УДК 796
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)
Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель,
Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Максим Михайлович Ковылин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Москва
Аннотация
В статье анализируются основные положения Болонского процесса в сфере высшего образования России: создание модульной системы, системы кредитных единиц, студенческой и преподавательской мобильности и др. Определяются параметры внедрения в практику физкультурного вуза требований Болонских соглашений.
Ключевые слова: Болонский процесс, модульное обучение, дистанционное обучение, система кредитов.
SOCIALLY-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL TRAINING DURING FORMATION OF
UNIFORM EUROPEAN EDUCATIONAL SPACE (EXPERIENCE OF THE SOCIOLOGICAL ANALYSIS)
Irina Anatolievna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Training, Sports and Tourism,
Maxim Mihajlovich Kovylin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Russian State University of Physical Training, Sports and Tourism, Moscow
Annotation
The article analyzes the experience of transformation of physical culture higher education of Russia in the context of Bologna agreements. Under this, purpose the development of two-level system of higher education (introduction of bachelor and master degree), systems of test units and maintenance of quality of education on the example of ten physical cultures higher schools of Russia have been studied.
Keywords: transformation, Bologna process, module studying, distance learning, system of credit
units.
ВВЕДЕНИЕ, МЕТОДИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Оценка эффективности реализации основных концепций Болонского процесса в практической работе вуза физической культуры осуществлялась на базе СГАФКСТ путем проведения социологического опроса (анкетирования) преподавателей и студентов по анкете «Преподаватели и студенты СГАФКСТ о результатах внедрения элементов Болонской декларации в образовательный процесс».
В анкетировании приняли участие 65 преподавателей - представителей всех кафедр академии и 120 студентов вуза (со второго по пятый курсы первого и второго отделения, а также студенты заочной формы обучения). Для оценки использовалась рейтинговая шкала (3 - высокий уровень, 2 - средний, 1 - низкий, 0 - отсутствует).
РЕЗУЛЬТАТЫ
В первую очередь нас интересовал вопрос о необходимости модернизации системы высшего профессионального образования в сфере физической культуры в нашей
стране, так как дальнейшее исследование напрямую зависело от ответа на этот вопрос (результаты опроса по первой части анкеты представлены в таблице 1). Как показали результаты анкетирования, 92% преподавателей академии и 67% студентов однозначно считают, что такая модернизация сегодня необходима.
Таблица 1
Результаты социологического опроса студентов 3-5 курсов и преподавателей
СГАФКСТ (в процентах)
Вопросы анкеты «Преподаватели и студенты СГАФКСТ о результатах внедрения элементов БП в образовательный процесс» Мнение студентов Мнение преподавателей
1. Считаете ли Вы, что современная система высшего физкультурного образования России нужда-
ется в модернизации?
а) да 67.4 92
б) нет 16.3 8
в) затрудняюсь ответить 16.3 0
2. Изменилось ли качество обучения в вузе в период с 2003 по 2009 гг. (для студентов - в период
обучения)?
а) стало значительно лучше 30.2 4.6
б) стало несколько лучше 51.1 29.4
в) не изменилось 18.7 30
г) ухудшилось 0 36
3. Как Вы оцениваете качество образования получаемого в академии?
а) высокое 4.7 2.7
б) достаточное для практической (профессиональной) деятельности 46.5 67.6
в) не достаточное для практической (профессиональной) деятельности 48.8 29.7
4. Считаете ли Вы, что образование, получаемое в вузе, достаточно ориентировано на рынок тру-
да?
а) да, безусловно 7.3 13.5
б) в большей степени 18.6 24.3
в) в некоторых аспектах 62.8 62.2
г) не считаю это принципиально важным 11.3 0
5. Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для того, чтобы образование, получаемое в вузе,
было максимально ориентировано на современные запросы работодателей?
а) ввести новые специальности профессиональной подготовки, вос-
требованные на рынке труда 21 56.7
б) усилить профильную (специализированную) составляющую учеб-
ных программ 72 43
в) сместить акцент с подготовки специалистов «широкого профиля»
на подготовку узкоспециализированных специалистов 7 0.3
Из таблицы следует, что у преподавателей вуза сложилось неоднозначное мнение по поводу качества образования и его результатов. Надо отметить, что студенты гораздо выше оценивают результативность своей учебной деятельности. То, что качество образования ухудшилось, не отметил никто.
Мы также оценили степень ориентации вуза на запросы рынка труда и качество подготавливаемых специалистов, обладающих необходимым набором профессиональных компетенций. В результате выяснилось, что на данную проблему более оптимистично смотрят преподаватели, чем студенты. По мнению большинства преподавателей вуза, для того, чтобы получаемое образование было максимально ориентировано на современные запросы работодателей, необходимо ввести новые специальности профессиональной подготовки, востребованные сегодня на рынке труда и усилить профильную (специализированную) составляющую учебных программ. Акцент на последнее сделало подавляющее большинство опрошенных студентов - 72%. Помимо указанных в анкете вариан-
тов, респондентами были предложены свои: регулярно проводить учебно-методические семинары для преподавателей, усилить научно-исследовательскую и спортивную работу, увеличить в учебных планах долю практических занятий, увеличить финансирование и т.д.
