Научная статья на тему 'Профессиональная мотивация учебной деятельности студентов: структура и сущность'

Профессиональная мотивация учебной деятельности студентов: структура и сущность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1215
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / MOTIVE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / MOTIVATION OF STUDYING / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / STRUCTURAL COMPONENTS / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / FUNCTIONAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приставка Татьяна Александровна

Статья посвящена актуальной в теоретическом и практическом отношениях проблеме: формирование профессиональной мотивации учебной деятельности студентов. В статье рассматривается профессиональная мотивация учебной деятельности студентов как часть системы и как средство профессиональной подготовки будущих специалистов, ее структурные и функциональные компоненты, дается определение понятию "профессиональная мотивация учебной деятельности студентов".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motivation of professional studying of students: structure and meaning

This article is about important problem of modern education. It is making of professional motivation of students. In this article we look on this thing like a part of professional education of students and make a definition of professional motivation of studying, too.

Текст научной работы на тему «Профессиональная мотивация учебной деятельности студентов: структура и сущность»

Т.А. ПРИСТАВКА кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и управления Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'

Профессиональная мотивация учебной деятельности студентов: структура и сущность

Мотивация, как процесс побуждения человека к совершению действий и поступков, стала объектом психологических исследований, начиная с первой половины XX века.

Теория деятельности, разрабатываемая в московской психологической школе подчеркивающая активную природу психики, стала методологической основой для анализа психических явлений во всей отечественной психологии. Ученые, занимающиеся разработкой вопросов мотивации, исходят из положения, что личность активно проявляется в деятельности, во взаимодействии с окружающим миром. Не отрицая роли успеха или неуспеха в деятельности, они понимают процесс формирования мотивов личности не как механическую реакцию на подкрепление, а как осознанную деятельность, где обязательным моментом является самоконтроль, анализ собственной деятельности и мотивов, побуждающих к этой деятельности. Особая роль здесь принадлежит стимулирующему педагогическому воздействию, помогающее направить развитие личности обучающегося в нужное русло, сформировать, развить и, при необходимости, скорректировать мотивационные составляющие, а также целостную иерархию мотивов поведения и учебной деятельности студентов. Связь деятельности и мотива выражается уже на уровне употребления обоих терминов в их сочетании: "мотив деятельности", "мотивация деятельности" и указывает на то, что немотивированная деятельность - деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно или объективно скрытым мотивом.

В.Д. Шадриков замечает, что в качестве высшего мотива деятельности выступает "...осознание того факта, что деятельность добродетельна или может стать таковой при определенных

л

условиях"1. Высший мотив деятельности - это осознание того, что деятельность позволяет: раскрыться возможностям, проявиться индивидуальности, проявить свободу творчества, трудиться продуктивно. Наличие высшего мотива характеризует деятельность как добродетельную.

' Приставка Татьяна Александровна, е-таП: socsiner@yandex.ru

1 См.: Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Изд. фирма "Логос", 1996, 320 с.

Деятельность и потребности взаимосвязаны; удовлетворение тех или иных потребностей в деятельности придает деятельности личностный смысл, формируя мотивацию. Понятие "мотивация" используется в двояком смысле: как объясняющее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремления, мировоззрения и др.) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивация как универсальное образование, конструирующее деятельность личности, является ее внутренним психологическим механизмом, функциями которого выступают регулирование деятельности и обеспечение взаимоотношений субъекта с объективным миром. Процесс функционирования этого внутреннего психологического механизма проявляется в направленности деятельности и в системе личностных смыслов.

Особенность мотива как одной из сторон мотивационной сферы состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личной значимостью учебной деятельности: если изменяется мотив, то это принципиально перестраивает и смысл учебной деятельности. Мотивационная сфера, образуя ядро личности, "закрыта" и всегда сознательно или подсознательно оберегается самой личностью от постороннего проникновения. Поэтому интерес к учебной деятельности является проявлением состояния и мотивов и целей.

Исходя из этого, в учебной деятельности целесообразно ориентироваться на формирование у студентов именно осознанных мотивов деятельности как более действенных.

