Научная статья на тему 'Субъектный характер профессионально ориентированного взаимодействия куратора и студенческой группы'

Субъектный характер профессионально ориентированного взаимодействия куратора и студенческой группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КУРАТОР / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / СУБЪЕКТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / STUDENTS' GROUP / PROFESSIONALLY ORIENTED INTERACTION / TUTOR / SUBJECT PROFESSIONALLY ORIENTED INTERACTION / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидякина Маргарита Юрьевна

Данная статья посвящена характеристике и выявлению особенностей субъектного характера профессионально ориентированного взаимодействия куратора и студенческой группы. Такое взаимодействие создает предпосылки успешной профессиональной деятельности будущих специалистов, происходит не только приобретение знаний, умений, но также это развивает личность будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидякина Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the characteristics and finding out the peculiarities of the subject character professionally oriented interaction between the tutor and the students group. This interaction creates prerequisites for successful career of the future specialists; not only obtaining knowledge and skills takes place, but also personality of the future specialist develops.

Текст научной работы на тему «Субъектный характер профессионально ориентированного взаимодействия куратора и студенческой группы»

удк 378.064.2. Сидякина Маргарита Юрьевна

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова leonbel1@yandex.ru

СУБЪЕКТНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРАТОРА И СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Данная статья посвящена характеристике и выявлению особенностей субъектного характера профессионально ориентированного взаимодействия куратора и студенческой группы. Такое взаимодействие создает предпосылки успешной профессиональной деятельности будущих специалистов, происходит не только приобретение знаний, умений, но также это развивает личность будущего специалиста.

Ключевые слова: профессионально-ориентированное взаимодействие, куратор, студенческая группа, субъектное профессионально-ориентированное взаимодействие, профессиональное образование.

В условиях модернизации современного образования гуманистическая направленность воспитания является одним из главных направлений воспитательной работы куратора. Гуманизация воспитания предполагает отказ от педагогического давления на личность студентов, которое препятствует развитию субъектного взаимодействия между куратором и студентами, придаёт большое значение личной свободе и деятельности студентов. Также предполагает создание таких условий для студентов, при которых студент не может не учиться, не совершенствоваться, не может оставаться равнодушным субъектом данного воспитательного процесса. Гуманизация воспитания способствует адаптации студентов к условиям высшей школы, предполагает комфортное профессионально ориентированное взаимодействие куратора и студентов. Именно превращение студента в субъекта профессионально ориентированного взаимодействия способствует совершенствованию личности будущего специалиста. Субъект - это носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом [2, с. 328]. Понятие «субъект» предполагает способность личности к саморегуляции и самоорганизации, реализации себя как активной личности в деятельности. Субъект является инициатором, деятельной личностью, которая способна создавать новые идеи, преобразовывать и производить различные предметы, действия. Субъект стремится к самопостижению, самоопределению, саморазвитию, самореализации. Субъект является творцом собственной жизни, он способен практически преобразовывать свою жизнедеятельность, критически её оценивать, анализировать результаты.

При профессионально ориентированном взаимодействии куратора и студенческой группы

субъектность студентов является целью воспитательной работы куратора. Субъектность - это качество личности, обозначающее способность человека отдавать отчёт в собственных действиях, быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели, выстраивать планы жизни [2, с. 329]. Большое влияние на становление субъек-тности студентов оказывают субъектные качества куратора. По этому поводу констатирует Е. Н. Кро-левецкая: «Субъектность как способность личности формируется и развивается в процессе воспитания, она является целью воспитательной деятельности куратора. Развитие и самореализация ценнейших субъектных качеств личности куратора является одним из условий становления субъект-ности студента. При высоком уровне субъектнос-ти куратора воспитательный процесс ориентирован на субъектный опыт студента, его возможности, потенциал» [3, с. 354].

Стать субъектом студент должен сам, но без помощи куратора он не сможет оценить свою субъектную сущность. В ходе профессионально ориентированного взаимодействия со студенческой группой куратор должен помнить, что становление субъектности как процесса предполагает два аспекта: экзистенциальную субъектность и деятельностную субъектность. Экзистенциальная субъектность предполагает развитие внутреннего мира студента, его внутренней активности, личностных качеств, которые помогут ему реализоваться как самостоятельному субъекту. Деятельностная субъектность предполагает развитие активности студентов, их компетентности, что будет способствовать их эффективной профессиональной подготовке.

© Сидякина М. Ю., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1

119

Профессионально ориентированное взаимодействие становится сегодня важнейшим фактором профессиональной подготовки будущего специалиста. Профессионально ориентированное взаимодействие куратора и студенческой группы предполагает создание для каждого студента таких условий, которые способствовали бы его профессиональному развитию, профессиональному росту, субъектному становлению, раскрытию творческих способностей студентов. Данное профессионально ориентированное взаимодействие куратора и студенческой группы характеризуется демократичностью, партнёрскими отношениями, свободой. Считаем важным подчеркнуть, что субъектный характер профессионально ориентированного взаимодействия куратора и студенческой группы позволяет взаимодополнять и взаи-мообогащать процесс взаимодействия и получаемые результаты. Профессионально ориентированное взаимодействие становится для студентов личностно-значимым, приобретает характер доверительного общения на основе понимания и взаимного доверия. Наряду с этим данный вид взаимодействия формирует у студентов чувство собственного достоинства, также формируется самостоятельность и активность студентов, которые при постоянном субъектном характере взаимодействия могут стать личными качествами студентов. В ходе профессионально ориентированного взаимодействия куратор и студенты взаимовлия-ют друг на друга. Их взаимодействие является плодотворным при условии субъектного характера данного взаимодействия. Необходимо подчеркнуть важность субъектного характера профессионально ориентированного взаимодействия, так как именно при этом взаимодействии возрастает субъектность как куратора, так и студентов. При данном взаимодействии очень важна эрудиция и мастерство куратора. Опытный куратор при развитии активности и самостоятельности студентов, учитывает их творческие возможности, старается предвидеть результаты своей воспитательной деятельности. Мастерство куратора заключается в том, чтобы находить более совершенные направления воспитательной деятельности, учитывая особенности личности студентов, их наклонности. По этому поводу замечает Г Н. Ильин: «Чтобы учить и воспитывать, нужно не многих, а каждого «допустить» до себя, создать комфортные условия, ситуацию успеха, дружбы» [1, с. 48]. Это взаимодействие основывается на взаимном доверии куратора и студентов, оно способствует

