Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задорина М. А.

В настоящее время в Свердловской области существует проблема несоответствия объемов и структуры подготовки профессиональных кадров потребностям регионального рынка труда во всех сферах экономической деятельности, включая и сельское хозяйство. В регионе наблюдается дефицит квалифицированных кадров в сельскохозяйственном производстве, что приводит к медленным темпам социального развития сельских территорий и оттоку трудоспособного населения, особенно молодежи. В данной ситуации помимо финансовых механизмов, направленных на развитие сельских территорий и сельского хозяйства, становится актуальным и проведение профессиональной ориентации населения, особенно среди учащихся образовательных учреждений. Работа по оптимизации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и управления их профессиональными стратегиями должна строиться на основе актуальных данных, позволяющих не только прогнозировать развитие системы профессионального образования и рынка труда Свердловской области, но и разрабатывать конкретные направления региональной политики в сфере сельского хозяйства. В 2012-2013 гг. было проведено исследование, целью которого являлось изучение профессиональных ориентаций обучающихся общеобразовательных учреждений Свердловской области. В статье проанализированы результаты исследований профессиональных планов и жизненных стратегий учащихся школ. Установлено, что из 1200 респондентов лишь 6 % намереваются получить профессиональное образование по направлениям, непосредственно связанным с сельскохозяйственной отраслью: «сельское и рыбное хозяйство», «воспроизводство и переработка лесных ресурсов», «технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров», «безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды». Выявлена необходимость улучшения профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях, определены ключевые мероприятия по оптимизации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.Nowadays there is a problem with the mismatch of the volume and structure of vocational training to the regional labor market needs in all spheres of economic activity, including agriculture in the Sverdlovsk region. There is a shortage of skilled labor in agricultural production that leads to the slow pace of social development of rural areas and the decline of the able-bodied population, especially young people. In this case, implementation of vocational guidance, especially among students of educational institutions, in addition to financial mechanisms aimed at rural and agricultural development becomes vital. Work to optimize students' professional identities and the management of their professional strategies should be based on actual data. That data should also be used to develop vocational education and the labor market in the Sverdlovsk region and to develop specific areas of regional policy in the field of agriculture. The research was conducted in 2012-2013 to study the professional orientation of students of general educational institutions in the Sverdlovsk region. The paper analyzes the results of research of career plans and students' life goals. It was found that only 6 % of 1,200 respondents intend to get vocational education in the agricultural sector such as «agriculture and fish industry», «reproduction and processing of wood resources», «technology of food products and consumer goods» and «life safety, environmental engineering and environmental protection». The need to improve vocational guidance in general secondary education is revealed, key measures to optimize students' professional identities are defined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 373/377:331.548:63-057.2 (470.54)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Vocational guidance and training of specialists in the agricultural sector in Sverdlovsk region

М. А. Задорина, аспирант Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

(Екатеринбург, ул. Мира, 19)

Рецензент: В. И. Шерпаев, доктор политических наук, профессор

Аннотация

В настоящее время в Свердловской области существует проблема несоответствия объемов и структуры подготовки профессиональных кадров потребностям регионального рынка труда во всех сферах экономической деятельности, включая и сельское хозяйство. В регионе наблюдается дефицит квалифицированных кадров в сельскохозяйственном производстве, что приводит к медленным темпам социального развития сельских территорий и оттоку трудоспособного населения, особенно молодежи. В данной ситуации помимо финансовых механизмов, направленных на развитие сельских территорий и сельского хозяйства, становится актуальным и проведение профессиональной ориентации населения, особенно среди учащихся образовательных учреждений. Работа по оптимизации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и управления их профессиональными стратегиями должна строиться на основе актуальных данных, позволяющих не только прогнозировать развитие системы профессионального образования и рынка труда Свердловской области, но и разрабатывать конкретные направления региональной политики в сфере сельского хозяйства. В 2012-2013 гг. было проведено исследование, целью которого являлось изучение профессиональных ориентаций обучающихся общеобразовательных учреждений Свердловской области. В статье проанализированы результаты исследований профессиональных планов и жизненных стратегий учащихся школ. Установлено, что из 1200 респондентов лишь 6 % намереваются получить профессиональное образование по направлениям, непосредственно связанным с сельскохозяйственной отраслью: «сельское и рыбное хозяйство», «воспроизводство и переработка лесных ресурсов», «технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров», «безопасность жизнедеятельности, при-родообустройство и защита окружающей среды». Выявлена необходимость улучшения профориен-тационной работы в общеобразовательных учреждениях, определены ключевые мероприятия по оптимизации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, сельское хозяйство, рынок труда, профессиональное образование, обучающиеся.

