Научная статья на тему 'О мотивации личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе'

О мотивации личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / КОММУНИКАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТА / MOTIVATIONAL SPHERE / COMMUNICATIVE MOTIVATION / PERSONALITY MOTIVATION / SELF-DEVELOPMENT OF A STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьёва Валентина Васильевна

Обоснована роль мотивации личности студента при изучении иностранного языка в техническом вузе. Устано влено, что любая деятельность нуждается в мотивации. Именно учёт личностных свойств приводит к возникнов ению коммуникативной мотивации и обеспечивает инициативное участие студента в учебном или реальном о бщении. Выдвинуто положение, что потребности студентов в коммуникативно-языковой деятельности при изучении иностранного языка реализуются не в полной мере, это можно объяснить недостаточной реализацией в практике обучения в вузе технологий личностно-ориентированного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON STUDENTS PERSONALITY MOTIVATION WHEN LEARNING FOREIGN LANGUAGE AT NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article grounds the role of students personality motivation when learning foreign languages at a technical university. It is found out that any activity needs motivation. It is taking into account personal characteristics that leads to the origination of communicative motivation and provides the active participation of students in training or real communication. The author advances a statement that students needs in communicative and linguistic activity when learning foreign la nguage are not implemented in full as a result of insufficient use of personality oriented educational technologies in the practice of teaching at university.

Текст научной работы на тему «О мотивации личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе»

УДК 629.113.001

О МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© В.В. Воробьёва1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Обоснована роль мотивации личности студента при изучении иностранного языка в техническом вузе. Установлено, что любая деятельность нуждается в мотивации. Именно учёт личностных свойств приводит к возникновению коммуникативной мотивации и обеспечивает инициативное участие студента в учебном или реальном общении. Выдвинуто положение, что потребности студентов в коммуникативно-языковой деятельности при изучении иностранного языка реализуются не в полной мере, это можно объяснить недостаточной реализацией в практике обучения в вузе технологий личностно-ориентированного образования. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: мотивационная сфера; коммуникативная мотивация; мотивация личности; саморазвитие студента.

ON STUDENT'S PERSONALITY MOTIVATION WHEN LEARNING FOREIGN LANGUAGE AT NON-LINGUISTIC

UNIVERSITY

V.V. Vorobyova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The article grounds the role of student's personality motivation when learnin g foreign languages at a technical university. It is found out that any activity needs motivation. It is taking into account personal characteristics that leads to the origination of communicative motivation and provides the active participation of students in training or real communication. The author advances a statement that students' needs in communicative and linguistic activity when learning foreign la n-guage are not implemented in full as a result of insufficient use of personality oriented educational technologies in the practice of teaching at university. 11 sources.

Key words: motivational sphere; communicative motivation; personality motivation; self-development of a student.

Концепция изучения личности современного студента, рассматриваемая с учетом теоретических позиций, наиболее полно представлена работами таких выдающихся ученых, как Б.Т. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.

Личность всегда моложе индивида, она наделена сознанием, социально обусловлена и является субъектом познания. Студенчество, как возрастной период онтогенетического развития, связано с локализацией мотивации поведения и деятельности в аспектах «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, создание собственной семьи (Б.Т. Ананьев).

В существующих исследованиях, посвященных деятельности студента, показана противоречивость его внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности. Юношеский возраст сопровождается кризисом идентичности, состоящим из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Подчеркнем, что чем более зрелую идентичность личность приоб-

ретет в юношеском возрасте, тем легче будут протекать ее последующие кризисы и тем более успешными будут ее взаимоотношения с другими и самим собой [11].

Личностный смысл современного студента связан с оценкой жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах. В зарубежной психологии (В. Франкл, М. Рокич) жизненные планы, ценностные ориентации интерпретируют как социально-детерминированную направленность на цели и средства деятельности. Жизненные планы и ценности личности студента относятся к категории «генеральных личностных ожиданий», где мотив выступает как механизм ответственности личности за свои поступки, действия, поведение. Ценности и ценностные ориентации являются элементами как когнитивной структуры личности, так и ее мотивационно-потребностной сферы.

Анализ научной литературы в области мотивации показывает, что каждый из выдающихся ученых, работающих над данной проблематикой, по-своему трактует понятие «мотивация», ее роль в регуляции поведения, а также соотношение между мотивацией и мотивом.

