Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

263
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ И ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДОО / ВИДЫ ТРУДА / ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ / СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева Наталья Георгиевна

Введение. В статье дан краткий обзор учебника «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников (с практикумом)», включающего научно-обоснованную информацию о трудовом воспитании детей для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование». Современным детям нужны современные формы организации трудовой деятельности, педагогически грамотные и ответственные воспитатели и родители. Решение проблемы достигается путем выстраивания целостной системы социального партнерства: общество, образовательные организации и семья. Отмечена необходимость совместными усилиями сформировать опыт трудовой деятельности. Выявлена сущность и своеобразие трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Охарактеризованы основные закономерности развития ребенка в ее организации. Представлена методика организации этой деятельности, а также оценка результатов освоения ее детьми. Методы анализа существующих проблем в условиях современной социокультурной ситуации; синтеза игры и труда (Е.И. Тихеева); традиционные: участие в деятельности, поручение, стимулирование и др.; инновационные: метод проектов (Н.Е. Веракса), проблемные ситуации, трудовые практики (зона полезных дел). Результаты исследования: Изучена проблема в обществе, предложены пути ее решения, обновлена воспитательная работа. По новому осмыслена значимость трудового воспитания в формировании нравственной направленности личности ребенка-дошкольника; обобщены и систематизированы имеющиеся теоретико-методологические основы организации трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста; обоснована современная система педагогической деятельности взрослых по трудовому воспитанию дошкольников. Обсуждение и заключение . Разнообразие форм организации детских видов труда в детском саду и семье - новый подход к приобщению дошкольников к труду. Необходимо построить систему педагогической работы с применением современных подходов и форм организации разных видов труда детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Практическая значимость. Учебник предназначен не только студентам и преподавателям, но и более широкому кругу читательской аудитории: студентам вузов, родителям, всем тем, кто неравнодушен к воспитанию подрастающего поколения. Практическую ценность представляет практико-ориентированный материал. Имеются примерные конспекты занятий, совместной деятельности, проектов, досугов, сопровождающие текстами, играми, диалогом; художественные произведения для чтения и обсуждения с детьми по трудовому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пантелеева Наталья Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LABOR ACTIVITY OF PRESCHOOLERS

Introduction. The article provides a brief overview of the textbook "Theoretical and methodological foundations of the organization of labor activity of preschoolers (with a workshop)", which includes scientifically based information about the labor education of children for students studying in the specialty "Preschool education". Modern children need modern forms of work organization, pedagogically competent and responsible educators and parents. The necessity of joint efforts to form work experience was noted. It is shown that at the present stage of society's development, labor education of the younger generation is a problem consisting in neglect of labor, labor activity, which leads to moral degradation of personality development, and solving the problem is a matter of national importance. The essence and originality of the labor activity of children of early and preschool age are revealed. The main patterns of the child's development in its organization are characterized. The methodology of organizing this activity is presented, as well as an assessment of the results of mastering it by children. The idea of the research is to convey to society the meaning of labor education in the life of a small person. It is necessary to involve children in work from an early age. Modern approaches and forms of organization of different types of child labor of a child in the process of his life are applied. Methods of analysis of existing problems in the conditions of modern socio-cultural situation; method of synthesis of play and work (E.I.Tikheeva); traditional: participation in activities, assignment, stimulation, etc.; innovative: project method (N.E. Verax), problem situations, labor practices (zone of useful deeds). Results of the study. The problem in society has been studied and solutions have been proposed: introduction to work, education of diligence of children of early and pre-school age are associated with the development of their social and personal qualities in the process of various types of child labor, educational work has been updated. The importance of labor education in the formation of the moral orientation of the personality of a preschool child is conceptualized in a new way; the existing theoretical and methodological foundations of the organization of labor activity of children of early and preschool age are generalized and systematized; the modern system of pedagogical activity of adults on labor education of preschoolers is substantiated. Discussion and conclusion. The variety of forms of organization of children's types of work in preschool and family is a new approach to introducing preschoolers to work. The solution to the problem is achieved by building an integral system of social partnership: society, educational organizations and the family. Practical significance. Building a system of pedagogical work using modern approaches and forms of organization of various types of work of preschool children in kindergarten and family. Practical value is represented by practice-oriented material. There are approximate summaries of classes, joint activities, projects, leisure activities, accompanied by texts, games, dialogue; works of art for reading and discussion with children on labor education.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности Theory, methodology and organization of socio-cultural activities

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-94-111 УДК 373.21:572.025 (075.32)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наталья Георгиевна Пантелеева

Государственный университет просвещения г. Мытищи, Россия ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4816-1471 E-mail: natasha53.11@mail.ru

Аннотация. Введение. В статье дан краткий обзор учебника «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников (с практикумом)», включающего научно-обоснованную информацию о трудовом воспитании детей для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольное образование». Современным детям нужны современные формы организации трудовой деятельности, педагогически грамотные и ответственные воспитатели и родители. Решение проблемы достигается путем выстраивания целостной системы социального партнерства: общество, образовательные организации и семья. Отмечена необходимость совместными усилиями сформировать опыт трудовой деятельности. Выявлена сущность и своеобразие трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Охарактеризованы основные закономерности развития ребенка в ее организации. Представлена методика организации этой деятельности, а также оценка результатов освоения ее детьми.

