Научная статья на тему 'Условия и факторы эффективного формирования профессиональной воспитанности будущего специалиста социальной сферы'

Условия и факторы эффективного формирования профессиональной воспитанности будущего специалиста социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / PROFESSIONAL BREEDING / SPECIALIST / SUBJECTNESS / SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муштенко Н. С.

В статье рассматривается проблема условий и факторов профессиональной воспитанности будущего специалиста. Субъектность связывается с такими вопросами, как самореализация специалиста, идея о возможности совместного влияния преподавателей и студентов на форму высшего образования, взгляды на субъектность как цель педагогической деятельности вуза, формирование субъектного отношения к обучаемым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муштенко Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions and factors of effective formation of professional mannerliness of the future specialists of social sphere

The problem of conditions and factors of the subjectivity of future specialist's mannerliness is considered in the article. The subjectivity is connected with such questions as self-realization of the specialist, the idea of possible joint influence of teacher's and students on the form of higher education; view on the subjectivity as the aim of university pedagogical activity, formation of subjective relation to students.

Текст научной работы на тему «Условия и факторы эффективного формирования профессиональной воспитанности будущего специалиста социальной сферы»

УДК 378

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСПИТАННОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

© Н.С. Муштенко

В статье рассматривается проблема условий и факторов профессиональной воспитанности будущего специалиста. Субъектность связывается с такими вопросами, как самореализация специалиста, идея о возможности совместного влияния преподавателей и студентов на форму высшего образования, взгляды на субъектность как цель педагогической деятельности вуза, формирование субъектного отношения к обучаемым.

Ключевые слова: профессиональная воспитанность, специалист, субъектность, социальная сфера.

Как и любой педагогический процесс, профессиональное воспитание будущего специалиста социальной сферы осуществляется под влиянием целого комплекса условий и факторов. Имея различную степень выраженности, направленности, устойчивости, интенсивности, такие условия и факторы оказываются достаточно важными силами, определяющими эффективность становления личности будущего специалиста социальной сферы, освоения им профессиональных ценностей, идеалов, норм, привычек, опыта социально-ценного поведения и отношений. Понятия «условия» и «факторы» не тождественны, не синонимичны. Под условиями принято понимать совокупность обстоятельств, в которых протекает воспитательный процесс, реализуется определенное содержание воспитания; условия - «обстоятельства, от которых что-нибудь зависит», «обстановка, в которой происходит что-либо» [1]. Факторы же - (от латинского «factor» - делающий, производящий) -

«движущая сила, причина какого-либо процесса, явления»; «существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении» [2]; «любое психическое явление, ставшее движущей силой другого явления» [3].

Поскольку условия и факторы оказывают значительное влияние на эффективность процесса профессионального воспитания будущего специалиста социальной сферы, мы не можем не обратиться к изучению их природы, механизмов функционирования; не можем не попытаться найти связь между условиями и результатами процесса, между обстоятельствами бытия будущего специалиста социальной сферы в вузе и возникающи-

ми в организации его жизнедеятельности проблемами. Если иметь в виду известный тезис К. Маркса о том, что «обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства» [4], то условия и факторы, в которых протекает воспитательный процесс, - это и есть те обстоятельства, которые в известной степени «творят» специалиста социальной сферы.

Следовательно, организуя эти обстоятельства жизнедеятельности будущего специалиста социальной сферы, моделируя среду его бытия, становится возможным влиять на его поведение, отношения, ориентации, идеалы, его эмоциональные состояния, задавать определенную направленность его развитию, пробуждать в нем высокие и благородные потребности, социально значимые мотивы и установки. Условия и факторы воспитания должны стать «своими», значимыми для личности будущего специалиста социальной сферы, должны рождать в ней новые стремления, желания, перспективы, должны связывать бытие индивида с реальной жизнью. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притязательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении - та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблю-

дателями, готовыми на все махнуть рукой, -тогда все им становится нипочем» [5].

