Научная статья на тему 'Развитие внимания у волейболистов в процессе учебно-тренировочных сборов'

Развитие внимания у волейболистов в процессе учебно-тренировочных сборов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1458
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ / ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ВНИМАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СБОРЫ / VOLLEYBALL / PSYCHO-TECHNICAL GAMES / PREPARATION FOR COMPETITIONS / PSYCHO-TECHNICAL EXERCISES / FOCUS / TECHNIQUE / TRAINING VOLLEYBALL PLAYERS TECHNIQUE / TRAINING CAMP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мезенцева Наталья Владимировна, Ситников Александр Яковлевич

Современный волейбол постоянно прогрессирует, растут спортивные результаты, усложняются технико-тактические действия, изменяются правила. Сложившиеся условия требуют от спортсменов повышения уровня спортивной подготовленности, а от тренеров совершенствования системы подготовки и внедрения новых средств и методов в тренировочный процесс. От успешности познавательных процессов, в нашем случае внимания, также во многом зависит успешность спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мезенцева Наталья Владимировна, Ситников Александр Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ATTENTION OF VOLLEYBALL PLAYERS IN TRAINING CAMPS

Contemporary volleyball is constantly progressing, sports results are growing, technical and tactical actions are becoming more complicated, the rules are changing. Current conditions require from athletes to improve the level of athletic preparedness and reguire from coaches to improve the system of preparation and implementation of new tools and techniques in the training process. The success of sports activity also largely depends on the success of cognitive processes and attention in our case.

Текст научной работы на тему «Развитие внимания у волейболистов в процессе учебно-тренировочных сборов»

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ СБОРОВ

DEVELOPMENT OF ATTENTION OF VOLLEYBALL PLAYERS IN TRAINING CAMPS

Н.В. Мезенцева, А.Я. Ситников N.V. Mesentseva, A.Ya. Sitnikov

Волейбол, психотехнические игры, подготовка к соревнованиям, психотехнические упражнения, внимание, технический прием, методика подготовки волейболистов, учебно-тренировочные сборы. Современный волейбол постоянно прогрессирует, растут спортивные результаты, усложняются техникотактические действия, изменяются правила. Сложившиеся условия требуют от спортсменов повышения уровня спортивной подготовленности, а от тренеров -совершенствования системы подготовки и внедрения новых средств и методов в тренировочный процесс. От успешности познавательных процессов, в нашем случае внимания, также во многом зависит успешность спортивной деятельности.

Volleyball, psycho-technical games, preparation for competitions, psycho-technical exercises, focus, technique, training volleyball players technique, training camp.

Contemporary volleyball is constantly progressing, sports results are growing, technical and tactical actions are becoming more complicated, the rules are changing. Current conditions require from athletes to improve the level of athletic preparedness and reguire from coaches to improve the system of preparation and implementation of new tools and techniques in the training process. The success of sports activity also largely depends on the success of cognitive processes and attention in our case.

Следует отметить, что для достижения наилучших результатов необходимо рассматривать все стороны тренировочного процесса, и психологическая подготовка в этом случае не является исключением, так как именно она отвечает за развитие очень важных для спортсмена психических качеств, таких как воображение, внимание, память, мышление, самоконтроль и саморегуляция [Спортивная психология ..., 2008, с. 197].

В волейболе для игровой соревновательной деятельности характерны постоянно меняющиеся условия - все действия отдельных игроков, звеньев игроков и команды в целом находятся под жестким контролем противника, старающегося разрушить защиту, атаку, навязать свой план игры, одержать победу. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и команды противника) и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел противника, быстро реагировать на изменения обстановки и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно и эффективно выполнять его [Фурманов, 2007, с. 186]. При

скоростной игре степень сложности и срочность решения задач, которая зависит от быстроты действий игроков, значительно повышаются. Поэтому здесь важным аспектом является качество восприятия, оно же, в свою очередь, определяется устойчивостью, концентрацией, подвижностью, переключением и распределением внимания. Таким образом, среди психических свойств волейболистов внимание занимает особое место.

Термин «психотехника» не нов: он был введен в лексикон в начале ХХ в. У. Штерном для обозначения любой практики воздействия на психику и управления ею [Большой толковый ..., 2000, с. 367].