1 Воробьёва Валентина Васильевна, специалист по учебно-методической работе кафедры немецкого и романских языков факультета прикладной лингвистики, тел.: 89641027265, e-mail: valya305@mail.ru

Vorobyova Valentina, Specialist on Educational and Methodical Work of the Department of German and Romance Languages of the Faculty of Applied Linguistics, tel.: 89641027265, e-mail: valya305@mail.ru

Однако наиболее полным и адекватным, на наш взгляд, является определение мотивации, данное Е.П. Ильиным, который определяет ее как «процесс формирования мотива», а мотив как «сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием)» [2, с. 37].

Учеными доказано, что любая деятельность нуждается в мотивации. Учебная деятельность как вид деятельности человека является более осознанной.

Однако каковы же мотивы поступления в вуз современного студента? Психологи определяют различные мотивы, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших социально-экономических и политических изменений в нашей стране.

Тем не менее, все же существуют «стабильные мотивы», не утрачивающие своего значения при различном укладе общественного строя. На сегодняшний день к основным мотивам поступления в вуз можно отнести: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам, склонностям, а также традициям семьи.

Подчеркнем, что социальные условия жизни существенно влияют на мотивы поступления в вуз. Переход нашей страны к капитализму, потеря прежних ценностей и ориентиров в жизни, бедственное положение системы образования и армии привели к новым мотивам поступления в вуз. Так, большинство студентов сегодня получают высшее образование по причине нежелания служить в армии (у юношей), возможности общения со сверстниками, необходимости самореализации, престижности диплома о высшем образовании (именно диплома, а не образования). К сожалению, ценностью становятся не знания, а получение документа.

Ученые считают, что мотивационная сфера личности студента наиболее полно раскрывается в ситуации деятельности, где она выступает как позиция субъекта.

При рассмотрении влияния деятельностных средств на мотивационную сферу личности по этапам принятия, освоения, творческого решения задач дея-тельностные средства выступают в качестве системы воздействий и системы событий относительно особенностей субъекта и его деятельности (Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков). Это определяет различие содержания задач, предъявляет разнообразные требования к структуре мотивационной сферы личности и, соответственно, использованию психологических средств в ее развитии и формировании.

Заметим, что студенты первого курса отличаются от студентов последующих курсов именно тем, что они в течение всего первого года обучения пребывают в состоянии «эйфории» от поступления в вуз, отличаются исполнительностью и обязательностью, живым интересом ко всему происходящему. На данном этапе мотивы общения преобладают над мотивами учения. Содержательная сторона мотивационной сферы лич-

ности студентов старшего курса значительно расширяется мотивами социального и профессионального достижения, гностическими, эмоционально-волевыми, социально-интеллектуальными, личностно-

нравственными, личностно-социальными.

Необходимо подчеркнуть верное утверждение о том, что основной смысл обучения состоит в формировании у будущего вузовского специалиста целостной структуры личностных качеств.

В психолого-педагогической литературе выявлено множество факторов, обусловливающих развитие тех или иных аспектов познавательной и профессиональной мотивации студентов. Факторы и условия развития данных мотивов отражают различные аспекты обучения и личностные характеристики субъектов образовательного процесса: от специфики целей, содержания, условий обучения, используемых педагогических технологий, индивидуальных психологических характеристик обучаемых до специальных приемов. В контекстном типе вузовского обучения развитие познавательных и профессиональных мотивов является центральным звеном всего процесса развития личности будущего специалиста.

Данные виды выступают главными мотивацион-ными линиями в мотивационной сфере студента. Развитие познавательных и профессиональных мотивов должно быть обусловлено динамикой раскрытия содержания деятельности студентов - собственно учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной; тем самым решается основное противоречие между мотивационной основой актуально осуществляемой учебной деятельности студента и его будущей профессиональной деятельностью.

В бурно развивающемся XXI веке - веке модернизации, инновации и развития передовых технологий - общество запрашивает высококвалифицированных специалистов, хорошо ориентирующихся не только в своей области знаний, но имеющих ряд дополнительных знаний и умений, являющихся необходимыми для получения достойного высокооплачиваемого рабочего места. Подобная ситуация рождает большую конкуренцию на рынке труда, а также заставляет высшие учебные заведения пересмотреть методику преподавания, по-новому взглянуть на подходы к обучению будущих специалистов. Как результат, целью образовательных реформ в современной высшей школе становится повышение стандарта профессионального знания. Если раньше было достаточно, чтобы готовый специалист обладал хорошими знаниями по своей специальности и общими представлениями о других предметах, то сейчас ситуация складывается несколько иначе. В результате того что в современном мире происходит интенсивное развитие партнерских отношений с фирмами-производителями, создаются международные сообщества, ассоциации, совместные предприятия, то возникает проблема ведения деловых переговоров, налаживания международных контактов, подписания договоров на иностранном языке, происходит интенсивное развитие и использование глобальных компьютерных сетей, где появляется возможность быстрого и интерактивного общения с зару-

бежными коллегами, а также участия в международных интернет-конференциях. Вследствие этого возрастает потребность в подготовке специалистов со знанием иностранного языка (ИЯ).

