Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация и качество высшего образования'

Профессиональная ориентация и качество высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев A. Н.

Автором сравниваются различные критерии качества высшего образования. Доказывается, что существует инвариантная составляющая, «источник» качества высшего образования профессиональная ориентация абитуриентов, поступивших на I курс вуза. С этих позиций анализируются локальная система профессионального образования, созданная на базе Московского автомобильно-дорожного института, приемы мотивирования старшеклассников и результаты данного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Orientation and Quality of Higher Education

In the article various criteria of quality of higher education are compared. It is proved that there is an invariant constituent, the «source» of the quality of higher education, that is professional orientation of university students enrolled into the 1st year degree university program. From this point of view the local system of vocational education created on the basis of MADI (GTU), methods of motivation of high school pupils and the results of this process are analyzed

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация и качество высшего образования»

ПРИМЕЧАНИЯ

отраслевого характера подчиненности вузов, создание национальной и внутри-вузовской системы оценки качества высшего образования, обеспечение необходимой прозрачности, открытости конкретного вуза и его преподавателей для гражданского общества, повышение уровня оплаты труда работников образовательной сферы.

1 См.: Realising the European Higher Education Area. Communique of the Conference of Ministers Responsible for Higher Education in Berlin. 19 September 2003.

1 В настоящее время материалы данного доклада не опубликованы на русском языке, поэтому автор считает необходимым остановиться на них более подробно.

Поступила 30.03.06.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Н. Соловьев, декан факультета довузовской подготовки Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического

университета), доцент

Автором сравниваются различные критерии качества высшего образования. Доказывается, что существует инвариантная составляющая, «источник» качества высшего образования — профессиональная ориентация абитуриентов, поступивших на I курс вуза. С этих позиций анализируются локальная система профессионального образования, созданная на базе Московского автомобильно-дорожного института, приемы мотивирования старшеклассников и результатыданного процесса.

Вопросам качества высшего образования в настоящее время уделяет большое внимание Правительство РФ, они постоянно обсуждаются в специальной литературе. Например, 3-й выпуск журнала «Инженерное образование» за 2005 г. целиком посвящен рассмотрению различных критериев оценки и методов повышения качества этого образования.

В Московском автомобильно-дорожном институте (МАДИ) создана и в течение ряда лет опробована система работы по профессиональной ориентации абитуриентов в школах и лицеях, имеющих договор о сотрудничестве с институтом. Рассмотрев результаты мониторинга дальнейшей успеваемости и профессиональной состоятельности студентов, прошедших через эту систему, мы приходим к выводу, что профессиональная ориентация является одним из факторов, положительно влияющих на качество высшего образования.

Прежде чем обсуждать влияние профессиональной ориентации школьников, предшествующей их поступлению в вуз,

на качество высшего образования, следует выявить, что принято в данном случае вкладывать в понятие «качество» и что мы подразумеваем под профессиональной ориентацией.

Ряд авторов считают, что профессиональная ориентация включает в себя возможность получения консультаций по вопросам карьеры и образования, выработку определенного представления о разных видах работы и профессиях, участие в различных экскурсиях на предприятия и в учреждения, получение информации о продолжении образования в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Со столь подробным перечнем, который фактически можно назвать инструкцией по проведению профессиональной ориентации учащихся и их подготовке к выбору жизненного пути, трудно не согласиться. Будем называть это профессиональной ориентацией в узком смысле слова. Однако нас интересует не столько процесс профессиональной ориентации, сколько его результат, оказывающий влияние на каче-© А. Н. Соловьев, 2006

ство дальнейшего образования. В результате профессиональной ориентации (в широком смысле слова) учащийся, по нашему мнению, должен не только выбрать направление подготовки в вузе, но и быть мотивирован на получение высшего образования, а также пройти целенаправленную подготовку по профильным для избранного вуза дисциплинам для приближения своего уровня знаний к требованиям высшей школы.

Слово «мотивация» как психологический термин трактуется авторами по-разному: как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность, и т. д.