Чтобы мотивы учения возникли, укрепились и развились, студенту необходимо включиться в учебную деятельность. Если учебная деятельность вызовет у студента интерес, если в процессе выполнения он будет испытывать яркие положительные эмоции удовлетворения, радости и даже азарта, то можно ожидать, что постепенно возникну потребности и мотивы к этой деятельности, сформируется мотивация учебной деятельности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что формирование профессиональной мотивации учебной деятельности начинается с того, что преподаватель, опираясь на имеющиеся у студентов потребности и мотивы, включает их в профессионально-ориентированную учебную деятельность.

Положительная профессиональная мотивация может даже компенсировать недостаток способностей. Обратного же явления не происходит: отрицательная профессиональная мотивация не восполняет даже самым высоким уровнем специальных способностей. Другими словами, содержание профессиональной мотивации учебной деятельности студентов составляет система или иерархия мотивов, определяющих позитивное (или негативное) отношение к будущей

профессии и отражающих профессиональные интересы. Решающее значение имеет мотив, занимающий ведущее место в иерархии мотивов. В случае профессиональной мотивации им является "высший мотив", занимающий ведущее место в иерархии и объединяющий взаимосочетание мотивов. Преобладание того или иного мотивационного образования существенно влияет на смысл учебной деятельности студентов и находит свое интегративное выражение в направленности личности. Направленность - это фактор становления и сохранения равновесия системы "личность -профессия", показывающая, на что в первую очередь ориентируется субъект деятельности при ее осуществлении.

В процессе формирования профессиональной мотивации учебной деятельности главной задачей является не отбор студентов, а контроль за ходом их профессионального развития, состоянием познавательной сферы (умения учиться и обученность, возможность учиться и обучаемость), мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Процесс формирования профессиональной мотивации учебной деятельности студентов представляет собой саморазвивающуюся систему, где все звенья не только взаимодействуют, но и взаимосодействуют, строясь на основе информации о результатах предшествующей деятельности и сравнения вновь полученных результатов. Взаимосодействие этих звеньев представляет собой интеграцию, образовывая, в целом, формирующие свойства системы, отсутствующие в отдельности. Исключение или изменение одного из звеньев системы приводят к изменению ее функционирования. Это означает, что процесс формирования профессиональной мотивации учебной деятельности студентов является целостным образованием. Все это обусловливает полимотивировать процесса, и означает, что формировать профессиональную мотивацию учебной деятельности студентов - не значит закладывать готовые мотивы и цели в головы студентов, а поставить их в такие условия развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учетом и в контексте прошлого опыта индивидуальности, внутренних устремлений. Рассматривая профессиональную мотивацию учебной деятельности студентов как часть системы и как средство профессиональной подготовки будущего специалиста, мы можем рассмотреть разнообразные стороны профессиональной мотивации учебной деятельности как целостности. И.Ф.Исаев подчеркивает мысль, что "компоненты системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для исследования, сохранения и

развития"2. Исходя из этого, профессиональная мотивация учебной деятельности студентов представляется нам совокупностью структурных и функциональных компонентов, раскрывающих многообразие существующих между ними связей и отношений. К структурным компонентам относятся: аксиологический, операционально-деятельност-ный. рефлексивно-оценочный.

Аксиологический компонент предполагает совокупность внешних и внутренних мотивов, включающих различные стороны взаимодействующий потребностей и интересов к будущей профессии, как субъективно-значимой ценности, с одной стороны, и как социально-значимой ценности, с другой.

Операционально-дятельностный компонент предполагает совокупность внутренних мотивов (учебно-профессиональных), побуждающих студентов к овладению необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками, использованию их в решении практических задач, к самореализации, достижению успеха и одобрению в глазах окружающих.

Рефлексивно-оценочный компонент предполагает совокупность внешних и внутренних мотивов, связанных с потребность в максимальной реализации личностно-значимых целей учебной деятельности. Характеризует личность с позиции ее активности, отражает стремление к самосовершенствованию, творческой самореализации и проявляется в самоанализе, самовоспитании и в адекватной самооценке. Через включение самооценки в структуру профессиональной мотивации учебной деятельности личность непрерывно соотносит свои возможности, внутренние психологические резервы с результатами учебной деятельности.

