education center.
Keywords: vocational orientation, self-determination, professional orientation of the younger generation, vocational guidance.
Введение. В настоящее время система профориентации в том или ином государстве формируется под влиянием различных как внешних, так и внутренних факторов таких как: политическое устройство, уровень благосостояния общества, менталитет, уровень развития экономической ситуации в стране и в мире в целом, религиозные и культурные взгляды, зарубежный опыт, особенности системы образования и т.д.
И.В. Дементьев, аспирант Республиканского института высшей школы (РИВШ), в своей статье «Профориентация: зарубежный опыт» утверждает, что на данный момент исследователи выделяют три основные модели профессиональной ориентации: японскую, американскую и западноевропейскую.
Соединенные Штаты Америки принято считать страной - родоначальником профессиональной ориентации, так как первое профориентационное бюро было организовано и открыто в 1908 году в Бостоне Ф. Парсонсом. И так же им была разработана первая программа по профессиональной ориентации «черта-фактор», что в дальнейшем легло в основу теорий американских ученых: А. Маслоу, Д. Сьюпера, С. Гинсбурга и др. [2, с. 65-72].
Безусловно, в настоящее время система профессиональной ориентации в США характеризуется множеством схем и программ и является децентрализованной. Обосновано это тем, что вопросы образования не входят в компетенции федерального правительства по Конституции США и руководство школами и школьное законодательство находятся в ведении органов штата. Характерной особенностью структуры профориентационной деятельности США является то, что помимо работы с профориентацией в школе проходит работа с профессиональной ориентацией в службах занятости населения, которые в свою очередь существуют как государственные, так и частные. И все же ведущую роль в профориентации играет школьная консультативная служба «Гейденс», занимающаяся сбором информации о обучающихся, консультированием
в учебной, профессиональной и личностно-социальной деятельности, а также служба помогает в дальнейшем трудоустроиться выпускникам и ведет сбор о дальнейшей профессиональной судьбе выпускников [8, с. 44-56].
Лидером же профориентации в Европе принято считать Францию. Система профориентации в этой стране создана на государственном уровне и регулируется тремя министерствами: образования, труда и здравоохранения [7, с. 101-111].
В Японии так же создана собственная структура профориентационной работы. По утверждению М. С. Гуткина отличительной чертой профориентации в Японии является тот факт, что профориентационная работа на сто процентов сконцентрирована в средней школе. Концепция профориентации в Японии базируется на научной теории С. Фукуямы и его диагностическом методе «человек-профессия», разработанных после окончания второй мировой войны в период радикальной реформы японской школы. Система профориентации глубоко интегрирована в учебный процесс и составляет основу учебных программ школы, что помогает самоопределению молодого поколения. М.С. Гуткина подкрепляет свои аргументы тем, что каждый японский школьник в обязательном порядке минимум 48 раз за три года участвует в профессиональных пробах [3, с. 114-121].
В России же, по мнению авторитетных отечественных ученых, таких как: Шафранов-Куцев Г.Ф., Пряжников Н.С., Зеер Э.Ф., Климов Е.А. -профориентационная деятельность слабо организована и находится в стадии развития. Безусловно с этим нельзя не согласиться, так как особое внимание профориентационной деятельности и четкое регулирование данного вопроса было разработано и утверждено в Российской Федерации 29 декабря 2014 года в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 год. №2765-р. Данная программа стала актуальной и востребованной благодаря изменению социально-экономической ситуации и расширению мира профессий.
Так изменения социально-экономической ситуации в России: преобразование (трансформирование) рынка трудовых ресурсов, новые специфические условия развития экономики, введение санкций, слияние информатизации и технологий современного производства обозначили проблему формирования профессиональной мобильности молодого поколения, а также определили значимые качества конкурентоспособности различных профессий рабочих и служащих с учетом потребностей производства. Профориентация молодежи имеет важную роль, как для развития личности определенного молодого человека и реализации его интересов, так и реализации интересов общества и государства в целом.
