Научная статья на тему 'Формирование профессиональной позиции будущих специалистов социальной сферы в воспитательной деятельности коллектива студенческой Группы'

Формирование профессиональной позиции будущих специалистов социальной сферы в воспитательной деятельности коллектива студенческой Группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОСПИТАННОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВА / ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОТНОШЕНИЯ / PROFESSIONAL BREEDING OF THE FUTURE SPECIALIST OF THE SOCIAL SPHERE / BREEDING OF ACTIVITY OF THE GROUP / FORMATION OF SUBJECTIVE RELATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муштенко Наталья Сергеевна

В статье рассматривается проблема профессиональной воспитанности будущего специалиста социальной сферы. Профессиональная воспитанность рассматривается как самореализация специалиста, идея о возможности совместного влияния преподавателей и студентов на форму высшего образования, формирование субъектного отношения к обучаемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муштенко Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shaping to professional position future specialist social sphere in breeding of activity of the student group

The problem of conditions and factors of the subjectivity of future specialist`s of social sphere is considered in the article. The subjectivity it is considered as selfrealization of the specialist, the idea of possible joint influence of teacher`s and students on the form of higher education, formation of subjective relation to students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной позиции будущих специалистов социальной сферы в воспитательной деятельности коллектива студенческой Группы»

Таким образом, союзным войскам удалось захватить остров и разбить армию противника. Черчилль, который неоднократно заявлял, что операция «Хаски» явилась достойной заменой второго фронта в Европе, был убежден, что сражение на Сицилии доказало, что даже на собственной территории итальянцы показали себя слабыми противниками и даже достаточно одного мощного удара, чтобы вывести Италию из войны и тем самым отрезать Германию от Средиземноморья.

Библиографический список

1. Рапацевич, Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е. С. Рапацевич // - Минск: Изд - во «Современное слово», 2005. - 720 с.

2. Репринцев, А. В. Развивающая среда учебного заведения и формирование системы профессиональных ценностей будущего специалиста [Текст]/ А. В. Репринцев // Проблемы профессионально - педагогической подготовки музыкантов с нарушением зрения. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции - Курск: Изд - во Курского гос. пед. университета, 2001. -С. 183-192.

3. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн // - Москва: Изд - во Педагогика, 1959. - 243 с.

УДК 378.02

Муштенко Наталья Сергеевна

Преподаватель кафедры педагогики и психологии Курского института социального образования (филиала РГСУ) polojenceva84@ mail.ru, Курск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Mushtenko Nataliya Sergeevna

А teacher of the pulpit pedagogica and psychologies of the Kursk institute of the social formation (the branch RGSU), polojenceva84@ mail.ru, Kursk

SHAPING TO PROFESSIONAL POSITION FUTURE SPECIALIST SOCIAL SPHERE IN BREEDING OF ACTIVITY OF THE STUDENT GROUP

Организуя обстоятельства жизнедеятельности будущего специалиста социальной сферы, моделируя среду его бытия, становится возможным влиять на его поведение, отношения, ориентации, идеалы, его эмоциональ-

ные состояния, задавать определенную направленность его развитию, пробуждать в нем высокие и благородные потребности, социально значимые мотивы и установки. Таким образом профессиональная позиция - это высокий уровень развития учебной мотивации и самосознания, которая создает у студента новый тип отношения к учебной и д. р. видам деятельности, превращая их во внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс [1, с. 441]. Условия воспитания должны стать «своими», значимыми для личности будущего специалиста социальной сферы, должны рождать в ней новые стремления, желания, перспективы, должны связывать бытие индивида с реальной жизнью. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притязательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении - это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, - тогда все им становится нипочем» [3, с. 141].

Одной из важных задач нашего исследования было выявление и проверка опытно-экспериментальным путем комплекса оптимальных условий и совокупности факторов, обеспечивающих искомую эффективность процесса профессионального воспитания будущего специалиста социальной сферы. Среди этих условий:

- культивирование гуманного стиля взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, обеспечение разумной дисциплины и порядка как условий защищенности студентов и преподавателей в образовательном пространстве вуза;

- инициирование, стимулирование и поддержка студенческих инициатив по обогащению содержания и форм организации жизнедеятельности, соотнесенной с образом профессионального бытия специалиста социальной сферы;

- обеспечение включенности студентов в профессиональные общности, создающие атмосферу «цеха», культивирующие представления о профессиональных традициях, образе жизни, способах организации досуга и быта, формирующие жизненный опыт будущих специалистов;

- актуализация культурно-исторического наследия Курского края в воспитательной работе со студентами; взаимодействие с учреждениями культуры города и области, с творческими союзами и организациями в процессе проектирования и осуществления профессионального воспитания студентов университета;

- материальное, нормативно-организационное, кадровое, научное и информационно-методическое обеспечение воспитательной работы со студентами;

- изучение состояния и динамики основных параметров профессиональной воспитанности студентов с 1 по 5 курс [1, с. 184].

