Научная статья на тему 'Изучение влияния наставничества как формы педагогического сопровождения профессионального становления будущего офицера на профессиональное сознание курсантов ВВУЗа'

Изучение влияния наставничества как формы педагогического сопровождения профессионального становления будущего офицера на профессиональное сознание курсантов ВВУЗа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
186
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MENTORING / PEDAGOGIC MAINTENANCE / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чуйков Юрий Михайлович

Статья ориентирована на решение проблемы поиска новых форм педагогического сопровождения профессионального становления будущего офицера. Представленные автором результаты эмпирического исследования подтверждают эффективность влияния наставничества на эмоциональную, когнитивно-профессиональную и субъектную составляющие профессионального сознания курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on addressing the search of new forms of maintenance of professional development of future officers. The results of empirical studies presented by the author confirm the effectiveness of influence of mentoring on the emotional, cognitive and vocational subject of professional consciousness of students.

Текст научной работы на тему «Изучение влияния наставничества как формы педагогического сопровождения профессионального становления будущего офицера на профессиональное сознание курсантов ВВУЗа»

данной подготовки будущие специалисты овладевают навыками взаимодействия в профессиональной деятельности. Это является очень необходимым для студентов, так как помогает им быстро и эффективно решать производственные проблемы, что тем самым обеспечивает модернизацию производства, культуру профессионального общения.

Саморазвитие, самосовершенствование являются очень важными при профессиональном становлении студентов. При профессионально ориентированном взаимодействии со студенческой группой куратор вдохновляет и руководит активностью студентов, реализует множество психолого-педагогических условий, которые способствуют совершенствованию личности студентов. Для куратора является очень важным в ходе профессионально ориентированного взаимодействия со студенческой группой создать такие оптимальные условия, которые способствовали возрастанию уверенности студентов в их профессиональной компетентности, удовлетворению их потребности в творческой реализации.

При профессионально ориентированном взаимодействии куратора и студенческой группы куратору необходимо помнить, что очень важно возрастание субъектности студентов, они должны из пассивных объектов педагогических воздействий принять позицию активного субъекта, стать пол-

ноправными партнёрами данного взаимодействия. Необходимо подчеркнуть, что очень важна способность куратора к сочувствию, пониманию при взаимодействии со студентами. Куратор должен всегда стремиться понять студентов, их мотивацию, распознать их интересы, также способствовать стимулированию их внутренней мотивации к профессиональной деятельности, раскрывать творческие способности студентов, видеть педагогические проблемы и уметь их бесконфликтно решать. Соблюдение всех этих условий будет способствовать эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов.

Таким образом, совершенствование профессионально ориентированного взаимодействия является важной задачей в высшей школе. Так как от этого зависит профессиональное становление будущих специалистов и модернизация нашего общества в целом.

Библиографический список

1. Ильин Г. Н. Искусство общения. - М. : Педагогика, 1982. - 112 с.

2. Коджаспирова Г. М, Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М. : Март, 2005. - 448 с.

3. Кролевецкая Е. Н. Куратор как субъект профессионального воспитания // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. -2006. - № 2 (17). - С. 353-355.

УДК 355 Чуйков Юрий Михайлович

Костромское высшее военное командно-инженерное училище радиационной, химической и биологической защиты (военный институт)

ipp@ksu.edu.ru

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ КУРСАНТОВ ВВУЗА

Статья ориентирована на решение проблемы поиска новых форм педагогического сопровождения профессионального становления будущего офицера. Представленные автором результаты эмпирического исследования подтверждают эффективность влияния наставничества на эмоциональную, когнитивно-профессиональную и субъектную составляющие профессионального сознания курсантов.

Ключевые слова: наставничество, педагогическое сопровождение, профессиональная деятельность.

