Научная статья на тему 'Проблема мотивирования студентов не психологических профилей к изучению психологии'

Проблема мотивирования студентов не психологических профилей к изучению психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / PROFESSIONAL MOTIVATION / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ионина Ольга Сергеевна

В статье рассматривается проблема мотивирования студентов к изучению психологии как науки и как учебной дисциплины, рассмотрены типы учебной мотивации студентов, методы мотивации учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of motivating students not psychological profiles to the study of psychology

The article deals with the problem of motivating students to study psychology as a science and as an academic discipline, consider the types of educational motivation of students, methods of motivation of educational activity of students.

Текст научной работы на тему «Проблема мотивирования студентов не психологических профилей к изучению психологии»

5. Лапин, Н. И. Теория и практика инноватики [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин. - 2-е изд. - М. : Логос, 2010. - 326 с.

6. Российская Федерация. Правительство. План действия по модернизации общего образования на 2011-2015 г.г. [Электронный ресурс] : распоряжение от 7 сентября 2010 г. N 1507-р. - Режим доступа : https://rg.ru/2011/01/14/plan-site-dok.html. - 10.09.2016.

7. Саламатов, Ю. П. Основы инновационного мышления: презентационный материал [Электронный ресурс] : презентация / Ю.П. Саламатов. - Режим доступа: http:// rus.triz-guide.com/assets/files/DY.pdf. -10.09.2016.

8. Утёмов, В. В. Задачи открытого типа как инструмент формирования инновационного мышления [Текст] / В.В. Утёмов // Молодой учёный. - 2011. - № 1. - С. 236-240.

9. Федак Е. И. Инновационная личность. Психолого-педагогическое обоснование [Текст] / Е.И. Федак, С.В. Ценцеря // Мир образования - образование в мире. - 2011. - № 1 . - С. 155.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 класс) [Электронный ресурс]. - Режим доступа Йф://минобрнауки.рфМоситеШз/2365. - 10.09.2016.

УДК 378.016:159.9

О.С. Ионина, г. Шадринск

Проблема мотивирования студентов не психологических профилей к изучению психологии

В статье рассматривается проблема мотивирования студентов к изучению психологии как науки и как учебной дисциплины, рассмотрены типы учебной мотивации студентов, методы мотивации учебной деятельности студентов.

Мотивация, психология, профессиональные мотивы, самореализация.

O. S. Ionina, Shadrinsk

The problem of motivating students not psychological profiles to the

study of psychology

The article deals with the problem of motivating students to study psychology as a science and as an academic discipline, consider the types of educational motivation of students, methods of motivation of educational activity of students.

Keywords: motivation, psychology, professional motivation, self-realization.

В современных педагогических ВУЗах одной из важнейших дисциплин является курс под названием «Психология». Вместе с тем у студентов не психологических профилей подготовки достаточно часто не хватает мотивации, желания изучать данную дисциплину, не смотря на достаточно большое количество часов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что у современных студентом часто возникает проблема с учебной мотивацией в целом, отсутствием желания учиться, прикладывать усилия к серьезному изучению какой-бы то ни было дисциплины. Случается так, что студенты высших профессиональных образовательных учреждений, считают, что они уже сделали свой выбор в пользу определенной будущей профессии и уделять внимание предметам общеобразовательного цикла или тем, которые, как они считают, не соответствуют их профилю изучать не желают.

Бывает, что подобным образом и обстоит ситуация с изучением психологии в ВУЗах. Кроме того, преподавателям приходится сталкиваться с ситуацией, когда изначально, отношение студентов к учебному курсу «психология» можно назвать поверхностным, не достаточно серьезным. Студенты считают психологию, своего рода, развлекательной дисциплиной, связанной с многочисленными диагностическими методиками, выполнением психологических тестов, психологических игр, даже гаданий, тренинговых упражнений, направленных на развитие навыков общения. И каковым же бывает их разочарование, когда они сталкиваются с реальностью, в которой приходится готовится к занятиям, семинарам, выполнять практические и лабораторные задания.

Таким образом, необходимо отметить, что проблема учебной мотивации студентов на изучение психологии, как академической дисциплины представляет собой важную проблему. Кроме того, исследователями данной проблемы выявлено влияние мотивации на эффективность учебной деятельности (Н.Ц. Бадмаева, В.Г. Леонтьев, Н.И. Мешков, Ю.М. Орлов, А.А. Реан и др.). В свою очередь, сформированность мотивационной сферы в условиях обучения способствует развитию личности студента с высоким профессиональным и социальным статусом, обеспечивающим его конкурентоспособность на современном рынке труда.

В психологической литературе понятие «мотивация» трактуется как многоаспектное явление, «сплав» движущих сил поведения, в котором выделяются такие компоненты как потребности, интересы, цели, установки, личностные притязания. Все это стимулирует человека двигаться в определенном направлении. Мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, характера ближайшей референтной группы, уровня развития студенческого коллектива и т.д. С другой стороны, мотивация поведения человека, выступая как психическое явление, всегда есть отражение взглядов, ценностных ориентаций, установок того социального слоя (группы, общности), представителем которого является личность.

Мотивация студента может носить характер внутренней (на процесс и результат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Важными характеристиками учебной мотивации является ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального, личностного развития и характером деятельности. В идеале учебная деятельность мотивируется внутренним - познавательным мотивом. То есть изучение психологии, как, впрочем, любой другой дисциплины, должно строиться на основе желания изучить эту дисциплину, понять ее более детально, разобраться во всех тонкостях. лучше учатся, являются более успешными и активными людьми.