Изложение основного материала статьи. Автор магистерской диссертации Е.В. Левинская, дает определение профессиональной ориентации молодого поколения, как одному из самых важных этапов в самоопределении и становлении личности. И утверждает, что момент выбора будущей профессии влияет на дальнейшую жизнь человека. Предполагает, что, в связи с неправильным выбором профессии, человек идет по неинтересному, не устраивающему его жизненному пути и остается не удовлетворенным своей жизнью. Поэтому момент выбора профессии в старших классах является одним из самых важных. Е.В. Левинская утверждает, что наличие широкого кругозора в мире профессий играет важную роль при выборе профессии. Чем больше подросток пробует себя в разных видах деятельности, узнает, читает про различные профессии, тем больше шансов, что он из множества вариантов сможет выбрать то, к чему у него есть интерес, а также определить, чем ему точно не нравится заниматься. Так же автор отмечает, что современные подростки не так много времени уделяют изучению мира профессий. Безусловно, это зависит от родительского воспитания и от заинтересованности учителей в школе. Поэтому часто современные подростки узнают о профессиях от родителей или на примере их знакомых и ближайшего окружения. Это не всегда позволяет широко и полно узнать о разнообразных специальностях. Е.В. Левинская предполагает, что, «...с помощью профориентационных программ, направленных на получение знаний о современных профессиях, можно расширить кругозор подростков и дать им возможность большего выбора» [10].
Несомненно, с позицией Е.В. Левинской невозможно не согласиться так как, образовательные программы общего образования и дополнительного образования молодого поколения не соответствуют сложившейся социально-экономической ситуации, так как прежние профориентационные программы в свою очередь во многом не соответствуют реальной жизни, а новые, бесспорно, еще не вполне сформированы и готовы к реализации. Что остро сконцентрировало потребность в усовершенствовании и расширении базы профориентационной деятельности молодого поколения в Российской Федерации.
Для решения возникших вопросов был разработан и подписан 27 февраля 2015 года совместный план мероприятий министерства образования и науки Российской Федерации и федерального агентства по делам молодёжи в сфере воспитания детей и молодежи, планируемых к реализации в рамках государственной программы «развитие образования». Одним из пунктов этого плана является вопрос профориентации молодежи - п.2.6. Содействие профориентации и карьерным устремлениям молодежи.
Так же распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №2765-р была утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 год.
Данная программа предоставит увеличение возможностей профессиональной подготовки учащихся, целенаправленное развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению в изменяющихся условиях выбора. Учащиеся на ранних стадиях смогут осознанно выбрать профессию с учетом реальных потребностей личностной реализации и потребностей производства. По предварительной оценке, данная программа рассчитана до 2020 года, но может быть продлена до 2030года.
Важным критерием является определение цели профориентационной программы, данная цель хорошо представлена в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы.
«Целью программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала» [1].
Одним из основных значимых компонентов программы является постановка и достижение результата работы профориентационной программы. Для выявления результативности и эффективной работы программы Правительством Российской Федерации поставлены следующие цели:
«В результате реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить следующие синергетические (работающий вместе, кооперативно) социально-экономические эффекты: .совершенствование механизмов и инструментов вовлечения молодежи в активную социально значимую деятельность, направленную на становление личности детей и профессиональную самореализацию молодежи.» [1].
Для выполнения выше поставленных целей и достижения наиболее эффективного результата работа по профессиональной ориентации должна начинаться со «школьной скамьи». Так как школьники не всегда осознанно выбирают специальность, а исходят из того какие предметы могут хорошо сдать при поступлении в ВУЗ или какую профессию считают наиболее престижной, либо поступают за компанию с друзьями, иногда же решение и вовсе принимают родители. В результате не все выпускники могут реализовать себя как профессионалы, при этом из-за дефицита квалифицированных и мотивированных специалистов страдает промышленность, а по большому счету - и государство.
Целевая программа развития образования в настоящее время стала наиболее актуальной и востребованной с появлением острой проблемы профессионального самоопределения молодого поколения. Вопрос с выбором профессии наиболее остро проявляется в старших классах: какие предметы наиболее углубленно изучать для дальнейшего поступления в ВУЗ, какую специальность выбрать и куда пойти учиться, все эти вопросы возникают у обучающихся и требует решения. Но чаще всего молодые люди не имеют знаний о мире профессий и выбирают те предметы, которые на их взгляд они лучше знают и поступают в ВУЗы выбирая профессии по следующим пунктам: авторитетность учебного заведения, престижность профессии, желание овладеть той или иной профессией, не зная ее специфики, (что в дальнейшем приводит либо к нежеланию учиться, либо к смене специальности/профессии), за компанию с друзьями или же по настоянию родителей. Из этого следует, что профориентационная работа в современной школе не развита и с одной стороны чрезвычайно затруднена сильно перегруженными и теоретизированными программами, а с другой стороны отсутствуют квалифицированные кадры, осуществляющие профориентационные работы. Поэтому проблема профориентации и профессионального самоопределения является чрезвычайно актуальной в условиях современных социально-экономических и социокультурных преобразований.