Для проверки эффективности этих условий, мы предложили студентам оценить способность быть самостоятельным в восприятии и оценке своего профессионального бытия.

Как утверждают студенты, будущие социальные педагоги и социальные работники, в обсуждении со сверстниками сложных проблем современной жизни: «вполне уверенно чувствуют себя» и им «вполне хватает информации» 76,0% и 81,0% опрошенных; 15,25% и 12,2% откровенно говорят о том, что «несколько отстают в осмыслении важных общественных и профессиональных явлений и идей»; 25,0% и 3,8% считают лишним «забивать себе голову всякой чепухой»; 6,25% и 3,0% признаются, что «по многим проблемам ориентируются слабо».

Как видим, готовность и способность к обсуждению студентами важных проблем жизнедеятельности претерпела существенные изменения прежде всего за счет освоения большего объема информации, разносторонних представлений о том, с какими проблемами сталкивается специалист социальной сферы, к чему следует уже сегодня готовить себя будущему специалисту социальной сферы. Информационная «вооруженность» будущего специалиста социальной сферы логично выливается в устойчивую систему его взглядов, способность доказательно и аргументированно ее отстаивать. Это особенно важно, когда речь идет о важнейших гуманистических идеях и принципах бытия специалиста социальной сферы, попрание которых нередко ведет к девальвации социального статуса специалиста, зарождению опасных в нравственном отношении явлений и процессов, когда его поступки и деяния расходятся с декларируемыми им нормами профессионального поведения и отношений [3, с. 37].

Одной из существенных предпосылок изменения позиции студентов по отношению к профессиональным проблемам, освоению ими ценностей и норм сообщества является их информационное обеспечение, создание условий для самостоятельного обретения своего собственного взгляда на происходящее в окружающем мире. Студенту нужно предлагать не готовую точку зрения, а возможность обрести свою, и уже обретя ее - сравнить с позицией и взглядами других людей - сверстников, вузовских преподавателей и д. р. Вот тогда и окажется возможным действительное взаимообогащение, коррекция, эволюция представлений в сознании студентов. Надо сказать, что в условиях резкого изменения источников и способов получения студентами информации в последние годы (падение читательского спроса, сокращение издательских тиражей газет и журналов, увеличение объема потребления телевизионной и радио-информации, расширение доступа студентов к Интернету) потребность в ее получении в целом не только не уменьшилась, но и значительно возросла.

Студенты, будущие социальные педагоги и социальные работники отмечают, что основными источниками информации о жизни страны и мира, развитии школы, проблемах образования и социальной сферы для них являются: информационные передачи телевидения - 65,25% и 66,2%; чтение

газет и журналов - 21,0% и 15,6%; Интернет - 8,75% и 7,0%; общение со сверстниками - 2,5% и 11,2%; родители - 1,25% и 0,0%; посещение собраний и митингов 1,25% и 0,0%; информация преподавателей на занятиях - 0,0% и 0,0%. Огорчает «нулевое» влияние педагогов на получение информации студентами. Очевидно, это положение не связано со снижением эффективности воспитывающих воздействий, - скорее причина этого в другом, в общем нарастании влияний средств массовой информации, в неуправляемом ее потреблении молодежью. С одной стороны, этот процесс способствует обретению студентами опыта самостоятельной «фильтрации» информации и ее «переработки», а с другой - возрастает потребность знать о наличии «другой» точки зрения, иного взгляда на происходящее. Только тогда появляется у студентов возможность размышлять, выбирая то, что в большей мере соответствует их собственной позиции, их собственному взгляду на мир (рис. 1, 2).