Нас интересует вполне определенное поведение личности: осознанный выбор специальности, психологическая установка на получение высшего образования, умение и желание учиться (приобретать знания). Процесс формирования этих качеств можно назвать мотивировкой личности.

Естественно, личность молодого человека формируется не только в ходе учебно-воспитательного процесса в средней школе, но и под воздействием остальной «окружающей среды» — семьи, друзей, средств массовой информации и т. п. Выявить степень влияния каждого из перечисленных факторов можно путем анкетирования.

Если мы хотим проследить динамику роста или падения качества образования или сравнить качество образования различных групп учащихся, то нужно иметь возможность выражать это понятие численно, т. е. шкалировать. В литературе можно найти разные подходы к этому. Часть из них опирается на необходимость опросов с последующей статистической обработкой, причем в некоторых случаях процесс опроса достаточно сложен. Другая часть использует данные различных контрольных испытаний учащихся. Естественно, каждый подход имеет свои достоинства и

недостатки и поэтому отражает понятие качества частично, но позволяет, тем не менее, проводить сравнительный анализ.

Если рассматривать образование как процесс обучения, то под качеством образования можно понимать соответствие процесса образования потребностям обучаемых или результативность этого процесса. Данный подход для высшей школы подразумевает, что оценка качества производится самими студентами или их близкими. Некоторые авторы предлагают взять за критерий качества процесса обучения отношение студентов к учебным дисциплинам1. В результате обработки ответов на вопросы анкеты студентов IV курса, в частности, было выявлено, что наибольший интерес и высокий уровень знаний проявляются при изучении дисциплин по профилю будущей специальности. На втором месте по этим показателям находятся базовые физико-математические дисциплины (опрос проводился в инженерном вузе). Приходим к выводу, что профессиональная ориентация является ключевым понятием для качества обучения. Вместе с тем ясно, что только студент, сознательно выбирающий данный вуз, а также его родители могут непредвзято оценить указанное соответствие. Случайные люди, напротив, будут испытывать психологический дискомфорт, неудовлетворенность своей деятельностью и все свои неудачи списывать на низкое качество преподавания. Такие случаи, к сожалению, нередки среди лиц, которые выбирали специальность по каким-то иным соображениям (например, чтобы получить отсрочку от службы в армии).

Рассмотрим теперь понятие «качество образования» как достижение выпускниками высшего учебного заведения определенного уровня знаний и умений, умственного развития, т. е. как итоговый результат процесса обучения. Очевидно, что в любом процессе качество «исходного материала» (в случае подготовки будущих инженеров — это мотивация абитуриентов и их уровень подготовки по

профильным дисциплинам при поступлении на I курс) влияет на достижение при окончании вуза необходимого уровня про-фессионально-личностной компетентности специалиста.

Именно на такое определение понятия качества мы опираемся в настоящей работе. Для составления «шкалы качества» будем использовать данные о результатах экзаменационных сессий и об оценках, полученных при защите дипломных проектов. Несомненным достоинством такого подхода является то, что не требуется проводить дополнительных опросов или тестирований.

Наконец, с точки зрения макроэкономики еще одним критерием качества образования можно считать умение выпускника успешно осуществлять свою профессиональную деятельность, способствуя тем самым позитивным изменениям в экономике страны. Сюда же можно отнести успешное трудоустройство, умение найти свою нишу на рынке труда, моральное удовлетворение от места работы, получение достойной заработной платы.

Шкала измерений при таком понимании качества может быть составлена только путем анкетирования. Последнее проводится службами трудоустройства. При анализе ответов респондентов можно предвидеть, что свое образование признают качественным те люди, которые заранее готовились к избранной деятельности, т. е. осознанно выбирали при поступлении то или иное высшее учебное заведение, а также достаточно четко формулировали свое намерение работать в определенной отрасли народного хозяйства, заниматься научной деятельностью и т. д.