ИЯ как предмет обладает рядом специфических черт, одной их которых является овладение им, умение свободно общаться. Однако на данный момент обучение ИЯ в вузе в основном носит искусственно учебный характер в силу отсутствия у студентов естественной потребности в общении на нем. Таким образом, важнейшим фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого общения, является мотивация усвоения ИЯ.

В последние годы данный вопрос о мотивации учения возможен в плане психологических исследований этого направления, где рассматриваются психологические особенности в ходе обучения ИЯ.

Поскольку обучение ИЯ происходит посредством общения, являющегося сугубо личностным процессом, где осуществляются обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении учет личностных свойств обучающихся имеет первостепенную значимость. Без учета вышеперечисленных факторов речевые действия отрываются от их реальных чувств, мыслей и интересов, иначе говоря, теряется источник, питающий речевую деятельность.

Именно учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие студента в учебном или реальном общении.

Следует отметить, что из всего многообразия свойств личностная индивидуализация предлагает учет шести методически наиболее значимых свойств студента как личности: контекста деятельности, личного опыта; сферы желаний, интересов, склонностей; эмоционально-чувственной сферы; мировоззрения. Данные свойства личности побуждают студентов к обучению.

Ученые, работающие над вопросом усвоения ИЯ, выделяют целый ряд видов мотивации с учетом индивидуального развития потребностей обучающихся. Среди них можно выделить следующие:

- коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении;

- лингвопознавательная, основанная на стремлении обучающегося к познаванию языковых явлений;

- личностно-эмоциональная, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности обучающегося.

В течение одного учебного года отношение студентов к различным видам речевой деятельности (ВРД) может резко меняться. Это, в свою очередь, зависит от стиля работы преподавателя, результатов обучения и т. п. Так, результаты исследований, проводимые в различных вузах, показали, что чем выше успеваемость по ИЯ, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка на его изучение. И наоборот, низкая успеваемость сильно коррелирует с отрицательной когнитивной, мнемонической, коммуникативной установкой.

Мотивация учения может определяться внешними

и внутренними мотивами. Интерес к процессу обучения ИЯ держится на внутренних мотивах. В этом случае работает не стимуляция, а внутреннее побуждение, где мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения [8].

Подчеркнем, что в системе обучения ИЯ как иноязычной культуре, в первую очередь, важны средства к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего ИЯ желание использовать его как средство обмена информацией, получения с его помощью знаний, изучения культуры и истории страны изучаемого языка, расширения кругозора, и, безусловно, использования его в профессиональной сфере - общении с зарубежными специалистами, фирмами-производителями и т. д.

Мотивация студентов в процессе изучения ИЯ в техническом вузе ориентирована в большей степени на профессиональную деятельность и в меньшей степени - на личностное самоопределение и саморазвитие. Потребности студентов в коммуникативно-языковой деятельности при изучении иностранного языка реализуются не в полной мере, что можно объяснить недостатком в практике обучения в вузе технологий личностно-ориентированного образования.

В ряде университетов было проведено исследование проблемы использования личностно-ориентированных технологий при изучении ИЯ на первых двух курсах строительного, энергетического, механического факультетов. В соответствии с данной моделью личностно-ориентированных технологий ведущее место в процессе обучения студентов технического вуза ИЯ заняли процессы, стимулирующие самоопределение и самореализацию студентов и обеспечивающие их профессионально- личностное развитие.

Во-первых, изучение ИЯ строится на основе системы ценностей профессиональной и личностной направленности: профессиональной компетентности и потребности в самореализации и самовыражении, культуре и творчестве. С этой целью создаются ситуации обсуждения профессионально ориентированных текстов для студентов различных специализаций, но с выделением культурологических, ценностно-гуманитарных аспектов.