Методы анализа существующих проблем в условиях современной социокультурной ситуации; синтеза игры и труда (Е.И. Тихеева); традиционные: участие в деятельности, поручение, стимулирование и др.; инновационные: метод проектов (Н.Е. Веракса), проблемные ситуации, трудовые практики (зона полезных дел).

Результаты исследования: Изучена проблема в обществе, предложены пути ее решения, обновлена воспитательная работа. По новому осмыслена значимость трудового воспитания в формировании нравственной направленности личности ребенка-дошкольника; обобщены и систематизированы имеющиеся

теоретико-методологические основы организации трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста; обоснована современная система педагогической деятельности взрослых по трудовому воспитанию дошкольников. Обсуждение и заключение. Разнообразие форм организации детских видов труда в детском саду и семье - новый подход к приобщению дошкольников к труду. Необходимо построить систему педагогической работы с применением современных подходов и форм организации разных видов труда детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

Практическая значимость. Учебник предназначен не только студентам и преподавателям, но и более широкому кругу читательской аудитории: студентам вузов, родителям, всем тем, кто неравнодушен к воспитанию подрастающего поколения. Практическую ценность представляет практико -ориентированный материал. Имеются примерные конспекты занятий, совместной деятельности, проектов, досугов, сопровождающие текстами, играми, диалогом; художественные произведения для чтения и обсуждения с детьми по трудовому воспитанию.

Ключевые слова: ранний и дошкольный возраст, организация и руководство трудовой деятельностью в ДОО, виды труда, планирование и оценка результатов, современные формы воспитания.

Для цитирования: Пантелеева Н.Г. Профессиональная навигация трудовой деятельности современных дошкольников // Педагогика: история, перспективы. 2023. Том. 6. № 1-2. с. 94-111 DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-94-111

Благодарность: руководителю проекта издательтсва «Кнорус» г. Москва О.Ю. Чирковой, редактору С.Б.Слеповой, корректору В.В.Попову, верстальщику С.Ю. Родионовой за помощь в подготовке учебника и сопровождении в процессе написания; за материальную поддержку (учебник издан на средства издательства).

Original article

ORGANIZATION OF LABOR ACTIVITY OF PRESCHOOLERS

Natalia Georgievna Panteleeva Mytishchi, Russia ORCIDID https://orcid.org/0000-0003- 4816-1471 E-mail: natasha53.11@mail.ru

Annotation. Introduction. The article provides a brief overview of the textbook "Theoretical and methodological foundations of the organization of labor activity of preschoolers (with a workshop)", which includes scientifically based information about the labor education of children for students studying in the specialty "Preschool education". Modern children need modern forms of work organization, pedagogically competent and responsible educators and parents. The necessity of joint efforts to form work experience was noted. It is shown that at the present stage of society's development, labor education of the younger generation is a problem consisting in neglect of labor, labor activity, which leads to moral degradation of personality development, and solving the problem is a matter of national importance. The essence and originality of the labor activity of children of early and preschool age are revealed. The main patterns of the child's development in its organization are characterized. The methodology of organizing this activity is presented, as well as an assessment of the results of mastering it by children. The idea of the research is to convey to society the meaning of labor education in the life of a small person. It is necessary to involve children in work from an early age. Modern approaches and forms of organization of different types of child labor of a child in the process of his life are applied.

Methods of analysis of existing problems in the conditions of modern socio-cultural situation; method of synthesis of play and work (E.I.Tikheeva); traditional: participation in activities, assignment, stimulation, etc.; innovative: project method (N.E. Verax), problem situations, labor practices (zone of useful deeds). Results of the study. The problem in society has been studied and solutions have been proposed: introduction to work, education of diligence of children of early and preschool age are associated with the development of their social and personal qualities in the process of various types of child labor, educational work has been updated. The importance of labor education in the formation of the moral orientation of the personality of a preschool child is conceptualized in a new way; the existing theoretical and methodological foundations of the organization of labor activity of children of early and preschool age are generalized and systematized; the modern system of pedagogical activity of adults on labor education of preschoolers is substantiated.

Discussion and conclusion. The variety of forms of organization of children's types of work in preschool and family is a new approach to introducing preschoolers to work. The solution to the problem is achieved by building an integral system of social partnership: society, educational organizations and the family. Practical significance. Building a system of pedagogical work using modern approaches and forms of organization of various types of work of preschool children in kindergarten and family. Practical value is represented by practice-oriented material. There are approximate summaries of classes, joint activities, projects, leisure activities, accompanied by texts, games, dialogue; works of art for reading and discussion with children on labor education.

Keywords: early and preschool age, organization and management of work activities in preschool, types of work, planning and evaluation of results, modern forms of education.