Теоретический анализ проблемы наставниче- циально-педагогического феномена. Исследова-

ства как формы педагогического сопровождения тели отмечают целевую направленность деятель-

профессионального становления будущего офи- ности наставника на освоение воспитанником

цера раскрывает ряд особенностей данного со- профессиональных компетенций, выстраивание

профессиональной деятельности, усвоение представлений о социальном институте и проектирование собственного места в нем, интериори-зацию нравственных ценностей и норм жизнедеятельности профессионала. Содержание деятельности офицера-наставника представляет собой поиск и обеспечение влияния факторов, содействующих (предпосылки) и препятствующих (барьеры) развитию личности, её ценностной ориентации в мире профессии. Результаты такого рода деятельности можно определить совокупностью шести групп отношений студента: к профессиональной деятельности и с данным видом деятельности, к профессиональной среде и со средой, в которой осуществляется профессиональная деятельность, а также самоотноше-нием (отношением курсанта к себе) и отношениями с самим собой.

Осмысление феномена наставничества позволило определить объективные показатели для эмпирического исследования: уровень самооценки личности, уровень саморегуляции личности в сфере освоения и реализации военно-служебных компетенций; характер направленности мотивации к военно-профессиональной деятельности, уровень самостоятельности в учебной деятельности, стремление к самореализации в профессии.

Экспериментальная часть исследования представляет собой формирующий эксперимент. Базой исследования явилось Костромское высшее военное командно-инженерное училище РХБ защиты (военный институт). В опытно-экспериментальной работе приняло участие 267 курсантов 1-4 курсов, из них 128 составили контрольную и 139 экспериментальную группы. В исследовании нами были использованы следующие методы исследования: анкетирование (модифицированный вариант анкеты А. Г. Акопова «Студенты о профессиональной подготовке» [1]), моделирование деятельности офицера-наставника, методы математической обработки результатов исследования. Анкета, предлагаемая курсантам на 1 и 4 курсах обучения, состояла из 10 закрытых вопросов. Все вопросы объединены в четыре блока в соответствии с выделенными составляющими учебно-профессиональной установки: эмоциональная, когнитивно-профессиональная, когнитивно-личностная и субъектная составляющие.

Рассмотрим содержание ответов, полученных в ходе опроса от учащихся ВВУЗа на 1 и 4 годах обучения (в 2006-2007 и 2009-2010 учебных годах соответственно). Данные опроса подтверждают изменения эмоциональной составляющей профессионального сознания студентов от 1 к 4 курсу. Сопоставление данных, полученных при ответах на вопросы об оценке качества подготовки в ВВУЗе и уровне удовлетворенности своей учебной деятельностью (рис. 1) показывает, что в зависимости от этапа обучения происходят изменения в оценке получаемой подготовки к профессиональной деятельности. В контрольной группе значительно уменьшается доля положительной оценки на 18,8% и возрастает доля отрицательной оценки на 18%, тогда как в экспериментальной группе изменения незначительны (от 2,9 до 4,3%) и сдвиг происходит в сторону улучшения эмоционального отношения к процессу подготовки. Количество курсантов, оценивших получаемую подготовку как «удовлетворительную» в обеих группах достаточно стабильно (38,13-46,09% от общего числа опрашиваемых). Эти данные согласуются с результатами оценки степени удовлетворенности своей учебной деятельностью: в контрольной группе наблюдается снижение количества данных о положительной оценке на 13,3%, рост количества отрицательных оценок на 11,7%, тогда как количественные изменения данных в экспериментальной группе не превышает 2,2%. Изменение мнения о профессии в лучшую сторону отмечают 35,94% учащихся контрольной группы и 65,47% учащихся экспериментальной группы. Число студентов, отрицательно ответивших на данный вопрос значительно в контрольной группе (29,69%) и незначительно в группе экспериментальной (8,64%).

Происходят изменения и в когнитивно-профессиональной составляющей профессионального сознания. Так, приоритетными в подготовке специалистов все респонденты считают практические навыки по специальности и личностные качества (рис. 2). Достаточно значимыми для курсантов являются теоретические знания по специальности как необходимая основа для практической деятельности и квалификация преподавателей. Среди незначимых факторов респонденты обеих групп выделяют организацию учебного процесса и психолого-педагогическую подготовку.