Во-вторых, содержательный компонент технологии изучения ИЯ наполняется личностно значимым содержанием. В текстах имеются диалоги, направленные на развитие как монологической, так и диалогической речи. Задания носят творческий характер и направлены на формирование профессионально значимых умений и навыков работы с литературой по специальности.

В-третьих, в процессе изучения ИЯ перед студентами ставятся задачи самостоятельного проектирования индивидуальной программы профессионально-личностного развития через овладение технологиями самопознания, самооценки, самоанализа и прогнозирования.

В-четвертых, при изучении ИЯ студентам требует-

ся помощь и поддержка со стороны преподавателей, чтобы обеспечить переход от объектного к субъектному поведению, которое проявляется в ценностном самоопределении, самосозидании, адаптации в процессе профессионально-личностного саморазвития.

Заметим, что при обучении ИЯ задействуется рефлексивный характер образовательного процесса, где актуализируется внутренняя готовность студентов к

изменениям и самоизменениям, обеспечивается свобода выбора содержания, форм и методов работы на занятиях; рефлексия этого выбора; актуализация чувства ответственности за выбор, создаются ситуации переживаемого опыта межличностного взаимодействия; усиления межличностной динамики, сотрудничества на основе совместного опыта.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Т. Человек как предмет познания. В 2 т. М.; 1980.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.; 2011.

3. Леонтьев А.Н. Психология общения. М.: Педагогика, 1983.

4. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: Изд-во МПСИ, 2011.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Серия «Психологи России». М.: Изд-во МПСИ, 2011.

6. Петровский В.А. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д., 1993.

7. Петровский В.А. Личность - феномен субъектности. Ро-

стов н/Д., 1993.

8. Рогова Г.В., Никитенко З.Н. О некоторых путях повышения мотивации изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1982. № 6.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. Маргариты Маркус. Изд-во Washington Square Press, 1985.

10. Шадриков В.Д. Способности человека: избранные психологические труды. М.: Изд-во "Ин-т практ. психологии"; Воронеж; МОДЭК, 1997.

11. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеев СПб.: «Летний сад», 2011.

УДК 316.7

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ г. ИРКУТСКА: ПРОБЛЕМА ДОВЕРИЯ

© С.Л. Галанова1, М.Ю. Кузьмин2

Иркутский государственный университет, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 3.

Рассматриваются особенности современных отношений бизнеса и власти, структура понятия доверие в теоретическом и практическом измерениях. Представлены результаты экспериментального социологического исследования проблем, препятствующих развитию предпринимательства и являющихся составными дефицита доверия в бизнес-среде г. Иркутска. В качестве интегрирующей технологии, как непременное условие социально -экономического партнерства, представляется диалоговая коммуникация. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: бизнес; власть; деловая среда; доверие; диалоговая коммуникация.

DESCRIPTION OF IRKUTSK BUSINESS ENVIRONMENT: PROBLEM OF TRUST S.L. Galanova, M.Yu. Kuzmin

Irkutsk State University, 3 Lenin St., Irkutsk, Russia, 664003.

The paper considers the features of modern relations between business and government and examines the structure of the concept of trust in theoretical and practical aspects. It presents the results of experimental sociological studies of problems that hamper the development of entrepreneurship and are the components of trust deficit in the business environment of Irkutsk. Dialogue communication is proposed to be the integrating technology and indispensable condition of social and economic partnership. 6 sources.

Key words: business; power; business environment; trust; dialogue communication.

Проблема взаимодействия власти и бизнеса является одной из наиболее актуальных тем современной российской действительности. С распадом СССР и с окончательным переходом отечественной экономики от плановой к рыночной системе реальностью стала легальная предпринимательская деятельность,

а вместе с ней и отношения предпринимателей с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Однако если категория власть активно изучалась в философии и науке с древнейших времен - от Платона, Аристотеля, Н.Макиавелли до М. Вебера, П. Со-

1Галанова Светлана Львовна, соискатель, тел.: 89025104601, e-mail: sv_gals@inbox.ru Galanova Svetlana, Competitor for a scientific degree, tel.: 89025104601, e-mail: sv_gals@inbox.ru

2Кузьмин Михаил Юрьевич, аспирант, преподаватель кафедры социальной психологии, тел.: 89149451552, e-mail: mirroy@mail.ru

Kuzmin Mikhail, Postgraduate, Lecturer of the Department of Social Psychology, tel.: 89149451552, e-mail: mirroy@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.