For citation: Panteleeva N.G. Organization of labor activity of preschoolers // Pedagogy: History, Prospects. 2023. Vol. 6. № 1-2 p. 94-111. DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-94-111

Acknowledgement: Olga Chirkova, the project manager of the publishing house "Knorus", Moscow, editor S.B.Slepova, proofreader V.V.Popov, layout designer S. Y. Rodionova for help in preparing the textbook and accompanying in the writing process; for material support - the textbook was published at the expense of the publishing house.

«Будущее отныне принадлежит двум типам людей:

человеку мысли и человеку труда.

В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить - значит трудиться».

В. Гюго

Введение.

Изменения, произошедшие в политических и социально- экономических сферах современного общества, несомненно, сказались на организации трудового воспитания, воспитании трудолюбия у подрастающего поколения в обществе, образовательных организациях и семье. Много сегодня говорится о том, насколько дети не приучены к труду, как они плохо воспитаны; но дети есть дети, они готовы к познанию, открыты для воспитания, в том числе и трудового. Только вот современным детям нужны современные формы организации трудовой деятельности, педагогически грамотные и ответственные воспитатели и родители, чтобы сформировать опыт трудовой деятельности.

По глубокому убеждению великого педагога В.А. Сухомлинского, дошкольный возраст - важный период человеческой жизни, настоящей, самобытной, неповторимой. И оттого, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего - от этого зависит, каким станет сегодняшний малыш [1]. Дошкольное образование является первой ступенью системы образования, поэтому приобщение к труду маленьких граждан необходимо начинать с раннего детства, которое начинается с самообслуживания, совместной трудовой деятельности со взрослыми и затем становится самостоятельным делом, формируя положительное отношение к труду, желание и уме- 97 -

ние трудиться, нравственно ценные качества личности, в том числе и уважение к труду взрослых.

На современном этапе развития общества трудовое воспитание подрастающего поколения - это проблема, заключающаяся в пренебрежении к труду, трудовой деятельности, что ведет к нравственным деградациям развития личности, а решение проблемы является делом государственной важности.

Мы полагаем, что идея исследования и содержание учебника с практикумом соответствует требованиям сегодняшнего дня. Учебник предназначен не только студентам и преподавателям, но и более широкому кругу читательской аудитории: студентам вузов, родителям, всем тем, кто не равнодушен к воспитанию подрастающего поколения [6].

Идея исследования - трудовая деятельность дошкольников является одним из видов детской деятельности, направленная на формирование положительного отношения к труду, желания трудиться, уважения к труду взрослых, воспитание личностных качеств. Концепция исследованяи заключается в том, чтобы труд стал полноценным средством воспитания, следует наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезные дела, удовлетворяя потребность в трудовой деятельности на благо других. Отличие данного издания от предыдущих состоит в позиции автора - применение современных подходов и форм организации разных видов детского труда в ДОО и семье.

Научная новизна - осмыслена проблема трудового воспитания в обществе, образовательных организациях и семье и предложены пути решения: разработана научно обоснованная система педагогической деятельности по организации трудового воспитания в ДОО и семье в процессе разных видов детского труда; обновлена воспитательная работа, включающая формирование доброжелательных отношений при распределении и планировании общей работы в процессе труда: умение уступить, предложить помощь, доводить начатое до конца, относиться ответсвенно к порученному делу и др.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования вносят определенный вклад в развитие отечественной системы дошкольного образования:

- по новому осмыслена значимость трудового воспитания в формировании нравственной направленности личности ребенка-дошкольника;

- обобщены и систематизированы имеющиеся теоретико-методологические основы организации трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста;

- обоснована современная система педагогической деятельности взрослых (воспитателей и родителей) по трудовому воспитанию дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в построении системы педагогической работы с применением современных подходов и форм организации разных видов труда детей дошкольного возраста в ДОО и семье, а именно: проблемно-обучающие ситуации, проектная деятельность, трудовые практики, творческие мастерские, зона полезных дел, социальные акции и др.

Обзор литературы

Трудовое воспитание - целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, понимание социальной и общественной значимости труда, воспитание психологических качеств, необходимых для трудовой деятельности [2]. Труд - основа человеческой жизни и культуры, без него невозможна сама жизнь. Трудовая деятельность является важным средством развития личности ребенка-дошкольника, становления его самостоятельности, осознания ценности труда в жизни современного человека и определения своих возможностей в интересном, посильном виде труда, который сближает его со взрослыми и сверстниками в процессе трудовых дел.

Воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества является одним из основных и важных видов детской деятельности в детском саду и семье, формирование начал трудолюбия - положительного отношения к труду. Трудолюбие проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в ее процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Детский труд своеобразен: он прост по содержанию, доступен по характеру выполняемых действий, связан с игрой. И хотя трудовая деятельность у дошкольников находится лишь на начальной стадии развития, она должна быть осмысленной, радостной и творческой. Ребенок должен понимать социальную значимость своего труда, завершая каждое трудовое задание полезным результатом, который имеет значение для близких его людей -родителей, сверстников, воспитателей и самого ребенка. Труд детей, прежде всего, имеет воспитательное значение: труд ребенка 3-4 лет - это самообслуживание, в котором он удовлетворяет естественную потребность в активности и в котором вместе с переживаниями первых радостей труда развивается потребность в самостоятельности, способность к активности и трудовому усилию. Выполняя трудовые задания по дежурству, уборке игрушек, уходу за растениями, дошкольник 5-6 лет, приобретает привычку трудиться систематически; у него формируется способность к преодолению трудностей, ответственность, умение трудиться вместе с другими.