Одной из важных задач нашего исследования было выявление и проверка опытноэкспериментальным путем комплекса оптимальных условий и совокупности факторов, обеспечивающих искомую эффективность процесса профессионального воспитания будущего специалиста социальной сферы. Среди этих условий:

1) культивирование гуманного стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, обеспечение разумной дисциплины и порядка как условий защищенности студентов и преподавателей в образовательном пространстве вуза;

2) инициирование, стимулирование и поддержка студенческих инициатив по обогащению содержания и форм организации жизнедеятельности, соотнесенной с образом профессионального бытия специалиста социальной сферы;

3) обеспечение включенности студентов в профессиональные общности, создающие атмосферу «цеха», культивирующие представления о профессиональных традициях, образе жизни, способах организации досуга и быта, формирующие жизненный опыт будущих специалистов;

4) актуализация культурно-исторического наследия Курского края в воспитательной работе со студентами; взаимодействие с учреждениями культуры города и области, с творческими союзами и организациями в процессе проектирования и осуществления профессионального воспитания студентов университета;

5) материальное, нормативно-организационное, кадровое, научное и информационно-методическое обеспечение воспитательной работы со студентами;

6) изучение состояния и динамики основных параметров профессиональной воспитанности студентов с 1 по 5 курс [6].

Проведенный анализ среза данных (результаты обследования студентов 1-5 курсов Курского института социального образования (филиала Российского государственного социального университета) N = 185)) с помощью теста-опросника выявил ряд проблем, связанных с качеством воспитательного процесса в вузе:

1. Воспитательный процесс в вузе функционирует не в полную силу.

2. У кураторов отсутствует информация об интересах воспитанников. Имеющаяся информация фрагментарна, предоставляется от случая к случаю.

3. Отсутствует эффективная и налаженная схема общения, взаимодействия между преподавателями и студентами.

4. Выполнение своих функций кураторами является номинальным, нет четкого и отлаженного взаимодействия между куратором и студентами.

6. Не налажено взаимодействие между субъектами - структурными подразделениями вуза, участвующими в процессе профессионального воспитания будущих специалистов социальной сферы, составляющими в совокупности воспитательную систему вуза.

7. Попытки эмоционального, духовного развития студентов носят стихийный характер, что влечет за собой их низкую эффективность.

Выявленные в результате среза проблемы и противоречия вновь доказали важность затронутой темы. Проведение констатирующих диагностических срезов с помощью теста-опросника позволило выявить ряд противоречий в практике современного профессионального педагогического образования между:

- декларируемым в вузе дифференцированным и индивидуальным подходами и традиционной ориентацией образовательного процесса на «вал» и на «среднестатистического» студента;

- усиливающейся сциентистской ориентацией образовательной деятельности вуза и необходимостью целостного профессионально-личностного развития специалиста;

- необходимостью создания воспитывающей среды вуза, обеспечивающей комплексное влияние на личность будущего специалиста, и локализацией образовательной деятельности в рамках учебного процесса;

- присутствием в вузе потенциально действенных субъектов профессионального воспитания будущих специалистов социальной сферы и крайне низкой их активностью в реализации своего воспитательного потенциала;

- необходимостью активной личной позиции вузовских преподавателей в про-

фессиональном воспитании студентов и отсутствием мотивов их продуктивной самореализации в этой сфере;

- потенциально значительными возможностями студенческих коллективов (групп, курсов, факультетов) в социальном и профессиональном воспитании студентов и отсутствием в вузе реальных условий и предпосылок для организации их развития, налаживания системы студенческого самоуправления;

- огромным воспитательным потенциалом культурно-просветительских заведений города и региона в формировании духовного облика будущих специалистов и крайне низкой вовлеченностью студенчества в их деятельность;

- необходимостью формирования целенаправленных, управляемых влияний образовательной среды вуза на профессионально-личностное развитие студентов и преобладанием стихийных, неуправляемых воздействий в формировании их духовного и профессионального облика и др.

Эти и другие противоречия, выявленные в ходе предварительной апробации теста-опросника, констатируют крайне низкую эффективность профессионального воспитания будущих специалистов социальной сферы, отсутствие целостной, упорядоченной системы такой работы. В этой связи нам предстоит определить возможности теста-опросника в повышении эффективности образовательного процесса социального вуза, показав, как на основании решений, принятых с помощью данных, полученных в результате проведения теста-опросника, мы сможем оценить эффективность работы всех субъектов процесса профессионального воспитания будущих специалистов социальной сферы, результаты работы вуза в этой сфере.

