Научная статья на тему 'Расширение академических связей вузов в рамках Болонского процесса на примере Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (г. Набережные Челны)'

Расширение академических связей вузов в рамках Болонского процесса на примере Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (г. Набережные Челны) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ACADEMIC CONTEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Э.Н., Евграфов И.Е.

Болонским процессом с 1999 года года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств стали именовать движение, цель которого заключается в "гармонизации" систем образования, прежде всего высшего, стран Европы. Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д.; в результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом "образовательном рынке". Для обеспечения "гармонизации", в свою очередь, системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д. В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса (кратко изложенные выше). Это означает, что Россия перестает быть в изоляции и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса (их вместе с другими присоединившимися странами теперь 40).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENLARGING ACADEMIC RELATIONS OF UNIVERSITIES WITHIN THE BOLOGNA PROCESS FOR EXAMPLE KAMA STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE, SPORT AND TOURISM (NABEREZHNYE CHELNY)

Bologna process since 1999 the year of signing the Bologna Declaration of the Ministers of Education of 29 European nations was renamed the movement, which aims to "harmonize" education, especially higher in Europe. Single educational space should allow the national education systems of European countries to take all the best, that is a partner at the expense of increasing the mobility of students, teachers, administrative personnel, strengthening communication and cooperation between the universities of Europe, etc. as a result of a unified Europe will become more attractive in the world "educational market". To ensure "harmonization", in turn, the higher education system should become "transparent", the most comparable, which can be achieved through the widespread dissemination of similar educational cycles (bachelor master), the introduction of common or easily recount of education loans (credit units), similar forms of recording obtained qualifications, mutual recognition academic qualifications, the development of structures to ensure the quality of training, etc. In September 2003, at the Berlin Conference of Ministers of Education participating in the Bologna Process, by that time had 33's, Russia, represented by the Minister of Education of RF, V.M. Filippov put his signature under the Bologna Declaration, thus committing themselves until 2010 to implement the basic principles of the Bologna process (outlined above). This means that Russia ceases to be in isolation and is able to influence decisions made by participants in the Bologna process (together with other acceding countries is now 40).

Текст научной работы на тему «Расширение академических связей вузов в рамках Болонского процесса на примере Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (г. Набережные Челны)»

ПЕДАГОГИКОЛСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Электронный жлфнял Камской государственной академии физической ку,чылт>ы, с портя и туризма

PerJVa Эл №ФС77-27659 от 26 марта 2007 г.

№2 (2009)

(Выпуск 11)

РАСШИРЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ВУЗОВ В РАМКАХ

БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ КАМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА (Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)

Э.Н. Кузнецова - старший преподаватель И.Е. Евграфов - аспирант Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

ENLARGING ACADEMIC RELATIONS OF UNIVERSITIES WITHIN THE BOLOGNA PROCESS FOR EXAMPLE KAMA STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE, SPORT AND TOURISM (NABEREZHNYE CHELNY)

E.N. Kuznetsova - Senior Lecturer I.E. Evgrafov - post-graduate student Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

i-mira@list.ru

Ключевые слова: Болонский процесс, академические связи

Аннотация. Болонским процессом с 1999 года - года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств - стали именовать движение, цель которого заключается в "гармонизации" систем образования, прежде всего высшего, стран Европы.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д.; в результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".

Для обеспечения "гармонизации", в свою очередь, системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат -магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных

4707014459010

кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран -участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса (кратко изложенные выше).

Это означает, что Россия перестает быть в изоляции и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса (их вместе с другими присоединившимися странами теперь 40).

Keywords: Bologna process, academic context

Abstract. Bologna process since 1999 - the year of signing the Bologna Declaration of the Ministers of Education of 29 European nations - was renamed the movement, which aims to "harmonize" education, especially higher in Europe.