Проблема приобщения к трудовой деятельности дошкольников не нова, но на сегодняшний день приобретает особое звучание - противоречивые высказывания ученых, педагогических сообществ, родителей о возможности приобщения к труду, трудовой деятельности, воспитания трудолюбия у подрастающего поколения. Смысл труда в жизни человеческого общества нельзя недо-

оценивать, труд является основой жизни человека, большое значение имеет формирование у детей желания и умения трудиться, воспитание нравственно-ценных качеств личности, уважения к труду взрослых. В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Труд одновременно выступает главным содержанием жизнедеятельности человека и обязанностью каждого члена общества, без труда невозможна сама жизнь. Ф. Энгельс писал: «Труд создал самого человека» [3].

Много-много лет назад посильная помощь взрослым была естественной и общепринятой (народная педагогика). С 5-6 лет дети последовательно вовлекались в трудовую жизнь семьи, у каждого появлялись первые обязанности и настоящие орудия труда, т.е. трудились с детства, не перекладывая свои обязанности на других, заботились друг о друге. Осознание важности и необходимости труда в жизни маленького ребенка связано с тем, что он имел определенный результат, т.е. учили делать то, что в жизни пригодиться на примере взрослых.

В работах классиков педагогической литературы труд рассматривается как одно из ведущих общечеловеческих ценностей воспитания и развития личности, это отмечали прогрессивные педагоги всех времен, они считали труд естественным условием существования личности, основой нравственности и средством проявления ее активности, самостоятельности и первой жизненной потребностью здорового человека (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Идея природосообразности Ж.Ж. Руссо в развитии ребенка - единство человека и природы рассматривается, как процесс воспитания, он писал: «Приучать дитя трудиться с ранних лет - видеть в труде источник всех человеческих благ».

Идеи великого народного педагога К.Д. Ушинского, которому в этом году исполняется 200-летие со дня рождения, придавал огромное значение воспитанию в труде, он говорил: «Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека» [4].

В теоретических трудах и педагогическом опыте А.С. Макаренко подчеркивается высокая значимость дошкольного возраста в трудовом становлении, особое внимание педагог уделял приучению к труду самых маленьких, важно, чтобы дети имели постоянные поручения и отвечали за их выполнение.

В своей педагогической деятельности великий педагог В.А. Сухомлинский утверждал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [2].

В отечественной дошкольной педагогике проблема трудового воспитания волновала педагогов с момента возникновения первых детских садов в России. Опыт известного отечественного деятеля в области дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой, который стал лабораторией методики трудового воспитания, сущность уникального метода Е.И. Тихеевой - метод синтеза игры и труда.

Исследования конца XIX в. и начала XX в. (Я.З. Неверович,

B.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.С. Буре и др.) заложили основы отечественной теории трудового воспитания, они доказали, что в дошкольный период можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целенаправленно, представлять результат своих действий). Ученые понимали трудовую деятельность дошкольников, как повседневное обучение их трудовым жизненно необходимым умениям и навыкам. Изучение вопросов трудового воспитания дошкольников в XXI в. занимались

C.А. Козлова, М.В. Крулехт, Т.М. Бондаренко, В.И. Логинова, Л.В. Куцакова, признавшие ценность труда в воспитательном аспекте, формировании положительных взаимоотношений между детьми в процессе разных видов труда и приобретение социального опыта взаимодействия (умение работать в команде, оказывать помощь друг другу, корректно давать советы и оценивать труд сверстников).

В психологической литературе нет однозначного мнения по поводу выделения трудовой деятельности дошкольников в самостоятельный раздел в силу специфики детского труда, т.е. его связи с игрой. Исследования А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской и др. убеждают, что к 5-и годам ребенок отличает труд от игры и психологически готов к систематическому участию в простейших видах трудовой деятельности.

Отечественный психолог Б.Г. Ананьев подтверждает, что именно простое самообслуживание обеспечивает развитие самостоятельности, как основного качества личности, удовлетворяя потребность ребенка в самоутверждении.

В своем исследовании мы опирались на взгляды педагогов и психологов на проблему трудового воспитания дошкольников, которые едины во мнении, что оно имеет большое воспитательное значение, само по себе желание трудиться не приходит, а должно быть организовано так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Анализ исследований ученых свидетельствуют о необходимости правильной организации трудовой деятельности и руководства со стороны взрослого, как в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО), так и в семье.

Ставилась задача - сохранить традиции предыдущих учебников и расширить круг вопросов и подходов с учетом современных требований к дошкольному образованию, современных условий жизни. Учебник с практику-

мом дополнен известными подходами и новыми формами организации трудовой деятельности дошкольников.

