что выбрали МАДИ «по совету родителей и знакомых». Таким образом, то, что мы назвали профессиональной ориентацией в узком смысле, проводится в нашей стране в значительной степени в семье, в кругу близких людей.
Для подтверждения своего тезиса о роли профессиональной ориентации мы выбрали следующий принцип: сопоставление данных об общей массе студентов определенного курса, с одной стороны (так называемой «контрольной группы»), с аналогичными данными выделенной среди них экспериментальной группы студентов, которых мы называем профессионально ориентированными, — с другой. К этой группе мы относим выпускников школ и лицеев МЦАДО.
В качестве сравниваемых параметров для указанных массивов были взяты оценки двух экзаменационных сессий, проводимых на I курсе, а также оценки, полученные на защите дипломных проектов.
Обобщение данных многолетних наблюдений показывает, что успеваемость на I курсе у экспериментальной группы стабильно оказывается выше. Это свидетельствует о лучшей адаптации и более высокой начальной подготовке по профильным дисциплинам у студентов данной группы.
Сравнение данных о защите дипломных проектов студентами V курса МАДИ позволяет заключитьг что фундамент, заложенный в процессе профессиональной ориентации в учебных заведениях МЦАДО, дает свои положительные результаты даже на V курсе.
На основании анализа результатов мониторинга, который проводится с 1989 г., т. е. с момента образования МЦАДО, можно сделать вывод, что в МАДИ создана и эффективно действует локальная система профессионального образования. Сопоставление литературных источников показывает, что при этом термин «профессиональная ориентация» следует понимать в широком смысле, учитывая реалии нашей страны и менталитет ее граждан.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Марухина О. В. Оценка отношения студентов к учебным дисциплинам как критерий качества обучения / О. В. Марухина, О. Г. Берестне-ва, Л. И. Иванкина // Инженерное образование. 2005. Вып. 3. С.; 124—129.
2 См.: Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы : пер. с англ. / Дж. Равен. 2-е изд., испр. М., 2001.
3 См.: Бокарев М. Ю. Профессионально ориентированный процесс обучения в комплексе «Лицей—вуз»: теория и практика / М. Ю. Бокарев. М., 2002.
Поступила 26.02.06.
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
И. Р, Павлова, старший научный сотрудник лаборатории профильного обучения Института развития образования Республики Татарстан
В статье обоснована актуальность использования рейтинговой системы контроля и оценки качества подготовки учащихся профильной школы, так как новые требования к выпускникам школ входят в противоречие с действующей системой контроля за качеством подготовки выпускников.
Современный этап и перспективы образования на период до 2010 г. отме-
общественного развития выдвигают но- чается, что на первый план выходят та-
вые требования к выпускнику школы. В кие профессиональные и личностные ка-
Концепции модернизации российского чества, которые позволяют выпускнику
© И. Р. Павлова, 2006
успешно адаптироваться, жить и работать в условиях нового века. Среди них выделяются системное мышление, вы-сокообразованность, экономическая, правовая, информационная культура, культура предпринимательства, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, творческая активность и ответственность за выполняемую работу, мобильность, конструктивность, способность к сотрудничеству
Новые требования к выпускникам школ входят в противоречие с действующей системой контроля за качеством подготовки школьников. Проблема оценки качества образования давно находится в фокусе внимания российской общественности. Но трудно ожидать, что если содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, а способы и критерии контроля и оценки останутся прежними, то качество обучения улучшится.
Существующая система учета успеваемости является формальной, она не стала средством объективной педагогической диагностики для обеспечения обратной связи, а направлена лишь на накопление оценок и определение по ним качества работы учителя и учащихся. Формализм заключается в отрыве оценок от реального процесса усвоения знаний. Сложившаяся в России четырехбалльная система оценок была удобна для единого содержания образования, единой и единообразной школы. В новых условиях признаны необходимыми как множественность типов образовательных учреждений, так и вариативность программ. При этом одна и та же оценка может нести совершенно различную информацию о разных учащихся.
Еще более проблематичным становится применение пятибалльной оценки при организации профильного обучения. Основной его целью является создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможно-
стями построения индивидуальных образовательных программ.
Личностно ориентированное обучение предполагает необходимость наряду со знаниями и умениями, приобретенными учащимися, отслеживать и личностные приращения результатов обучения с учетом потребностей и способностей учащихся и их родителей. Таким образом, назрела потребность в изменении не только методик и технологий обучения, но и, главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя профильной школы.
Рейтинговая система контроля и оценки имеет широкие возможности при организации учебно-воспитательного процесса в условиях личностно ориентированного обучения, реализации концепции профильного обучения, которые направлены на развитие личности обучающегося. Эти возможности заключаются прежде всего в учете возраста учащихся.
По мнению психологов, возраст от 14 до 20 лет (в нашем случае — школьники старшего звена) — это период, когда формируются социальные установки, отношение к себе, людям, к обществу. Главными мотивационными линиями данного возрастного периода, связанными с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, являются самопознание, самовыражение, самоутверждение, самосознание. Люди в этом возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Указанное обстоятельство обусловливает избирательный характер отношения к изучаемым предметам. Нередко отношение ученика к предмету определяется отношением к учителю.
В подростковом и юношеском возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной
работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения, навыки становятся критерием ценности для подростка и окружающих его людей. Главная новая черта, проявляющаяся в психологии данного возраста, — более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникают отчетливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, обостренное стремление к познанию и оценке самого себя. Субъективность, несправедливость и неясность оценки тормозят, искажают дальнейшее развитие человека.
Большинство людей к рассматриваемому возрасту уже самоопределяются в будущей профессии, а значит, формирование адекватной самооценки способностей, подготовка по «нужным» дисциплинам помогают правильному выбору профессии.
В профильных классах средних школ специфика преподавания предметов ес-тественно-научного цикла такова, что не имеет блочно-модульного планирования учебного материала. Классно-урочная форма преподавания является ведущей. Каждый урок чаще выстраивается согласно традиционной технологии(опрос, изучение нового материала, закрепление). Применение же нетрадиционных уроков (педагогическая мастерская, проблемные уроки, метод проектов и др.) влечет за собой ряд проблем контроля и оценивания по пятибалльной шкале.
Уровень обученности школьника составляет одну из характеристик качества труда учителя, что на деле часто приводит к завышению оценок. В настоящее время, когда осознается, что целью процесса обучения является развитие личности ученика, когда за знаниями и умениями остается важнейшая роль — быть средством этого развития, особое значение приобретает система контроля и оценивания качества обученности. В прак-
тике работы школ сложилась определенная система учета и контроля знаний и умений учащихся. По многим учебным дисциплинам разработаны критерии оценок устного ответа, лабораторных и контрольных работ, примерные нормы оценок. Несмотря на это, качество знаний учащихся оценивается не всегда объективно. Даже в государственных нормативных документах отсутствует единая точка зрения на систему измерителей уровня обученности.
В результате изучения опыта работы по рейтинговой системе контроля и оценки мы выявили, что гибкость системы позволяет быстро перестроиться в связи с изменяющимися условиями (уровнем обученности учащихся, приоритетами учебного заведения или класса, учебной группы или отдельно взятого ученика и др.). Данная система — инструмент, с помощью которого можно управлять процессом обучения и планировать результат. В оцениваемые критерии можно вносить либо те, которые необходимо развить на данном этапе обучения, либо те, которые касаются сферы внеучебной деятельности, но важны для данного профиля или профессии. Каждый учащийся может строить индивидуальную траекторию обучения, комбинируя виды работ, сроки их выполнения, объем заданий. Высока воспитательная роль оценки-балла: она строго индивидуальна, при этом баллы имеют накопительную силу. Большая часть самостоятельности и ответственности переходит к учащимся, так как определять, что делать и как делать, приходится им, а не преподавателю.
