Научная статья на тему 'Факторы формирования профессиональной воспитанности будущего работника социальной сферы'

Факторы формирования профессиональной воспитанности будущего работника социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / РАБОТНИК / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / PROFESSIONAL MANNERLINESS / WORKMAN / SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муштенко Наталья Сергеевна

В статье рассматривается проблема факторов профессиональной воспитанности будущего работника. Профессиональная воспитанность связывается с такими вопросами, как самореализация специалиста, идея о возможности воздействия преподавателей и студентов на формирование профессионально важных качеств. Педагогические исследования проблемы профессиональной воспитанности касаются фундаментальных проблем высшего профессионального образования: возможности студенческих коллективов (групп, курсов, факультетов) в социальном и профессиональном воспитании студентов, влияние воспитательной среды вуза на профессионально-личностное развитие студентов, формирование субъектной позиции студентов и нравственных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION FACTORS OF PROFESSIONAL MANNERLINESS OF FUTURE WORKMAN OF SOCIAL SPHERE

The problem of factors of professional mannerliness of future workman is considered in the article. The professional mannerliness is connected with such questions as self-realization of the specialist, the idea of possible joint influence of teachers and students on the form of higher education. Pedagogical research of the problem of professional mannerliness is concerned with fundamental problems of high professional education: possibilities of students collectives (groups, courses, faculties) in social and professional education of students, influence of educational environment of university on professional and personal development of students, formation of subject position of students and moral features.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования профессиональной воспитанности будущего работника социальной сферы»

УДК 378

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОСПИТАННОСТИ БУДУЩЕГО РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

© Наталья Сергеевна Муштенко

Московский государственный педагогический университет, г. Москва, Россия, аспирант; Курский институт социального образования, преподаватель кафедры педагогики и психологии, e-mail: polojenceva84@ mail.ru

В статье рассматривается проблема факторов профессиональной воспитанности будущего работника. Профессиональная воспитанность связывается с такими вопросами, как самореализация специалиста, идея о возможности воздействия преподавателей и студентов на формирование профессионально важных качеств. Педагогические исследования проблемы профессиональной воспитанности касаются фундаментальных проблем высшего профессионального образования: возможности студенческих коллективов (групп, курсов, факультетов) в социальном и профессиональном воспитании студентов, влияние воспитательной среды вуза на профессионально-личностное развитие студентов, формирование субъектной позиции студентов и нравственных качеств.

Ключевые слова: профессиональная воспитанность; работник; социальная сфера.

Профессиональное воспитание будущего работника социальной сферы осуществляется под влиянием целого комплекса факторов. Имея различную степень выраженности, направленности, устойчивости, интенсивности, такие факторы оказываются достаточно важными силами, определяющими эффективность становления личности будущего работника социальной сферы, освоения им профессиональных ценностей, идеалов,

норм, привычек, опыта социально-ценного поведения и отношений. Понятия «факторы» не тождественны, не синонимичны. Под факторами принято понимать (от латинского «factor» - делающий, производящий) -

«движущая сила, причина какого-либо процесса, явления»; «существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении» [1]; «любое психическое явление, ставшее движущей силой другого явления» [2].

Поскольку факторы оказывают значительное влияние на эффективность процесса профессионального воспитания будущего работника социальной сферы, мы не можем не обратиться к изучению их природы, механизмов функционирования; не можем не попытаться найти связь между условиями и результатами процесса, между обстоятельствами бытия будущего работника социальной сферы в вузе и возникающими в организации его жизнедеятельности проблемами.

Основной акцент в опытно-экспериментальной работе, которая реализовалась на базе Курского института социального обра-

зования (филиала РГСУ), был направлен на развитие и реализацию воспитательного потенциала всех субъектов профессионального воспитания, более точное и полное использование ими своих воспитательных возможностей в этом процессе.

В эксперименте принимали участие 185 человек специальности «Социальная работа» (1-5 курс) и специальности «Социальная педагогика» (1-4 курс).

Готовность к выражению своей точки зрения предполагает наличие у студентов широкого кругозора, эрудиции. Университет предлагает будущим работникам социальной сферы достаточно широкий спектр источников для получения разнообразной информации, ее освоения и переработки. Однако значительная часть студентов, будущих социальных педагогов и социальных работников, весьма самокритично оценивает свои возможности в этом плане. Как «пока еще весьма ограниченный» - 63,25 % социальных педагогов и 35,2 % социальных работников; как «достаточно широкий» оценивают свой кругозор 18,75 % и 26,2 % студентов; 13,75 % и

29.8 % сообщают, что они «только делают первые шаги к его расширению»; а 4,25 % и

8.8 % вообще считают, что «об этом еще рано говорить» (рис. 1, 2).