Материалы и методы

Нами были использованы методы анализа существующих проблем в условиях современной социокультурной ситуации; синтеза игры и труда (Е.И.Тихеева); традиционные: участие в деятельности, поручение, стимулирование и др.; инновационные: метод проектов (Н.Е. Веракса), проблемные ситуации, трудовые практики (зона полезных дел).

Учебник с практикумом содержит организацию педагогической работы, направленной на приобщение дошкольников к ценностям общества (труд - это ценность). На основе анализа существующих проблем по трудовому воспитанию в условиях современной социокультурной ситуации и переосмысления взглядов на труд подтолкнули к написанию учебника. В содержании исследования лежат современные подходы: культурно-исторический (Л.С. Выготский); деятельностный (А.Н. Леонтьев); личностный (А.Г. Асмолов); культурологический (В.И. Слободчиков).

В процессе организации трудовой деятельности применяли как

- традиционные методы: пример, формирование опыта поведения в деятельности, поручение, стимулирование и др., так и

- инновационные: метод проектов, проблемные ситуации, трудовые практики (зона полезных дел) и др.

Раскроем проблемы.

Проблемы трудового воспитания в обществе заключаются в недооценке роли труда в жизни человека, поэтому у молодого поколения не сформирована нравственная ориентация на будущую профессию, возникли социальные проблемы: нежелание молодежи трудиться, пренебрежение рабочими профессиями, легкое приспособление к жизни, не способность отвечать за свои поступки перед обществом и возможность общества воздействовать на данное поведение приводит к не готовности подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Изменилась и сама мотивация труда (общественные мотивы уступили личностным), общественно-полезный труд сегодня существует, как волонтерская деятельность (помощь нуждающимся, животным и т.д.).

Трудовое воспитание подрастающего поколения начинается в семье: недопонимание родителями значимости трудового воспитания с ранних лет приводит к отрицательным проявлениям ребенка к труду. Ребенок должен ежедневно посильно трудиться, иметь постоянные обязанности, и родители не должны занижать его возможности - не делать за них то, что ребенок может выполнить самостоятельно, например: труд по самообслуживанию. Но родители стараются оградить своего ребенка от трудовых усилий и домашних забот. Близким взрослым хочется все делать самим - быстрее, лучше, аккуратнее; а

детям дают отдельные малозначимые задания - принеси, подай, подержи, которые эпизодичны и не вызывают интереса к трудовым действиям. В семье имеются благоприятные условия для воспитания трудолюбия: домашний труд совершается на глазах ребенка, вовлечение ребенка в домашние дела доставляет ему огромную радость в заботе о других, сближает детей и родителей, воспитывая важные личностные качества - отзывчивость, бережливость, ответ-ственность.Ставя ребенка в позицию помощника, без которого родителям не обойтись, можно легко приобщать к домашнему труду, который связан с заботой о других. Поэтому дети не проявляют интереса к труду, а родители не принимают во внимание воспитательный эффект труда, отсюда формируется лень, безделье и праздность, а самое главное - дети не приучаются ценить труд другого человека.

В детском саду также трудовому воспитанию не уделяют должного внимания, оно осуществляется от случая к случаю, а такой важный и привлекательный вид труда, как работа с деревом вообще отсутствует.Но работа с деревом - настоящее дело, учит детей мастерить, используя настоящие инструменты, ребенок получает реальный результат, продукт: игрушки - самоделки, в основе которого лежит художественный труд, предоставляющий большие возможности для созидательной деятельности ребенка и обучению алгоритму трудового процесса - планированию, последовательности выполнения трудовых действий, представлению конечного результата и др. Важным трудом для дошкольников является труд в природе, но требования СанПин внесли существенные изменения в содержание этого вида труда (размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях не допускается), что снижает возможности включения детей в разнообразный труд в природе, воспитания бережного и ответственного отношения ко всему живому.

Итак, трудовое воспитание дошкольников начинается в семье, а продолжается в образовательных организациях. Сегодня воспитательные возможности трудовой деятельности подрастающего поколения должны реализовываться в новых формах и с применением разнообразных методов, которые не должны быть вчерашними. Полагаем, что решение трудовых проблем в дошкольных образовательных организациях - это применение новых подходов и форм организации трудовой деятельности, чтобы сформировать привычку трудиться, преодолевать трудности, положительно относиться к результату труда других.

В основном документе ФГОС ДО отмечено, что смысл труда дошкольника состоит в его воспитательном влиянии на ребенка: психологическая готовность трудиться, положительное отношение ребенка к трудовой деятельности, проявление инициативности, добросовестности, увлеченности делом и удовлетворенности самим процессом труда; стремление и умения практически участвовать в жизни общества - важные задачи трудового воспитания в дошкольном детстве, учитывая особенности труда дошкольников [5]. Профессиональная компетентность воспитателя, который должен работать в разных обра-

зовательных пространствах, позволяет находить новые пути действенной работы с детьми по воспитанию трудолюбия. Это разные форматы, например «Трудимся вместе» дает ребенку опыт трудового усилия, проживания ценности труда как возможности деятельной помощи и заботы. Воспитатели могут предложить содержательные темы и организационные формы трудовых событий, недельных и ежедневных трудовых практик для детей и воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) в ДОО и дома. Для воспитателя важно спроектировать не только трудовые ключевые дела года, но и ввести труд в ежедневную жизнь воспитанников, сопровождать труд детей в семье с помощью предложений родителям, совместных с ними трудовых дел. Организации трудовых практик, совместных дел, формирования опыта сотрудничества в домашней работе и радость совместного труда в детском саду изменит отношение к труду, как социальной ценности общества.