укреплению их отношений. Большое значение в ходе профессионально ориентированного взаимодействия приобретают личные качества куратора. Они влияют на результат воспитательной работы куратора. Это такие важные качества как: педагогический такт, творческий подход к делу, высокий уровень общей и педагогической подготовки, гуманное отношение к воспитуемым. Одной из важных задач куратора является способствовать уважительному отношению студентов к будущей профессии, а также развитие у студентов потребности к творческому отношению профессиональной деятельности.

При профессионально ориентированном взаимодействии куратора и студенческой группы очень важна мера педагогического руководства куратора. Это важно для того, чтобы не подавить инициативу студентов с одной стороны, а с другой стороны, чтобы не вызвать негативные реакции студентов и не развить в них пассивность. Куратор будет субъектом воспитательной деятельности в том случае, если он эту деятельность планирует, предусматривает её результаты, несёт за неё ответственность. В ходе профессионально ориентированного взаимодействия куратора и студенческой группы куратору необходимо учитывать условия, содержание, методы и формы деятельности, в которой будет частое решение педагогических задач.

При профессионально ориентированном взаимодействии куратора и студенческой группы куратору важно помочь студентам сохранить интерес и ценностное отношение к будущей профессии в течение всех лет обучения в высшей школе. Эффективность профессионально ориентированного взаимодействия куратора и студенческой группы значительно возрастёт, если куратор в процессе своей воспитательной деятельности будет применять современные методики воспитания: методики личностно ориентированного воспитания, рефлексивные методики, методики «портфолио», методики персонифицированного воспитания, методики формирования субъектных отношений в группе и другие. В ходе профессионально ориентированного взаимодействия со студентами куратору важно уметь правильно оценивать уровень развития группы. Студенческая группа проходит определённые этапы своего развития, куратору необходимо знать закономерности развития студенческой группы и специфику данной группы.

Совершенствование деятельностной подготовки является очень важным для студентов. В ходе

120

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

данной подготовки будущие специалисты овладевают навыками взаимодействия в профессиональной деятельности. Это является очень необходимым для студентов, так как помогает им быстро и эффективно решать производственные проблемы, что тем самым обеспечивает модернизацию производства, культуру профессионального общения.

Саморазвитие, самосовершенствование являются очень важными при профессиональном становлении студентов. При профессионально ориентированном взаимодействии со студенческой группой куратор вдохновляет и руководит активностью студентов, реализует множество психолого-педагогических условий, которые способствуют совершенствованию личности студентов. Для куратора является очень важным в ходе профессионально ориентированного взаимодействия со студенческой группой создать такие оптимальные условия, которые способствовали возрастанию уверенности студентов в их профессиональной компетентности, удовлетворению их потребности в творческой реализации.

При профессионально ориентированном взаимодействии куратора и студенческой группы куратору необходимо помнить, что очень важно возрастание субъектности студентов, они должны из пассивных объектов педагогических воздействий принять позицию активного субъекта, стать пол-

ноправными партнёрами данного взаимодействия. Необходимо подчеркнуть, что очень важна способность куратора к сочувствию, пониманию при взаимодействии со студентами. Куратор должен всегда стремиться понять студентов, их мотивацию, распознать их интересы, также способствовать стимулированию их внутренней мотивации к профессиональной деятельности, раскрывать творческие способности студентов, видеть педагогические проблемы и уметь их бесконфликтно решать. Соблюдение всех этих условий будет способствовать эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов.

Таким образом, совершенствование профессионально ориентированного взаимодействия является важной задачей в высшей школе. Так как от этого зависит профессиональное становление будущих специалистов и модернизация нашего общества в целом.

Библиографический список

1. Ильин Г. Н. Искусство общения. - М. : Педагогика, 1982. - 112 с.

2. Коджаспирова Г. М, Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М. : Март, 2005. - 448 с.

3. Кролевецкая Е. Н. Куратор как субъект профессионального воспитания // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. -2006. - № 2 (17). - С. 353-355.

УДК 355 Чуйков Юрий Михайлович

Костромское высшее военное командно-инженерное училище радиационной, химической и биологической защиты (военный институт)

ipp@ksu.edu.ru

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ КУРСАНТОВ ВВУЗА

Статья ориентирована на решение проблемы поиска новых форм педагогического сопровождения профессионального становления будущего офицера. Представленные автором результаты эмпирического исследования подтверждают эффективность влияния наставничества на эмоциональную, когнитивно-профессиональную и субъектную составляющие профессионального сознания курсантов.

Ключевые слова: наставничество, педагогическое сопровождение, профессиональная деятельность.

Теоретический анализ проблемы наставниче- циально-педагогического феномена. Исследова-

ства как формы педагогического сопровождения тели отмечают целевую направленность деятель-

профессионального становления будущего офи- ности наставника на освоение воспитанником

цера раскрывает ряд особенностей данного со- профессиональных компетенций, выстраивание

© Чуйков Ю. М., 2011

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.