Для изучения учебной мотивации студентов Шадринского государственного педагогического университета использовалась методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). Данная методика ориентирована на измерение выраженности учебных мотивов студента -коммуникативных, избегания, престижа, профессиональных, творческой самореализации, учебно-познавательных, социальных мотивов. В исследовании принимали участие студенты факультета Истории и права 1, 2 курса.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

Наиболее явно выраженными учебными мотивами студентов являются профессиональные мотивы (80 %), как следствие, студентов больше всего интересуют предметы, которые, на их взгляд, помогут им в будущей профессиональной деятельности. Остальные, общеобразовательные предметы кажутся им непривлекательными и ненужными.

Преобладающими являются также учебно-познавательные мотивы, что является позитивным фактором, способствующим достижению успехов в учебной деятельности. Данные мотивы были выявлены у 70% студентов.

Следующими по степени выраженности у студентов нашего ВУЗа являются коммуникативные мотивы (65%). Что соответствует возрастным особенностям студентов. Наряду с учебно-профессиональной деятельностью, для студентов важной является сфера общения. Нередко в учебной мотивации студентов преобладают мотивы связанные именно с данной сферой.

Кроме прочих мотивов, у обучающихся на пером курсе выявлено наличие социальных мотивов, мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу (60%).

В личной беседе со студентами было установлено, что особую роль для них играет мотив, связанный с материальным благосостоянием. Данный мотив обеспечивает ощущение личностной значимости и положительного самочувствия. Заинтересованность студентов в высоком уровне материального благосостояния объясняется высокими потребностями этого возраста и низкой социальной защищенностью студентов.

Большое количество студентов (от 60% до 79%) имеет высокую потребность в сохранении собственной индивидуальности, что свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.

Характеризуя учебную мотивацию студентов, необходимо отметить ее зависимость от возрастных особенностей личности. В студенческом возрасте происходит преобразование мотивационной сферы, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей, с другой. Проявляется ярко выраженное стремление к получению высшего образования, интересной работы, приобретению профессии. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность. В связи с этими данными, необходимо обращать внимание студентов, на то, как изучаемые темы пригодятся им в будущем, в процессе карьерного роста, как знания психологии помогут научиться понимать себя и других людей, будут способствовать достижению материального благополучия.

Очень важными для студентов являются вопросы, связанные со сферой человеческих взаимоотношений. Поэтому в курс психологии необходимо включать темы, изучающие межличностные отношения, возможна подготовка рефератов, исследований на тему возникновения дружбы, любви, симпатии, привязанности людей друг к другу. Особый интерес для студентов всегда представляет тема общения, потребность поддерживать хорошие отношения с окружающими. Следовательно, особое внимание необходимо уделить формированию практических коммуникативных навыков. В этом плане положительный эффект окажут элементы тренинговых занятий, а по возможности проведение полноценного тренинга общения.

Особая роль в мотивационной сфере студентов отводится ценностным ориентациям личности, среди которых можно назвать следующие:

- собственный престиж, признание в обществе;

- высокий материальный доход;

- творчество в профессиональной деятельности;

- саморазвитие;

- поддержание и раскрытие своей индивидуальности;

- расширение собственных коммуникационных возможностей;

- достижение успеха в поставленных целях;

- духовное развитие;

-реализация в общественно значимой сфере.

Данные типы мотивов накладывают свой отпечаток на характер учебной деятельности студентов, что позволяет сделать вывод о необходимости целенаправленного формирования учебной мотивации студентов благодаря правильно подобранному типу учения.

Учитывая характеристики, свойственные мотивации студента, можно дать ряд рекомендаций относительно того, как строить педагогический процесс таким образом, чтобы он способствовал мотивированию студентов на изучение психологии как учебной дисциплины даже на факультетах, не связанных с подготовкой будущих психологов.

Прежде всего, необходимо проиллюстрировать необходимость изучения психологии как основы психологической безопасности студентов. Для этого, на первой же лекции, при изучении предмета, объекта науки указывается на то, что знания из области психологии помогут студенту лучше понять свою личность, осознать намерения и поступки других людей, помогут противостоять давлению окружающих. С помощью данных навыков студент сможет стать более зрелой личность, способной не стать жертвой мошенников, избежать проблемных и конфликтных ситуаций, способных причинить вред его физическому и психическому здоровью.

Большую пользу на первых этапах изучения психологии может оказать тренинг целеполагания, мотивационный тренинг, в ходе которого студенты выстраивают иерархию мотивов, анализируют, осознают собственные мотивы, пытаются формулировать краткосрочные и отдаленные цели своей жизни. На этом этапе педагог может помочь осознать студентам как знания психологии помогут им в достижении задуманных целей.

Наиболее продуктивным является обучение, в котором учитываются возрастные потребности студентов, знания отрабатываются на практике, задания носят творческий характер, создается ситуация успеха для студента.

Таким образом, для студентов наиболее выраженными являются мотивы престижа, коммуникативные, профессиональные мотивы, что согласуется с возрастными потребностями студентов. Для формирования учебной мотивации необходимо использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, В.В. Вербицкий. - М. : Логос, 2006. - 184 с.

2. Занюк, С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С. Занюк. - Киев : Ника-Центр : Эльга-Н, 2001. - 352 с.

3. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография / Н.Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ, 2004. - С. 151-154.

4. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М. : АСТ : Астрель, 2009. - 704 с.

УДК 373.24

Е.А. Милушкина, г. Шадринск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.