Инновационные методы должны занять особое место в воспитании у дошкольников устойчивой потребности в практической деятельности, созидая и взаимодействия с ближайшим окружением. Например: природоохранный труд (труд в природе) можно организовать в форме экологической акции. В переводе на русский язык «акция» означает действие, т.е. полезные дела в окружающем мире. Для этого необходимо сформировать у детей мотивацию - осознанное отношение к делу, чтобы оно нашло отклик в их сердцах, это совместная деятельность со взрослыми и социально значимое общее мероприятие детского сада, основанное на событиях календаря, и реализуется через детские виды деятельности с участием взрослых (воспитателей и родителей). Дети на конкретных примерах учатся правилам поведения в природе, заботливому отношению к ее объектам, при этом у детей формируется активная жизненная позиция к окружающему природному миру. Вместе с тем оптимизируются детско-родительские отношения, родители и дети объединяются общей идеей и получают мотивацию для активного участия в защите природы. Например, традиционную заботу о зимующих птицах можно превратить в экологическую акцию и сделать значимым событием для всех участников образовательного процесса.

Труд детей в детском саду организуется как деятельность, которая жизненно необходима, он постепенно отделяется от игры и приобретает самостоятельное значение уже на ранней ступени дошкольного возраста. Но должна быть система педагогической работы в приобщении к труду, чтобы воспитать желание и умение добросовестно трудиться на общую пользу, которая реализуется объединением семьи, образовательных организаций, социума - только так можно решить данную проблему и воспитать нравственно здоровое поколение с гражданской жизненной позицией.

Дошкольное образование - базис системы образования, ее первый уровень, закладывающий основы преемственности и непрерывности системы образования. Мир постоянно усложняется, изменяются и дети, поэтому им нужны

новые подходы к их воспитанию и воспитатель нового типа, ориентированный на развитие нынешних детей, связанное с современным образом жизни. Осмысление и новое понимание ценности труда подсказали написание учебника с практикумом «Организация трудовой деятельности дошкольников» для будущих воспитателей, обучающихся в среднем профессиональном образовании. Это востребованная книга, излагающая основы научных знаний по трудовому воспитанию с определением авторских позиций.

Цель учебника: дать знания студентам по теории и методике обучения, воспитания и развития детей - дошкольников в области трудового воспитания, систематизировать их познания об основных закономерностях развития ребенка раннего и дошкольного возраста в организации трудовой деятельности, выработать у будущих специалистов сознательное и ответственное отношение к воспитанию подрастающего поколения.

Цель практических занятий: усилить педагогическую подготовку студентов, помочь овладеть практико-профессиональными компетенциями: аналитическими и проектировочными действиями, свидетельствующие о развитии интереса к будущей профессии и специальной готовности к реализации целостного образовательного процесса в ДОО.

Учебник содержит три главы, которые взаимосвязаны, последовательны в изложении теоретического материала с учетом сложности вопроса:

1. Сущность и своеобразие трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

2. Методика организации трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

3. Оценка результатов освоения детьми раннего и дошкольного возраста трудовой деятельности.

Каждая глава состоит из нескольких параграфов, которые подробно раскрывают особенности организации трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Содержание тем включает вопросы, задания для самоконтроля и организации самостоятельной работы студентов, ориентирующие их на постепенный переход от учебной деятельности к поисковым и исследовательским видам профессиональной деятельности; прилагается список литературы.

В результате изучения дисциплины студенты приобретают общие и профессиональные компетенции в форме: иметь практический опыт, знать, уметь, владеть.

В первой главе «Сущность и своеобразие трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» говорится о значении трудового воспитания на основе обзора литературы, обозначен круг проблем данной сферы, раскрываются понятия трудовой деятельности относительно детей раннего и до-

школьного возраста, ставятся задачи трудового воспитания на каждом возрастном этапе. Представлен анализтрудового воспитания в комплексных образовательных программах дошкольного образования, отмечено, что содержание в них совпадает: формирование навыков самообслуживания, развитие интереса к труду, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, ознакомление с трудом взрослых, различными профессиями и результатами их труда. Однако, программы предусматривают трудовое воспитание не на уровне самостоятельной задачи, а в разных разделах и ограниченном объеме; ни одна из программ не нацеливает на более полное применение возможностей трудовой деятельности в воспитании дошкольников средствами труда. Далее автор характеризует современные направления организации трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в детском саду: формирование позитивных установок к различным вида труда и творчества; воспитание трудолюбия на основе ознакомления с трудом взрослых (широкое знакомство с профессиями) и постепенное включение детей в трудовую деятельность, ценностного отношения к собственному труду, труду других и его результатам, т.е. воспитание личности в аспекте труда и творчества, опираясь на закономерности развития трудовой деятельности и возрастные особенности детей.