Вторая часть анкеты была направлена на выявление объективных и субъективных критериев в оценках преподавателей и студентов СГ АФКСТ по вопросам реформирования системы высшего физкультурного образования на основе Болонских соглашений. Выяснилось, что степень информированности преподавателей о целях внедрения двухуровневой системы высшего образования в целом является довольно высокой, у студентов данный показатель немного ниже. По мнению респондентов, именно представители администрации вуза наиболее заинтересованы в развитии двухуровневой системы высшего образования, системы обеспечения качества образования и реализации совместных программ. Гораздо более низкий показатель выявился при оценке студентами и преподавателями своей степени активности во внедрении двухуровневой системы высшего образования. Информированность преподавателей вуза о системе зачетных единиц как инструменте академической мобильности является средней, у студентов этот показатель еще хуже. Во внедрении системы зачетных единиц в большей степени заинтересованы администрация вуза и преподаватели, в меньшей степени - студенты. Процесс внедрения этого направления Болонского процесса, по мнению респондентов, идет медленно. Изменения в качестве обучения в результате внедрения системы зачетных единиц оцениваются сдержанно, возможно, в связи с тем, что процесс находится на начальной стадии. В пользу этого предположения свидетельствует отсутствие ответа на этот вопрос более чем у половины респондентов. Главные трудности на пути реализации этого направления, по нашему мнению, связаны с отсутствием достаточной информированности и опыта, существующими проблемами методического и организационного характера.
Уровень информированности преподавателей и студентов в области системы обеспечения качества образования (СОК) и разработки сопоставимых методологий и критериев его оценки является средним и отличается слабой дифференциацией в отличие от других направлений реформирования системы высшего образования на принципах Болонского соглашения. По мнению респондентов, в обеспечении качества образования в наибольшей степени заинтересована администрация вуза и студенты, а в меньшей степени преподаватели. Процесс внедрения системы обеспечения качества образования в вузе идёт, как считают участники опроса, довольно активно. Субъективная оценка студентов вуза хода и результатов внедрения системы обеспечения качества образования, в целом, является положительной. Более половины из них удовлетворены текущим состоянием дел и конечным эффектом от внедрения. Преподаватели не так позитивно оценивают внедрение данного направления Болонского процесса (БП): почти 60% из них неудовлетворенны текущим состоянием дел и эффектом от введения СОК. Процесс совершенствования системы обеспечения качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев его оценки проходит, по уверениям респондентов, в основном бесконфликтно. В то же время, отдельные участники опроса отметили, что сталкиваются с определенными сложностями, связанными, в основном, с отсутствием ГОСа третьего поколения, четкого представления о целях и задачах СОК в вузе, ключевых понятиях (таких, как профессиональные компетенции, методика (механизм) оценки качества высшего образования, мониторинг и др.), правилах, нормативных документах, процедурах обеспечения качества образования и т. д.
Информированность преподавателей и студентов вуза в области реализации совместных программ невысока.
Таким образом, по мнению большинства респондентов, начало внедрения основных принципов формирования единого общеевропейского пространства высшего образования в вузе положено, но до всеобщего понимания БП пока далеко. Анкетирование по-
казало, что:
- подавляющее число респондентов не сомневаются - современная система высшего физкультурного образования в нашей стране нуждается в модернизации, но о ходе, целях, механизмах и инструментах её имеют смутное представление;
- профессиональное физкультурное образование лишь в некоторых аспектах ориентировано на рынок труда и удовлетворяет современным запросам работодателей; необходимо вводить новые специальности профессиональной подготовки, востребованные на рынке труда; усилить профильную (специализированную) составляющую учебных программ;
- необходимо активно вовлекать в решение насущных проблем студентов и преподавателей вуза, которые в настоящее время являются сторонними наблюдателями, а незаинтересованными участниками преобразований.
С нашей точки зрения, интеграция российских высших учебных заведений физической культуры в общеевропейское образовательное и исследовательское пространство, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг будет протекать более эффективно при соблюдении следующих условий:
- информационной, нормативно-правовой, методической и финансовой обеспеченности образовательного процесса, модернизация которого должна осуществляться в логике современных процессов формирования единого европейского образовательного пространства;
- стандартизации высшего физкультурного образования с учетом требований Болонских соглашений;
- в усилении профессиональной (специализированной) направленности подготовки физкультурных кадров, при сохранении фундаментальности высшей школы, и ориентации образовательного процесса на запросы современного рынка труда;
- максимальной заинтересованности и информированности субъектов (представителей административно-управленческого персонала, преподавателей, студентов и их родителей, работодателей и др.) о целях, задачах, ходе и механизмах Болонского процесса;
- систематизации, адаптации и внедрения опыта российских и зарубежных вузов физической культуры по реализации основных направлений Болонского процесса в физкультурном образовании; объединения их организационных, исследовательских, методических и информационных ресурсов по повышению эффективности внедрения механизмов Болонского процесса;
- организации учебного процесса на основе модульного принципа построения учебных курсов; расширении применения форм дистанционного обучения, что особенно актуально, учитывая специфику наших вузов; компетентностного подхода к освоению дисциплин; усилении внимания к самообразовательной деятельности студентов, систематического контроля и коррекции ее результатов, рейтинговой системы оценки достижений студентов и т. д.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Владислав Ермекбаевич Жабаков, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет (ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования качества подготовки специалистов по физической культуре в пространстве педагогического вуза. Экспериментально обоснованы критерии