Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация абитуриентов, поступающих в институты Росгвардии'

Профессиональная ориентация абитуриентов, поступающих в институты Росгвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELECTION / EDUCATION / TRAINING / PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич

В статье рассматриваются проблемы выбора профессии среди поступающих в институты Росгвардии абитуриентов и пути совершенствования процесса профессиональной ориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS ENTERING INSTITUTIONS OF NATIONAL GUARD TROOPS

The article deals with the problem of choosing a profession among applicants to the institutions of National Guard troops and ways to improve the process of professional orientation.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация абитуриентов, поступающих в институты Росгвардии»

8. Словарь авиационных терминов для иностранных военнослужащих. / под ред. Карпушовой О.А. Фил. ВУНЦ ВВС «Воен.-возд. акад. им. проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Сызрань), - Сызрань, 2018. - 207 с.

Педагогика

УДК:378

кандидат педагогических наук Карсанов Эдуард Хаджимуссаевич

Санкт-Петербургский военный институт войск

национальной гвардии Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ, ПОСТУПАЮЩИХ В ИНСТИТУТЫ

РОСГВАРДИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы выбора профессии среди поступающих в институты Росгвардии абитуриентов и пути совершенствования процесса профессиональной ориентации.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональный отбор, воспитание, обучение, профессия.

Annotation. The article deals with the problem of choosing a profession among applicants to the institutions of National Guard troops and ways to improve the process of professional orientation.

Keywords: professional orientation, professional selection, education, training, profession.

Введение. Анализ поступающих в военные образовательные организации высшего образования Росгвардии абитуриентов, показывает то, что основная часть поступающих молодых граждан не ориентирована профессионально на дальнейшую службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Ошибочное первоначальное представление о порядке прохождения военной службы приводит к дальнейшим трудностям в обучении среди курсантов военных образовательных организаций высшего образования. Учеба для таких курсантов становится на второе, а иногда и на третье место в жизни, препятствует дальнейшему профессиональному становлению, как военнослужащего, возникает кризис мотивации. Кризис мотивации влияет не только на учебную деятельность, но и на другие важнейшие направления жизнедеятельности обучающихся, среди которых можно выделить: должностные обязанности, несение службы в суточных нарядах и караулах, хозяйственно-бытовая деятельность и другие. Практическое наблюдение показывает, что это приводит, в основном, к отчислению курсантов из военных образовательных организаций высшего образования и основная причина - это нежелание учиться.

Изложение основного материала статьи. Основные причины сложившейся ситуации кроются в незрелой мотивации среди молодых абитуриентов, слабой осведомленности в выбранной профессии офицера войск национальной гвардии Российской Федерации, недостаточной уверенности в собственных силах, страхах перед требованиями, которые предъявляются к военному специалисту и ошибочному представлению об их условиях.

Следует отметить, что не только социальные и психологические проблемы это основная часть, которая влияет на обучающихся курсантов в военных образовательных организаций высшего образования Росгвардии. Так же, можно обозначить и ряд других, не менее важных проблем, которые оказывают влияние на обучение и профессиональное становление будущих офицеров, как специалистов военного ремесла, таких как:

- широкое распространение социальных сетей и большое количество созданных в них виртуальных групп, оказывающих негативное воздействие на юные, еще не сформировавшие свое собственное мнение, личности;

- определенный уровень пьянства, наркомании и преступности среди населения (особенно это касается крупных населенных пунктов, обладающих большим потенциалом в области развития коммуникаций различных уровней);

- негативное воздействие «фэйковых» средств массовой информации, распространяющих ложную информацию о текущих событиях и происшествиях;

- низкий уровень мотивации со стороны родителей и опекунов поступающих абитуриентов и уже обучающихся курсантов военных образовательных организаций высшего образования.

Выше перечисленные проблемы, бесспорно, оказывают влияние на учебный и воспитательный процесс, на процесс профессионального становления обучающихся курсантов, на процесс определения их профессиональной пригодности и будут актуальными еще долгое время. Но, не смотря на имеющиеся сложности, военные образовательные организации высшего образования Росгвардии продолжают активную работу по совершенствованию образовательного процесса. И немало важное направление занимает профессиональная ориентация поступающих абитуриентов. Программы профессионального отбора поступающих постоянно совершенствуются, что позволяет в большей степени отбирать на обучение наиболее профессионально ориентированных учеников, добиваясь, таким образом, максимально эффективного становления военнослужащих как специалистов в выбранной профессии.

Профессиональный отбор позволяет качественно комплектовать курсантами факультеты военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии России. Это качество находится в прямой зависимости от количества лиц, желающих поступить в военные учебные заведения. Так, чем больше молодых граждан изъявило желание поступать, тем выше вероятность наиболее качественного профессионального отбора на учебу. Среди основных задач профориентационной работы можно считать:

- ознакомление поступающих абитуриентов с особенностями военной службы в рядах войск национальной гвардии России;

- ознакомление с требованиями, которые предъявляются к военнослужащим Росгвардии;

- ознакомление с особенностями служебно-профессиональной деятельности;

- ознакомление поступающих абитуриентов с их индивидуально-психологическим портретом, с целью оказания помощи в самоопределении юного гражданина, помощи выбора дальнейшей профессии.