Во второй главе «Методика организации трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» раскрываются виды детского труда, которые многообразны: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд; формы организации труда, методы руководства и планирование трудовой деятельностью детей. Содержание труда реализуется в разных формах: поручения, дежурства, коллективный труд, их организация в разные возрастные периоды имеет разные способы объединения детей в труде, описывается особенность методики и ситуации взаимодействия детей и взрослых, детей со сверстниками в процессе выполнения трудовых дел. Это дает возможность повседневно и систематически приобщать всех дошкольников к посильному труду, формируя привычку трудиться. Обосновывается необходимость руководство трудовой деятельностью детей, основывающееся на уважении ребенка как личности, учете его индивидуальности, интересов, уровня развития. Это новые требования образования в современных условиях, когда подготовкой детей к жизни является взаимодействие с детьми в разных видах детской деятельности, новые формы отношений в образовательной практике, в том числе и в трудовой. Для того, чтобы ребенок полюбил труд, необходимо сделать его результативным, т.е. ребенок должен видеть результат своих трудовых достижений в процессе приложения и преодоления усилий. Предложены рекомендации для мотивации созидательной активности детей в различных видах труда. Для создания положительной трудовой направленности применяются как традиционные методы: наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы и др.; во время наблюдений и экскурсий обязательное включение детей в труд взрослых, например: наблюдение за трудом няни и помощь ей при выполнении

дежурства. Среди инновационных методов уделили внимание методу проектов или обучение в сотрудничестве, это эффективная форма организации коллективного труда детей старшего дошкольного возраста, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, мотивирует детей на решение возникающих проблем (например: беспорядок в игрушках - что делать?; у куклы испачкалось платье? - как поступить?), предоставляет возможность практически применять полученные знания, умения и навыки в деле; завершается в реальном материале - продукте проекта. В процессе проекта у детей формируются доброжелательные взаимоотношения, они проявляют заботу, дружбу, подсказывают друг другу, как надо поступить в разных ситуациях; и наконец, позитивно относятся к разным видам труда. Например, проект «Скажем мусору - нет!», «Мир профессий взрослых», «Второе сырье» с применением презентаций и разных воспитательных мероприятий привлекает детей разнообразной деятельностью трудового содержания.

Значимой формой организации деятельности детей являются трудовые практики (зона полезных дел), в которых дети применяют приобретенный опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах взрослых: «Сажаем рассаду», «Украшаем группу к празднику», «Открытки к профессиональным праздникам» и др. Для такой разноплановой деятельности можно организовать творческие мастерские - дети действуют самостоятельно или в сотворчестве с другими, объединяясь в малые группы по интересам. Уделяется внимание ознакомлению детей с трудовыми традициями края, города (чествование героев труда, участие в профессиональных праздниках взрослых).

В третьей главе «Оценка результатов освоения детьми раннего и дошкольного возраста трудовой деятельности» содержится информация для анализа воспитателем трудовой деятельности дошкольников в разных видах детского труда. Для ребенка исключительно важно узнать мнение взрослого о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился. Оценка результатов трудовой деятельности необходима не только для фиксации индивидуального развития ребенка, но и оптимизации работы со всей группой. Предложены методики при помощи специальных вопросов, как для взрослых, так и для детей; например: организация контроля за развитием самостоятельности детей в процессе труда оценивается по таким параметрам: замечают ли дети самостоятельно непорядок в окружающей обстановке; умеют ли дети распределять обязанности в процессе трудовой деятельности, старательно ли добиваются общего результата (старший возраст); каков уровень трудовых умений и навыков в разных видах труда. Отдельно проводится оценка успешности трудовых действий в соответствии с возрастными возможностями детей, их социально значимыми качествами, начиная с 2-х лет и до подготовительной к школе группе на основе задач программы «От рождения до школы». За основу взяты критерии: сформированность нравственно-волевых качеств в процессе

трудовой деятельности; трудолюбия в процессе дежурств; коллективных форм хозяйственно-бытового труда, трудовая деятельность по уходу за растениями и в процессе ручного труда в старшем дошкольном возрасте. Сформированность трудовых действий важный показатель развития детей, задача воспитателя -помогать ребенку в активном приобретении собственного социально- трудового опыта, в получении определенных жизненно важных трудовых умений и навыков.

Практическую ценность представляет практикум и приложения - это практико-ориентированный материал, который способствует выстраиванию работы с детьми по воспитанию трудолюбия, чтобы направить будущих воспитателей на организацию современной педагогической деятельности по трудовому воспитанию дошкольников, выработать у воспитателей и родителей тактику и стратегию действий в условиях современной социокультурной ситуации. Имеются примерные конспекты занятий, совместной деятельности, проектов, досугов, сопровождающие текстами, играми, диалогом; в приложении рекомендованы художественные произведения для чтения и обсуждения с детьми по трудовому воспитанию.