Рис. 1 Графики изменения эмоциональной составляющей профессионального сознания студентов РХБЗ от 1 к 4 курсу

Личностные качества Квалификация преподавателей

Организация учебного процесса

Психолого-педагогическая

подготовка

Практические знания по специальности

Теоретические знания по специальности

10

15

20

25

30

35

Рис. 2. Значимость факторов в подготовке специалиста

Положительная динамика у опрашиваемых обеих групп наблюдается в росте значимости теоретических знаний по специальности (на 11,7% в контрольной группе и на 5,8% в экспериментальной группе), психолого-педагогической подготовки (на 2,2% в обеих группах). Для представителей экспериментальной группы явно уменьшается значимость организации учебного процесса (на 9,4%), а для представителей контрольной группы - квалификации преподавателей и личностных качеств (на 6,3%). Можно говорить о том, что к концу обучения будущие специалисты начинают осознавать важность теоретических знаний и психолого-педагогической подготовки как основы умения работать с людьми.

Когнитивно-личностная составляющая профессионального сознания тесно связана с оценкой имеющихся качеств для осуществления профессиональной деятельности. На всех этапах обучения курсанты ВВУЗа профессионально важными качествами личности считают специальные (их выделяют 43-56% респондентов), эмоционально-волевые (17-24% респондентов) и интеллектуальные (10-30% респондентов). При этом, студенты первого курса отмечают у себя наличие интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств и недостаточность качеств специальных. Для обеих исследуемых групп характерна положительная динамика в области оценки развития специальных знаний (происходит увеличение количества данных на 23,4% в контрольной группе и на 43,9% - в экспериментальной). Это свидетельствует о том, что за годы обучения в ВВУЗе в сознании курсантов происходит сближение идеального и реального представления о профессионально важных

качествах личности будущего профессионала, что может в дальнейшем обеспечить успешность в профессиональной карьере.

В характеристике субъектной составляющей учебно-профессиональной установки большое значение имеет динамика профессиональных намерений курсантов (рис.3).

Анализ данных показывает, что от 1 к 4 курсу происходит снижение степени неопределенности в выборе работы по специальности (с 43% к 17%), в большей степени это снижение происходит в экспериментальной группе (на 24,5%), нежели в контрольной (на 16,4%). При этом, в контрольной группе происходит уменьшение количества выборов положительного решения о работе по специальности (на 3,1%) и увеличение количества выборов отрицательного решения о работе по специальности (на 9,4%). Тогда как в экспериментальной группе наблюдается обратная тенденция: происходит увеличение количества выборов положительного решения о работе по специальности (на 10,1%) и уменьшение количества выборов отрицательного решения о работе по специальности (на 1,4%).

Для сравнения полученных данных по контрольной и экспериментальной группам между собой мы использовали критерий Вилкоксона (Wilcoxon Matched Pairs Test) и осуществляли подсчет с помощью программы Statistica 6.0. Анализ данных, полученных в ходе анкетирования курсантов 1 года обучения показал, что различия контрольной и экспериментальной групп в сфере особенностей профессионального сознания практически отсутствуют. Значимые различия наблюдаются лишь в сфере эмоционального отношения к учебной деятельности (Z = 2,12, на уровне значимости

не хотел бы.

еще не решил;

возможно буду работать по своей спец-ти;

скорее всего буду работать по спец-ти;

обязательно буду работать по спец-ти;

0 10 20 30 40

Рис. 3. Динамика профессиональных намерений курсантов

50

р < 0,03). Это может быть связано с активизацией работы офицера-наставника в экспериментальной группе. Значимые различия данных групп проявляются на 4 курсе. Курсанты экспериментальной группы в большей степени, нежели курсанты контрольной группы положительно оценивают подготовку к профессиональной деятельности в ВВУЗе (2 = 2,37, на уровне значимости р < 0,02), положительно относятся к своей профессии (2 = 4,7, на уровне значимости р < 0,00); в меньшей степени предполагают наличие трудностей в работе (2 = 5,72, на уровне значимости р < 0,00); выше оценивают значение офицера-наставника в профессиональной подготовке (2 = 4,3, на уровне значимости р < 0,00). Все это свидетельствует о значимых преобразованиях в сфере профессионального самосознания у курсантов экспериментальной группы, осуществляющих взаимодействие с офи-цером-наставником и достоверных различиях с аналогичными изменениями в самосознании личности у курсантов контрольной группы.