Таким образом, подводя итог анализу влияния условий и факторов на эффективность профессионального воспитания будущих специалистов социальной сферы в вузе, обратим внимание на ряд серьезных проблем, существенно осложняющих этот процесс и негативно сказывающихся на качестве становления личности специалиста.

Во-первых, необходимо качественное изменение позиции вузовского преподавателя по отношению к воспитанию студентов, а для таких перемен нужны действенные мо-

тивы, стимулы, побуждающие его к существенному пересмотру и интенсификации контактов со студентами, наполнению таких контактов профессионально и личностно значимым содержанием. Вузовский преподаватель не должен быть традиционным «уро-кодателем», - духовное богатство и разнообразие его интересов, его взглядов и оценок, его личности должно материализоваться в духовно богатой личности студента, в его интересах и увлечениях, в его взглядах и нравственно-эстетической позиции. А это становится возможным лишь при условии реального, активного, содержательного взаимодействия преподавателя и студентов. Локализация деятельности преподавателя вуза только в рамках учебного предмета выхолащивает, обедняет, существенно сужает сферу влияния его личности на профессиональное становление студентов, формирование их нравственноэстетического отношения к действительности, освоение ими традиций и образа жизни русской интеллигенции.

Во-вторых, обнаруживается устойчивая тенденция «омассовления» воспитательного процесса в вузе, камуфлирования множеством массовых «воспитательных» акций и дел стагнации первичных коллективов, опасного снижения качества воспитанности студентов. Стремление к массовости не должно подменять интенсификации группового и коллективного воспитания, не должно заменять внимания и интереса к личности студента. Оптимизация соотношения массового, группового и индивидуального воспитания со всей очевидностью требует внутренней «вертикальной» сопряженности планируемой воспитательной работы в вузе. Реальную возможность для этого открывает использование обеспечивающего организационно и содержательно рациональное и психологически оправданное размещение во времени всех воспитательных акций и дел, их увязан-ность в единую и целостную систему.

В-третьих, обеспечение устойчивого интереса студентов к организуемой воспитательной работе в вузе требует активной опоры на самодеятельность самих студентов, учет их мнения при планировании содержания и организации воспитательных акций и дел. Недооценка этого приводит к тому, что предлагаемое будущим специалистам социальной сферы содержание воспитания вос-

принимается ими как «безынтересная и малозначащая для профессионального становления деятельность». Воспитание в этом случае приобретает для них значение традиционного досуга, скрадывающего скучные и однообразные учебные будни, предлагающего возможность релаксации, развлечения, тогда как на самом деле от них требуется напряженный труд души, активная работа над собой, приобретение устойчивых нравственно-эстетических привычек, закалка характера и воли. Изменение отношения студентов к организуемой воспитательной работе может быть достигнуто только через формирование в них ощущения «авторства» этой деятельности, своей субъектной роли в ее планировании и организации, а это возможно лишь за счет развития субъектности как студенческих коллективов, так и каждого студента в отдельности.

В-четвертых, реальная результативность осуществляемого профессионального воспитания может быть достигнута на основе развития опыта саморефлексии, объективной самооценки, неизбежно ведущей к формированию Я-концепции будущего специалиста социальной сферы, моделированию устойчивого образа собственного Я, некоего профессионального эталона. Такая самооценка вырабатывается за счет соотнесения себя, особенностей своей личности с другими субъектами, за счет выявления на этой основе индивидуально ценного и профессионально типичного. Здесь как раз и оказывается особенно необходим студенту первичный коллектив, референтный вузовский преподаватель, которые и служат своеобразной предпосылкой для такого сопоставления. Из этого сопоставления рождается действительное единство личностного и профессионального, их органическая целостность. Рефлексия в этом случае предстает как нравственная деятельность, нравственно-эстетическая оценка себя самого и окружающей действительности, выражающая меру соответствия в себе самом желаемого и действительного, идеального и реального. Как показывают результаты исследования, массовые воспитательные акции в гораздо меньшей степени создают предпосылки для развития рефлексивного опыта личности, - в этих целях следует всемерно поощрять и поддерживать групповые и индивидуальные формы воспи-

тания, предполагающие высокую интенсивность общения, социального взаимодействия, развивающие перцептивные и эмпатийные умения и навыки будущего специалистов социальной сферы.

