Список литературы:
1. Михайлов Н. Проектируем деревянные игрушки // Народное творчество. - 2007. - № 4. - С. 40-42.
2. Михайлов Н.Г. Деревянная игрушка на уроках черчения // Школа и производство. - 2007. - № 4. - С. 49 - 51.
3. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. - 2014. - № 3. - С. 140-146.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Ревков И.В.*
Орловский государственный университет, г. Орёл
В статье отражены результаты эмпирического исследования профессиональной мотивации курсантов военных вузов как одного из результатов адаптации к профессионально-служебной деятельности, выявлены изменения в структуре профессиональных мотивов и уровне их значимости.
Ключевые слова адаптация к профессионально-служебной деятельности, профессиональная мотивация, квазипрофессиональная деятельность.
Управление процессом адаптации курсантов к профессионально-служебной деятельности целесообразно определять с позиций субъектно-деятель-ностного подхода как процесс взаимодействия участников образовательного процесса с целью получения положительного отношения курсантов к профессиональному обучению и служебной деятельности в условиях военного вуза, находящий свое выражение в достижении определенного уровня профессиональной мотивации, профессионального обучения и эффективности служебной деятельности. В этой связи развитая профессиональная мотивация является одной из целей педагогической работы в военном вузе.
В современной науке формированию профессиональной направленности, мотивационной готовности к профессиональной военной деятельности посвятили свои исследования Л.А. Золотовская [1], В.С. Лукина [2], Н. Мартынов [3], В.И. Холодов [4] и другие ученые.
* Кафедра Теории и методики обучения русскому языку и литературе. Научный руководитель: Козачок А.И., доцент, кандидат педагогических наук.
Так, в исследовании Л.А. Золотовской проводится сравнительный анализ мотивации поступления в военный вуз и продолжения обучения в нем. Основными мотивами выбора военной профессии являются мотивы социального престижа профессии (мотив актуален для 45,5 % респондентов) и широкий спектр социальных мотивов: причастность к делу защиты Отечества (38,6 %), стремление к бесплатному получению качественного образования (31,7 %), возможность управления людьми, военной техникой (21,7 %), возможность заниматься интересным и престижным делом (23,8 %). Примечательным является незначительная доля материальных мотивов: возможность материально обеспечивать по окончании вуза себя и свою семью как мотив поступления в военный вуз отметили только 10 % опрошенных, получения льгот - 11 % респондентов, решить жилищную проблему - только 8 % абитуриентов военных вузов [1, с. 33-35].
Исследование мотивации курсантов военных вузов к профессиональной деятельности, проведенное В.И. Холодовым, показало снижение значимости мотива интереса к военной профессии в процессе обучения: если на первом курсе приоритет данного мотива был отмечен 56 % респондентов, то на пятом году обучения - только 33. Мы согласны с мнением ученого о том, что такой результат отражает стремление курсантов старших годов обучения к самостоятельности, выраженной в отходе от ожидаемой от них оценки [4, с. 183-187]. Сравнение альтернативных мотивов профессионального обучения «интерес к профессии» и «желание получить высшее образование» дает В.И. Холодову основания для фиксации двух контрарных установок профессионального развития - когнитивно-личностных профессиональных и прагматико-инструментальных.
Для исследования профессиональной мотивации курсантов нами было проведено лонгитюдное исследование основных мотивов обучения и профессионального развития с участием 100 курсантов, по результатам которого можно сделать следующие выводы.
Наиболее высокую степень выраженности в структуре мотивации имеют познавательные мотивы. На втором месте у курсантов стоят социальные мотивы, далее идут мотивы долга и ответственности, мотивы одобрения и оценки, и, наконец, негативные мотивы. Такое соотношение сохраняется и не первом, и на втором году обучения (рис. 1).
Из гистограммы видно, что познавательные и социальные мотивы занимают в структуре мотивов все более значительное место по сравнению с другими мотивами, причем отрыв этих мотивов становится заметен уже на втором году обучения. Рассматривая ответы курсантов можно сказать, что подавляющее большинство из них (89 %) удовлетворены полученной в военном вузе профессией. Тем не менее, в контрольных группах почти каждый пятый курсант (18 %) не удовлетворен своей профессией, в экспериментальных таких курсантов 10 %.
Среди основных мотивов обучения курсанты младших годов обучения на первое место поставили получение качественного высшего образования (65 % ответов), а на второе место - получение хорошей специальности (50 % ответов). Оба этих мотива относятся к социальной категории и отражают доминирующую роль «вынужденных» мотивов поведения, обусловленную сложным положением в экономической и социальной сферах жизни.
