УДК 37.047
Н. Н. Таньков
МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ)
Аннотация. В статье представлены результаты мониторинга сформированно-сти профессионального самоопределения и профессиональной направленности сельских старшеклассников, проведенного в 2008-2009 гг. на территории Пензенского района Пензенской области. Выявлен характер связи между процессами профессионального самоопределения и формирования профессиональной направленности.
Ключевые слова: мониторинг, профессиональное самоопределение, профессиональная направленность, сформированность, старшеклассники, сельская школа.
Abstract. The article deals with the findings of a 2008-2009 monitoring, conducted in Penza district (the Russian Federation, Penza Oblast). The monitoring was aimed at studying the vocational self-determination development and vocational personality trend development of senior pupils attending schools located in rural areas. The findings indicate that there is a connection between vocational self-determination development and vocational personality trend development.
Keywords: monitoring, vocational self-determination, vocational personality trend, development, senior pupils, rural school.
Реформирование отечественной системы образования требует новых подходов к проблеме формирования профессиональной направленности старшеклассников, которые, прежде всего, связаны с созданием оптимальных условий для профессионального самоопределения.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что профессиональная направленность школьника - это одна из его характеристик, выражающаяся в интересах, склонностях, мотивах выбора профессии и устойчивых намерениях на будущее, обусловливающая целенаправленную деятельность по подготовке к выбору профессиональной сферы или пути получения дальнейшего образования [1] и характеризующаяся наличием у учащегося определенных знаний, умений и навыков.
Профессиональная направленность формируется в процессе профессионального самоопределения, которое Е. А. Климов определяет как «деятельность человека, обретающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда» [2, с. 27].
По мнению Е. Ю. Пряжниковой, которое мы разделяем, сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. При этом сразу выявляется противоречивый характер самоопределения: обретенный смысл лишает жизнь ценности. Поэтому важную роль играет сам процесс поиска смысла, в котором уже обретенные смыслы могут рассматри-
ваться как промежуточные звенья процесса. Это, однако, не значит, что смысл нельзя построить заново, а можно только «найти» [3, с. 32].
При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших смыслов» [3, с. 33].
При этом не каждый человек готов создавать для себя новые смыслы. Многие ограничиваются типичными вариантами самоопределения. Помочь человеку преодолеть определенный и ставший таким привычным стереотип и шире взглянуть на имеющиеся варианты построения своей жизни и карьеры можно посредством грамотно организованного процесса формирования профессиональной направленности в старших классах средней школы, благодаря которому учащиеся могут осознать «стереотипный» характер своего профессионального самоопределения и, следовательно, пересмотреть свои профессиональные намерения, что будет способствовать более объективному конструированию их личной профессиональной перспективы.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос о том, как правильно соотнести процесс формирования профессиональной направленности старшеклассников с процессом их профессионального самоопределения. Попытаться выявить данную связь можно посредством проведения мониторинга сфор-мированности профессиональной направленности и профессионального самоопределения в 9-11-х классах школы.
Необходимо отметить, что при проведении мониторинга сформирован-ности профессиональной направленности и профессионального самоопределения следует учитывать наличие между ними связи, которая выражается в том, что информация, получаемая в результате мониторинга сформированно-сти профессиональной направленности, учитывает ряд особенностей психической организации ученика, которые помогают или мешают процессу обучения, а также влияют на процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Это позволяет сделать вывод о взаимовлиянии (по результатам мониторинга) сформированности профессиональной направленности и профессионального самоопределения.
Для нашего исследования было важно определить цель мониторинга -выявление характера взаимосвязи сформированности профессиональной направленности и профессионального самоопределения старшеклассников.
На этом основании нами в качестве субъектов мониторинга были определены две школы Пензенского района Пензенской области: МОУСОШ с. Старая Каменка и МОУСОШ с. Богословка (163 учащихся 9-11-х классов).
Эмпирическая база исследования была сформирована так, чтобы обеспечить объективные и надежные результаты. Исследование включало следующие этапы:
- определение объектов, целей и задач диагностики;
- получение информации с помощью эмпирических, диагностических, статистических методов исследования;
- психолого-педагогическое прогнозирование благополучных условий развития сельских школьников, анализ констатирующего материала исследования.
Для диагностики психолого-педагогических проблем, связанных с профессиональным самоопределением учеников сельских школ и уровня сфор-мированности их профессиональной направленности, было проведено комплексное диагностическое исследование, позволяющее выявить:
- ценностные ориентации;
- ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;
- тип мышления;
- интересы и склонности;
- качества личности старшеклассников.
Изучение качеств личности сельских старшеклассников, проведенное по методике А. Г. Грецова [4], дало следующие результаты.
У 4 % учащихся отмечен высокий уровень замкнутости; 51,2 % школьников характеризуются общительностью; у 44 % испытуемых отмечен средний показатель по шкале «замкнутость - общительность».
3,2 % учащихся характеризуются эмоциональной неустойчивостью; 44 % - эмоциональной устойчивостью; в 52,8 % случаев отмечен средний показатель по шкале «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость».
У 30,4 % учащихся отмечена склонность к подчинению; у 7,2 % - к доминированию; в 62,4 % случаев отмечен средний показатель по шкале «склонность к подчинению - склонность к доминированию».
Сдержанность присуща 16,8 % учащихся; экспрессивность - 12 %; у 71,2 % тестируемых показатели по шкале «сдержанность - экспрессивность» средние.
У 8,8 % учащихся отмечено преобладание такого качества, как робость; у 36,8 % - смелость; в 54,4 % случаев показатели по шкале «робость - смелость» средние.
Доверчивостью характеризуются 37,6 % школьников; подозрительностью - 3,2 %; средние показатели по данной шкале - у 59,2 % учащихся.
Уверенность в себе присуща 19,2 % учащихся; тревожность - 15,2 %; средние показатели по шкале отмечены у 65,6 % тестируемых.
Таким образом, значительная часть учащихся представляет собой людей, склонных к общительности. Среди них много выдержанных, реалистически настроенных людей, способных следовать требованиям группы, характеризующихся постоянством интересов. Иногда они проявляют недостаточную гибкость, некоторую невосприимчивость к переживаниям окружающих. Кроме этого, значительная часть учащихся склонна уступать другим, брать вину на себя, тревожиться о своих возможных ошибках. Им свойственны тактичность, почтительность, иногда - застенчивость. Практически все испытуемые характеризуются средним уровнем сдержанности и экспрессивности. Однако, наряду с этим качеством, многим из них присуща смелость, доверчивость и откровенность, благожелательность по отношению к окружающим. Кроме того, среди учащихся есть не только люди, уверенные в себе, но и такие, которым свойственна тревожность. Однако их число незначительно.
Данный психологический портрет позволяет сделать заключение о том, что большинство испытуемых успешно реализовали бы себя в профессиях, подразумевающих интенсивные межличностные контакты, работу в команде. Им также подошли бы профессии, связанные с работой в условиях повышен-
ной эмоциональной напряженности, где могут возникать неожиданные повороты событий, на которые необходимо реагировать. Некоторые из данных учащихся могли бы продуктивно работать в ситуациях внешнего управления, а некоторые - в условиях повышенного риска. Практически все тестируемые могли бы работать и там, где работник должен быть всегда вежлив, невозмутим, беспристрастен, и там, где потребуется творчество.
Изучение профессиональных предпочтений сельских старшеклассников по методике Л. Ф. Шеховцовой [5] показало, что 82 % учащихся 9-11-х классов, участвующих в исследовании, уже определились с выбором профессии. Однако среди выбранных ребятами специальностей сельскохозяйственные профессии практически отсутствуют, так же как и немногие выбирают специальности, востребованные в сельском социуме.
Наибольшее количество опрошенных выбрали профессии экономиста, менеджера - 25,5 %; хотят быть программистами 10,8 %, инженерами -7,8 %, врачами - 6,9 %.
Предпочли бы профессии автослесаря, автомеханика, технолога, психолога, юриста, архитектора, повара-кондитера, милиционера, а также профессии, связанные с машиностроением, 4,9 % сельских школьников. Хотят быть дизайнерами, тренерами 3,9 % учащихся, бухгалтерами - 2 %, сварщиками - 2 %.
Профессия декоратора, сотрудника МЧС, вулканизаторщика, журналиста, работника сферы водоснабжения привлекает по 1 % опрошенных школьников.
Среди определившихся запасной вариант выбора отсутствует у 35 % школьников; имеется - у 65 % опрошенных, из них запасной вариант соотносится с основным вариантом только у 39,5 % учащихся.
Не определились с жизненными планами 18 % опрошенных.
Таким образом, при достаточно незначительном количестве неопреде-лившихся с выбором профессии существует большое число учащихся, у которых нет альтернативного варианта выбора, а среди определившихся и имеющих запасной вариант выбора лишь у 39,5 % он соотносится с основным, что свидетельствует о недостаточном уровне информированности учащихся об альтернативных вариантах выбора профессии.
Дальнейший анализ данных исследования показал, что сельские старшеклассники предпочитают иметь: высшее образование (вуз, академия) -53 %; среднее специальное образование (техникум, колледж) - 47 %.
Изучение ценностных ориентаций личности сельских старшеклассников с помощью методики М. Рокич [6] показало, что наиболее значимыми терминальными ценностями для них являются: здоровье (физическое и психическое) - 79,4 %; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) - 35,3 %; наличие хороших и верных друзей - 37,5 %; счастливая семейная жизнь - 38,2 %.