Обратим внимание на еще одну важную сторону комплексного подхода к профессиональной ориентации. С одной стороны, абитуриентам при поступлении в вуз предлагается участвовать в конкурсных испытаниях. Вполне естественно в этом случае включать в понятие профессиональной ориентации подготовку к

ним. Ведь школьный наставник должен быть очень щепетилен, ориентируя молодого человека на получение высшего образования. Ни для кого уже не является секретом, что обучение по стандартной школьной программе и сетке часов, отведенных на математику и физику, не позволяет учащемуся выйти на уровень требований, предъявляемых во втузах. Недостаточно подготовленный выпускник школы, направленный взрослыми в вуз, ничего, кроме жизненного разочарования, не получит со всеми вытекающими для его психики последствиями.

С другой стороны, важна не только подготовка по предметам. В настоящее время в педагогической литературе большое внимание уделяется обсуждению теории и практики создания тестовых заданий и статистической обработки результатов тестирования. При этом многие авторы абсолютизируют полученные в ходе такой обработки данные, характеризующие, по их мнению, уровень подготовленности испытуемых, а также надежность и валидность тестовых заданий. Если следовать такому подходу, то комплексное понятие профессиональной ориентации теряет смысл, достаточно оперировать понятиями «обученность» или «уровень подготовки» и т. п.

Имеются и другие точки зрения. Одна из них связана с понятием «компетентность». Данное понятие включает в себя такие универсальные психологические свойства личности, как умения ставить задачу, намечать пути ее решения* изобретать способы наблюдения, добывать информацию и оценивать ее полезность, контактировать с людьми и обмениваться с ними своими наблюдениями и рассуждениями в письменной и устной форме. Джон Равен показывает, что компетентность нельзя оценить с помощью традиционных тестов по предметам, и подвергает критике их прогностическую валидность. Одно из его предложений — перейти к тестированию в два этапа: сначала психологическое для оценки компе-

тентности личности, а затем традиционное — по тем предметам, к которым испытуемый проявил склонность2.

Такое предложение выглядит очень привлекательно и кажется логичным, но в существующей реальной ситуации при массовом приеме на I курс психологическое тестирование не проводится, так как эта процедура считается достаточно сложной и дорогостоящей. К тому же ряд авторов считают, что психологические тесты также не свободны от недостатков и не всегда позволяют делать достоверные выводы.

В качестве альтернативы психологическому тестированию при приеме в высшую школу можно предложить лонгитюд-ный процесс профессиональной ориентации, протекающий при долговременном сотрудничестве между вузом и средней школой. Опыт такой работы в Калининградской области проанализирован в монографии М. Ю. Бокарева^,

Мы остановимся на системе профессиональной ориентации, сложившейся в школах и лицеях, имеющих договор о сотрудничестве с МАДИ (ГТУ). Отличительной особенностью этой системы является ее организационная структура: учебные заведения объединены в так называемый Московский центр автомо-бильно-дорожного образования (МЦА-ДО). Процесс профессиональной ориентации, проходящий в профильных классах школ, многоступенчатый, продолжительный и многогранный.

Первая ступень — отбор в профильный 10-й класс. Если ребенок первые 9 лет учился в той же самой школе, учителя успели составить его достаточно точный психологический портрет. На педагогическом совете дается как бы экспертная оценка личности (а не тестирование). Если желание поступить в профильный 10-й класс изъявляет ребенок из другой школы, то, как правило, с ним проводится собеседование с той же самой целью. Обычно в подобной процедуре участвует школьный педагог-пси-холог.

Вторая ступень — это обучение в профильных 10-м и 11-м классах. Для выработки упомянутой выше мотивации учащихся на этом этапе необходимо придерживаться следующих принципов:

— не просто учить ученика, а учить его учиться, добывать информацию и критически оценивать ее полезность;

— совмещать учебный и воспитательный процессы, не только прививая общечеловеческие ценности, но также воспитывая познавательный интерес, самоорганизацию личности, чувство ответственности за свое дело, коммуникабельность.