70

60

50

40

30

20

10

0

□ 2005 ■ 2006

□ 2007

□ 2008

Достаточ но широкий

Пока

ограниченный

Первые шаги к расширению

Рано пока говорить

80

Рис. 1. Динамика самооценки студентами своего кругозора в сфере образования специальность «социальная педагогика»

70

60

50

40

30

20

10

0

□ 2004

□ 2007 ■ 2008

Достаточно

широкий

Пока

ограниченный

Первые шаги к расширению

Рано пока говорить

2005

□ 2006

Рис. 2. Динамика самооценки студентами своего кругозора в сфере образования специальность «социальная работа»

Готовность к отстаиванию своей точки зрения предполагает наличие у студентов широкого кругозора, эрудиции. Университет предлагает будущим

специалистам социальной сферы достаточно широкий спектр источников для получения разнообразной информации, ее освоения и переработки. Однако значительная часть студентов, будущих социальных педагогов и социальных работников, весьма самокритично оценивает свои возможности в этом плане. Как «пока еще весьма ограниченный» 63,25% и 35,2% студентов; как «достаточно широкий» оценивают свой кругозор 18,75% и 26,2% студентов; 13,75% и 29,8% сообщают, что они «только делают первые шаги к его расширению»; а 4,25% и 8,8% вообще считают, что «об этом еще рано говорить».

Как показывают итоги проводившихся опросов, вместе с ростом позитивной самооценки кругозора устойчиво растет и понимание его ограниченности, его несовершенства. Полагаем, что в этом проявляется важный и ценный мотив саморазвития студентов, их самовоспитания, мощная побудительная причина к обретению новых и более глубоких знаний в сфере культуры, искусства, образования.

Потребность в обогащении своего кругозора большинство студентов, будущих социальных педагогов и социальных работников, удовлетворяют с помощью чтения. Книга остается главным, самым важным источником информации.

Таблица 1

Удается ли Вам читать книги «для души»? (специальность «соц. педагогика»)

Фактор Я читаю много книг вне вузовской программы % Я еле успеваю прочитывать то, что рекомендуют преподаватели % Я не чувствую в себе потребность читать, я и без того получаю достаточно информации %

1 Курс 55 35 10

2 Курс 40 30 30

3 Курс 65 25 10

4 Курс 33 33 34

Итого: 48,25 30,75 21,0

Таблица 2

Удается ли Вам читать книги «для души»? (специальность «соц. работа»)

Фактор Я читаю много книг вне вузовской программы % Я еле успеваю прочитывать то, что рекомендуют преподаватели % Я не чувствую в себе потребность читать, я и без того получаю достаточно информации %

1 Курс 56 28 16

2 Курс 45 35 20

3 Курс 50 25 25

4 Курс 55 25 20

5 Курс 32 48 20

Итого: 47,6 32,2 20,2

Понятно, что значительная часть этих книг «задается» университетскими преподавателями, является «обязательной» для чтения. Очевидно, поэтому часть опрошенных сообщают, что они «еле успевают прочитывать то, что рекомендуют преподаватели» - 30,75% и 32,2%. Большинство же студентов (48,25% и 47,6%) отмечают, что они много читают книг «для души», не «обязательных», помимо университетской программы; и только 21,0% и 20,2% «не чувствуют в себе потребности читать, поскольку и без того получают достаточный объем информации». На этой основе выстраивается целый блок воспитательной работы со студентами, - преимущественно с теми, кто действительно много читает и стремится к расширению своего кругозора.

Далее следует обратить внимание на отношение студентов специальности «социальная педагогика» и «социальная работа» к обсуждению вопросов профессионального просвещения.

Таблица 3

Отношение студентов специальности «социальная педагогика» (1-4 курсов) к обсуждению вопросов профессионального просвещения

Темы, проблемы Уверенно % Не очень уверенно % Постарался бы избежать %

30.3 Наиболее актуальные проблемы современной семьи 62,5 25,75 11,75

30.1 Группы детей относящиеся к категории риска 60,5 29,5 10,0

30.8 Оказание помощи неполным или многодетным семьям 53,25 30,5 16,25

30.5 Оказание помощи бездомным детям 40,0 42,5 17,5

30.7 Опека и попечительство по отношению к детям лишенных родительских прав 36,75 47,0 16,25

30.6 Оказание помощи и поддержки инвалидам и пенсионерам 35,5 48,25 16,25

30.9 Технологии социальной реабилитации и адаптации 23,0 32,0 45,0

30.4 Оказание различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений 21,25 51,75 27,0

30.2 Оказание помощи мигрантам 6,25 35,5 58,25

Из приведенной таблицы нетрудно заметить, что студенты испытывают наибольшие сложности в обсуждении таких вопросов как: технологии социальной реабилитации и адаптации; оказание различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, и наибольшую сложность составляет тема, связанная с оказанием помощи мигрантам. Легче всего им «даются» темы связанные с оказанием помощи семье и детям.