Использование психотехники вырастает из необходимости творческих исканий в спорте. Сегодня вряд ли кто-либо будет оспаривать, что способность к непрерывному росту, к внутренним перестройкам и постоянному пересмотру нажитого и освоенного - одно из важнейших качеств мастера высокого класса [Горбунов, Гогунов, 2009, с. 134]. Воспитать думающего, самостоятельно и творчески работающего спортсмена - вот зада-

ча сегодняшнего тренера. Психотехнические игры, цель которых - пробуждение и раскрепощение способностей, как нельзя лучше подходят для работы в этом направлении.

Позитивный смысл психологической подготовки спортсмена как раз и состоит в пробуждении сил и способностей, которые могут вести его к непредсказуемой стрессовой ситуации соревнования.

В чем-то почти каждая из психотехнических игр - миниатюрная модель соревнования. Невозможно подготовиться, нельзя заранее научиться. Нет единственно правильного решения - всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз заново. Участие в этих играх дает спортсмену бесценный опыт раскрепощения и спонтанности, приобщает его к искусству «отвечать без подготовки», позволяет пережить радость творческого усилия, восторг неожиданных поворотов, счастье быть постоянно застигнутым врасплох.

Творческое содержание психотехнических игр сочетается с коллективной формой их проведения, и в руках опытного тренера или психолога эти игры могут стать действенным средством сплочения команды. Упражнения построены так, что для их успешного выполнения требуется скоординированная работа всего коллектива. Система упражнений нацелена на осознание скрытых психических феноменов и укрощение «непроизвольных» проявлений человеческой психики [Гогунов, Мартьянов, 2008, с. 218].

Не менее важно, что, внося в отношения к другим и к самому себе дух исследования, психотехнические игры стимулируют поиск скрытых в человеке резервов и освоение новых способов «проживания» соревнований и тренировок. Все это необходимо спортсмену для того, чтобы лучше ориентироваться в собственных возможностях и лучше управлять ими. Более чутко улавливать те незримые изгибы и повороты внутренних течений своего Я, от которых зависит уровень спортивной формы. Не теряться в экстремальных ситуациях и полнее впитывать бесценный опыт крупных соревнований.

Занятия в психотехнической группе наиболее осмысленны и плодотворны в тех случаях, когда участники внутренне готовы к ним. Готовность может проявляться в симптомах недовольства, ощу-

щении бессмысленности занятий спортом, стремлении вернуть утерянную некогда увлеченность. Это могут быть также ощущение запертого в себе избытка сил и потребность искать пути их высвобождения или желание во что бы то ни стало переломить тормозящую спортивный рост привычку, черту характера. С другой стороны, ведущему необходимо найти адекватный способ включения будущих участников в занятия. В одном случае это может быть объективная информация, в другом - броский рекламный трюк, в третьем - разговор о чем-то глубоко личном. Важно, чтобы каждый смог ощутить возможную связь групповой работы со своими наболевшими вопросами. Группу можно считать готовой к психотехническим занятиям в той мере, в какой соблюдены оба указанных условия [Гогунов, Мартьянов, 2008, с. 239]. В идеально подготовленной группе каждый участник воодушевлен реальным, жизненно оправданным желанием пойти в своем знакомстве спрак-тической психологией несколько дальше книжного уровня.

Непринужденная, доброжелательная атмосфера в группе - закономерный результат и вместе с тем первостепенное условие успешной работы. Непосредственно от степени психологического комфорта в группе и раскрепощённости участников зависят их активность, глубина эмоциональной включенности в происходящее и готовность поделиться своим уникальным опытом. На определенных этапах группового развития у участников могут возникать особенно праздничное ощущение и даже некоторая одержимость духом игры и изобретательства. Признаком рабочего настроя группы можно считать выдвижение участниками реальных, жизненно значимых проблем [Куликов, 1995, с. 106].

Цель работы - исследовать внимание волейболистов в процессе учебно-тренировочных сборов.

Научная новизна исследования заключается в организации занятий с использованием психотехнических игр и упражнений для определения свойств внимания волейболистов.

Разработана и апробирована методика использования психотехнических игр-упражнений для развития внимания волейболистов.