Сложный синтез тесно взаимосвязанных между собой структурных компонентов профессиональной мотивации учебной деятельности, побуждающих к принятию профессии, реализуется в готовности к профессионально-ориентированной учебной деятельности.

Готовность к профессионально-ориентированной учебной деятельности также определяется с одной стороны, генетическими программами развития организма и психики, а с другой -предшествующими условиями жизни студента, индивидуально накопленным опытом и знаниями. Необходимо подчеркнуть, что при определении "готовности" к профессионально-ориентированной учебной деятельности следует учитывать системный характер проявления индивидуальных качеств в деятельности, а также неравномерность и гетерохронность развития отдельных качеств личности. Выбирая профессию, студент как бы "проецирует" свою мотивационную сферу на структуру факторов, связанных с

2

См.: Исаев И.Ф. Системный анализ профессионально-педагогической культуры: структура, критерии, уровни // Педагогическая наука и образование. Москва, Белгород, 1998, с. 29-46.

профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей, расчитывая получить в дальнейшем большее удовлетворение от труда. На основании вышеизложенного представляется логичным следующий вывод: если готовность к прфессионально-ориентированной учебной деятельности порождает стремление выполнить ее определенным образом, то установление личностно-значимого смысла, ведет к ее дальнейшему преобразованию, что проявляется в установках на качество в специфике профессиональных умений и навыков, в ее динамике, напряженности, и, в конечном счете, - в формировании профессиональной мотивации учебной деятельности, когда объективные возможности удовлетворения потребностей личности приобретают индивидуальный характер. Таким образом, структурные компоненты профессиональной мотивации учебной деятельности студентов представляют собой доминирующие мотивационные образования, характеризующиеся совокупностью внешних и внутренних мотивов, побуждающих к принятию профессии и реализующих в профессионально-ориентированной учебной деятельности. Далее рассмотрим функциональные компоненты профессиональной мотивации учебной деятельности: личностный, практический, оценочный.

Определяя личностный компонент в структуре профессиональной мотивации учебной деятельности и выдвигая его на первое место, мы исходим из того, что личностные качества студента, как будущего специалиста в иерархии профессиональной деятельности должны занимать ведущие позиции.

В личностном компоненте профессиональной мотивации учебной деятельности выделяем способности, как одно из базовых качеств психики в их совокупности с духовными способностями и мотивы личности. Способности имеют сложную структуру, отражающую системную организацию мозга, межфункциональные связи и деятельностный характер психических функций.

Способности - это свойство конкретной личности, которое обнаруживается в процессе реализации деятельности и проявляется, оформляется в каких-либо состояниях, итогах или результатах. Духовные способности - это единство и взаимосвязь природных способностей индивида, преобразованных в процессе деятельности и отношений, выступающих в единстве с нравственными качествами человека и личности. Духовные способности - это способности определенного состояния, которые близки к состоянию мотивации, но связаны с постижением, проникновением, пониманием, "озарением". Способность мыслить есть свойство мозга, его особой организации, поэтому можно сказать, что организация мозга во многом определяется его состоянием (физическим и духовным), следовательно, в разных состояниях мозг может представлять разные

сущности. Поэтому духовное состояние определяет и иную сущность мозга, другие его функциональные (интеллектуальные) возможности, позволяющие по-иному мыслить. Шадриков В.Д. духовные способности трактует как "свойства, характеризующие

о

функциональную индивидуальность человека"3 и отмечает, что качественную специфику духовных способностей определяют индивидуальные ценности, именно от них зависит, что увидит и запомнит человек, какая мысль у него появится, какова будет природа личностных сознаний. В этом личностно-значимом человек отражает себя, свое понимание, свой смысл, свои цели. Ярче всего духовные способности проявляются в творчестве философов, музыкантов, художников, поэтов, скульпторов, великих творцов религиозных догм. Но, не менее важны они в деятельности конструктора, инженера, ученого, в освоении человеком любого вида деятельности. Невозможно понять, что такое духовные способности, не обращаясь к понятию духовного состояния. Духовное состояние одновременно является мотивационным, но отличается от биологических мотиваций тем, что это духовная мотивация, порождаемая духовными ценностями личности. Она характеризуется:

- расширением сознания за счет активного включения подсознания: расширением информационной базы понимания проблемы в результате установления коммуникативной связи сознания и подсознания, активизацией внутренней мотивации, за счет переключения эмоций на режим энергетической подпитки;

- переходом к образному мышлению, что со своей стороны способствует активизации информационного обмена с подсознанием, так как информация подсознания хранится в образной и чувственной форме и складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, прижизненно полученной информации. Это позволяет увидеть воспринимаемую действительность в новых ракурсах, что проявляется в неожиданных выводах, творениях, "озарениях".

