Научная статья на тему 'Университетский комплекс как единое интегральное пространство в области физической культуры, спорта и туризма (на примере КамГАФКСиТ)'

Университетский комплекс как единое интегральное пространство в области физической культуры, спорта и туризма (на примере КамГАФКСиТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СПОРТ / SPORTS / ВУЗ / HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов А.С.

В национальной доктрине образования РФ идет речь о крупномасштабном эксперименте объединении вузов, техникумов, колледжей, гимназий, лицеев, школ в единую образовательную систему, в основе которой непрерывность и преемственность. Именно такой подход мы закладываем в основу создаваемого на базе Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма комплекса, интегрирующего довузовское (среднее общее и среднее профессиональное), вузовское и послевузовское образование, с привлечением работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY COMPLEX AS A SINGLE INTEGRAL SPACE FOR PHYSICAL CULTURE, SPORT AND TOURISM (FOR EXAMPLE KAMGAFKSIT)

The national education the doctrine of the Russian Federation dealing with the largescale experiment merging of universities, technical schools, colleges, high schools, lyceums, schools in a unified educational system, in which the continuity and sustainability. This is the approach we are laying the foundation created based on the Kama State Academy of Physical Culture, sports and tourism complex, integrating pre-university (secondary general and vocational), graduate and postgraduate education, involving employers.

Текст научной работы на тему «Университетский комплекс как единое интегральное пространство в области физической культуры, спорта и туризма (на примере КамГАФКСиТ)»



«11ЕДЛ1 Ol ИКО-ПСИХОЛ ОГИЧЕС КИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

Per. Эл № ФС77-27659 от 26 марта 2007 г. №9 (4/2008) Специальный выпуск Материалы Всероссийской научно-практической конференции КамГАФКСиТ

28 ноября 2008 года

«СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ И СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 796.011.3

УНИВЕРСИТЕТСКИМ КОМПЛЕКС КАК ЕДИНОЕ ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ КАМГАФКСИТ)

А.С. Кузнецов - доктор педагогических наук, профессор Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

UNIVERSITY COMPLEX AS A SINGLE INTEGRAL SPACE FOR PHYSICAL CULTURE, SPORT AND TOURISM (FOR EXAMPLE KAMGAFKSIT)

A.S. Kuznetsov - Dr.Hab, professor Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: кластер, физическая культура, спорт, вуз.

Аннотация: В национальной доктрине образования РФ идет речь о крупномасштабном эксперименте - объединении вузов, техникумов, колледжей, гимназий, лицеев, школ в единую образовательную систему, в основе которой - непрерывность и преемственность. Именно такой подход мы закладываем в основу создаваемого на базе Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма комплекса, интегрирующего довузовское (среднее общее и среднее профессиональное), вузовское и послевузовское образование, с привлечением работодателей.

Key words: cluster, physical culture, sports, high school.

Abstract: The national education the doctrine of the Russian Federation dealing with the large-scale experiment - merging of universities, technical schools, colleges, high schools, lyceums, schools in a unified educational system, in which - the continuity and sustainability. This is the approach we are laying the foundation created based on the Kama State Academy of Physical Culture, sports and tourism complex, integrating pre-university (secondary general and vocational), graduate and postgraduate education, involving employers.

Сегодня профессиональная подготовка специалистов в области физической культуры, спорта и туризма должна соответствовать настоящим и будущим запросам, своевременно

реагировать на изменения рынка труда быть адаптирована к новым социально-экономическим условиям развития общества.

Соответствие Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения, профилизация высшего профессионального образования в соответствии с требованиями рынка и участия в Болонском процессе, требует нового подхода к подготовке будущих специалистов.

Согласно требованиям «Модели образования» его содержание должно соответствовать парадигме личностно-ориентированного образования и отражать следующие основные направления:

- обеспечение общей образовательной, социально-личностной, экономической и организационно-управленческой, профессиональной и специальной компетентности студентов;

- представление возможности выбора индивидуальной траектории обучения;

- всестороннее использование возможностей информационных технологий;

- реализация интеллектуального и творческого потенциала через самообразование и самореализацию, обеспечивающие их профессиональную подготовку.