6,50 6,00 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50
1 год
2 год
и Познавательные' Социальные Долг Одобрение, оценка Негативные
Рис. 1. Структура профессиональной мотивации курсантов младших годов обучения
Только на третьем месте находится мотив «быть офицером» (34 % ответов), который можно оценить как положительный и благоприятный в общей структуре военно-профессиональной направленности. На последующие места курсанты поставили мотивы определенности и постоянной работы, материальной обеспеченности, престижности (31 %, 23 %, 18 % соответственно), которые также относятся к социальным мотивам.
Изучение динамики мотивов учебно-познавательной деятельности курсантов заключалось в сравнении показателей мотивов на различных годах обучения в ввузе. За основу принимались пять групп мотивов, выделенных в структуре мотивации квазипрофессиональной деятельности курсантов, однако, в некоторых случаях показатели отдельных мотивов уточняли общую картину изменения.
В целом, по результатам исследования, прослеживается отрицательная динамика мотивации: показатели мотивов снижаются с первого года обучения (рис. 2).
Если рассмотреть результаты в каждой группе мотивов, то в целом они повторяют общую тенденцию снижения, за исключением отдельных мотивов. Некоторые изменения, отличающиеся от общей, групповой, тенденции, можно наблюдать у мотивов «получение денег за учебу» и «большое обще-
ственное значение профессии и широкая сфера ее применения», что обусловлено закономерным изменением отношения курсантов к различным аспектам образовательного процесса в ходе обучения в ввузе.
6,50 -т 6,00 -5,50 -5,00 -4,50 -4,00 -3,50 -
Познавательные Социальные Долг Одобрение, оценка Негативные
1 год и 2 год
Рис. 2. Динамика квазипрофессиональной мотивации курсантов первого и второго годов обучения
В заключение можно сделать вывод о том, что профессиональная мотивация курсантов младших годов обучения изменяется в течение периода обучения. Учебные мотивы, начиная на довольно высоком уровне, снижают свою значимость для курсантов в течение учебы, в то время как значимость учебно-профессиональных мотивов постоянно повышается. Такая динамика характерна для познавательных мотивов и отражает реальное положение мотивационной сферы курсантов. Учебные мотивы перестают играть доминирующую роль в структуре мотивации учебно-познавательной деятельности в силу постоянного удовлетворения потребности в новых знаниях. Вместе с этим учебно-профессиональные мотивы становятся главными во всей иерархии мотивов, что является признаком формирования у курсанта профессиональной направленности. Этот процесс сопровождается становлением в сознании курсанта профессиональной доминанты, сформированно-стью образа профессии, осознанием себя как субъекта профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Золотовская Л.А. Особенности профессионального становления курсантов в процессе обучения в военном вузе // Междисциплинарные исследования в науке и образовании: Психологические науки. Сборник трудов Первого Международного научно-практического симпозиума (7 мая 2012 г.) / под ред. проф. РАЕ Л.Ф. Чупрова. - Киев: МАНУ 2012. - С. 27-36.
2. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 25-32.
3. Мартынов Н., Якушенко Е., Кириллов, В. Какие мотивы движут выпускниками военного вуза // Ориентир. - 2008. - № 6. - С. 22.
4. Холодов В.И. Военное образование в представлениях курсантов высших военных учебных заведений // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 4 (12). - С. 180-188.
ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
© Теуважукова Р.Т.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
В статье обобщаются результаты многолетних исследований по особо актуальной проблеме на современном этапе развития системы образования: роль встречных усилий студентов - будущих учителей в своей профессиональной подготовке и значимость педагога в организации и руководстве этим процессом.
Ключевые слова акмеология, самовоспитание, самопознание, самооценка, самообразование, самоанализ, профессиональное самовоспитание.
Современная система высшего педагогического образования характеризуется недостаточностью научно обоснованных связей теоретической и практической подготовки будущего учителя. Содержание профессиональной подготовки не способствует формированию системного видения педагогической действительности, с одной стороны, результата своей (студента) деятельности, с другой. В основу процесса формирования учителя не поставлена его личность, его творческая педагогическая индивидуальность, что не способствует формированию основ авторской системы деятельности (АСД).
Система педагогического образования нуждается в приведении ее целей, содержания и технологии в соответствии с потребностями общества, современной школы и школы будущего.
Целью современной высшей педагогической школы является подготовка учителя нового типа, с высоким уровнем профессиональной направленности, инновационным стилем научно-педагогического мышления, готовностью к созданию новых ценностей, принятию творческих решений, потребностью в постоянном самосовершенствовании, способностью к само-
* Заведующий кафедрой Педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент.