Научная статья на тему 'Профессиональная направленность спортивной деятельности'

Профессиональная направленность спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1811
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогунов Е. Н.

В статье рассматриваются вопросы соответствия спортивной деятельности законам профессионального труда. Обсуждены специфические условия деятельности человека, систематически занимающегося спортивными упражнениями, факторы формирования практического опыта, совершенствования методических подходов в профессиональной подготовке спортсменов, аспекты оптимизации характеристики спортивной квалификации. Ставится проблема модернизации теоретико-методологических условий подготовки спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогунов Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная направленность спортивной деятельности»

Гогунов Е.Н.

Тольяттинский государственный университет, кафедра физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы соответствия спортивной деятельности законам профессионального труда. Обсуждены специфические условия деятельности человека, систематически занимающегося спортивными упражнениями, факторы формирования практического опыта, совершенствования методических подходов в профессиональной подготовке спортсменов, аспекты оптимизации характеристики спортивной квалификации. Ставится проблема модернизации теоретико-методологических условий подготовки спортсменов.

Труд спортсмена имеет профессиональную направленность. Профессиональная сущность спортивной деятельности особенно ярко выражена в «спорте высших достижений» [1, 3, 7].

В разряд основных составляющих профессионализма спортсменов относятся: 1) значительная специфика действий; 2) необходимость осуществления действия в условиях предельных нагрузок; 3) наличие оплаты труда; 4) практическое значение индивидуального опыта, компетентности; 5) повышенные требования к уровню специальных знаний, умений и качеств личности, имеющих профессиональное значение; 6) необходимость систематически выполнять физические упражнения, заниматься самосовершенствованием; 7) особый режим жизни, особая система спортивной квалификации [4, 6, 7, 9, 11 и др.].

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей [10]. Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования [10].

Труд спортсмена без сомнений относится к разновидности профессиональной деятельности человека. Специфика спортивной работы связана с определенным процессом адаптации. Человек, систематически занимающийся спортивными упражнениями, обязан соответствовать по физическим и психологическим критериям требованиям условий жизнедеятельности.

Цель спорта - достижение наивысших результатов [11] - определяет необходимость посвящать большую часть времени тренировкам и соревнованиям. Задачи спортивной практики уже в юношеском возрасте становится главными. Условия спортивной деятельности вынуждают человека приспосабливаться к специфическому режиму жизни [5]. Хорошо известно значение дисциплинированности, волевых качеств, режима питания и т. п. Эти особеннос-

ти, являясь социальной средой развития человека, особым образом влияют на формирование личности спортсмена.

Учитывая сказанное, спорт определяется не только как вид профессионального труда, но и как вид деятельности, которая доступна не каждому человеку. Неслучайно многие авторы указывают на то, что спортивная деятельность -это дело «избранных» людей, приоритет немногих [3, 5, 7, 11 и др.].

В условиях спорта высших достижений мотивация к результату, главным образом, опирается на аспекты материальной заинтересованности. Современное состояние материального обеспечения труда спортсменов, профессионально занимающихся спортивными упражнениями, характеризуется высоким уровнем оплаты. Кроме того, высококвалифицированный атлет всегда находится в центре внимания спортивной общественности, где спортивные организации стремятся привлечь профессионала в свой клуб. Этот факт подтверждает существование и развитие особой структуры рынка труда. Сегодня в отечественном спорте, уже в юношеском возрасте, большинство спортсменов желают перевести собственную спортивную практику в разряд профессиональной занятости. Следует отметить наличие специфической работы менеджеров спортивных клубов, отвечающих за кадровую политику, реализацию процессов подбора спортивных кадров и подготовку высококвалифицированных спортсменов.

Важной характеристикой профессионального спорта следует считать значение опыта. Опыт определяет стабильность достижений, надежность выступления в соревнованиях [6, 9]. Опытность - основной показатель спортивной квалификации [7].

Естественно, что опыт в любом труде является высшей формой признания достоинств специалиста. Профессионал не мыслим без характеристики его успехов. В спорте наиболее ценным

считается практический опыт. Его приобретение, прежде всего, опирается на ряд пространственновременных параметров деятельности. Формирование такого опыта - достаточно продолжительный период, который отличается широтой познания условий профессиональной деятельности. Известно, что всегда на первое место ставится характеристика опытности профессионала в области его возможностей показать высокие спортивные результаты в разнообразных ситуациях соревнования, в том числе экстремальных [4]. Практика показывает, что повышение эффективности формирования опытности спортсмена находится в прямой зависимости от рациональности системы обучения, которая включает в себя сферу самостоятельной работы и соревновательную практику [5]. Исследования этой проблемы подготовки спортсменов подтверждают факт необходимости сохранения единства участия в соревновательной борьбе и использования самостоятельных действий (в том числе принятые решений) самого спортсмена. При этом формируемые знания и умения, развивающиеся качества личности определяют образованность спортсмена и его практическую опытность.