Single educational space should allow the national education systems of European countries to take all the best, that is a partner - at the expense of increasing the mobility of students, teachers, administrative personnel, strengthening communication and cooperation between the universities of Europe, etc. as a result of a unified Europe will become more attractive in the world "educational market".

To ensure "harmonization", in turn, the higher education system should become "transparent", the most comparable, which can be achieved through the widespread dissemination of similar educational cycles (bachelor - master), the introduction of common or easily recount of education loans (credit units), similar forms of recording obtained qualifications, mutual recognition academic qualifications, the development of structures to ensure the quality of training, etc.

In September 2003, at the Berlin Conference of Ministers of Education - participating in the Bologna Process, by that time had 33's, Russia, represented by the Minister of Education of RF, V.M. Filippov put his signature under the Bologna Declaration, thus committing themselves until 2010 to implement the basic principles of the Bologna process (outlined above).

This means that Russia ceases to be in isolation and is able to influence decisions made by participants in the Bologna process (together with other acceding countries is now 40).

В настоящее время в Республике Татарстан проводится широкомасштабная работа по подготовке и организации проведения Студенческой Универсиады в 2013 году в городе Казани, Это дает возможность всем учебным заведениям республики, органам управления спортом, спортклубам и организациям придать новый импульс своей работы, чтобы добиться более высокой инициативности студентов, профессиональной подготовленности к рынку труда, мобильности, привлекательности и социальной интеграции. Эти же черты являются неотъемлемыми элементами формирующегося Европейского пространства высшего образования, как результата Болонских реформ.

Для эффективного перехода к обучению, сформированному на студентах, требуются дополнительные усилия. Сюда входят не только поощрение использования учебных результатов и четкое разъяснение студентам ожидаемых от них знаний и умений, но также и стимулирование критического мышления и активного участия студентов.

Особые условия необходимо предпринять для мотивирования и подготовленности профессорско-преподавательского состава для работы в условиях, сфокусированных на

студентах. Студентов и преподавателей необходимо привлекать к проработке последствий применения данных новых подходов.

Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма широкой поступью идет на укрепление партнерских отношений с зарубежными научными образовательными центрами в области обучения студентов и повышения квалификации преподавателей вуза.

Сегодня в Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма много внимания уделяется созданию условий для развития мобильности студентов и преподавателей. Центром координации академической мобильности КамГАФКСиТ является международный отдел.

Согласно его подсчету в настоящее время в академии реализуются следующие проекты:

1. Между Камской государственной академией физической культуры, спорта и туризма и Университетом Брунель (Лондон, Великобритания) достигнуто соглашение о проведении совместного международного научно-исследовательского проекта по теме «Спортивное наследие», практической реализацией которого Всемирная студенческая Универсиада-2013. Продолжительность данного проекта 4 года, с сентября 2009 г. до Всемирной студенческой Универсиады-20131.

2. В университете Экзетер (Лондон, Великобритания), студентка 3 курса Савина Александра и студентка 4 курса Афанасьева Евгения проходят годичную стажировку в данном университете по специальности «Физическая культура и спорт», аспирантка 2 курса обучения Шведько Анастасия проходит стажировку по магистерской программе обучения по специальности «Адаптивная физическая культура». Правительство Республики Татарстан обеспечивает студентов и аспирантов нашей академии образовательными грантами, реализуемыми в рамках постановления Кабинета Министров от 26.01.2006 года № 19 «Об утверждении грантов правительства Республики Татарстан на подготовку и переподготовку кадров».

3. Академией также заключен договор с Лондонским языковым институтом (Великобритания), где уже наши студенты проходили годичную стажировку, совмещая ее с прохождением практики по специальности «физическая культура и спорт».

4. В академии открыт центр по подготовке и сдаче международного экзамена «TOEFL», студенты успешно сдают данный экзамен.

5. Заключен договор о прохождении стажировок студентами нашей академии в Швейцарской академии ресторанного бизнеса по специальности гостиничный сервис.