Проведенный анализ данных среза выявил ряд проблем, связанных с качеством воспитательного процесса в вузе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Воспитательный процесс в ВУЗе функционирует не в полную силу.

2. У кураторов отсутствует информация об интересах воспитанников. Имеющаяся информация фрагментарна, предоставляется от случая к случаю.

3. Отсутствует эффективная и налаженная схема общения, взаимодействия между преподавателями и студентами.

4. Не налажено взаимодействие между субъектами - структурными подразделениями вуза, участвующими в процессе профессионального воспитания будущих специалистов социальной сферы, составляющими в совокупности воспитательную систему вуза.

5. Попытки эмоционального, духовного развития студентов носят стихийный характер, что влечет за собой их низкую эффективность.

Таблица 4

Отношение студентов специальности «социальная работа»

(1-5 курсов) к обсуждению вопросов профессионального просвещения

Темы, проблемы Уверенно % Не очень уверенно % Постарался бы избежать %

30.3 Наиболее актуальные проблемы современной семьи 70,2 26,4 3,4

30.8 Оказание помощи неполным или многодетным семьям 65,8 28,6 5,6

30.1 Группы детей относящиеся к категории риска 63,6 28,4 8,0

30.5 Оказание помощи бездомным детям 62,4 31,2 6,4

30.7 Опека и попечительство по отношению к детям лишенных родительских прав 61,8 23,0 15,2

30.6 Оказание помощи и поддержки инвалидам и пенсионерам 46,0 39,6 14,4

30.4 Оказание различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений 43,6 47,4 9,0

30.9 Технологии социальной реабилитации и адаптации 21,6 49,8 28,6

30.2 Оказание помощи мигрантам 11,2 62,2 26,2

Эти и другие проблемы констатируют крайне низкую эффективность профессионального воспитания будущих специалистов социальной сферы, отсутствие целостной, упорядоченной системы такой работы. В этой связи нам предстоит определить возможности повышения эффективности образовательного процесса социального вуза, показав, как на основании решений, принятых с помощью данных, полученных в результате, мы сможем оценить эффективность работы всех субъектов процесса профессионального

воспитания будущих специалистов социальной сферы, результаты работы вуза в этой сфере.

Библиографический список

1. Рапацевич, Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] Е. С. Рапацевич / Сост. Е. С. Рапацевич // - Минск: Изд - во «Современное слово», 2005. - 720 с.

2. Репринцев, А. В. Развивающая среда учебного заведения и формирование системы профессиональных ценностей будущего специалиста [Текст] / А. В. Репринцев // Проблемы профессионально - педагогической подготовки музыкантов с нарушением зрения. - Материалы Всероссийской научно- практической конференции - Курск: Изд - во Курского гос. пед. университета, 2001. -С. 183-192.

3. Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва: Изд - во Педагогика, 1959 - 243 с.

4. Денисенко, Ю, В. Социально-педагогические условия и принципы нравственного воспитания студентов в вузе [Текст] / Ю. В. Денисенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 223-231.

5. Слесарев, Ю. В. Введение в профессиональную подготовку специалистов-менеджеров нравственного компонента [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 246-256.

6. Батракова, С. Н. Методологические проблемы становления педагогического процесса формирования целостной личности [Текст] / С. Н. Батракова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 112-124.

7. Перевозчикова, Л. С. Конструктивное самоутверждение личности как философская проблема [Текст] / Л. С. Перевозчикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №1. - С. 138-146.

8. Калинина, Е. А. Аксиология в воспитательной деятельности вуза [Текст] / Е. А. Калинина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 279-288.

9. Слесарев, Ю. В. Воспитание толерантности у будущих специалистов-менеджеров [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 2. - С. 221-241.

10. Щуркова, Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 4. - С. 139-148.

11. Дергунова, Т. А. Формирование у студентов способности к критическому анализу педагогических новаций [Текст] / Т. А. Дергунова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 170-176.

12. Корнилова, О. А. Организация эвристического обучения как условие формирования профессиональной рефлексии будущих специалистов социальной работы [Текст] / О. А. Корнилова, В. С. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 176-181.

13. Щуркова, Н. Е. Психологические механизмы педагогики нежности [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 191-204.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.