Так как духовное состояние расширяет информационную базу, подключая ресурсы подсознания, тем самым оно способствует продуктивности, креативности мышления, воображения, развитию способностей.

Можно сделать вывод, что способности, как одно из базовых качеств психики, наряду с содержательной стороной, включающее знания об объективном мире и переживания, в их совокупности с духовными способностями, проявляясь в духовных состояниях, активизируют мотивацию, порождаемую духовными ценностями личности, опредмечивая уже накопленные духовные богатства,

3 См.: Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.

знания, жизненный опыт. Известно, что любая деятельность человека основана на удовлетворении своих потребностей.

Большой интерес представляет теория А. Маслоу, предложившего иерархизированную систему потребностей, расположив их по уровням.

В контексте теории мотивации, студент испытывает сегодня большой дефицит на всех уровнях потребностей. Как следствие - это ослабленное физическое и психическое здоровье. Все это является препятствие для достижения пятого уровня потребностей (потребность в самоактуализации). Поэтому необходимо помочь студенту направить свои усилия на реализацию мотивов самоактуализации личности. Это наивысший уровень потребности, потребности "роста" Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе, т.е. самореализоваться.

Как отмечает И.Ф. Исаев: "Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности, метапотребностью по отношению к которой выступает потребность смысла жизни. Потребность в самореализации является источником личностно-смысловой активности человека, направленной на преобразование себя и других"4. Потребность в самореализации актуализирует:

- профессиональный интерес, основанный на убеждении, что полученные в результате учебной деятельности профессиональные знания, умения, навыки будут использованы в предстоящей работе, формируя таким образом, совокупность позитивных мотивов, определяющих положительное отношение к будущей профессии;

- духовный интерес, выступающий как средство самореализации личности и проявляющийся в следующих

потребностях: научных знаниях, понятие нестандартных способов решения задач, самосовершенствовании, в сознательном развитии своих творческих сил, развитии эмоционально-волевой сферы, в добродетели. Профессионально-ориентированная учебная деятельность становится объектом потребности студентов в том случае, если осуществляется работа по ее организации.

Все это должно привести к потребности профессионально ориентированной учебной деятельности, становлению в профессиональном отношении, выступая как стимул развития личности в целом.

Практический компонент профессиональной мотивации учебной деятельности студентов это система профессиональных знаний, умений и навыков студентов, необходимых для решения и реализации профессиональных задач на практике. Анализ специальной литературы и ряда исследований по проблеме деятельности

4 См.: Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы. Москва, Белгород: МПГУ, 1993, 219 с. (с. 128-130)

позволяют определить умения как освоенные человеком способы выполнения деятельности, а навык как частично-автоматизированное действие. Известны различные классификации профессиональных умений, насчитывающие от трех до нескольких десятков единиц. В структуре практического компонента мы можем выделить следующие умения:

- гностические, обеспечивающие учение;

- конструктивные - проектировать и предвосхищать ожидаемый результат;

- организаторские - связаны с организацией различных видов деятельности;

- коммуникативные - умение организовывать общение в системе;

- информационные - сообщение и передача общественно-исторического и профессионального опыта;

- творческие - связаны с новизной и значимостью результатов учебной деятельности в освоении профессии;

- профессиональная техника - специфические профессиональные знания, умения, навыки, управление внутренним состоянием и внешним поведением.

И.Ф. Исаев указывает на умение решать аналитико-рефлексивные, конструктивно-прогностические, организационно-деятельностные, оценочно-информационные и корреляционно-регулирующие задачи.