Наконец, в-пятых, важной предпосылкой эффективности профессионального становления будущего специалистов социальной сферы является эстетизация среды бытия личности, включение в процесс освоения и преобразования среды самих студентов. В этом случае создание такой эстетической среды предстает не только как сфера реализации личностью своих творческих сил, но и как процесс «присвоения» ценностей и нормативов среды, ее «персонализации» и «персонификации» (Ю.С. Мануйлов). Предметноэстетическая среда вуза должна стать средой функционирующего в ней первичного коллектива, должна стать «своей», должна быть «присвоена» коллективом и личностью. Среда становится воспитывающим фактором тогда, когда она целенаправленно создается и используется студенческим коллективом как источник ценностной информации, как средство достижения профессионально и личностно значимых целей, как объект социально ценной деятельности будущего специалистов социальной сферы и студенческого коллектива. В этом значении среда становится индикатором «духа» учебного заведения, морально-психологического состояния студенческих коллективов и каждого будущего специалистов социальной сферы. В этом значении среда уже не цель, а результат развития процесса профессионального воспитания в вузе.

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. С. 727.

2. Словарь иностранных слов. М., 1982. С. 518.

3. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 159.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3. С. 37.

5. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 140-141.

6. Концепция профессионального воспитания будущего учителя / авт. колл. А.Г. Пашков, А.В. Репринцев, А.Н. Ходусов. Курск, 1998. С. 9.

Поступала в редакцию 3.03.2009 г.

Mushtenko N.S. The conditions and factors of effective formation of professional mannerliness of the future specialists of social sphere. The problem of conditions and factors of the subjectivity of future specialist's mannerliness is considered in the article. The subjectivity is connected with such questions as self-realization of the spe-

cialist, the idea of possible joint influence of teacher's and students on the form of higher education; view on the subjectivity as the aim of university pedagogical activity, formation of subjective relation to students.

Key words: professional breeding, specialist, subjectness, social sphere.

УДК 378.17

ВЫНОСЛИВОСТЬ - ОСНОВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТА ВОЕННОГО УЧИЛИЩА

© В.Н. Хламов

В статье проведен анализ литературы, свидетельствующий о том, что наиболее важным физическим качеством, определяющим состояние здоровья курсанта военного училища и уровень его работоспособности, является выносливость.

Ключевые слова: физическая нагрузка, процесс развития общей выносливости.

Проблема оптимизации умственной и физической работоспособности военнослужащих средствами физической культуры и спорта имеет чрезвычайно важное значение для сохранения здоровья, профилактики нервно-психических перенапряжений, повышения эффективности учебного процесса и будущей профессиональной деятельности.

Одной из основных задач физической подготовки в процессе обучения является обеспечение высокой работоспособности и учебно-трудовой активности курсантов.

Говоря о формировании методических основ физической подготовки в вузе, в качестве критерия оптимальности выполнения его функций в системе учебно-воспитательного процесса целесообразно взять два признака - физическую подготовленность, уровень которой задается требованиями государственной программы, и умственную работоспособность, обеспечивающую достаточный уровень учебно-трудовой активности военнослужащих.

Под работоспособностью понимается способность человека выполнять в единицу времени то или иное количество работы с определенным качеством [1].

Физиологической основой как умственной, так и физической работоспособности является функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС), в значи-

тельной мере определяющей эффективность труда.

Для изучения функционального состояния ЦНС используются психологические и психофизиологические методы.

Любая трудовая деятельность предполагает участие высших психических функций: памяти, внимания и мышления. При этом системообразующим фактором является внимание. От внимания во многом зависят скорость восприятия и эффективность усвоения учебного материала, а также образование двигательных навыков.

Важным является критерий комплексности исследования, позволяющий оценить функциональные реакции отдельных систем организма во взаимосвязи. Измерения одного или нескольких показателей психофизиологических функций не отражают состояния всего организма, объективной может быть только интегральная оценка.

В настоящее время доказано стимулирующее влияние занятий физическими упражнениями на психические функции: внимание, восприятие, память, мышление, устойчивость, умственную работоспособность в целом. Многочисленными исследованиями установлено, что более высокий уровень физической подготовленности способствует лучшему переносу воздействия неблагоприятных факторов и сохранению необходимой степени работоспособности. В процессе сис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.