Т. Ю. Тихонова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья содержит информацию об актуальности проблемы профессиональной мобильности личности в рамках Европейского пространства высшего образования и системы высшего профессионального образования России. Анализ литературы, официальных документов позволяет автору сделать вывод о том, что сегодня проблема профессиональной мобильности студентов остро стоит перед системой высшего физкультурного образования.
Ключевые слова: Европейское пространство высшего образования, профессиональная мобильность, высшее физкультурное образование
The article contains the information on a urgency of a problem of professional mobility of the person within the limits of the European space of higher education and system of the supreme vocational training of Russia. The analysis of the literature, official documents allows the author to draw a conclusion that today the problem of professional mobility of students sharply faces to system of the supreme sports education.
Keywords: the European space of higher education, professional mobility
Сегодня мобильность является ключевым принципом формирования Европейского пространства высшего образования1 и европейского исследовательского пространства. В рамках Болонского процесса различают разнообразные виды мобильности: академическую, вертикальную, горизонтальную, социальную, обходную, профессиональную.
Однако, как видно из анализа официальных документов Болонского процесса [2-5; 7], правительства стран, подписавших Болонскую декларацию, и академическое сообщество в первую очередь волнуют проблемы академической, вертикальной и горизонтальной мобильности. Вопросы формирования и развития профессиональной мобильности студентов, преподавателей в них отражены слабо. Мы предполагаем, что в дальнейшем в странах европейского образовательного пространства данная проблема привлечет внимание исследователей.
В настоящее время тенденции Болонского процесса приняли необратимый характер, поэтому число государств - сторонников Болонской декларации неуклонно растет. Сегодня в Болонском процессе участвуют 45 стран.
17-19 сентября 2003 г. на совещании министров образования европейских стран в Берлине было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации. В конце сентября 2003 г. на заседании Совета по педагогическому образованию научно-педагогическая общественность Российской Федерации была проинформирована о присоединении страны к Болонской декларации. Подписание этого документа автоматически возложило на государство обязательство воплотить его принципы в жизнь.
1 Европейское пространство высшего образования — образовательное пространство стран-участниц Болонского процесса, про-
водящих согласованную и прозрачную политику в области высшего образования [2, с. 47].
Однако утверждение, что интерес к проблеме мобильности, в том числе и к профессиональной мо-бильности2, в России был вызван исключительно Болонским процессом, будет не вполне объективным. Об этом свидетельствует тот факт, что уже во второй половине 90-х гг. XX в. в системе российского высшего профессионального образования начались серьезные изменения. России, переживавшей на тот момент времени сложный период, связанный с перестройкой экономической системы, диверсификацией промышленности, переломом общественного сознания и острой конкуренцией на мировом рынке, мобильность была особенно необходима. Это подтверждает анализ документов [8], принятых в Российской Федерации до 2003 г.
29 декабря 2001 г. Распоряжением Правительства РФ № 1756-р после общественного обсуждения и рассмотрения на заседаниях Государственного совета и Правительства была одобрена и введена в действие подготовленная Минобразованием России Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. В ней были закреплены направления государственной политики в области образования. Изучение документа позволяет сделать вывод о том, что в нем нет упоминания ни о Болонской декларации, ни о других документах Болонского процесса. Однако если сравнить текст Концепции с положениями, отраженными в документах Болонского процесса [2-5; 7], то нетрудно заметить определенные соответствия.
Из анализа текста Концепции видно, что Россия, идя по пути глобализации, как и другие европейские государства, в первую очередь заботится о
Професспональная мобильность — метапрофессиональное качество личности, проявляющееся в готовности и способности человека к смене профессии (переквалификации), выполняемых производственных заданий, рабочего места, умение быстро адаптироваться к новым социально-экономическим и внутриорганиза-ционным условиям работы.
117
росте конкурентоспособности страны. Являясь высокоразвитым государством, она стремится развить человеческий потенциал через образование. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средней долгосрочной перспективе.
Для нашего исследования важно, что с позиции авторов документа именно образование может помочь в решении «важных задач социально-экономического развития России», среди которых «создание условий для повышения конкурентоспособности личности... и обеспечение социальной и профессиональной мобильности» [8].
Основной целью профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования» [8, с. 12].
Сегодня важной предпосылкой, усиливающей значимость профессиональной мобильности для России и системы образования, на наш взгляд, является ее стремление вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). В Докладе Центра экономических и финансовых исследований и разработок и Клуба 2015 [6] отмечается, что для повышения конкурентоспособности в глобальной экономике нашей стране необходимы внутрикорпоративная и информационная мобильность, мобильность капитала и трудовых ресурсов. Интересен тот факт, что авторы доклада придерживаются традиционного для советской социологии взгляда на профессиональную мобильность, рассматривая ее как вид вертикальной трудовой мобильности.
