Научная статья на тему 'Абитуриент- студент: проблемы адаптации'

Абитуриент- студент: проблемы адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1023
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Абитуриент- студент: проблемы адаптации»

54

Высшее образование в России • № 4, 2007

высшей школы в общеевропейское образовательное пространство [3].

Литература

1. Критский М.М. Теория человеческого капитала: необходимость реконструк-

ции методологической базы // Вестник Инжэкона. - Вып. 2(7). - 2005.

2. Социальные цели развития регионов (фор-

мирование и механизм реализации). -СПб., 2004.

3. Брязгин В.Ф. Фундамент для интеллекта.

- http://www.eed.ru/opinions/o_105.html

А. СОЛОВЬЕВ, доцент Е. МАКАРЕНКО, доцент Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ)

Проблема перехода «школа - вуз», его рационального облегчения сегодня рассматривается с разных точек зрения. В расчет берутся методические, правовые, социальные ориентиры, например превращение высшего образования в форму массовой социализации молодежи [1]. Но ее решение нельзя свести к какому-нибудь одному окончательному нормативному, институциональному нововведению. Хотя бы потому, что с известным постоянством тревожит неизбежное несовпадение образовательных уровней этих учреждений. Оно может колебаться, однако, по мнению ректора МГУВ.А. Садовничего, разрыв между высшей и общеобразовательной школой достиг катастрофической глубины, что поднимает значение подготовительной работы перед поступлением в вуз [2]. Можно, конечно, сетовать на завышенные требования к школьникам-абитуриентам. Но вряд ли высшая школа должна закрывать глаза на качество исходного материала.

Непрерывно растущие требования, предъявляемые к вузовской продукции -студентам, выпускникам, характерны для высококонкурентной, динамичной среды. От этого не уйти, и уровень подготовки абитуриентов, их возможности адаптации к новому режиму обучения тоже должны подстраиваться, «доводиться». Как помочь в этом деле? Законодательно оформленное понятие «дополнительное образование» (ДО) включает в себя сложившийся во многих странах, в том числе в России, такой

Абитуриент -студент: проблемы адаптации

социальный институт в системе образования, как «довузовское образование», в которое можно включить те структуры ДО, которые способствуют преодолению барьера, разделяющего среднее и высшее образование. В нашей стране к подобным структурам относятся подготовительные курсы, подготовительные отделения, факультеты довузовской подготовки вузов и созданные на их основе договорные отношения «школа - вуз», а также всевозможные заочные, вечерние, воскресные физико-математические школы, школы юного биолога, географа и т.д. Большинство из них возникли еще в СССР и прошли проверку временем, многие являются хорошей основой для реализации профильного образования, развития системы профориентации и отбора контингента студентов. Вместе с тем предстоит отработать механизмы, позволяющие учащимся сочетать обучение в различных учебных заведениях - не только общеобразовательных, но и в заочных, очно-заочных школах, учреждениях ДО или так называемых «сетевых узлах», расширить выбор молодежью индивидуальных образовательных траекторий [3].

В 2005-2006 гг. в Московском автомобильно-дорожном институте (ГТУ), в котором имеется факультет довузовской подготовки, проводилось социологическое исследование, нацеленное на изучение проблемы адаптации студентов-первокурсников к обучению в техническом университете. Опрошено 315 студентов 1-го и 2-го

Социология образования

55

курсов, обучающихся на разных факультетах по12 специальностям. Ответы на вопрос: «Чем обусловлен выбор специальности, на которой вы учитесь?» - показывают, что доминирующей потребностью при выборе специальности для 61% респондентов является перспектива и возможность будущего трудоустройства. На втором месте (49%) - интерес к выбранной специальности. С нашей точки зрения, это является залогом успешного обучения, поэтому мотивация на этапе довузовской подготовки должна быть направлена на развитие этого интереса, как и вообще потребности в учении. При этом основными факторами организации подготовки выступают содержание учебных программ, организация учебного процесса, оценка учебных достижений учащегося, стиль и характер педагогического взаимодействия между преподавателем и учеником, общая атмосфера в учебном коллективе.

Не секрет, что обучение в средней школе и вузе имеют существенные различия. Лек-ционно-практическая форма отличается от урочной; в вузе нет повседневного контроля за усвоениемматериала; в средней школе учитель дает полный объем материала, а в вузе многое осваивается студентом самостоятельно. Подавляющее число студентов (68% респондентов) отметили, что именно довузовская подготовка помогла адаптироваться к новым для них формам получения и освоения знаний. Причем из них 19% считают, что она однозначно помогла, 22% - в большой степени помогла и 26% - частично. В то же время 8% опрошенных ответили отрицательно и 18% затруднились с ответом. Эти цифры побуждают к углублению анализа проблем, связанных с поступлением в вуз и выбором будущих специальностей, и прежде всего - к учету их комплексности.

Для уяснения роли довузовской подготовки, ее различных форм в течение ряда лет проводился мониторинг результатов экзаменационных сессий первокурсников. В плане сотрудничества между вузом и школой МАДИ имеет около 50 договоров со школами и лицеями Москвы и Московской области, объединенными в Московский центр автомобильно-дорожного образования (МЦАДО). Сравнивались данные о сда-

че зимних и весенних экзаменационных сессий выпускниками школ и лицеев МЦАДО и остальным массивом первокурсников. Успеваемость на первом курсе у выпускников МЦАДО стабильно оказывалась выше, что свидетельствует не только о лучшей адаптации, но и об их более высокой начальной подготовке по профильным дисциплинам.