Профессиональная ориентация для абитуриентов имеет большое значение. Она представлена как

сознательный процесс, включающий получение достаточно избыточной информации о профессиональной деятельности военнослужащих Росгвардии и обработку этой информации, сравнением ее со своими силами, уровнем знаний, способностями и желаниями.

Военно-профессиональная ориентация на практике имеет ряд важных функций, среди которых:

- адаптация к психолого-педагогическим и социальным мероприятиям, проводимым среди военнослужащих Росгвардии;

- формирование социально-психологических мотивов выбора профессии;

- укоренение психологической готовности к осознанному выбору профессии военнослужащего;

- стремление к освоению военного дела и самообразовательной деятельности.

Как правило, за первоначальную основу при выборе профессии оказывают субъективные и объективные факторы, а именно:

- субъективные факторы могут быть связаны с влиянием макросреды на абитуриента (примером может послужить наличие среди родственников действующих военнослужащих);

- объективные факторы уходят своими корнями в политические и экономические взгляды абитуриента, его нравственные предпочтения, склоняющиеся в сторону получения престижной профессии с целью дальнейшего прохождения военной службы в рядах Росгвардии.

В связи с эти, профессиональная ориентация, поступающих в военные образовательные организаций высшего образования абитуриентов, должна опираться на субъективные и объективные факторы и носить комплексный характер, а так же предусматривать современный подход по реализации психолого-педагогических и социально-экономических мероприятий.

Психолого-педагогические мероприятия включают в себя оценку соответствия требований, которые предъявляются к специалисту, к психологическим особенностям поступающих абитуриентов. К тому же, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование, у отобранных на поступление кандидатов, желания и интереса к дальнейшему прохождению военной службы в рядах Росгвардии.

Социально-экономические мероприятия включают в себя проведение анализа в потребности тех или иных профессий для нужд Росгвардии, проведение опросов о престиже прохождения военной службы, изучение наиболее перспективных профессий, с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса.

Указанные мероприятия требуют системного решения вопросов, которые касаются профессиональной ориентации. Их можно разделить на такие направления, как: информационные, диагностические и психолого-педагогические.

Информационное направление предусматривает выполнение мероприятий по разъяснению гражданам положений законодательства Российской Федерации, в части касающейся порядка прохождения военной службы, мер социальных гарантий, перспектив дальнейшего прохождения службы в рядах войск национальной гвардии, качественных показателей получаемой профессии при обучении и возможности работы, по завершении службы, в ведущих отраслях экономики.

Диагностическое направление позволяет проводить работу по изучению психофизиологических и индивидуальных качеств и особенностей каждого поступающего, на этапе выбора дальнейшей профессиональной деятельности в рядах Росгвардии. Оказание помощи абитуриентам на этапе выбора профессии и помощи в самоопределении своего дальнейшего жизненного пути.

Психолого-педагогическое направление позволяет дать поступающим абитуриентам информацию, касающуюся истории возникновения и становления войск национальной гвардии, ее развития и структуры. Поступающим гражданам разъясняются правила приема на учебу, особенности обучения, перспективы служебного и профессионального роста. Данное направление является особенно значимым в последние годы, учитывая количество негативной информации, которая распространяется посредством мировой интернет сети.

Таким образом, вышеизложенное позволяет утверждать, что профессиональная ориентация - это сложная и многоуровневая система, в которой задействовано большое количество личного состава, работающего от первых дней приема молодых граждан на обучение до выпуска профессионально ориентированных специалистов, и делится на следующие основные элементы:

- профессиональное просвещение;

- профессиональная диагностика;

- профессиональная консультация;

- профессиональное воспитание.

Следует отметить, что работа, проводимая по привлечению молодых граждан к службе в Росгвардии, не должна сводиться к простой агитации и пропаганде, а должна иметь содержательный характер, нести глубокое информационное и психологическое содержание. Низко содержательная агитационная работа приводит к большому конкурсу среди поступающих абитуриентов, но при этом мотивационный фактор, который используется при выборе профессии, может быть низок, что приводит к позднему осознанию ошибочного выбора профессии и как следствие отчислению курсанта.

Целесообразно использовать в интересах профориентации современные средства мультимедийных систем, создавая видео ролики, разъясняющие молодым гражданам основы прохождения военной службы. Использовать патриотические программы и проводить разъяснительную работу среди школьников пред призывного возраста. Выпускать книги и журналы, касающиеся проведения набора на учебу в военные образовательные организации высшего образования Росгвардии и направлять их в районные военные комиссариаты, школы и кадетские корпуса.