Как показывают итоги проводившихся опросов, вместе с ростом позитивной самооценки кругозора устойчиво растет и понимание его ограниченности, его несовершенства. Полагаем, что в этом проявляется важ-

ный мотив саморазвития студентов, их самовоспитания, мощная побудительная причина к обретению новых и более глубоких знаний в сфере культуры, искусства, образования.

Далее следует обратить внимание на отношение студентов специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа» к обсуждению вопросов профессионального просвещения (табл. 1, 2).

80

70

60

50

40

30

20

10

м

■ 2005

■ 2006 □ 2007 ■ 2008

1

Достаточно

широкий

Пока

ограниченный

Первые шаги к расширению

Рано пока говорить

Рис. 1. Динамика самооценки студентами своего кругозора в сфере образования специальность «Социальная педагогика»

70

60

50

40

30

20

10

Ж

□ 2004

■ 2005

□ 2006

□ 2007

■ 2008

ж

Достаточно

широкий

Пока

ограниченный

Первые шаги к расширению

Рано пока говорить

Рис. 2. Динамика самооценки студентами своего кругозора в сфере образования специальность «Социальная работа»

0

0

Таблица 1

Отношение студентов специальности «социальная педагогика» (1-4 курсов) к обсуждению вопросов профессионального просвещения

Темы, проблемы Уверенно, % Не очень уверенно, % Постарался бы избежать, %

1 Наиболее актуальные проблемы современной семьи 62,5 25,75 11,75

2 Группы детей, относящиеся к категории риска 60,5 29,5 10,0

3 Оказание помощи неполным или многодетным семьям 53,25 30,5 16,25

4 Оказание помощи бездомным детям 40,0 42,5 17,5

5 Опека и попечительство по отношению к детям родителей, лишенных родительских прав 36,75 47,0 16,25

6 Оказание помощи и поддержки инвалидам и пенсионерам 35,5 48,25 16,25

7 Технологии социальной реабилитации и адаптации 23,0 32,0 45,0

8 Оказание различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений 21,25 51,75 27,0

9 Оказание помощи мигрантам 6,25 35,5 58,25

Таблица 2

Отношение студентов специальности «социальная работа» (1-5 курсов) к обсуждению вопросов профессионального просвещения

Темы, проблемы Уверенно, % Не очень уверенно, % Постарался бы избежать, %

1 Наиболее актуальные проблемы современной семьи 70,2 26,4 3,4

2 Оказание помощи неполным или многодетным семьям 65,8 28,6 5,6

3 Группы детей, относящиеся к категории риска 63,6 28,4 8,0

4 Оказание помощи бездомным детям 62,4 31,2 6,4

5 Опека и попечительство по отношению к детям родителей, лишенных родительских прав 61,8 23,0 15,2

6 Оказание помощи и поддержки инвалидам и пенсионерам 46,0 39,6 14,4

7 Оказание различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений 43,6 47,4 9,0

8 Технологии социальной реабилитации и адаптации 21,6 49,8 28,6

9 Оказание помощи мигрантам 11,2 62,2 26,2

Анализ данных таблиц позволяет заметить, что студенты испытывают наибольшие сложности в обсуждении таких проблем, как: технологии социальной реабилитации и адаптации; оказание различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, и наибольшую сложность составляет тема, связанная с оказанием помощи мигрантам. Уверенно они себя чувствуют в деятельности, связанной с оказанием помощи семье и детям.

Интересным с точки зрения полученных данных является анализ качеств, которыми респонденты наделили современного студента социального вуза. Рассмотрим распределение указанных качеств. Вначале поговорим о явных тенденциях. Например, большое количество студентов, которые выбирают «стремление красиво жить» как неотъемлемую характеристику современного студенче-

ства, возрастает от курса к курсу. Это подтверждается анализом вопросов теста, приведенных выше. Раз у студента возникает желание «красиво жить», то оно должно быть подкреплено какими-то денежными «инвестициями». Каждый из респондентов знает, что труд специалиста социальной сферы не оценивается должным образом. Следовательно, необходимо искать другие способы зарабатывания денег, не связанные с получаемой специальностью. Такие характеристики, как инфантилизм, социальная апатия, инертность, зло, зависть, агрессивность, раздражительность, романтизм, поверхностное восприятие жизни, не выявлены респондентами и находятся приблизительно на одном уровне от курса к курсу. От курса к курсу возрастает количество студентов, которые стремятся своим трудом обеспечить достой-