Индивидуальная траектория обучения особенно необходима тем учащимся, которые часто отсутствуют на основных занятиях в силу различных причин: участвуют в спортивных соревнованиях, в предметных олимпиадах, часто болеют, посещают музыкальные и художественные школы и др. В традиционной системе контроля и оценивания выбрать индивидуальную траекторию обучения
не представляется возможным. В рейтинговой же системе учащиеся получают возможность индивидуального подхода к развитию личностных качеств и приобретению новых знаний.
Приняв решение о внедрении рейтинговой системы контроля и оценки качества подготовки по предметам естественного цикла, необходимо выполнить ряд подготовительных процедур: изучить требования государственного стандарта по предмету (курсу), учебную программу по предмету (курсу), соответствующую литературу и опыт других учите-лей-предметников по применению рейтинговой системы. Все эти мероприятия выполняются с целью определения необходимых компонентов рейтинговой системы с учетом особенностей преподаваемого предмета и условий работы учебного заведения.
Теоретически обоснованная и экспериментально проверенная модель рейтинговой системы контроля и оценки качества естественно-научной подготовки представлена на рисунке.
Рассмотрим пример решения поставленных задач в процессе преподавания предмета «Биология» в профильных классах средних школ.
Для решения первой задачи преподаватель должен четко представлять себе, что качественное обучение предмету может быть достигнуто тогда, когда систематически развиваются и стимулируются параметры (характеристики), которые могут обеспечить выпускнику возможность быстро адаптироваться к новым условиям жизни и работы, быть хорошим специалистом в своем деле.
Нами были определены критерии, проявляющиеся в видах деятельности, которые подвергаются контролю и оценке. Для каждого уровня усвоения выделены виды учебной и неучебной деятельности, в которых наиболее четко можно отследить данные критерии.
Учитывая изменения, динамизм, неопределенность всех сторон нашей жизни, процесс профилизации в средней шко-
ле, новые требования к качеству профессиональной подготовки выпускников на всех уровнях образования, мы посчитали необходимым при отборе критериев распределить их по уровням усвоения. В каждом уровне выделили знаниевую и личностную составляющие. Под зна-ниевой составляющей понимаются те знания, умения, навыки, которые заложены в образовательных стандартах. Личностная составляющая — это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, выраженные в различных формах многообразных жизненных и учебных ситуаций, т. е. качества личности, которые важны для осуществления деятельности в большой группе разнопрофильных профессий.
Баллы за проявление каждого критерия экспертами были определены следующим образом: 0 — не выражен; 1 — слабо выражен или выражен недостаточно; 2 — выражен в достаточной степени. При этом учитывалась равнозначность объективных (уровень предметных знаний и умений) и субъективных (уровень развития ключевых компетенций как свойств личности) критериев оценки качества. Для каждого уровня усвоения был принят коэффициент сложности: 1 —репродуктивный уровень; 2 — применение знаний по образцу; 3 —применение знаний в новых условиях; 4 — творческое применение знаний.
Таким образом, каждый преподаватель может оценить достижения учащихся, учитывая уровень усвоения учебного материала, а также уровни сформированное™ знаниевой и личностной составляющих образовательного процесса.
После того как основополагающие критерии рейтинговой системы определены, можно приступать к модульному структурированию учебного материала. Блоки-модули в рейтинговой системе охватывают разделы (темы) или несколько разделов (тем), которые включают в себя определенное количество уроков, их виды и типы, виды контроля и сроки (даты) его проведения.