Исследована эффективность комплексного

воздействия психотехнических игр и упражнении на уровень внимания волейболистов групп спортивного совершенствования в процессе учебнотренировочных сборов.

Результаты наших исследований могут быть использованы в качестве методических рекомендаций для тренеров и преподавателей, изучающих эту проблему, в целях более интенсивного развития свойств внимания и повышения эффективности психологической подготовки спортсменов.

Исследование проходило в три этапа. На первом этапе изучали особенности проявления внимания в волейболе, выясняли, как развивают внимание в тренировочном процессе волейболистов, определялись с понятием «внимание», его видами и свойствами. Знакомились с направленностью и методикой психотехнических игр и упражнений, рассматривали психотехнические игры-упражнения как средство развития внимания, содержание и структуру учебнотренировочных сборов волейболистов.

На втором этапе изучали условия организации и проведения учебно-тренировочных сборов учащихся СДЮШОР № 2 по волейболу. В частности, необходимо было выяснить: сколько тренировок в день проводится, время, затрачиваемое на отдельную тренировку, места тренировок, с каким настроением спортсмены приходят и уходят с тренировки. Чтобы выяснить, как построен учебнотренировочный процесс и в какое время проводятся занятия, мы знакомились с документами планирования тренеров-преподавателей школы и расписанием занятий, изучали учебные программы по волейболу. Было проведено предварительное исследование для определения свойств внимания по методикам: корректурная проба, красно-черная таблица, таблицы Шульте, Мюн-сгерберга [Беляев, Савин, 2009, с. 242]. Все результаты были обработаны и представлены в соответствующих таблицах. Всего принимало участие 20 волейболисток 13-14 лет.

На третьем этапе на основе полученных данных на первом и втором этапах анализировались данные использования методики психотехнических игр-упражнений для развития внимания волейболистов.

Выводы. Выяснили, что для эффективного выступления волейболистов на соревнованиях им

необходим высокий уровень развития внимания. Особенно важны такие свойства внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение и переключение. Для развития внимания многие тренеры вводят в тренировку различные упражнения с несколькими мячами, всевозможные перемещения, быстрые переключения внимания с объекта на объект, с одного действия на другое. Изучая учебные программы по волейболу ДЮСШ и СДЮШОР, мы не нашли никаких рекомендаций по использованию каких-либо средств, направленных на развитие и формирование психических качеств.

Изучив методику психотехнических игр-упражнений Н.В. Цзена и Ю.В. Пахомова [Методики психодиагностики ..., 1990, с. 172], мы пришли к выводу, что психотехнические игры-упражнения могут быть эффективным средством развития внимания у волейболистов. Простота и доступность системы психотехнических игр позволяют адаптировать ее к разным тренировочным условиям, различным задачам психологической подготовки и стилям тренерской работы.

Адаптируя систему психотехнических игр к условиям тренировочного процесса волейболистов на учебно-тренировочных сборах, мы разработали методику использования психотехнических игр-упражнений для развития внимания волейболистов. Методика состоит из трех частей и рассчитана на 21 день. Первая часть - вводная - направлена на ознакомление и разучивание психотехнических игр и упражнений. Эта часть самая интенсивная. Она рассчитана на первые 5 дней во время отдыха учащихся в спортивнооздоровительном лагере. Условия пребывания и режим дня спортсменов в лагере позволяют нам организовать психотехнические занятия ежедневно. Первая часть включает в себя 18 занятий (9 дней) и предусматривает их проведение в первой и второй половине дня (в 10-11 часов и 19.3020.30). Вторая часть - основная - направлена на закрепление разученных игр и упражнений, совершенствование техники и тактики психотехнических игр и упражнений. Она более интенсивная, так как психотехнические занятия будут проходить после каждой тренировки. Вторая часть состоит из 20 занятий (5 дней). Последнее 20-е занятие посвящено подготовке к следующей части на-

шей методики. На ней ребята делятся своими впечатлениями, новыми открытиями, приемами психотехники.

Третья часть - заключительная - направлена на овладение психотехниками за счет преобладающей соревновательной мотивации. Самая непродолжительная часть. Эта часть методики была рассчитана на 4 занятия (2 дня), однако здесь они называются турами.

Как видно из табл. 1 все показатели у обеих групп примерно одинаковые.