В документе говорится о том, что рабочая сила в России - одна из самых образованных в мире. Однако для того, чтобы в полной мере использовать ее потенциал, нужно повысить ее профессиональную мобильность. «В современном мире нужны не просто образованные работники, а работники, могущие и желающие учиться и приспосабливаться к новым условиям» [6]. Профессиональная мобильность с позиции исследователей является большой проблемой для России. В хотя в нашей стране хорошо развита система школьного и высшего образования, состояние системы повышения квалификации и переквалификации заставляет желать лучшего. «В результате наш рынок труда достаточно инертен и не способствует быстрой реструктуризации экономики. Единственное исключение -это переход на работы, не требующие серьезной профессиональной подготовки» [6].
Повышение профессиональной мобильности, как отмечается в источнике, необходимо России не только для того, чтобы преодолеть негативный эффект от реструктуризации экономики, но и для того, чтобы успешно развиваться в будущем. В современном динамичном мире, очень часто возникают новые сферы деятельности, а технический прогресс почти полностью меняет представление об условиях труда в старых отраслях. «В результате даже на протяжении жизни одного поколения могут происходить серьезнейшие структурные перестройки экономики. Поэтому надо быть готовым к тому, что полученного первоначального образования будет недостаточно и придется на протяжении жизни постоянно доучиваться и переучиваться. В современной глобальной экономике, чтобы не отставать от конкурентов, недостаточно идти - нужно бежать, а чтобы перегонять их, необходимо бежать очень быстро» [6]. И только те страны, в которых профессиональная мобильность рабочей силы высока, могут быстро развиваться, не испытывая продолжительных экономических катаклизмов.
Существенный вклад в рост профессиональной мобильности с позиции авторов доклада вносит реализуемая в настоящее время реформа образования. «Стратегия правительства вполне адекватна, нужно только ускорить ее выполнение. В данном вопросе промедление смерти подобно - Россия может оказаться по ту сторону расширяющегося цифрового водораздела» [6].
В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 г. [10] (одобрена Постановлением правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751), являющейся основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, отмечается, что современная система образования призвана обеспечить:
- высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;
- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.
Крупные структурные изменения, произошедшие в сфере профессионального образования, затронули физкультурное образование. Однако «в настоящее время с учетом социально-экономических преобразований, модернизации образования в Российской Федерации, присоединения России к Болонской декларации система образовательных учреждений Росспорта не в полной мере соответствует современным запросам» [13].
В Концепции развития системы образовательных учреждений Росспорта до 2010 г. были обозначены актуальные и сегодня проблемы высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта, среди них:
118
- стандарт высшего профессионального образования второго поколения, который не ставил перед учебными заведениями Росспорта повышения спортивного мастерства учащихся;
- «теоретизация» высшего профессионального образования;
- излишняя насыщенность программ обучающихся смежными дисциплинами; потеря взаимосвязи с практикой.
Эти проблемы в свою очередь оказались усугублены следующими факторами:
- старением научного оборудования и низким темпом его обновляемости в силу сложившихся социально-экономических условий;
- невысоким престижем и привлекательностью образования по физической культуре и спорту, низким уровнем оплаты труда работников данной сферы [14, с. 954].
А обозначенное в Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 г. «несоответствие качества образования предъявляемым к нему требованиям работодателей», которое выражается в «отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда» и в том, что «более четверти выпускников учреждений высшего профессионального образования... не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности» [10], можно отнести и к вузам физической культуры.
Так, по данным коллегии Федерального агентства по физической культуре и спорту от 31 января 2006 г. в 2001 г. из 2961 чел. было трудоустроено в сферу физической культуры и спорта 1126 (38 %); в 2002 г. из 3036 чел. - 1054 (34,7 %); в 2003 г. из 3166 чел. - 1285 (40, 6 %); в 2004 г. из 2428 чел. - 1020 (42 %); в 2005 г. из 3051 чел. - 1748 чел. (57,3 %) [14, с. 857].
Изучение решений президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта за 2008-2009 гг. позволяет констатировать, что на сегодняшний день в РФ «не удовлетворяется потребность в профессиональных кадрах в области физической культуры и спорта: уровень подготовки выпускников высших учебных заведений спортивной направленности не соответствует современным требованиям, не приняты эффективные меры для налаживания системной работы по переподготовке и повышению квалификации работников физической культуры и спорта» [11; 12]. По данным за 2008 г. из 7405 выпускников высших учебных заведений Росспорта только 3,2 тыс. человек приступили к работе в отрасли [11]. То есть 4205 молодых специалистов рано или поздно столкнутся с проблемой трудоустройства или получения второго высшего образования.
Однако сложившаяся на сегодняшний день ситуация закономерна как для выпускников высших учебных заведений сферы физической культуры и спорта,
так и для студентов большинства вузов Российской Федерации и для выпускников вузов во всем мире.