Образовательные программы общего и дополнительного образования детей и взрослых не отвечают сложившейся социально-экономической ситуации, прежние профориентационные программы во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не вполне сформированы. Погружение молодого поколения в профориентационную деятельность и знакомство с миром профессий требует непрерывности как в учебное, так и в каникулярное время. Именно поэтому приоритетным направлением Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и соцзащиты РФ и Федерального агентства по делам молодежи является дополнение концепции программы профориентации молодого поколения - Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 год. Программа охватывает обширный спектр образовательной деятельности как в учебное, так и в каникулярное время. От школьных занятий, внеклассного обучения до дополнительного образования, кружков и детских образовательных центров (лагерей, площадок). Что способствует самоопределению и непрерывной профессиональной ориентации молодых людей даже в каникулярное время [9].
Одной из таких оздоровительно-образовательных площадок является Всероссийский детский оздоровительно-образовательный центр «Смена».
Всероссийский детский оздоровительно-образовательный центр «Смена» действует при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Союза Ворлдскиллс России (WorldSkills Russia) и сотрудничает с многими авторитетными партнерами.
Образовательные программы Всероссийского детского центра «Смена» имеют профориентационный характер. В лагере организованы разновозрастные и мультикультурные группы (отряды), так как профориентация молодого поколения требует особого подхода в связи с психологией возраста, контингент центра - это молодежь младше 18 лет. Также отряды разделены в связи с разнообразием культурно-религиозных принадлежностей молодежи (христиане, мусульмане, католики), так как в лагерь приезжает молодежь со всей России, в том числе со стран ближнего зарубежья.
На территории Всероссийского детского центра расположено четыре лагеря: «Лидер-Смена», «СпортСмена», «Арт-Смена», «Профи-Смена». Два из них — «Лидер-Смена» и «Спорт-Смена» — принимают своих гостей в течение всего года. Участники образовательных программ посещают занятия и мастер-классы ведущих специалистов не только России, но и зарубежья: артистов, олимпийских чемпионов, политиков, руководителей крупных корпораций, бизнес-тренеров, историков, журналистов, писателей и других авторитетных деятелей. Что позволяет молодым людям узнать о той или иной профессии от специалистов в данной отрасли.
Профориентационная деятельность в условия Всероссийского детского центра достаточно сложный многогранный процесс, зависящий от условий самого центра, контингента молодого поколения (воспитанников), временных рамок, сезонности и является одним из основополагающих аспектов выбора направления развития личности, самоопределения. С развитием современной экономики возрастает количество профессий, а соответственно и выбора сфер образования и деятельности молодых людей. В связи с этим особенно остро встает вопрос о построении эффективной системы профориентационной работы удовлетворяющей интересы и потребности как личности отдельного члена общества, так и государства в целом.
И бесспорно, если рассматривать условия дополнительного образование в рамках Всероссийского детского оздоровительно-образовательного центра «Смена», то можно отметить следующее: система мобильна, не перегружена теорией и отличается от профессиональной ориентации в школе динамичностью, скоростью протекания. В условиях разновозрастных групп, групп разных регионов, мультикультурных представителей существует возможность обмена информацией и взаимообучения друг друга. Возможно выстроить программу профориентационной смены. То есть программу профессиональной ориентации по той или иной профессии адаптированную по нескольким критериям: сроки лагерной смены (21 день), возрастной аспект обучающихся (подростки от 13 до 18 лет - разные отряды), возможность выбора и интерес к той или иной профессии (разнообразные смены и профориентационные программы), период обучения в лагере (круглогодичная работа лагеря, как в период каникул, так и в учебное время), возможность выбора кружков, семинаров, образовательных и ознакомительно- развлекательных профориентационных программ. Это является прекрасной возможностью для проведения концентрированной профориетационной и краткосрочной деятельности в условиях детского оздоровительно-образовательного центра.