В результате проведенного исследования и повторного тестирования были получены данные, из которых видно, что произошел прирост показателей свойств внимания волейболисток (объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение) (табл. 2). Это говорит о том, что данная методика нашла эффективное применение в практике. Эффективность применения методики несомненна, это видно из полученных результатов, которые показаны в приведенной ниже табл. 3 и на рис.

Таблица 1

Результаты определения показателей свойств внимания контрольной и экспериментальной групп до эксперимента

Свойства внимания Экспериментальная группа Контрольная группа Т экспер. Т (таб.)

Х±т Х± т

Объем 863±17,2 868,5±19,3 0,22 2,09

Концентрация 1,2±0,3 1,0±0,3 0,45 2,09

Устойчивость 33,4±1,5 39,1±2,8 1,84 2,09

Переключение 294,0±21,7 284,5±18,3 0,35 2,09

Распределение 264,6±23,0 245,0±19,8 0,68 2,09

Таблица 2

Результаты определения показателей свойств внимания контрольной и экспериментальной групп после эксперимента

Свойства внимания Экспериментальная группа Контрольная группа Т экспер. Т (таб.)

Х±т Х± т

Объем 940,0±8,2 875,0±15,4 3,92 2,09

Концентрация 0,4±0,2 1,0±0,2 2,71 2,09

Устойчивость 30,2±0,4 38,2±0,4 16,00 2,09

Переключение 226,4±12,8 282,5±14,5 3,04 2,09

Распределение 199,5±15,8 244,7±13,4 2,29 2,09

Таблица 3

Сравнение показателей контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента

Свойства КГ до ЭГ до КГ после ЭГ после Сдвиги

внимания абсол.вел (КГ/ЭГ)

Объем 868,5±19,3 863±17,2 875,0±15,4 940,0±8,2 6,5/77,0

Концентрация 1,0±0,3 1,2±0,3 1,0±0,2 0,4±0,2 0/0,8

Устойчивость 39,1±2,8 33,4±1,5 38,2±0,4 30,2±0,4 0,9/3,2

Переключение 284,5±18,3 294,0±21,7 282,5±14,5 226,4±12,8 2,0/67,6

Распределение 245,0±19,8 264,6±23,0 244,7±13,4 199,5±15,8 0,3/65,1

Рис. Сдвиги показателей тестов контрольной и экспериментальной групп к концу эксперимента (абсол.ед)

Как видно из рис., в экспериментальной

группе произошли более существенные сдвиги

всех показателей по сравнению с контрольной

группой.

Библиографический список

1. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: учебник для вузов физической культуры. М.: ФиС, 2009. 360 с.

2. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование. М.: ФиС, 2009. 56 с. (Библиотечка тренера).

3. Большой толковый психологический словарь / сост. А. Ребер. М.: Вече Act, 2000. 489 с.

4. Волейбол: учебник для ин-тов и академий физ. культ. / под общ. ред. проф. А.В. Беляева. М: Физкультура, образование и наука, 2000. 317 с.

5. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие. М.: Академия, 2008. 323 с.

6. Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. М.: Академия, 2009. 278 с.

7. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: учеб. пособие. М.: СпортАкадемПресс, 2008. 254 с.

9

10

8. Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб.: Питер, 1995. 178 с.

Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие для пед. ин-ов / В.Л. Марищук и др. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1990. 256 с. Наатен Ристо. Внимание и функции мозга: учеб. пособие / пер. с англ. Е.Н. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1998. 230 с.

11. Педру Ж.М. Агостинью. Физическая подготовка волейболистов в подготовительном периоде // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. Между-нар. конгр. М., 1998. Т. 1. С. 249-251.

12. Попов А.П. Спортивная психология: учеб. пособие для физ-ных ин-тов. 2-е изд. М.: Флинта, 1999. 346 с.

13. Психология спорта: хрестоматия. М.: АСТ, Харвест, 2007. 472 с.

14. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия / сост. и общ. ред. И.П. Волкова. СПб.: Питер, 2008. 418 с.

15. Фурманов А.Г. Подготовка волейболистов. Минск: МЕТ, 2007. 329 с.

16. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2006. 525 с.

17. Шнейдер И.А. Методика обучения игре в волейбол. М., 2009. 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.