Оценим значимость сдвига результатов исследования профессионального сознания курсантов с помощью ^критерия Стьюдента. Мы можем наблюдать значимость сдвига данных, полученных в контрольной группе учащихся РХБЗ по двум шкалам: 1) шкале оценки процесса подготовки к профессиональной деятельности в ВВУЗе (разница средних показателей составляет 4,81 балла, сдвиг на уровне значимости р < 0,0003); 2) шкале удовлетворенности своей учебной деятельностью (разница средних показателей составляет 3,35 балла, сдвиг на уровне значимости р < 0,00006). Эти результаты свидетельствуют о том, что у курсантов контрольной группы к 4 курсу обучения произошли значительные изменения в профессиональном самосознании: они стали негативнее оценивать качество подготовки специалистов в ВВУЗе, они в меньшей степени удовлетворены своей учебной деятельностью. Выявлен лишь один значимый сдвиг данных, полученных в экспериментальной группе учащихся РХБЗ по шкале удовлетворенности своей учебной деятельностью (разница средних показателей составляет 3,78 баллов, сдвиг на уровне значимости р < 0,00002). Это свидетельствует об уменьшении критического отношения к организации собственной учебной деятельности респондентов экспериментальной группы и может быть связано с освоением процессов постановки учебных целей и планирования учебного процесса в ходе взаимодействия с офицером-наставником.

Данные, полученные в ходе анкетирования, обрабатывались и с помощью корреляционного анализа (по Спирмену) с целью выявления взаимосвязей. Независимыми переменными исследования выступали показатели, лежащие в основе формирования профессионального сознания: «Наличие куратора/наставника», «Значение куратора/ наставника в профессиональной подготовке», Зависимые переменные - показатели: «Субъективной оценки студентов их профессиональной подготовки в вузе», «Мнение студентов о профессии», «Предположение о трудностях в будущей работе», «Удовлетворенность учебой». Значимые положительные корреляции были обнаружены между показателем «Наличие куратора/наставника» и всеми составляющими профессионального сознания курсантов РХБЗ 4 курса (р < 0,05). Это означает, что позиция офицера-наставника положительно влияет на оценку уровня подготовки (к = 0,16), мнение о выбранной профессии (к = 0,33), удовлетворенность учебным процессом (к = 0,26), предположение об отсутствии трудностей в работе (к=0,39). Корреляционный анализ подтверждает, что чем выше значение и роль куратора/наставника для курсанта, тем выше оценка уровня подготовки (к = 0,45), позитивнее мнение о выбранной профессии (к = 0,52), выше удовлетворенность учебным процессом (к = 0,3), в большей степени сформировано предположение об отсутствии трудностей в работе (к = 0,59).

Результаты исследования подтверждают эффективность модели деятельности офицера-на-ставника в ВВУЗе, отображая большую результативность для курсантов в области становления профессионального самосознания. Офицер-наставник в большей степени, нежели офицер-куратор содействует положительному изменению отношения курсанта к профессиональной деятельности и с данным видом деятельности, к профессиональной среде и со средой, в которой осуществляется профессиональная деятельность, а также самоотношением (отношением курсанта к себе) и отношениями с самим собой. Основной причиной изменения отношения к профессии на всех этапах обучения при содействии офицера-наставника являются: более глубокое понимание своей профессии и успешное приобретение профессионального опыта и навыков.

Библиографический список

1. Акопов Г. В. Социальная психология образования. - М. : Изд-во «Флинта», 2000. - С. 238-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.