Summary

Nowadays there is a problem with the mismatch of the volume and structure of vocational training to the regional labor market needs in all spheres of economic activity, including agriculture in the Sverdlovsk region. There is a shortage of skilled labor in agricultural production that leads to the slow pace of social development of rural areas and the decline of the able-bodied population, especially young people. In this case, implementation of vocational guidance, especially among students of educational institutions, in addition to financial mechanisms aimed at rural and agricultural development becomes vital. Work to optimize students' professional identities and the management of their professional strategies should be based on actual data. That data should also be used to develop vocational education and the labor market in the Sverdlovsk region and to develop specific areas of regional policy in the field of agriculture. The research was conducted in 2012-2013 to study the professional orientation of students of general educational institutions in the Sverdlovsk region. The paper analyzes the results of research of career plans and students' life goals. It was

found that only 6 % of 1,200 respondents intend to get vocational education in the agricultural sector such as «agriculture and fish industry», «reproduction and processing of wood resources», «technology of food products and consumer goods» and «life safety, environmental engineering and environmental protection». The need to improve vocational guidance in general secondary education is revealed, key measures to optimize students' professional identities are defined.

Keywords: vocational guidance, professional identity, agriculture, labor market, vocational education, students.

В настоящее время в Свердловской области существует проблема несоответствия объемов и структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования потребностям регионального рынка труда [1, с. 64] во всех сферах экономической деятельности, включая и сельское хозяйство. В Свердловской области сегодня наблюдается дефицит квалифицированных кадров в сельскохозяйственном производстве, что приводит к медленным темпам социального развития сельских территорий и оттоку трудоспособного населения, особенно молодежи [3].

В данной ситуации помимо финансовых механизмов, направленных на развитие сельских территорий и сельского хозяйства, становится актуальным и проведение профессиональной ориентации населения (особенно среди учащихся образовательных учреждений), которая представляет собой «комплекс специальных мер в содействии человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда» [4].

Профессиональная ориентация (профориентация) направлена на удовлетворение потребности граждан в профессиональной подготовке и обучении на основе определения профессиональных ориентаций обучающихся, то есть отношения человека к миру профессий в целом и к каждой профессии в частности, которое проявляется в осознанном выборе профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий, а также в построении стратегических жизненных целей. Профориентация призвана выявить именно те профессиональные образовательные программы, освоение которых будет для обучающихся легче и плодотворнее, с одной стороны, и позволит им вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности, наиболее востребованным на рынке труда, с другой стороны.

Работа по оптимизации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и управления их профессиональными ориентациями должна строиться на основе актуальных данных, позволяющих не только прогнозировать развитие системы профессионального образования и рынка труда Свердловской области, но и разрабатывать конкретные направления региональной политики в сфере образования, содействия занятости населения и сельского хозяйства.

Цель и методика исследования

В 2012-2013 гг. было проведено исследование, целью которого являлось изучение профессиональных ориентаций обучающихся общеобразовательных учреждений Свердловской области. В рамках исследования ставилась задача определения количества обучающихся, желающих получить профессиональное образование по направлениям, тесно связанным со

сферой сельского хозяйства. Кроме того, перед исследователем стоял ряд задач в отношении данной группы респондентов:

- определить, что наиболее значимо в достижении успеха в жизни, по мнению обучающихся;

- выявить, чем руководствуются обучающиеся при выборе учебного заведения;

- определить, чем хотят заниматься обучающиеся после окончания учреждений профессионального образования;

- выяснить мнение обучающихся о том, легко ли найти работу по полученной ими специальности;

- определить самый результативный способ трудоустройства, по мнению обучающихся;

- установить, что для обучающихся наиболее значимо в будущей работе;

- определить, куда планируют поступать обучающиеся после окончания общеобразовательных учреждений;

- выяснить, какая помощь необходима обучающимся общеобразовательных учреждений для принятия решения о выборе будущей профессии;

- определить, какие мероприятия необходимо провести в общеобразовательных учреждениях, которые бы способствовали профессиональному самоопределению обучающихся.

Был использован опросный метод исследования - анкетирование. В исследовании приняли участие 1200 человек - обучающиеся общеобразовательных учреждений Свердловской области (учащиеся 9 и 11 классов школ Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Алапаевска, Дег-тярска, Каменск-Уральского, Арамиля, Сысерти, Березовского, Верхней Салды, Серова). Выборка - гнездовая.

Результаты исследования

Сельское хозяйство является ядром агропромышленного комплекса и тесно связано со многими направлениями подготовки специалистов, среди которых «металлургия, машиностроение и материалообработка», «химическая и биотехнологии», «сельское и рыбное хозяйство», «воспроизводство и переработка лесных ресурсов», «технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров», «безопасность жизнедеятельности, природообуст-ройство и защита окружающей среды» и др. Среди данных направлений первые два являются комплексными, обслуживающими не только сферу сельского хозяйства. В связи с этим остановимся подробнее на результатах исследования, относящихся к респондентам, намеривающимся получить профессиональное образование по последним четырем перечисленным направлениям подготовки.

Из 1200 опрошенных лишь 6 % намереваются получить профессиональное образование по направлениям «сельское и рыбное хозяйство», «воспроизводство и переработка лесных ресурсов», «технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров», «безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды». Важно добавить, что желание получить образование по данным направлениям в большей степени присуще респондентам, проживающим в сельской местности, малых и средних городах (табл. 1).

Таблица 1

Распределение численности респондентов по месту жительства и направлениям подготовки

Численность респондентов,

желающих получить профессиональное образование

Место жительства респондентов по всем направлениям, чел. по направлениям «сельское и рыбное хозяйство», «воспроизводство и переработка лесных ресур- Общий показатель

сов», «технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров» и «безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды», чел. структуры, %

Екатеринбург 783 37 5

Крупный город 79 4 5

(население более

100 тыс. чел.)

Малый или сред- 263 21 8

ний город (насе-

ление менее

100 тыс. чел.)

Село (или ПГТ) 75 10 13

Итого: 1200 72 6

Для удобства представления полученных данных примем группу респондентов, желающих получить профессиональное образование по вышеперечисленным четырем направлениям, за 100 % (72 чел.). Распределение численности обучающихся в соответствии с выше обозначенными направлениями подготовки представлено на рис. 1.

35 30 25 20 15 10 5 0

33

16 14

9

«сельское и рыоное хозяйство»

«воспроизводство и переработка лесных ресурсов»

«технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров»

«оезопасность жизнедеятельности, природоо бустройство и зашита окружающей среды»

Рис. 1. Распределение численности обучающихся по желаемым направлениям подготовки, чел.

Большая часть школьников считает, что сегодня образование играет основополагающую роль в достижении успеха в жизни (57 %). Пятая часть учащихся считает самым главным фактором в достижении успеха инициативность (19 %), каждый восьмой школьник - связи и знакомства (12 %), каждый одиннадцатый - богатство (9 %). Респонденты не надеются на авось: удача в достижении успеха играет значительную роль лишь для 3 % обучающихся.

После окончания школы большинство респондентов планирует поступать в учреждения среднего профессионального образования (36 %). Каждый третий школьник планирует поступать в высшие учебные заведения (30 %). В каждом пятом случае учащиеся будут рассматривать перспективы поступления в учреждения среднего профессионального образования, если не смогут поступить в учреждения высшего образования (20 %).

При выборе учебного заведения для большей части школьников важен его престиж (53 %), четверть обучающихся обращает внимание на близость учебного заведения к месту проживания (26 %). В каждом шестом случае респонденты будут основывать свой выбор на расположении учебного заведения в городе Екатеринбурге (17 %). Ориентироваться на качество образования намерены лишь 2 % школьников.

