Научная статья на тему 'Профессиональная направленность старших школьников поведенческих типов а и Б'

Профессиональная направленность старших школьников поведенческих типов а и Б Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТИПЫ А И Б / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / BEHAVIOURAL TYPES / HIGH SCHOOL STUDENTS / РROFESSIONAL ORIENTATION / РROFESSIONAL INTERESTS / РROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иерусалимцева Ольга Васильевна

В статье рассмотрены основные характеристики понятий «профессионализм», «профессиональный интерес», «профессиональная направленность», описаны психологические особенности людей с поведенческими типами А и Б. Проведен сравнительный анализ профессиональной направленности школьников с поведенческими типами А и Б на основе анализа их предпочтений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Orientation of High School Students of A and B Behavioural Types

The article describes the main characteristics of the concepts of professionalism, professional interest, professional orientation, describes the psychological characteristics of people with A and B behavioural types. A comparative analysis of the professional orientation of pupils with A and B behavioural types based on their preferences.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность старших школьников поведенческих типов а и Б»

УДК 159.9

О. В. Иерусалимцева

Профессиональная направленность старших школьников поведенческих типов А и Б

В статье рассмотрены основные характеристики понятий «профессионализм», «профессиональный интерес», «профессиональная направленность», описаны психологические особенности людей с поведенческими типами А и Б. Проведен сравнительный анализ профессиональной направленности школьников с поведенческими типами А и Б на основе анализа их предпочтений.

Ключевые слова: поведенческие типы А и Б, старшеклассники, профессиональная направленность, профессиональные интересы, профессиональное самоопределение.

О. V. Ierusalimtseva

Professional Orientation of High School Students of A and B Behavioural Types

The article describes the main characteristics of the concepts of professionalism, professional interest, professional orientation, describes the psychological characteristics of people with A and B behavioural types. A comparative analysis of the professional orientation of pupils with A and B behavioural types based on their preferences.

Keywords: behavioural types, high school students, рrofessional orientation, рrofessional interests, рrofessional self-determination.

В последние десятилетия проблема профессионального самоопределения людей с различными типами поведения стоит очень остро. В связи с социально-экономической обстановкой в стране возникает необходимость в совершенствовании профессиональных качеств работника, что требует активных исследований в области профессионального самоопределения школьников с различными типами поведенческой активности.

В настоящее время существует большое количество зарубежных и отечественных исследований, посвященных изучению поведения типа А и типа Б. Человеку с поведенческим типа А свойственны следующие психологические особенности: высокий темп жизни для достижения нечетко сформулированной (часто труднодостижимой) цели; постоянное стремление к соревнованию и конкуренции; высокая готовность к действиям; нетерпеливость и постоянная спешка; ускорение многих физических и психических функций. Противоположный тип поведения (тип Б) описывается значительно менее подробно. Люди, которым присуще это поведение, расслаблены, неторопливы, отмечены взвешенность и рациональность в работе и других сферах жизнедеятельности, преданность избранному делу, отсутствие стремления к смене работы (И.Б. Гане-лина, С.Д. Положенцев, Р. Розенман, Д.А. Руднев, М. Фридман и др.) [1; 2; 5].

Специфика поведенческих типов А и Б у взрослых изучена достаточно хорошо и менее исследована в старшем школьном возрасте. В связи с этим представляет интерес изучение особенностей поведения типа А и типа Б в школьном возрасте.

Несмотря на многочисленные исследования, многие авторы в различные термины вкладывают схожий смысл: профессионализм определяют как интегративное свойство личности, включающее профессиональную компетентность, нравственность, инициативу и мастерство (И.И. Проданов). В тоже время профессионализм - устойчивое свойство личности и деятельности, а также способность к саморазвитию и самокоррекции (В.В. Буткевич). Под профессиональной готовностью понимают интегративное личностное образование, включающее профессиональную направленность, ПВК, знания и умения [3;

4].

К.К. Платонов считает, что направленность -это система осознанных целей, которые активно достигаются в процессе деятельности. Профессиональной направленностью он называет целостное и многогранное свойство личности, включающее два компонента: праксический (поведенческий) и эмоционально-когнитивный [3].

Под профессиональным интересом понимают избирательную направленность личности на профессию как социально-психологическую роль, при этом профессиональные интересы у

© Иерусалимцева О. В., 2013

старшеклассников формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны [4].

Таким образом, профессиональный интерес с учетом его положения в системе мотивов, образующих профессиональную направленность, соответственно содержательность и глубина профессионального интереса, является основным показателем уровня сформированности профессионального самоопределения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение старшеклассников становится одним из самых актуальных вопросов. В связи с этим актульно изучение профессиональной направленности старших школьников поведенческих типов А и Б.

Еще один момент, актуализирующий проблему изучения влияния поведенческих типов А и Б на профессиональное самоопределение, связан с тем, что людей с поведением типа А все чаще начинают включать в факторы риска сердечнососудистых заболеваний (ССЗ). Так, в работах Р. Розенмана, М. Фридмана сходится на мнение, что поведение типа А формируется под воздействием средовых факторов, а не наследственно

предопределено. При этом считается, что корни этого поведения кроются в раннем детстве. Уже в возрасте 6 - 11 лет дети, как и в более старшем возрасте, проявляют черты, характерные для поведения типа А [5].

Для проведения исследования по выявлению профессиональной направленности у учащихся поведения типа А и Б использовались следующие методики:

- опросник для выявления учащихся, склонных к поведению типа А и типа Б, разработанный Л.П. Урванцевым, Н.А. Митрушиной. Применение данного опросника позволило отсеять учащихся, относящихся к смешанному типу поведения [1]. Выборка состояла из 1048 учащихся (564 муж., 484 жен.). Результаты свели в таблицу 1 методом «полярных групп»;

- дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО) для выявления профессиональной направленности на основе анализа предпочтений учащихся, склонных к поведению типа А и типа Б, различных по характеру видов деятельности [3]. Полученные данные свели в таблицу 2.