Оценочный компонент профессиональной мотивации учебной деятельности студентов включает в себя:

- владение диагностикой обученности и обучаемости, то есть умение устанавливать обратные связи;

- владение профессиональными взглядами, убеждениями; способность оценивать научно-техническое творчество и творчество вообще;

- владение самооценкой, самоанализом, способность к рефлексии.

Анализ педагогической литературы позволил выделить следующие

функции проверки и оценки знаний, умений, навыков:

- обучающая - совершенствование знаний, умений, навыков, подъем их на более высокий уровень;

- воспитывающая - воспитание требовательности и ответственности в учебной деятельности, стремления и желания учиться, самостоятельно приобретать знания;

- контролирующая - определяет наличный уровень знаний, умений в соответствии с требованиями программы.

Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обучения. Оценка также является средством стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.

Контролирование, оценивание знаний являются составными частями дидактического диагностирования. Дидактическое диагностирование имеет более широкий и глубокий смысл, чем

традиционная проверка знаний, умений, отражая динамичность как одно из свойств профессиональной мотивации учебной деятельности и выявляя ее многоуровневый характер.

Опираясь на классификации уровней, предложенные И.Ф. Исаевым и другими, опыт работы, были выделены следующие уровни профессиональной мотивации учебной деятельности студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности: репродуктивный, продуктивный, и творческий.

На репродуктивном уровне профессиональная мотивация учебной деятельности студентов направлена на накопление объема необходимой информации для будущей профессиональной деятельности, усвоение основных понятий, на точное воспроизведение или видоизмененное повторение учебного материала в процессе обучения, овладение базовыми знаниями, формирование ценностных ориентиров, интегративных качеств личности, мотивации к профессиональной деятельности.

На продуктивном уровне профессиональная мотивация учебной деятельности студентов направлена на изучение, осмысление учебного материала, анализ и оценку форм, методов, средств, технологий обучения и воспитания, трансформацию полученных знаний и практическую деятельность.

На данном уровне сформированы основные профессиональные ценности, интегративные качества личности, мотивация к профессиональной деятельности, что соответствует эффективному уровню формирования профессиональной мотивации учебной деятельности.

На творческом уровне профессиональная мотивация учебной деятельности направлена на преобразование действительности, исследовательскую работу, самостоятельное решение профессиональных задач; сформированы интегративные качества личности, потребность в общении с профессией, потребность в передаче полученных знаний, сформирована мотивационно-ценностная сфера, что соответствует максимально-эффективному уровню формирования профессиональной мотивации учебной деятельности.

Все три уровня взаимосвязаны, при переходе от одного мотивационного уровня к другому повышается уровень подготовки студентов к профессиональной деятельности, к решению профессиональных задач. Таким образом, студент переходит от репродуктивного уровня к продуктивному и от него к творческому.

Итак, профессиональная мотивация проявляется в деятельности личности. Профессиональная мотивация реализуется в таких формах как потребности, мотивы, профессиональные интересы, желания, мировоззрение, склонности, убеждения и идеалы личности.

Профессиональная мотивация учебной деятельности студентов представляет собой совокупность позитивных, осознанных личностно-значимых мотивов и потребностей, доминирующих в процессе овладения профессиональными знаниями, умениями, навыками, развития способностей и самосовершенствования будущего специалиста.

Приставка Т.А. Профессиональная мотивация учебной деятельности студентов: структура и сущность. Статья посвящена актуальной в теоретическом и практическом отношениях проблеме: формирование профессиональной мотивации учебной деятельности студентов. В статье рассматривается профессиональная мотивация учебной деятельности студентов как часть системы и как средство профессиональной подготовки будущих специалистов, ее структурные и функциональные компоненты, дается определение понятию "профессиональная мотивация учебной деятельности студентов".

Ключевые слова: мотив, мотивация, профессиональная мотивация учебной деятельности студентов, структурные компоненты, функциональные компоненты.

Pristavka T.A. The motivation of professional studying of students: structure and meaning. This article is about important problem of modern education. It is making of professional motivation of students. In this article we look on this thing like a part of professional education of students and make a definition of professional motivation of studying, too.

Key words: motive, motivation, motivation of studying, structural components, functional components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.