Данные принципы удается реализовать в результате индивидуальной работы с учащимися по специально разработанным программам. Особое внимание при этом уделяется детям, склонным к творчеству, имеющим исследовательскую «жилку», им предоставляется возможность участвовать в научно-практической конференции школьников или проводить разработку научных проектов под руководством вузовских ученых на кафедрах МАДИ.

Третья ступень — это принятие решения о поступлении в тот или иной вуз. Следует подчеркнуть, что обучение в профильном классе не «привязывает» ребенка к определенному вузу. При поступлении в 10-й класс выбирается лишь профиль обучения (технический, гуманитарный, естественно-научный и т. п.), а окончательное решение о выборе специальности принимается только после получения аттестата зрелости. Естественно, на этой ступени, как и на первой, очень велика роль родителей и близких людей в том выборе, который делает молодой человек.

Для оценки факторов, влияющих на выбор специальности абитуриентами, было проведено анкетирование студентов I и II курсов 12 специальностей МАДИ (ГТУ). Общий объем выборки составил 315 чел., что делает ее статистически значимой. В частности, 49 % от общего числа респондентов указали,

что выбрали МАДИ «по совету родителей и знакомых». Таким образом, то, что мы назвали профессиональной ориентацией в узком смысле, проводится в нашей стране в значительной степени в семье, в кругу близких людей.

Для подтверждения своего тезиса о роли профессиональной ориентации мы выбрали следующий принцип: сопоставление данных об общей массе студентов определенного курса, с одной стороны (так называемой «контрольной группы»), с аналогичными данными выделенной среди них экспериментальной группы студентов, которых мы называем профессионально ориентированными, — с другой. К этой группе мы относим выпускников школ и лицеев МЦАДО.

В качестве сравниваемых параметров для указанных массивов были взяты оценки двух экзаменационных сессий, проводимых на I курсе, а также оценки, полученные на защите дипломных проектов.

Обобщение данных многолетних наблюдений показывает, что успеваемость на I курсе у экспериментальной группы стабильно оказывается выше. Это свидетельствует о лучшей адаптации и более высокой начальной подготовке по профильным дисциплинам у студентов данной группы.

Сравнение данных о защите дипломных проектов студентами V курса МАДИ позволяет заключитьг что фундамент, заложенный в процессе профессиональной ориентации в учебных заведениях МЦАДО, дает свои положительные результаты даже на V курсе.

На основании анализа результатов мониторинга, который проводится с 1989 г., т. е. с момента образования МЦАДО, можно сделать вывод, что в МАДИ создана и эффективно действует локальная система профессионального образования. Сопоставление литературных источников показывает, что при этом термин «профессиональная ориентация» следует понимать в широком смысле, учитывая реалии нашей страны и менталитет ее граждан.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Марухина О. В. Оценка отношения студентов к учебным дисциплинам как критерий качества обучения / О. В. Марухина, О. Г. Берестне-ва, Л. И. Иванкина // Инженерное образование. 2005. Вып. 3. С.; 124—129.

2 См.: Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы : пер. с англ. / Дж. Равен. 2-е изд., испр. М., 2001.

3 См.: Бокарев М. Ю. Профессионально ориентированный процесс обучения в комплексе «Лицей—вуз»: теория и практика / М. Ю. Бокарев. М., 2002.

Поступила 26.02.06.

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

И. Р, Павлова, старший научный сотрудник лаборатории профильного обучения Института развития образования Республики Татарстан

В статье обоснована актуальность использования рейтинговой системы контроля и оценки качества подготовки учащихся профильной школы, так как новые требования к выпускникам школ входят в противоречие с действующей системой контроля за качеством подготовки выпускников.

Современный этап и перспективы образования на период до 2010 г. отме-

общественного развития выдвигают но- чается, что на первый план выходят та-

вые требования к выпускнику школы. В кие профессиональные и личностные ка-

Концепции модернизации российского чества, которые позволяют выпускнику

© И. Р. Павлова, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.