Таблица 1

Отбор поведенческого типа А и типа Б

Кол-во учащихся Поведенческий тип А Поведенческий тип Б

1048 (564 муж., 484 жен.) 172 ( 56 муж., 116 жен.) 130 (60 муж.,70 жен.)

Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью (тип А) характерны следующие особенности. Преувеличенная потребность в деятельности - сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться. Неумение и нежелание выполнять каждодневную и однообразную работу. Неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания, нетерпеливость, стремление быстро все делать. Соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов; стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.

Для лиц, у которых с высокой вероятностью диагностируется выраженный поведенческий тип Б, характерны: отчетливая неторопливость, взвешенность и рациональность в работе, отсут-

ствие стремления к смене работы. Обстоятельность и обязательность, надежность и предсказуемость в поведении, подчеркнутое дружелюбие и расположенность к окружающим. Излишне долгое обдумывание планов деятельности, сочетающееся с весьма неторопливом и сверхтщательным исполнением даже незначительных фрагментов, нередко раздражающее окружающих; неумение и нежелание спорить, но в то же время твердость в отстаивании своей точки зрения. Отсутствие внешних проявлений неуверенности в своих силах и возможностях. Неумение, а подчас и нежелание быстро менять стереотипы деятельности вызывают трудности и в приспособлении к ситуациям, требующим быстрого принятия ответственного решения или смены работы.

При обработке результатов опросника ДДО подсчитывалась сумма плюсов в каждой из пяти групп по предмету труда. Максимальные суммы

198

О. В. Иерусалимцева

плюсов в тех или иных группах указывали на профессиональной деятельности. Результаты направленность к соответствующей области свели в таблицу 2.

Таблица 2

Профессиональная направленность школьников поведенческих типов А и Б

Виды профессиональной направленности Старшеклассники (кол-во человек)

Типа А Типа Б

«человек - природа» (П) 15 13

«человек - техника» (Т) 36 20

«человек - человек» (Ч) 86 15

«человек - знаковая система» (З) 30 19

«человек - художественный образ» (Х) 5 63

Согласно данным, представленным в табл. 2, видно, что большинство старшеклассников поведенческого типа А (86 человек) выбирают профессию типа «человек-человек» (Ч). В данном типе ведущим предметом труда являются люди, коллективы, группы, что свидетельствует о том, что данным школьникам нравится шефская работа, работа с младшими школьниками, выполнение общественно-организационной работы среди сверстников, занятия с малышами (дома, во дворе, в детском саду). Любимые предметы: литература, история, иностранный язык, в процессе изучения которых любят анализировать образы литературных героев, исторических личностей, поведение окружающих.

Интересно, что большинство школьников поведенческого типа Б (63 человека) выбирают тип профессии «человек - художественный образ» (Х), где ведущим предметом труда являются художественные образы, что свидетельствует о том, что данные школьники любят выполнять задания на уроках рисования, в изостудиях, охотно оформляют класс, школу, самостоятельно или на занятиях в спецшколе рисуют, лепят, занимаются музыкой, т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональные интересы старшеклассников поведенческого типа А устремляются к видам профессий «человек-человек», так как они склонны к соревновательности, соперничеству и признанию, вероятно, они хотели бы получить работу, приходя на которую, можно было бы общаться и получить удовольствие от выполняемой работы. Вероятно, выбор профессии в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Следо-

вательно, профессиональная направленность, наличие ведущих склонностей, интересов и перспективного жизненного плана имеют существенное положительное значение для формирования профессионального самоопределения.

Библиографический список

1. Митрушина, Н. А. Социально-перцептивные и личностные корреляты поведенческих типов А и Б [Текст] : дис. ... канд. псих. наук. - Ярославль, 2007. -198 с.

2. Положенцев, С. Д., Руднев, Д.А., Чиж, В.А. и др. Психологические особенности больных ишемической болезнью сердца с поведенческим фактором риска (Тип А) [Текст] // Кардиология. - 1990. - Т. 30. - № 4. - С. 73-75.

3. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст]. - М. , 1996. - С. 225.

4. Толочек, В. А. Современная психология труда [Текст]. - СПб. : Питер, 2005. - 478 с.

5. Урванцев, Л. П. Психология в соматической клинике [Текст]. - Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1998. -С. 160.

Bibliograficheskij spisok

1. Mitrushina, N. A. Sotsial'no-pertseptivnyye i lich-nostnyye korrelyaty povedencheskikh tipov A i B [Tekst] : dis. ... kand. psikh. nauk. - Yaroslavl', 2007. - 198 c.

2. Polozhentsev, S.D., Rudnev, D.A., Chizh, V.A. i dr. Psikhologicheskiye osobennosti bol'nykh ishemicheskoy bolezn'yu serdtsa s povedencheskim faktorom riska (Tip A) [Tekst] // Kardiologiya. - 1990. - T. 30. - № 4. - S. 73-75.

3. Pryazhnikov, N. S. Professional'noye i lichnostnoye samoopredeleniye [Tekst]. - M. , 1996. - S. 225.

4. Tolochek, V. A. Sovremennaya psikhologiya truda [Tekst]. - SPb. : Piter, 2005. - 478 s.

5. Urvantsev, L. P. Psikhologiya v somaticheskoy klinike [Tekst]. - Yaroslavl' : Izd-vo YarGU, 1998. -S. 160.

70 Д. М. Шигабиева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.