Основными показателями эффективности подготовки кадров в системе профессионального образования являются: успешное овладение специальными знаниями, умениями и навыками, стремление к самостоятельному совершенствованию профессионального мастерства, умение критически оценивать компетентность в профессиональной деятельности.

Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма относится к небольшому (их в России всего 14) числу специализированных вузов, которые непосредственно готовят специалистов в области физической культуры, спорта и туризма и все то, что было сказано выше, относится к нам.

И мне бы хотелось сегодня поделиться о том, как мы реализовываем все, что позволит на наш взгляд, подготовить специалистов, которые будут сориентированы не только к трудовой, но и научной деятельности.

За последнее время нам удалось перейти на многоуровневую подготовку. В 2003 году открыта аспирантура по специальности 03.00.13 - Физиология, в 2004 году аспирантура по специальности 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

В 2008 году в рамках СПО открыт, как структурное подразделение, колледж физической культуры, с 20- бюджетными местами.

В этом же году решением президиума ВАК и приказом Рособрнадзора, на базе нашей академии, открыт объединенный диссертационный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по двум специальностям: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры и 03.00.13 -Физиология. (В конце октября будет шесть защит.) Обучение в аспирантуре и защиту диссертаций можно отнести к послевузовскому образованию. Мы проводим подготовительные курсы. Для того, чтобы эту многоуровневую схему замкнуть нам осталось отработать еще одно звено - Начальное профессиональное образование (НПО). Такая возможность у нас имеется, т. к появились рабочие специальности в нашей сфере (Жокей наездник, официант и др.).

СХЕМА

Структура университетского комплекса

При создании такой схемы мы можем выпускать специалистов (в смысле профессий) с любого уровня - НПО

- СПО

- ВПО

Аспирантура (ДНО), т.е. представляется возможность выбора индивидуального вектора обучения, что позволит нам направленно заполнять проблемные пространства, следует, правда, оговориться. Эти пространства все проблемные, т.к. на всех образовательных уровнях у нас не хватает специалистов.

Для того, чтобы наши выпускники, действительно ориентировались к трудовой деятельности по получению специальности в рамках многоуровневой подготовки внутри академии мы решаем ряд задач, таких как: поэтапный переход к изучению иностранных языков

(английский, французский, немецкий) на весь период обучения в академии. По программе предусмотрено изучение иностранного языка два года (за счет курсов по выбору). Это касается специальностей: физическая культура и спорт, и социально-культурный сервис и туризм. Стандарт социально-культурного сервиса и туризма предлагает изучение двух иностранных языков за весь период обучения, т.е. с 1 по 5 курсы. Уже появились первые результаты. В июне 2008 года студенты нашей академии сдавали международный экзамен «TOEFL», по результатам этого экзамена три студента, были по гранту правительства РТ направлены в Англию в университет Экзетер по специальности физическая культура и спорт для прохождения годичной стажировки. Ряд студентов проходят стажировку в языковом институте (Лондон, Великобритания).

В 2008 году мы открыли кафедру иностранных языков, при которой был открыт центр по подготовке и сдаче международного экзамена «TOEFL», получена лицензия из США (2 центра в Татарстане).

В 2007 и 2008 гг. наши студенты, в основном, со специальности «Социально-культурный сервис и туризм» выезжали в Турцию для прохождения стажировки по специализации «Анимационный сервис», в отели, где отдыхают граждане Западной Европы. Здесь решаются 2 задачи: 1. Углубленное прохождение практики по специализации. 2. Языковая практика.

Отзывы о наших ребятах были хорошие. Они востребованы.

В 2006 году создали учебно-научную лабораторию. За это время приобретено оборудования для проведения экспериментов на сумму более двух миллионов рублей. На этой базе планируется открыть НИИ.

Следующий шаг Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма должна сделать для создания университетского комплекса Объединение образовательных, научных, конструкторских, инновационных и иных учреждений и организации различных форм собственности, сохраняющих свою самостоятельность и образующих ассоциацию или союз с правом юридического лица.

Для нас такой вариант на сегодня является наиболее приемлемым.