ную жизнь. Студенчество осознает, что «красиво жить» не запретишь, но обеспечивать подобную «красоту» придется им самостоятельно. Об этом говорит сравнение количества респондентов, определивших «стремление красиво жить» и «личное благосостояние», и количества респондентов, пытающихся своим трудом обеспечить себе «красивую жизнь». В этом обобщенном портрете не преобладают социально ценные, профессионально необходимые качества: доброжелательность, созидание добра, красоты; честность, прямота, принципиальность; желание узнать новое. Хотя в служении этим важнейшим социальным ценностям и состоит предназначение будущего специалиста социальной сферы. Приобщение к ним вступающих в жизнь поколений молодежи составляет сущность социальных специальностей.

Далее это подтверждают и сами будущие работники социальной сферы. Им был задан вопрос: «В какой мере вы удовлетворены

процессом профессионально-педагогической подготовки в университете?». Ответы студентов показывают вполне определенный вектор направленности их развития в университете (табл. 4, 5).

Следующая часть опросника раскрывает качества, необходимые для профессионального становления будущего работника социальной сферы, которыми, по мнению респондента, он обладает, и развитие которых считает для себя наиболее важным (рис. 3, 4). Уважение к людям, гуманизм, любовь к своей профессии, образованность, внимательное отношение, социальная активность, справедливость, честность, тактичность превалируют в списке наиболее значимых качеств, выбранных респондентами в качестве уже имеющихся у них. В то же время им не хватает оптимизма, проницательности, искренности, интеллигентности, принципиальности и бескорыстия. Указанные качества с небольшими вариациями выбраны студентами всех курсов.

Таблица 3

Показатели самооценки личностных черт студентов - будущих социальных педагогов и социальных работников, в %

Наиболее характерные черты студентов СПД СР

доброжелательность, созидание добра, красоты 3,0 8,2

честность, прямота, принципиальность 0,0 4,4

желание нести знания новым поколениям молодежи 0,0 1,0

бескорыстие, альтруизм 0,0 0,0

стремление своим трудом обеспечить достойную жизнь 7,5 54,4

стремление больше отдавать, чем брать от жизни 0,0 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

агрессивность, раздражительность 22,5 0,8

стремление к личному благополучию, желание «красиво жить» 46,5 20,6

зло, зависть 5,0 0,8

стремление больше знать, больше читать 1,25 2,0

любовь к избранной профессии 0,0 1,0

инфантилизм, социальная апатия, инертность 12,5 3,8

романтизм, поверхностное восприятие жизни 1,75 3,0

Таблица 4

Динамика удовлетворенности студентов специальности «Социальная педагогика» (1-4 курс) качеством профессиональной подготовки в вузе

Уровни удовлетворенности студентов качеством Количество выбравших, % Итого

профессиональной подготовки в вузе 2005 2006 2007 2008

Университет дал мне очень много для будущей самостоятельной работы 40,0 65,0 60,0 73,0 59,5

Университет мало что добавил к моей профессиональной подготовке 10,0 10,0 5,0 0,0 6,25

Университет не дал мне никакой серьезной профессионально-педагогической подготовки 5,0 5,0 0,0 0,0 2,5

Мне кажется, что в университете моя подготовка мало кого волнует 45,0 20,0 35,0 27,0 31,75

Таблица 5

Динамика удовлетворенности студентов специальности «Социальная работа» (1-5 курс) качеством профессиональной подготовки в вузе

Уровни удовлетворенности студентов качеством профессиональной подготовки в вузе Количество выбравших, % Итого

2004 2005 2006 2007 2008

Университет дал мне очень много для будущей самостоятельной работы 72,0 65,0 70,0 75,0 72,0 70,8

Университет мало что добавил к моей профессиональной подготовке 20,0 15,0 0,0 10,0 12,0 11,4

Университет не дал мне никакой серьезной профессиональнопедагогической подготовки 0,0 0,0 0,0 5,0 4,0 1,8

Мне кажется, что в университете моя подготовка мало кого волнует 0,0 20,0 0,0 10,0 12,0 16,0