Большая часть школьников высказывает желание поступить на место, финансируемое из средств бюджета (47 %). Четверть респондентов (38 %) готово обучаться на коммерческой основе, но только по выбранной специальности. В каждом седьмом случае (15 %) учащиеся выражают согласие на платное обучение «лишь бы поступить».

Большинство обучающихся после окончания учебного заведения среднего профессионального и высшего образования предполагают работать по специальности (40 %). Четверть респондентов (22 %) собирается получать второе образование. В каждом десятом случае учащиеся высказывали желание организовать свое дело, бизнес, заняться предпринимательством (10 %). Каждый седьмой школьник намеревается уехать работать или учиться за границу (14 %).

Сегодня, как считает большинство учащихся (66 %), найти работу по полученной в будущем специальности не очень легко, но можно. Четверть респондентов (22 %) полагает, что работу найти легко и не составляет труда. Каждый девятый школьник считает (11 %), что найти работу очень трудно, но можно с приложением значительных усилий.

Большинство обучающихся самыми результативными способами трудоустройства называют продолжение работы по месту прохождения практики (21 %) и рассылку резюме по организациям (18 %). Десятая часть школьников намерена трудоустроиться при посредничестве родителей, знакомых или через молодежные биржи труда, ярмарки вакансий, дни карьеры. Наименьшей популярностью у школьников пользуются обращения в кадровые агентства и службы занятости. В каждом девятом случае учащиеся высказывают намерение найти работу самостоятельно через интернет. На рис. 2 видно, что каждый восьмой школьник рассчитывает получить работу через систему распределения выпускников (12 %), которая уже много лет не существует.

Рис. 2. Наиболее результативные способы трудоустройства по мнению респондентов

Наиболее значимым в будущей работе учащиеся считают возможность получать высокий доход (17 %), каждый седьмой считает важным соответствие работы профессиональным знаниям, умениям и навыкам (15 %). В каждом восьмом случае школьники отмечают творческий и интересный характер работы и возможность принести пользу людям (по 14 % соответственно). Для каждого десятого обучающегося важна возможность добиться признания и уважения (10 %), для каждого одиннадцатого - возможность работать в дружном коллективе (9 %). Реже респонденты отмечали возможность сделать карьеру, достигнуть высокого уровня профессионализма (6 %), возможность занять высокий пост, иметь власть над другими людьми (4 %) и высокий престиж профессии (4 %).

Большинство респондентов намерено самостоятельно выбрать будущую профессию (58 %). Четверть школьников рассчитывает на помощь родителей (32 %). Каждый девятый школьник рассчитывает на помощь специалистов по профориентации (11 %). Всего 5 % будут полагаться на помощь со стороны учителей.

Многие учащиеся выделили ряд ключевых мероприятий, которые бы способствовали улучшению профессиональной ориентации в школах. Больше половины школьников считает, что в первую очередь надо чаще проводить экскурсии на различные предприятия, а также увеличить объем сведений о мире труда людей и профессий. Кроме того, актуальной будет и организация технологических и профессиональных практик, а также акцентирование внимания в профильных классах на вопросах выбора будущей профессии. Иные мероприятия представлены на рис. 3.

ввести в школах предметы типа «Твоя профессиональная карьера», «Технология профессионального успеха»

учитывать устремления и склонности учащегося в уровне преподавания школьных предметов

увеличить возможности диагностирования и сам о диагностирования профессионально важных качеств

увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях

организоватьпсихолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессиональногосамоо пределения

в профильных классах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии

организовать технологические и профессиональные практики

58

58

59

&

| (

63

увеличить объем сведений о мире труда людей и профессий

проводить экскурсии на различные предприятия

10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 3. Мероприятия, необходимые для улучшения профессиональной ориентации в школах, %

В заключение отметим, что в исследуемой группе респондентов численность девушек превышала численность юношей на 2 %. Половина школьников, желающих получить образование по направлениям «сельское и рыбное хозяйство», «воспроизводство и переработка лесных ресурсов», «технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров» и «безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды», проживает в городе Екатеринбурге (51 %). Каждый третий обучающийся из данной группы участников исследования проживает в малом или среднем городе с численностью населения до 100 тыс. чел. (29 %), каждый седьмой - в сельской местности (14 %). Крупные города с численностью населения более 100 тыс. чел. представлены лишь 6 % респондентов, желающих получить специальность по обозначенным направлениям подготовки профессиональных кадров.