Это позволит нам, за достаточно короткий срок, решать те задачи, которые ставит перед нами предстоящая Всемирная летняя универсиада студентов, которая будет проходить в г. Казани, т.к появится возможность привлекать преподавателей и специалистов самых опытных и самых квалифицированных, а выпускникам позволит адаптировано приступить к трудовой деятельности.

Практика развития высшей школы показывает, что можно говорить об «университизации» высшего профессионального образования. Настоящее время - время постоянно растущего объема знаний, информации, инновации, технологий, обучающих

программ и т.д. Такая ситуация требует непрерывного и качественного изменения системы образования. Именно этим требованиям в наибольшей степени отвечает университетская модель образования. Роль и значение вуза в современном обществе выходит за рамки непосредственных задач, решаемых высшим учебным заведением.

ЕДИНОЕ ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

Довузовская Структурные

подготовка подразделения СПО

- базовые СОШ; - колледж;

- профильные классы в - пед. училище;

СОШ; - мед. училище;

- учреждения допол- - ТФК;

нительного образо- - УОР

вания (ДЮКФП,

ДЮСШ, ДЮСШОР,

ШВСМ);

- школы-интернаты

спортивного профиля;

- подготовительные

курсы

Структурные подразделения ВПО

-учебные, научные и другие структурные подр азделения; - Лаборатории

Структурные подразделения ППО

- ПК -ПП

- Аспирантура

- Докторантура

Работодатель

Организации и

предприятия, где могут работать

выпускники СПО и ВПО в области физической культуры, спорта и туризма

Условные обозначения:

СОШ - спортивно-образовательная школа

ДЮКФП - детско-юношеский клуб физической подготовки

ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа

ДЮСШОР - детско-юношеская спортивная школа олимпийского

ШВСМ - школа высшего спортивного мастерства

ТФК - техникум физической культуры

УОР - училище олимпийского резерва

ВПО - высшее профессиональное образование

СПО - среднее профессиональное образование

ПК - повышение квалификации

ПП - переподготовка

ППО - послевузовское профессиональное образование

То, о чем я сказал, можно отнести к положительным моментам. Но существует определенная тревожность.

В начале своего выступления я коснулся стандартов 3-го поколения.

В 2010 году мы полностью вступаем в Болонский процесс. В России принят закон о двухуровневой подготовке специалистов с высшим образованием - бакалавриат и магистратура. Для вузов нашего профиля наиболее приемлемым является специалист.

В ряде отраслей (медицина, военные, МВД) специалитет сохранили. В нашей - этот вопрос до сих пор открыт.

Фундаментальное реформирование высшей школы затрагивает не только содержание образования, но и уровень квалификации специалистов, а также статус высших учебных заведений.

Не всем вузам могут позволить открыть магистратуру. Для этого необходимо выполнить жесткие требования. Должны быть доктора наук и профессора по профилю. На одного такого преподавателя не должно быть больше 3-4 магистров. К примеру, в нашей академии своих 4-е доктора наук + так называемых «холодных» профессоров - это те, кто имеет

ученые звания профессора, являясь кандидатом наук - 5 чел., я не беру во внимание приглашенных докторов, получается - 9 чел. Значит будет ~ 27^40 магистрантов, а контрольные цифры приема у нас 180 человек. 120^140 выпускников получат диплом бакалавра. Мы выпускали бакалавров.

Сегодня они идут к нам поступать для продолжения учебы, чтобы получить диплом специалиста, т.к. это влияет на заработную плату.

У нас и так большой дефицит в специалистах, мы можем эту проблему еще более усугубить.

Те бакалавры, которые захотят учиться в магистратуре и для них не будет у нас мест, уедут поступать в другие вузы, и вернутся ли они обратно - вопрос.

Введение многоуровневой системы ВПО, принятая во многих странах мира и поддержанная в рамках Болонского процесса, будет лучше приспособлена к условиям быстрых изменений в экономике, а выпускники, получившие диплом бакалавра, станут обладать более широкой подготовко и окажутся лучше востребованными на рынке труда.

Возможно, для некоторых направлений социальной сферы и сферы сервисных услуг уровень бакалавра и достаточен и такие выпускники окажутся востребованными, но в большинстве отраслей, и в нашей в том числе, потребность отсутствует. Необходимо, чтобы число специалистов в отрасли увеличивалось, а не наоборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.