Наименее значимыми терминальными ценностями являются: красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) -58,1 %; развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) - 34,6 %; творчество (возможность творческой деятельности) - 40,4 %.
При этом наиболее значимыми инструментальными ценностями для учащихся являются: аккуратность (чистоплотность), умение содержать в по-
рядке вещи, порядок в делах - 36,8 %; воспитанность (хорошие манеры) -44 %; жизнерадостность (чувство юмора) - 30,9 %; образованность (широта знаний, высокая общая культура) - 28,7 %.
Наименее значимыми инструментальными ценностями являются: высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) - 52,9 %; непримиримость к недостаткам в себе и других - 61,8 %; широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) - 19,9 %; эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) - 22,8 %.
Интересен тот факт, что принцип ранжирования учащимися обоих списков в ряде случаев носит противоречивый характер. Если на первых местах по рангу оказывается «счастливая семейная жизнь» и «любовь», то на первые места среди инструментальных ценностей выходит образованность. Кроме того, такая ценность, как «интересная работа», оказывается в числе наиболее значимых только в 8 % случаев.
Все это свидетельствует если не о низком уровне сформированности ценностно-мотивационной сферы сельских старшеклассников, то об имеющихся в ней противоречиях. Это подтверждается и качественным анализом письменных ответов испытуемых на вопросы, заданные им после ранжирования списка ценностей.
Анализ данных, полученных по опроснику ДДО-20 Е. А. Климова [7], дал следующие результаты.
К предметной области «человек - природа» отмечен:
- низкий уровень сформированности интереса у 48,8 % учащихся;
- средний уровень - у 42,6 %;
- высокий уровень - у 8,6 %.
К предметной области «человек - техника» выявлен:
- низкий уровень сформированности интереса у 30,9 % учащихся;
- средний уровень - у 29 %;
- высокий уровень - у 40,1 %.
К предметной области «человек - человек» обнаружен:
- низкий уровень сформированности интереса у 11,1 % учащихся;
- средний уровень - у 48,8 %;
- высокий уровень - у 40,1 %.
К предметной области «человек - знаковая система» отмечен:
- низкий уровень сформированности интереса у 16,7 % учащихся;
- средний уровень - у 59,3 %;
- высокий уровень - у 24 %.
К предметной области «человек - художественный образ» отмечен:
- низкий уровень сформированности интереса у 29,6 % учащихся;
- средний уровень - у 48,1 %;
- высокий уровень - у 22,2 %.
Таким образом, учащимся 9-11-х классов наиболее интересны предметные области: «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система». Кроме того, у большинства учащихся отмечается средний уровень сформированности профессиональных интересов.
Изучение склонностей сельских старшеклассников по методике Г. В. Ре-запкиной [8] дало следующие результаты (табл. 1).
Таблица 1
Склонности сельских старшеклассников, %
Склонности Не выражена (0-3) Слабо выраженная (4-б) Выраженная (7-9) Ярко выраженная (10-12)
К работе с людьми 14,8 47,б 34,2 3,4
К исследовательской деятельности, научной работе 75,2 23,5 1,3 -
К работе на производстве 48,3 40,3 10,7 0,7
К эстетическим видам деятельности бб,4 28,2 5,4 -
К экстремальным видам деятельности 27,5 53 18,8 0,7
К плановоэкономическим видам деятельности 41,б 50,3 8,1 -
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что у большинства учащихся имеются слабо выраженные склонности к тому или иному виду деятельности. Однако число учащихся, у которых склонности были бы выражены или ярко выражены, незначительно за исключением группы, обладающей склонностями к работе с людьми (34,2 и 3,4 % соответственно). Это позволяет сделать вывод о низком уровне сформированности профессиональных склонностей учащихся.
Диагностика мышления с помощью методики Г. В. Резапкиной [8] дала следующие результаты:
- низкий уровень развития: предметно-действенного мышления - у 5,2 % учащихся; абстрактно-символического - у 52,9 %; словесно-логического -у 20,9 %; наглядно-образного - у 10,5 %; креативного - у 3,3 %;
- средний уровень развития: предметно-действенного мышления -у б1,4 % учащихся; абстрактно-символического - у 39,2 %; словесно-логического - у 58,2 %; наглядно-образного - у 48,4 %; креативного - у 50,3 %;
- высокий уровень развития: предметно-действенного мышления -у 33,3 % учащихся; абстрактно-символического - у 7,8 %; словесно-логического - у 20,9 %; наглядно-образного - у 41,2 %; креативного - у 4б,4 %.