Проведенный с помощью теста-опросника анализ данных среза выявил ряд проблем, связанных с качеством воспитательного процесса в вузе:

1) воспитательный процесс в вузе недостаточно формирует профессиональную воспитанность студентов;

2) у кураторов отсутствует информация об интересах воспитанников. Имеющаяся информация фрагментарна, предоставляется от случая к случаю;

3) отсутствует эффективная и налаженная схема общения, взаимодействия между преподавателями и студентами;

4) выполнение своих функций кураторами является номинальным, нет четкого и отлаженного взаимодействия между куратором и студентами;

5) не налажено взаимодействие между субъектами - структурными подразделениями вуза, участвующими в процессе профессионального воспитания будущих специалистов социальной сферы, составляющими в совокупности воспитательную систему вуза;

6) попытки эмоционального, духовного развития студентов носят стихийный характер, что влечет за собой их низкую эффективность.

Выявленные в результате анализа проблемы и противоречия вновь доказали важность затронутой темы. Проведение констатирующих диагностических срезов с помощью теста-опросника позволило выявить ряд противоречий в практике современного профессионального социального образования:

^ ^

р* / ^ у л

оР® о# о®* #

/ ✓

Л* ^ .ой<° .с#4’

Л<-г-)Ь

^ У У

4?

гГ

^ о/ **

1 У **

с/

<5“

□ 2005

□ 2006

□ 2007

□ 2008

Рис. 3. Динамика изменений, присущих студентам, будущим социальным педагогам (1-4 курс), значимых качеств специалиста социальной сферы

100

о*

г </

^ л-

о<* гйГ

к»

4^

□ 2004

□ 2005

□ 2006

□ 2007

□ 2008

Рис. 4. Динамика изменений профессионально важных качеств будущих социальных работников (1-5 курс)

- между декларируемым в вузе дифференцированным и индивидуальным подходами и традиционной ориентацией образовательного процесса на «среднестатистического» студента;

- между необходимостью создания воспитывающей среды вуза, обеспечивающей комплексное влияние на личность будущего специалиста, и локализацией образовательной деятельности в рамках учебного процесса;

- между присутствием в вузе потенциально действенных субъектов профессионального воспитания будущих работников социальной сферы и крайне низкой их активностью в реализации своего воспитательного потенциала;

- между необходимостью активной личной позиции вузовских преподавателей в профессиональном воспитании студентов и отсутствием мотивов их продуктивной самореализации в этой сфере;

- между потенциально значительными возможностями студенческих коллективов (групп, курсов, факультетов) в социальном и профессиональном воспитании студентов и отсутствием в вузе реальных условий и предпосылок для организации их развития, налаживания системы студенческого самоуправления;

- между огромным воспитательным

потенциалом культурно-просветительских

заведений города и региона в формировании духовного облика будущих работников и крайне низкой вовлеченностью студенчества в их деятельность;

- между необходимостью формирования целенаправленных, управляемых влияний образовательной среды вуза на профессионально-личностное развитие студентов и преобладанием стихийных, неуправляемых воздействий в формировании их духовного и профессионального облика и др.

В ходе предварительной апробации опросника можно констатировать крайне низкую эффективность профессионального воспитания будущих работников социальной сферы, отсутствие целостной, упорядоченной системы такой работы. В этой связи актуализируется проблема определения возможностей повышения эффективности образовательного процесса социального вуза, всех субъектов процесса профессионального воспитания будущих работников социальной сферы.

1. Словарь иностранных слов. М., 1982.

2. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.

Поступила в редакцию 26.08.2010 г.

90

80

70

UDC 378

FORMATION FACTORS OF PROFESSIONAL MANNERLINESS OF FUTURE WORKMAN OF SOCIAL SPHERE

Natalia Sergeyevna Mushtenko, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, Post-graduate Student; Kursk Institute of Social Education, Lecturer of Pedagogics and Psychology Department, e-mail: polojenceva84@ mail.ru

The problem of factors of professional mannerliness of future workman is considered in the article. The professional mannerliness is connected with such questions as self-realization of the specialist, the idea of possible joint influence of teachers and students on the form of higher education. Pedagogical research of the problem of professional mannerliness is concerned with fundamental problems of high professional education: possibilities of students collectives (groups, courses, faculties) in social and professional education of students, influence of educational environment of university on professional and personal development of students, formation of subject position of students and moral features.

Key words: professional mannerliness; workman; social sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.