Выводы. Рекомендации

В Свердловской области предприятия в сфере сельского хозяйства, охоты, рыболовства, рыбоводства и лесного хозяйства испытывают потребность в работниках для замещения вакантных должностей. За анализируемый период численность вакантных должностей в предприятиях данных отраслей составляла 35,7 тыс. чел. [2, с. 33]. Ежегодно общеобразовательные учреждения Свердловской области выпускают более 21 тыс. учащихся [5]. Между тем, как показало исследование, лишь 6 % школьников 9 и 11 классов общеобразовательных школ Свердловской области намерены получать образование по направлениям подготовки, тесно связанным с сельским хозяйством.

Важно отметить, что в 7 случаях из 10 (25,6 тыс. чел.) предприятиям сферы сельского хозяйства, охоты, рыболовства, рыбоводства и лесного хозяйства для замещения вакантных должностей требуются специалисты со средним профессиональным образованием [2, с. 33]. Данные исследования говорят о том, что лишь 2 % учащихся выпускных классов школ Свердловской области будут поступать в учреждения среднего профессионального образования по направлениям «сельское и рыбное хозяйство», «воспроизводство и переработка лесных ресурсов», «технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров» и «безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды».

Таким образом, в условиях острой нехватки кадров со средним профессиональным образованием перед организациями сферы сельского хозяйства, охоты, рыболовства, рыбоводства и лесного хозяйства встает задача развития сотрудничества с общеобразовательными учреждениями в рамках профессиональной ориентации обучающихся. Для этого следует проводить экскурсии на предприятия, проводить презентации профессий сферы сельского хозяйства, информировать обучающихся о возможностях трудоустройства, организовывать технологические и профессиональные практики и др.

В заключение отметим, что школьники сегодня не имеют полного представления о мире труда и профессий. Совершенствование профориентации и управление профессиональными планами учащихся могли бы улучшить ситуацию на рынке труда, в частности удовлетворить потребность предприятий сферы сельского хозяйства, охоты, рыболовства, рыбоводства и лесного хозяйства в профессиональных кадрах в будущем. Изучение профессиональных ориента-ций обучающихся общеобразовательных школ является ключевым элементом при планировании развития образования, прогнозировании состояния рынка труда, в частности в сфере сельского хозяйства. Кроме того, сотрудничество предприятий-работодателей с образовательными учреждениями в рамках профориентации способствовало бы и «борьбе с мифами <...> о способах трудоустройства, характерных для реалий советского времени» [1, с. 68].

Библиографический список

1. Задорина М. А., Тесленко И. В. Изучение социального партнерства в профессиональном образовании на региональном уровне (по материалам исследования в Свердловской области) // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. 2013. № 5. С. 61-69.

2. О состоянии системы образования Свердловской области в 2012 году: ежегодный доклад // Министерство общего и профессионального образования Свердловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.minobraz.ru/dokumenty/oblastnye_dokumenty/page2/ (дата обращения: 29.03.2014).

3. Постановление Правительства Свердловской области от 23 октября 2013 г. № 1285-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года"» // Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://mcxso.midural.ru/uploads/document/869/1285-pp.pdf (дата обращения: 29.03.2014).

4. Постановление Минтруда Российской Федерации от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Регионы России. Социально-экономические показатели // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа : http ://www. gks. ru/b gd/regl/b13 14p/IssWWW .exe/Stg/d1/05-08. htm (дата обращения: 23.04.2014).

6. Сорокина Н. И. Английский язык для профессионального общения: учебно-практическое издание для самостоятельной работы студентов специальности 071800 «Мехатроника» по дисциплине «Английский язык для профессионального общения». Екатеринбург, 2007.

7. Сорокина Н. И. Диалог - базовая составляющая в развитии личности // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании X Международная научно-методическая конференция. Пенза, 2003. С. 414-416.

8. Сорокина Н. И. Межкультурная коммуникация: от обучения к учению // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. 2011. № 3. С. 83-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сорокина Н. И. Образование в нашей стране и за рубежом : учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей. Екатеринбург, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.