Среди положительных примеров можно отметить работу, проводимую в Санкт-Петербургском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации, где наряду с вышеизложенными направлениями также проводятся дни открытых дверей. Они позволяют будущим кандидатам и их родителям ознакомиться с институтом, его структурой, профессорско-преподавательским составом, командованием военного института, жизнью и бытом обучающихся курсантов, посещением музея и просмотром документальных фильмов о службе выпускников. Дни открытых дверей позволяют выступить перед собравшимися гостями командованию института, ветеранам и отличникам учебы.

Так же, при выполнении мероприятий профессиональной ориентации поступающих абитуриентов, военным институтам Росгвардии следует проводить большую работу в общеобразовательных учреждениях среднего образования, военных комиссариатах округов, в подразделениях и воинских частях Росгвардии, с

целью осуществления агитационных и информационно-психологических мероприятий, которые позволят проводить отбор кандидатов на местах. При этом особое внимание стоит уделять разъяснению, изъявившим желание к поступлению, правил учебы и жизни курсантов, дальнейших перспектив после обучения и возможностей карьерного роста.

Опыт работы показывает, что наиболее важным является работа, проводимая со школьниками средних общеобразовательных учреждений. Проведение разъяснительной работы с ним положительно сказывается на их представлении о войсках национальной гвардии и дает возможность заблаговременно и осознанно выбрать профессию. При этом стоит отметить, что проводить такую разъяснительную работу стоит, начиная с 7 - 9 классов. Это позволит нарастить количество желающих к поступлению абитуриентов и отобрать при профессиональном отборе, наиболее определившихся в выборе профессии, учеников.

Выводы. Таким образом, рассмотренные нами вопросы профессиональной ориентации абитуриентов, поступающих в военные институты войск национальной гвардии, позволяют сделать следующие выводы:

- в интересах повышения престижа прохождения службы в рядах Росгвардии необходимо организовывать взаимодействие с общеобразовательными организациями среднего образования, военными комиссариатами, органами местного самоуправлениями, ветеранскими организациями, с родителями курсантов, с общественными организациями, связанными с молодежью, а так же вести активную агитационную и рекламную деятельность;

- в целях качественного и своевременного просвещения молодежи и их родителей, постоянно обновлять и издавать справочники и книги, касающиеся прохождения службы в Росгвардии, перспектив и престижности выбранной профессии, потребности в профессиональных кадрах, путях получения профессии;

- для качественного проведения профессиональной ориентации поступающих абитуриентов необходима работа командиров и начальник всех степеней, а так же учет социально-экономической ситуации и особенностей конкретного региона.

Литература:

1. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 236 с.

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка Владимира Даля. Том третий. - Москва, 1882. - 584 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. -М.: Academia, 2004. - 301 с.

4. Колпаков В.Ю., Суворов В.А., Шарухин А.П. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России [Текст] / В.Ю. Колпаков [и др.], [ред. В.Ю. Новожилов] / Монография. - М.: Редакция журнала «На боевом посту», 2012. - 648 с.

5. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 7 ноября 2017 г. № 467 "Об утверждении Особенностей организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии Российской Федерации" [Электронный ресурс]. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71723106/ (Дата обращения: 18.09.2018).

Педагогика

УДК 371

студент Катаева Виктория Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

РЕЧИ

Аннотация. В данной статье рассматривается теоретический аспект особенностей развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с позиций различных учёных. В статье дано определение диалогической речи, выделены группы диалогических умений, представлены особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Ключевые слова: диалогическая речь, диалогические умения, общее недоразвитие речи, связная речь, речевые расстройства.

Annotation. This article discusses the theoretical aspect of the features of the development of Dialogic speech in children of preschool age with ONR from the standpoint of various scientists. In article definition of Dialogic speech, groups of dialogical skills, the peculiarities of the development of dialogical speech of the senior preschool children with the NRO.

Keywords: Dialogic speech, Dialogic skills, General underdevelopment of speech, coherent speech, speech disorders.

Введение. Развитие диалогической речи является одним из условий полноценного, правильного речевого общения, развития связной речи, и соответственно, результативной адаптации выпускников дошкольныхх учреждений к образовательным школам. В дошкольном периоде дети овладевают, в основном, диалогической речью, она имеет свои особенности, которые проявляются в применении языковых средств, допустимых в разговорной речи.

Изложение основного материала статьи. Диалогическая речь - это особый вид деятельности речевой, функции которой осуществляются в ходе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования реагирующих и стимулирующих реплик. Диалог - это процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации.

Развитие диалогической речи у ребёнка - это сложный многоуровневый процесс, который формируется в процессе коммуникативной деятельности и общения на основе социальных и биологических предпосылок. При нормальном развитии у детей совершенствуется диалогическая речь к пяти годам. Дети более деятельно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.