На основе экспертного опроса опытных педагогов из школ МЦАДО обнаружилось, что на этапах школьной подготовки, предшествующих поступлению в 10-й класс, многие семьи не сумели создать у себя атмосферу, мотивирующую детей к учебе. Вуз, нуждающийся в хорошем студенческом пополнении, может сыграть в данном случае роль компенсатора. Она не должна сводиться к рассказу о специальностях, экскурсиях, встречам с представителями вузов. Гораздо важнее привить интерес к учебе, сделать приобретение знаний насущной потребностью, воспитать чувство ответственности, уважение к нравственным ценностям, то есть сформировать у учащихся социокультурную компетентность. Заметим, системе российского образования традиционно свойственно единство обучения и воспитания, и в МАДИ еще до принятия основополагающих документов на федеральном уровне была разработана своя концепция учебно-воспитательной работы, в которой довузовская подготовка рассматривается с соответствующей точки зрения.

Обучение в вузе - это не только освоение новых знаний по избранной специальности, но и интересная, насыщенная студенческая жизнь вне аудиторий, новые знакомства. Именно с такой жизнью связаны ожидания у 39% опрошенных, а 33% хотят познакомиться с новыми интересными людьми, тем самым расширить свой кругозор и социальный опыт. Учащиеся школ, входящих в МЦАДО, как будущие абитуриенты включены не только в подготовку к поступлению в вуз, но и участвуют во многих культурно-массовых событиях университета. Например, существующая уже пять лет лига «КВН-МАДИ-Альянс» дает возможность соревноваться в остроумии и учащимся профильных школ, и студентам университета, способствует приобщению к

56

Высшее образование в России • № 4, 2007

студенческим традициям. Привлекаются школьники и к участию в военно-патриотических мероприятиях.

Многие школы и лицеи, включенные в МЦАДО, на деле осуществляют многопрофильную подготовку, сочетают, к примеру, гуманитарную и техническую ориентацию. Именно договоры о содружестве, заключенные с вузами соответствующего профиля, помогли школам (по их собственному признанию) организовать профильное обучение и привлечь в старшие профильные классы достаточное количество учащихся.

В одном из положений Программы модернизации российского образования указывается на необходимость индивидуальной работы с учащимися. Эффективной инновационной формой такой работы является исследовательская деятельность учащихся (ИДУ), которая может проходить под руководством школьного учителя или вузовского преподавателя. В МАДИ (ГТУ) накоплен определенный опыт такой работы. В этом году уже в тринадцатый раз будет проводиться Ежегодная научно-практическая конференция школьников МЦА-ДО, на которой подводятся итоги исследовательской и проектной деятельности учащихся за год. Расширяется опыт привлечения школьников для выполнения научной работы на кафедрах под руководством преподавателей. В текущем учебном году в эту деятельность вовлечены 42 школьника на 17 кафедрах. Нам представляется, что их посильная научная работа, индивидуальные занятия с ними способствуют формированию устойчивого интереса к обучению, профессии. Заслуживает внимания опыт организации ИДУв Московскоммногопро-фильном техническом лицее № 1501, являющемся одним из двух базовых в МЦА-ДО. В последнее время практически 100% учащихся старших классов этого лицея охвачены работой над проектами, руководят которыми преподаватели трех вузов -МГТУ «Станкин», МАДИ(ГТУ), МГТУим. Н.Э. Баумана.

В 2004-2005 гг. силами учителей этого

лицея был проведен опрос 117 учащихся 11-х классов, участвовавших в выполнении проектных работ. В оценках респондентами своих исследовательских занятий, помимо общих утверждений типа «расширил диапазон знаний», фигурируют и более специальные. 96% считают, что освоили технологию составления тезисов докладов и презентаций; (далее в процентах) 95 - научились работать с литературой, выбирая материал по заданной теме; 94 - приобрели умение анализировать научный материал; 82 - освоили технологию составления научных отчетов; 78 - получили первый опыт ведения научной дискуссии. Не менее важным представляется опыт, связанный с жизненными позициями, самоопределением: 85% полагают, что в процессе работы учились формировать собственное суждение; 59 - сформировали собственную самооценку; 57 - приобрели умение ориентироваться в жизни; 50 - смогли выбрать будущую профессию. Роль ИДУ как элемента довузовской подготовки трудно переоценить.

Идея интеграции фундаментальной науки, высшего и среднего образования восходит еще к Петру I. Если исключается одно звено из этой триады, то начинает буксовать все образование в целом. Переход учащихся из общеобразовательной школы в высшую является важным жизненным этапом. Их успешная адаптация на этой стадии в дальнейшем определяет будущее молодых специалистов и, соответственно, влияет на развитие общества.

Литература

1. Миронов В.В. Классическое образование:

фундаментальность и динамизм // Высшее образование в России. - 2005. - № 1.

2. Садовничий В.А. О национальной доктри-

не образования Российской Федерации // Материалы Всероссийского совещания работников образования. Москва, Кремль. 14-15 января 2000 г. - М., 2000. - С. 32.

3. Лукашенко М. «Коокуренция» на рынке

образовательных услуг // Высшее образование в России. - 2006. - № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.