Это обусловлено в первую очередь общемировыми тенденциями, согласно которым в странах с развитой рыночной экономикой лишь около 20 % занятого населения работает по специальности, полученной в молодые годы в учебном заведении профессионального образования, а 42 % молодых людей меняют профиль своей деятельности в первые два года после окончания вуза [9, с. 11].
Приведенные выше статистические данные, на наш взгляд, свидетельствуют об актуальности проблемы развития профессиональной мобильности студентов вузов физической культуры. И призывают педагогическую общественность к разработке и внедрению в процесс профессиональной подготовки образовательных технологий, направленных на повышение конкурентоспособности студентов вузов физической культуры и развитие их профессиональной мобильности.
Сегодня в системе высшего физкультурного образования происходят кардинальные перемены.
На смену парадигме «социальный заказ - подготовка специалиста» приходит новая «образовательная потребность - образовательные услуги». Единообразная начальная, средняя и высшая школы заменятся многообразными образовательными учреждениями и образовательными программами.
Изменяется содержание профессионального образования. Оно дифференцируется по уровням, ступеням, направлениям, специальностям. Усиливается его гуманистическая направленность.
В вузах страны осуществляется переход на многоступенчатую систему высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) [1, с. 28-29].
В Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. [13] отмечается, что для решения задач кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта необходимо:
- сформировать государственный заказ на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта;
- совершенствовать перечень специальностей и направлений профессиональной подготовки в соответствии с запросами сферы физической культуры и спорта;
- оптимизировать структуру сети образовательных учреждений сферы физической культуры и спорта, в том числе на основе создания современных университетских комплексов;
- сформировать многоуровневую систему непрерывной подготовки тренерско-преподавательского состава.
Таким образом, изучение официальных документов, принятых в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации [11-14], позволяют
119
сделать вывод о том, что ни в одном из проанализированных нами источников актуальная для России проблема профессиональной мобильности личности не получила отражения. А предлагаемые мероприя-
тия, направленные на решения кадровых проблем в отрасли, только косвенным образом могут способствовать развитию профессиональной мобильности студентов вузов, молодых специалистов.
1. Анисимова, В. А. Исследовательская деятельность студентов вуза физической культуры: формирование, становление, развитие: моногр. / В. А. Анисимова. - Челябинск: УралГУФК, 2009. - 308 с.
2. Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / авт.-сост.: В. И. Байденко, О. Л. Ворожейкина, Е. Н. Карачарова, Н. А. Селезнева, Л. Н. Тарасюк; под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко и д-ра тех. наук, проф. Н. А. Селезневой. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 148 с.
3. Болонский процесс: 2007-2009 гг. Между Лондоном и Левеном / Лувен-ла-Невом; под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 302 с.
4. Болонский процесс 2020 - европейское пространство высшего образования в новом десятилетии: коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Левен) / Лувен-ла-Нев // Высш. образование в России. - 2009. - №7. - С. 156-161.
5. Великая Хартия европейских университетов (1988) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Йрр: //пкаоко.кг/ас сге<1йа-йопМосите^/ bolognaprocess/ (27.09.2010).
6. Доклад Центра экономических и финансовых исследований и разработок и Клуба 2015. Россия в ВТО: мифы и реальность. Ч. 2: Концепция мобильности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.polit.ru/documents/431757.html.
7. Документы Болонского процесса / под. ред. Е. В. Шевченко. - СПб.: Ин-т междунар. орбразоват. программ С.-Петерб. гос. политехн. ун-та, 2007. - 28 с.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (5 апр. 2002 г., Москва, Кремль) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml (04.10.2010).
9. Мурашов, Д. С. Профессиональная мобильность в использовании интеллектуальных резервов на промышленных предприятиях: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Д. С. Мурашов. - СПб., 2008. - 21 с.
10. Национальная доктрина образования РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 04 окт. 2000 г., № 751) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm.
11. Решение президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта от 8 апреля 2009 г. № 1-фс. Об итогах работы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в 2008 г. и задачах на 2009 г. в области физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minstm.gov.ru/head/203/925/927.shtml (31.10.2010).
12. Решение президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта от 28 апреля 2010 г. № 12-фс. Об итогах работы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в 2009 г. и задачах на 2010 г. в области физической культуры и спорта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minstm.gov.ru/head/203/925/927.shtml (31.10.2010).
13. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. от 7 августа 2009 г. № 1101-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp: // minstm. gov.ru / documents/xPages/item.670.htm (12.10.2010).
14. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: нормативное, правовое, организационно-управленческое, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение: документы и материалы (2002-2008 гг.) / авт.-сост. В. А. Фетисов, П. А. Виноградов. - М.: Совет. спорт, 2008. - 1104 с.
120