Долгие годы считалось, что система подготовки спортсмена высокого класса в первую очередь призвана решать задачи формирования базовых, общих и специальных знаний и умений. Практический опыт, выражающийся в умении использовать образованность в соревновательной обстановке (с помощью личностно-деятельностных качеств), приходит к специалисту уже в ходе непосредственной работы в условиях соревновательной борьбы.

Решение задачи формирования практического опыта в ходе занятий спортом требует модернизации указанного подхода. Каждый спортсмен сталкивается с проблемой объединения процессов обучения и формирования соревновательной и тренировочной опытности. Грань между обучением и совершенствованием в спортивной деятельности весьма условна. Принято считать, что обучение спортсмена проводится на начальном этапе занятий спортом, в группах «начальной подготовки» [5]. Это два-три первых года спортивной практики, когда атлет практически не участвует в соревнованиях и приобретает основные технические и тактические знания, развивает востребованные физические качества. Переход в учебно-тренировочную группу является основанием для перехода от обучения к совершенствованию спортивной квалификации.

Очевидно, что профессиональный спорт не приемлет такого отношения. Речь идет о создании особой системы профессионального образования спортсменов, структурировании учебных программ, интеграции учебной, тренировочной и соревновательной деятельности в условиях многолетней подготовки: профильное, общепрофессиональное, предметное обучение. Здесь важно предусматривать непрерывность профессионального образовательного процесса, где на каждом этапе могут быть реализованы как обучение, так и формирование практического опыта деятельности, направленной на достижение целей спорта, учитывая возрастные особенности субъектов познания и их квалификацию.

Высокое значение индивидуального опыта спортсмена уже на первых этапах многолетнего процесса подготовки и спортивной карьеры определяет требование, которое может быть сформулировано следующим образом: одновременное включение в образовательный процесс компонентов обучения, развития и совершенствования. Выделение новых форм и методов профессионального обучения, в которых учитывается технология передачи знаний, формирования умений, практического опыта и развития личностно-деятельностных качеств, дает возможность оптимизировать систему профессионального образования специалистов физической культуры и спорта. К таким методам обучения и совершенствования можно отнести: 1) кейс-стади; 2) ролевые игры; 3) проблемный метод; 4) обучение по шагам [4, 5, 8].

Для учебной деятельности в условиях использования указанных методов базой является личный опыт человека вне зависимости от объема знаний. Важным принципом включения методов следует считать учет доли познавательного компонента, т. е. привлечение специальных знаний, которые приходят не столько с жизненным опытом, сколько с овладением профессией. Технология проведения занятий определяется специально разработанными задачами (первоначально теоретическими, затем практическими), которые соотносятся с различной интерпретацией разных проблемных ситуаций. Моделирование содержания и условий деятельности затрагивает такие функции знаний и умений как: 1) анализ и обсуждение проблемы, ее включение в реальную жизненную ситуацию; 2) эмоциональная и интеллектуальная активность, проявление качеств личности; 3) акцентирование деятельностных факторов и чувств; 4) практика

решений проблемных ситуаций в разных условиях деятельности; 5) использование проблем, имеющих место в реальной практике профессиональной работы [4, 8]. Организующим фактором такого обучения является механизм перехода изучаемого материала последовательно от условий учебной деятельности, тренировочного процесса к данной ситуации соревновательной борьбы.

Разнообразие алгоритмов действий и условий деятельности в спорте сопряжено не только с повышенными требованиями к уровню знаний и умений, но и к развитию креативности, творчества. Формирование антиципирующих возможностей спортсмена - обязательное условие профессиональной подготовки [5, 6, 8]. Значение антиципации трудно переоценить. Стремительно меняющиеся внешние и внутренние условия соревнования, поведение партнеров, соперников, состояние утомления, потребность в управлении собственным поведением и состоянием требуют быстрых корректировочных действий и предвосхищения событий. Реакция спортсмена часто имеет решающее значение [6, 9, 11].