Результаты исследования

Авторитет системы дошкольного образования складывается усилиями многих людей, поскольку широкие возможности для созидательной деятельности дошкольников создаются в семье. Поэтому решая проблемы трудового воспитания, необходимо начинать с семьи и продолжать в образовательных учреждениях. Немаловажное значение имеет квалифицированный специалист, преданный детям и дошкольному делу. Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело государственной важности, т. к. уважение к труду и людям труда, трудолюбие нужно воспитывать с детства. Таким образом, решение проблемы достигается объединением усилий общества, образовательных организаций и семьи, т.е. социальным партнерством, чтобы приучить ребенка к осознанной привычки трудиться с раннего детства, испытывая радость от результата трудовых усилий не только для себя, но и других. Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие - важное качество личности.

Обсуждение и заключение

Выше говорилось об изменении отношения к трудовому воспитанию самих взрослых, о включении труда в ежедневную жизнь воспитанников с применением новых подходов и форм организации трудовой деятельности дошкольника, который характеризуется большими резервами воспитания. Воспитание трудолюбия связано с преодолением трудностей в процессе трудовых операций, которое закладывается в раннем возрасте: от овладения отдельными трудовыми действиями к освоению полноценными трудовыми процессами и

видами труда. Каждый вид труда оказывает специфическое воздействие на личность ребенка. Так труд по самообслуживанию - первый вид труда характерен для детей раннего возраста, его значение в жизненной необходимости, удовлетворении повседневных потребностей в обслуживании самого себя и поддержании личных вещей в соответствующем состоянии, принятыми культурно - гигиеническими нормами. В силу ежедневной повторяемости прочно усваивается детьми и начинает осознаваться детьми, как обязанность, результат нагляден: оделся - можно идти на прогулку; убрал игрушки - можно заниматься другими делами. Хозяйственно-бытовой труд - вид детского труда, который направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке детского сада, помощь взрослым при организации режимных процессов. Данный вид труда содержит большие возможности для воспитания заботы о других, т.е. имеет общественную направленность - ориентирован на обслуживание коллектива.

Труд в природе (природоохранный труд) открывает широкие возможности для развития познания и деятельности дошкольников; особое значение имеет развитие познавательных интересов - наблюдательности, любознательности (наблюдения за ростом и развитием живых объектов), построение моделей, например: «Способы ухода за растениями», «Строение растений» и др.; наблюдения - эксперименты, элементарная исследовательская деятельность во время наблюдений и т.д. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя. Ручной художественный труд направлен на формирование ручных умений и навыков в работе с различными материалами: бумага, картон, бросовый и природный. В процессе ручного труда дети учатся работать с некоторыми инструментами и развивают полезные практические навыки. Подробно описано воспитательное значение разных видов труда.

ПРИЛОЖЕНИЕ

в !0 СРСДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 BOOK.ru ЧИТАТЬ ONLINE ^

Н.Г. Пантелеева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАКТИКУМОМ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Серпухов «Концептуал, 2018. - 320 с.

2. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Н.В. Микляева и др. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 400с.

3. К.Маркс, Ф.Энгельс. Диалектика природы. - Соч. - Т.20. - С.486.

4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. М.: ФАИР-пресс, 2004. - 576с.

5. ФГОС ДО / Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.

6. Пантелеева Н.Г. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников (с практикумом): Учебник для СПО. - М.: КНОРУС, 2023. - 236 с. ISBN 978-5-406-10711-9

REFERENCES

1. Sukhomlinsky V.A. I give my heart to children. M.: Serpukhov "Conceptual, 2018. 320 p.

2. Preschool education. Dictionary of terms /Comp. N.V.Miklyaeva et al. M.: Iris-press, 2005. 400p.

3. K.Marx, F.Engels. Dialectics of nature. Op. Vol.20. p. 486.

4. Ushinsky K.D. Man as a subject of education: The experience of pedagogical anthropology. M.: FAIR-press, 2004. 576p.

5. FGOS DO / Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 17.10.2013 No. 1155.

6. Panteleeva N.G. Theoretical and methodological foundations of the organization of labor activity of preschoolers (with a workshop): Textbook for SPO. M.: KNORUS, 2023. 236p. ISBN 978-5-406-10711-9

Информация об авторе: Пантелеева Наталья Георгиевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольное образование факультета психологии государственного университета просвещения, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24. Россия ORCIDID https://orcid.org/0000-0003-4816-1471 E-mail: natasha53.11 @mail.ru

Information about author: Panteleeva Natalia Georgievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Education of the Faculty of Psychology, State University of Education, Corresponding member of the International Academy of Sciences of Pedagogical Education Mytishchi str. Vera Voloshina, 24. Russia ORCIDID https://orcid.org/0000-0003-4816-1471 E-mail: natasha53.11 @mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 20.01.2023

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 18.02.2023

Принятакпубликации / Accepted for publication: 27.02.2023

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests

© Пантелеева Н.Г. 2023 © «Педагогика: история, перспективы» 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.