Выводы. Вне сомнения, в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией и обострившимися проблемами в сфере образования, самоопределения и профессиональной ориентации
молодого поколения распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №2765-р об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 год и совместный план мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и федерального агентства по делам молодёжи в сфере воспитания детей и молодежи, планируемых к реализации в рамках государственной программы «развитие образования» являются очень актуальными, востребованными и основополагающими в развитии профориентации молодого поколения. И профессионально и качественно могут быть частично реализованы благодаря образовательным программам на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Смена». Что в свою очередь несомненно, поможет в самоопределении, становлении и ориентировании личности молодого поколения в мире профессий.
Литература:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы.
2. Гриншпун С.С. Организация профориентации школьников в США / С.С. Гриншпун // Педагогика. -2005. - №9. - с. 65-72.
3. Гуткин М.С. использование Ф-теста для диагностики развития профессионального самосознания школьников / М.С. Гуткин // Психология. - 1999 - №3 - с. 114-121.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М. Изд-во «Академия». 2012. 304 с.
5. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования.6-е из. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 496 с.
6. Зеер Э.Ф. Конфликтующие реальности профессионального самоопределения и пути их преодоления // Проблемы профориентационной работы в современных условиях: м-лы Всеросс. Науч.-практич. конф. 25-26 марта 2010 года. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 2010. - с. 25-34.
7. Шасмутдинова И.Г. Профессиональная ориентация учащихся во Франции / И.Г.Шасмутдинова, О.И.Павлова // Педагогика. - 2007. - №4. - с. 101-111.
8. Мухамедова Э.В. Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в РФ и США: дис. ...канд.пед.наук:13.00.01 / Э.В. Мухамедова. - Пятигорск, 2005. - 232 л.
9. Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.edu.ru/news/education/25670/
10. Электронная библиотека МГППУ: Левинская. Интерактивная модель профориентации для старшеклассников: Автореферат магистерской диссертации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psychlib.rU/mgppu/studworks/LevinskayaED_2014/LIm-ma-009.htm#Sp1
Педагогика
УДК: 378
преподаватель Трояк Евгений Юрьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская пожарно-спасательная академия» государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г. Железногорск)
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ МЧС РОССИИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье исследуется проблема готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности (НИД): раскрыто содержание понятия «готовность курсантов МЧС России к НИД», обозначены уровневые и критериальные характеристики готовности курсантов МЧС России к НИД, предложен комплекс методов оценки уровня сформированности готовности курсантов МЧС России к НИД по каждому из представленных критериев, а также представлены результаты исследования.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, готовность, готовность курсантов МЧС России, критерии готовности к НИД, методы оценки, курсант МЧС России.
Annotation. The article analyzes and formulates the problems of readiness of the Russian Ministry of emergency situations cadets for research activities. Also the content of notion "readiness of cadets of EMERCOM of Russia to research activities designated criteria level and the characteristic of readiness of cadets of EMERCOM of Russia to the research activities, the proposed complex of methods of estimation of level of formation of readiness of cadets of EMERCOM of Russia to research activities for each of the presented criteria.
Keywords: research activity, readiness, readiness of military students from Russian Emergency Situations Ministry, criteria for readiness for research activity, methods of evaluation, reflective sheet, military student, Russian Emergency Situations Ministry.
Введение. В настоящее время перед системой высшего профессионального образования, в том числе вузами системы МЧС России, стоит задача подготовки специалиста, способного к постоянному профессиональному саморазвитию, готового к осуществлению научно-исследовательской деятельности в той или иной области знаний. Одним из важных аспектов решения обозначенной задачи является комплексная оценка уровня готовности курсантов МЧС к научно-исследовательской деятельности.
Формулировка цели статьи. Благодаря совершенствованию организационно-педагогических условий повышается уровень профессиональной подготовки курсантов и их готовность к научной деятельности. Поэтому, цель статьи: представить анализ результатов исследования уровня готовности курсантов МЧС России к научно-исследовательской деятельности в процессе их профессиональной подготовки.
Изложение основного материала статьи. Готовность как условие успешного выполнения деятельности характеризуется избирательной активностью, настраивающей личность на будущую деятельность. В научных исследованиях выделяются следующие виды готовности: общая, специальная, временная, долговременная, психологическая, практическая, функциональная, личностная и другие. Такое количество разновидностей готовности говорит о сложности данного феномена. Готовность человека к любой деятельности можно