Предусмотреть все возможные ситуации спортивной деятельности нельзя. Креативные способности, творческое воображение спортсмена - это качества, которые должны доминировать в сложных, неизвестных ранее условиях труда [5].

Повышение спортивной квалификации является важнейшим положением современного спорта. Снижение результативности, даже временное, оказывает отрицательное влияние на имидж профессионала, его психическое состояние. Это значимый психологический фактор. Спортивная деятельность отличается тем, что соревнование несет в себе угрозу потери рейтинга спортсменом. Новый старт - это позиция равнозначности достижений всех участников соревнований [5, 7].

Гонка за первенство связана с постоянной работой над собой. Каждый спортсмен систематически совершенствует собственные возможности, стремится к росту своих спортивных результатов, ищет нетрадиционные способы достижения целей деятельности. Основной формой совершенствования являются тренировочные занятий. В сфере профессионального спорта тренировка - это глубоко творческий процесс, в котором решаются задачи повышения физических, технических, тактических и

психологических возможностей. Поэтому следует считать, что тренировочный процесс является основной частью профессиональной деятельности спортсмена. Это рутинная работа, связанная с подготовкой к достижению. Соревнование - это своеобразный экзамен, отражающий уровень профессиональной компетентности атлета, его квалификации. Именно поэтому тренировочную деятельность необходимо характеризовать критериями истинной продуктивности (уровень самосовершенствования), а соревновательную деятельность оценивать согласно действующим нормативам (уровень соответствия требованиям квалификации) [6].

Спортивная квалификация - это уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда или профессии, специальности [3, 7]. Спортивная квалификация является еще одним аргументом, подтверждающим профессиональную направленность деятельности спортсмена. Представление атлета как, например, футболиста первого спортивного разряда определяет его профессиональную специализацию и квалификацию. Возможность выполнения разрядного норматива исключительно на соревновании создает условия, что соревновательная практика - это единственная форма проведения аттестации специалиста.

Очевидно, это определение профессиональной квалификации спортсмена-профессионала должно быть более объективным и широким. Сегодня не достаточно признания лишь уровня соревновательного достижения в качестве критерия оценки профессионализма. Тут следует учесть существующую разносторонность деятельности, качественные показатели работы спортсмена в учебной и тренировочной сфере.

Во время соревнований специалист способен показать только достижение какого-либо спортивного результата в данной ситуации. При этом условия, в которых находится спортсмен, не учитываются. Нет возможности оценить уровень его специальной образованности. Отсутствуют факторы оценки профессионализма, присущие квалификации в других видах профессионального труда.

Вероятно, одной из основных причин признания деятельности спортсмена не полноценным профессиональным трудом, является устоявшаяся общественная позиция в отсутствие необходимости их профессиональной подготовки. Сегодня сфера профессионального образования специалистов в области физической

культуры и спорта ограничивается целями и задачами обеспечения подготовки спортсменов к выступлению на соревнованиях. При этом, сами спортсмены являются учениками, воспитанниками. Однако, такой подход не согласуется с идеей существования отрасли спорта высших достижений, где основным, действующим субъектом признается атлет, профессионально выполняющий свои функции.

Таким образом, одним из приоритетных направлений совершенствования системы профессионального образования в области физической культуры и спорта следует считать создание социальных, правовых и теоретико-методологических условий подготовки спортсменов как субъектов профессионального труда, имеющего собственное образовательное содержание.

Список использованной литературы:

1. Аристова Л.В., Шпилько С.П. Физическая культура: отрасль в новых условиях хозяйствования. - М., ФиС, 1991.

2. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса образования. - М., Просвещение, 1987.

3. Башкатов А.В. Есть такая специальность. - М., ФиС, 1985.

4. Гогунов Е.Н. Интеллектуальные задачи в спортивной практике. - Самара, СамГПУ, 2000.

5. Гогунов Е.Н. Система непрерывного психологического образования специалистов физической культуры и спорта. - Моск-ва-Тольятти, МПГУ-ТГУ, 2003.

6. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М, ФиС, 1986.

7. Климов Е.А. Профессия спортсмена. - М., ФиС, 1995.

8. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М., Бизнес-школа «Интел-синтез», 2000.

9. Савенков Г.И. психологическая подготовка спортсмена в системе физического воспитания и спорта. - М., РГАФК, 1998.

10. Советский энциклопедический словарь/ Под ред. А.М.Прохорова. - М., Советская энциклопедия, 1988.

11. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М., ФиС, 1969.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.