1 Кузнецова, З.М. Международное сотрудничество вуза как фактор раскрытия социального потенциала студентов // Социальный потенциал физического воспитания студентов: материалы Всерос. науч.-прак. конф., г. Казань, 2324 окт. 2008 г. / М-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, КГФЭИ; под ред. М.М. Бариева. - Казань: РЦМИПП, 2008. - С. 63-64.

6. Также студенты академии проходят практику по специальности «Социально-культурный сервис» в ведущих отелях Турции.

7. В настоящее время 7 преподавателей академии посещают курсы по подготовке английского языка и сдаче экзамена «TOEFL», у двоих с сентября 2009 года запланирована стажировка в университете Брунель (Великобритания) и в рамках специальности «Физическая культура и спорт».

8. В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистаном о сотрудничестве в области культуры, образования и науки (от 18.05.1995 г.) и Совместной декларацией о сотрудничестве Российской Федерации и Туркменистаном в области культуры, образования и науки (от 19.05.2000 г.) предусмотрены вопросы сотрудничества. Учитывая сложившиеся дружеские отношения между странами и конструктивный характер взаимодействия, предоставляется целесообразным укрепить и расширить существующие связи и сотрудничество в области науки и образования.

В рамках действующих соглашений Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Набережные Челны, Татарстан, Россия) предлагает следующие направления сотрудничества:

- Организация сотрудничества в области инновационной деятельности вузов республик;

- Обмен опытом и информацией между вузами в области науки и образования;

- Развитие прямых партнерских отношений в области науки и образования между вузами республик;

- Возможность целевого приема абитуриентов из Республики Туркменистан в вузы Республики Татарстан.

В настоящее время в вузе обучаются 10 студентов из Туркменистана из них: 6 человек в Набережночелнинском колледже при Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма; 4 человека в Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Студенты-иностранцы активно участвуют в общественной жизни академии, принимают активное участие в спортивных мероприятиях.

Сотрудники международного отдела регулярно проводят индивидуальную работу по обустройству быта студентов-иностранцев, а также курируют другие организационные вопросы: периодически проверяют состояние комнат, где они живут, 1-2 раза в семестр проректор по международным связям, иногда с приглашением представителей административных и правовых структур района, проводит общие собрания студентов-иностранцев.

Вместе с тем, как преподаватели и сотрудники нашего вуза, так представители вузов иностранных государств совместно участвуют в различных международных конференциях,

симпозиумах и конгрессах. Например, д.п.н., профессор Кузнецова З.М. участвовала на предолимпийском конгрессе в Китае в г. Гванчджоу в 2008 г.

Также планируется прохождение языковой стажировки преподавателями кафедры иностранных языков.

В контексте реализации принципов Болонского процесса в качестве приоритетных целей международной деятельности КамГАФКСиТ определены:

- обеспечение конкурентоспособности национального образования;

- создание и продвижение на мировой рынок конкурентоспособной образовательной продукции - новых образовательных технологий, курсов и т.д.;

- разработка, апробация, внедрение и мониторинг качества совместных образовательных программ;

- нормативные и научно-методическое обеспечение признания эквивалентности российских и зарубежных документов об образовании;

- совершенствование структуры и повышение эффективности обучения иностранных студентов.

Для обеспечения реализации этих задач, в Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма создан международный центр, который будет отвечать за разработку, внедрение и мониторинг качества совместных образовательных программ, подготовку иностранных студентов к обучению в России, а студентов и преподавателей КамГАФКСиТ к обучению в зарубежных университетах; обеспечит информационную, нормативную и методическую доступность физкультурного образования в нашем регионе; будет развивать практику международных летних школ, практик и университетов по актуальным проблемам физкультурного образования с выдачей совместных сертификатов; начать работу над совместной разработкой технологий дистанционного обучения «Прометей» и повышение квалификации преподавателей; организовать серию международных конференций, семинаров, встреч рабочих групп по проблемам адаптации национальных образовательных систем к созданию единой зоны Европейского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.