Дидактические условия рейтинговой системы
X / / \ \ \
Разъяснение особенностей рейтинговой системы
Содержание Формы Содержание Формы
1. Диагностика и 1. Открытое оценивание 1. Оценочная 1. Открытое
мониторинг 2. Вводный контроль, деятельность оценивание,
качества обучения включающий вводные 2. Получение самооценивание,
2. Мотивация небольшие по объему информации о групповое оценивание
деятельности опросы, тесты для возможностях 2. Использование
учащихся по определения первичного учащегося с таблицы критериев
развитию у них не уровня усвоения знаний помощью оценки- оценивания с учетом
только знание вой, 3. Текущий контроль, балла знаниевой и
но и личностной состоящий из разнообразных 3. Выбор личностной
составляющей видов контролируемых и траектории составляющих качества
качества оцениваемых работ: обучения 3. Определение набора
3. Разработка домашнего задания, устного 4. Сравнение видов обязательных и
системы критериев опроса, лабораторных работ, достигнутого дополнительных работ
и оцениваемых практических работ, решения успеха с в каждом блоке-модуле
видов работ задач, творческих заданий, предыдущими 4. Стремление набрать
4. Блочно-модуль- проектов, олимпиад, достижениями больше баллов по
ное структуриро- конкурсов, конферен ций 5. Коррекция своих каждому из видов
вание учебного и др., которые могут действий для работ
материала самооценить учащиеся, достижения 5. Учет ошибок в
5. Создание включая знаниевый и наилучшего выбранной стратегии
отношений личностный компоненты результата обучения
сотрудничества 4. Тематический контроль 6. Активное
учителя и ученика 5. Итоговый контроль сотрудничес тво
с помощью 6. Использование с учителем и
применения нетрадиционных форм товарищами
нетрадиционных уроков: проектное обучение, 7. Самостоятельность
технологий игровые уроки,
обучения педагогическое ателье и
6. Коррекция другие личностно
уровня усвоения ориентированные уроки
знаний учащихся
по предмету
Дидактическая модель рейтинговой системы контроля и оценки качества естественно-научной подготовки учащихся
Дальнейшим шагом построения рейтинговой системы является составление технологических карт-прогнозов, в которых отражаются основные понятия и термины изучаемой темы, виды деятельности, темы и количество контролируемых работ, максимальное количество баллов за их выполнение. По технологической карте-прогнозу высчитывается количество баллов, которое можно набрать в процессе изучения блока-модуля.
Далее необходимо разработать содержательную часть контролируемых видов работ, определить виды уроков, выбрать оптимальные методики и технологии, которые способствуют эффективному развитию выделенных нами критериев. Так, например, составляя задания для лабораторной работы, нужно учитывать такие критерии, как точность ее выполнения, умение пользоваться лабораторным оборудованием и прибора-ми,, самостоятельность, стремление к качественной работе.
В профильной школе при изучении элективных курсов (10 — 11-е классы) и курсов по выбору (9-й класс) существенно изменяются способы освоения нового материала. Для этого, конечно, подходят и традиционные уроки. Но наиболее эффективными являются уроки, построенные по проектной технологии, и уроки — педагогические мастерские. Используя данные виды уроков, можно развивать все предложенные нами критерии, причем на всех уровнях усвоения учебного материала.
В концепции профильного обучения отмечено, что важную роль при итого-
вой аттестации выпускников 9-го класса должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору. Безусловно, традиционная система оценивания не позволяет учесть все достижения учащихся, а в рейтинговой системе уже заложены те виды работ, которые необходимо собрать в портфолио, они оцениваются определенным количеством баллов, также имеющим накопительную силу.
Еще более усилить эффект повышения качества подготовки по предмету с использованием рейтинга позволяет применение «Экрана успеха». Он представляет собой стенд, где размещаются результаты рейтинга по пройденным блокам-модулям, баллы, рейтинговые списки, вывешиваются технологические карты-прогнозы.
Используя разные модели рейтинговой системы, мы расширяем возможности более эффективного применения контролирующей, оценивающей и управляющей деятельности педагогов в условиях профильного обучения, причем не только для предметов естественного цикла, но и для других предметов и курсов. При наличии различных форм изучения курсов — дистанционной, очно-заочной, экстерната, — при организации сетевой модели профильного обучения, ряд проблем контроля и оценки результатов обучения также позволяет устранить рейтинговая система.
Поступила 19.06.06.