Таким образом, у большинства учащихся преобладает предметнодейственное, наглядно-образное и креативное мышление.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:
1. При незначительном количестве неопределившихся с выбором профессии старшеклассников сельских школ существует большое число учащихся, у которых нет альтернативного варианта выбора, а среди определившихся и имеющих запасной вариант выбора лишь у 39,5 % он соотносится с основным, что свидетельствует о недостаточном уровне информированности учащихся об альтернативных вариантах выбора профессии.
2. Интересная работа как ценность не является значимой для сельских старшеклассников.
3. Учащимся 9-11-х классов наиболее интересны предметные области: «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система».
4. У большинства учащихся отмечен средний уровень сформированно-сти профессиональных интересов и низкий уровень сформированности профессиональных склонностей.
5. У большинства учащихся преобладает предметно-действенное и наглядно-образное мышление; также им присуща креативность мышления.
6. Большинство старшеклассников не связывают профессиональную карьеру, профессиональную успешность с жизнью на селе. К сожалению, среди выбранных ребятами специальностей сельскохозяйственные профессии практически отсутствуют.
7. Диагностика личностных особенностей и профессиональной направленности сельских школьников и консультирование их на основе полученных данных помогают ребятам увидеть и осознать свои личностные проблемы, связанные с профессиональным самоопределением. Необходимо обеспечить доступность квалифицированной психолого-педагогической помощи сельским старшеклассникам. Главной целью этой помощи является обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору профессии, а также альтернативных путей выбора; оказание им помощи в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
8. В сельском социуме должны быть обеспечены условия, стимулирующие личностный рост сельского ребенка, формирование его профессиональной направленности, а следовательно, склонностей, способностей, интересов, в результате чего человек мог бы взять на себя ответственность за свой профессиональный выбор.
9. В ходе исследования установлены типичные психологические проблемы, связанные с профессиональным самоопределением сельских школьников: рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии; несоответствие представлений о своих личностных качествах качествам и ценностям, обеспечивающим успех в конкретной профессиональной деятельности.
Обозначенные проблемы связаны:
- с незнанием школьниками своих способностей, возможностей, интересов и склонностей;
- с отсутствием готовности к самостоятельному осознанному выбору профессии и планированию своей жизни;
- с недостатком мотивации к профессиональной деятельности;
- с отсутствием информации об альтернативных путях выбора профессии или продолжения образования;
- с отсутствием информации о региональных потребностях в кадрах.
10. Между процессами профессионального самоопределения и формирования профессиональной направленности существует прямая связь, проявляющаяся в том, что от уровня сформированности профессиональной направленности будет зависеть дальнейшее успешное профессиональное самоопределение старшеклассника.
Подводя общие итоги проведенного исследования, можно говорить о том, что использование данных мониторинга способствует повышению результативности процесса формирования профессиональной направленности
сельских старшеклассников, а также построению их индивидуальной программы обучения, перспектив профессионального самоопределения и социальной адаптации.
Исследование выявило необходимость проведения профориентационной работы в 9-11-х классах сельской школы не только в процессе предпро-фильной подготовки (9-й класс), но и профильного обучения (10-11-й класс).
Выводы, сделанные в результате мониторинга, являются основой, необходимой для определения комплекса педагогических средств, способствующих формированию профессиональной направленности старшеклассников в процессе профильного обучения в общеобразовательной сельской школе.
Список литературы
1. Темербекова, А. А. Формирование профессиональной направленности личности школьника в условиях дифференцированного обучения : пособие для учителей / А. А. Темербекова. - Барнаул : Изд-во АГУ, 2001. - 165 с.
2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.
3. Пр яжникова, Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 496 с.
4. Грецов, А. Г. Выбираем профессию: Советы практического психолога / А. Г. Грецов. - М. : Питер, 2007. - 224 с.
5. Шеховцова, Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе : учебное пособие / Л. Ф. Шеховцова, О. В. Шеховцов. - СПб. : Северо-Запад ; Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 176 с.
6. Савченко, М. Ю. Управление процессом самоопределения учащихся 9 классов: профильная ориентация. Культура личной работы: Программно-методическое обеспечение деятельности / М. Ю. Савченко, Л. А. Обухова. - Воронеж : М. С. Савченко, 2006. - 256 с. - (К вершинам педагогического мастерства).
7. Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы / М. Ю. Савченко. - М. : ВАКО, 2008. - 240 с. -(Педагогика. Психология. Управление).
8. Резапкина, Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г. В. Резапкина. - 2-е изд. - М. : Генезис, 2007 - 140 с. - (Психология для жизни).
Таньков Николай Николаевич
преподаватель, кафедра романогерманской филологии, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Tankov Nikolay Nikolaevich Lecturer, sub-department of Romanic and Germanic philology,
Penza State University
УДК 37.047 Таньков, Н. Н.
Мониторинг сформированности профессионального самоопределения и профессиональной направленности старшеклассников (на примере сельских школ) I Н. Н. Таньков II Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 2 (14). - С. 127-134.