Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования готовности студентов вузов физической культуры к самообразовательной деятельности в условиях Болонского процесса'

Педагогическая технология формирования готовности студентов вузов физической культуры к самообразовательной деятельности в условиях Болонского процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / THE BOLOGNA PROCESS / THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / THE MODULAR STUDYING / THE REMOTE STUDYING / THE RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефременко Константин Николаевич, Ефременкова Ирина Анатольевна, Сергеев Андрей Игоревич

В статье анализируется опыт применения в учебном процессе вуза базовой модели и педагогической технологии изучения основных положений Болонского процесса, направленных на формирование готовности студентов физкультурного вуза к учебной деятельности в условиях перехода на Болонскую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефременко Константин Николаевич, Ефременкова Ирина Анатольевна, Сергеев Андрей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogical technique of formation of students` readiness to self-educational activity in physical culture universities in conditions of bologna process

The article analyses the experience of application in educational process of university the base model and pedagogical technique of studying the main provisions of Bologna process, directed on formation of readiness of high sport school's students to educational activity in the conditions of transition to Bologna system.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования готовности студентов вузов физической культуры к самообразовательной деятельности в условиях Болонского процесса»

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронова, Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду / Е.К. Воронова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 80 с.

2. Дукальский, В. В. Игры на воде при обучении детей плаванию / В. В. Дукальский, Е. Г. Маряничева. - Краснодар : [б.и.], 1990. - 110 с. : ил.

3. Казаковцева, Т. С. Обучение плаванию детей дошкольного возраста в условиях детского сада с крытым плавательным бассейном : метод. рекомендации / Т. С. Казаковцева. - Киров : [б.и.], 1984. - 40 с.

4. Осокина, Т. И. Обучение плаванию в детском саду : кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. - M. : Просвещение, 1991. - 159 с. : ил.

5. Петрова, Н. Л. Обучение детей плаванию в раннем возрасте : учебнометодическое пособие / Н. Л. Петрова, В. А. Баранов. - М. : Советский спорт, 2006. -96 с. : ил.

6. Пищикова, Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста : занятия, игры, праздники / Н. Г. Пищикова. - М. : Изд-во «Скрипторий», 2008. - 88 с.

Контактная информация: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ БОЛОНСКОГО

ПРОЦЕССА

Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой,

Ирина Анатольевна Ефременкова, соискатель,

Андрей Игоревич Сергеев, кандидат педагогических наук, проректор по экономической работе,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация.

В статье анализируется опыт применения в учебном процессе вуза базовой модели и педагогической технологии изучения основных положений Болонского процесса, направленных на формирование готовности студентов физкультурного вуза к учебной деятельности в условиях перехода на Болонскую систему.

Ключевые слова: Болонский процесс, педагогическая технология, модульное обучение, дистанционное обучение, рейтинговая система оценки.

THE PEDAGOGICAL TECHNIQUE OF FORMATION OF STUDENTS' READINESS TO SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY IN PHYSICAL CULTURE UNIVERSITIES IN CONDITIONS OF BOLOGNA PROCESS

Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, the senior

lecturer, the head of the department,

Irina Anatolyevna Efremenkova, the competitor,

Andrey Igorevich Sergeev, the candidate ofpedagogical sciences, the pro-rector for

economic work,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The article analyses the experience of application in educational process of university the base model and pedagogical technique of studying the main provisions of Bologna process, directed on formation of readiness of high sport school’s students to educational activity in the conditions of transition to Bologna system.

Key words: the Bologna process, the pedagogical technology, the modular studying, the

remote studying, the rating system.

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая технология создавалась на основе принципов модульного обучения. Основные из них: целеполагания и гарантированности результатов учебной деятельности, адаптивности, совместной деятельности, проблемности,

технологичности, идивидуализации обучения, коммуникативности, динамичности. Потенциал технологии модульного обучения реализовывался посредством ее структурных компонентов: когнитивно-мотивационного, информационного,

операционального и критериально-оценочного.

Когнитивно-мотивационный компонент готовности включает в себя знание методологических основ самообразовательной деятельности, принципов её осуществления; понимание роли и значения внедрения Болонских положений в образовательный процесс вуза; потребность в необходимости овладения нужной информацией как основное условие для дальнейшей успешности в учебной работе, осмысленное и осознанное осуществление этой деятельности (внутреннее и внешнее побуждение студента, связанное с удовлетворением потребности в самореализации).

Информационный компонент готовности предполагает знание истории развития и современного состояния вопроса; умение использовать современные информационные технологии и получать необходимую информацию в отечественных и международных базах данных.

Операциональный компонент готовности предполагает:

- умение представлять отчеты о проделанной работе: эссе, рефераты, результаты выполнения практических заданий; публично защищать и аргументировать собственные идеи; участие в семинарских занятиях, дискуссии и коллоквиуме;

- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, формулировки и решения задач, осуществления самоконтроля и рефлексии.

Критериально-оценочный компонент формирует более гибкую систему процедур и методов оценивания знаний и умений студентов, приближенную к западноевропейской.

Особое место в процессе развития готовности студентов физкультурных вузов отводится педагогическим условиям, обеспечивающим результативность этого процесса. В рамках данного исследования под педагогическими условиями развития готовности к переходу образовательного процесса на Болонскую модель мы понимаем совокупность мероприятий, направленных на осуществление процесса развития готовности обучающихся с использованием педагогической технологии. К ним относятся: 1) разработка модели развития готовности (компетентности); 2)

проектирование содержания и структуры учебного курса по изучению основных направлений Болонского процесса в системе высшего профессионального образования, в целом, и в физкультурных вузах, в частности; 3) конструирование педагогической технологии развития готовности; 4) опора на личностно-

деятельностный подход; 5) формирование мотивационно-ценностного отношения обучающихся к инновационной образовательной деятельности.

МЕТОДИКА

Организация педагогического эксперимента осуществлялась для доказательства рабочей гипотезы в соответствии с общепринятыми требованиями в два этапа: констатирующий и формирующий. В то же время учитывалось, что студенты не могут быть включены в реальную практическую деятельность, но эта деятельность может быть специально смоделирована в рамках образовательного процесса. Эксперимент проводился на базе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма и был основан на общих принципах электронного (дистанционного)

обучения - E-Learning - (сокращенное от Electronic Learning). Выбор данной формы обучения обусловлен широким спектром методов, позволяющих учесть индивидуальные требования и предпочтения студентов: удобное время и место для обучения, индивидуальный график с учетом потребностей и пожеланий студентов, возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой точке мира. Обязательными условиями данного вида обучения являлось наличие персонального компьютера, мобильного или стационарного телефона, свободный доступ к Интернету. Рейтинговая система оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов предусматривала выявление рейтинга каждого студента по каждому разделу (модулю) учебного курса. Каждый вид самостоятельной работы оценивался в баллах, в том числе и дополнительные задания.

Образовательный процесс был построен следующим образом. Перед началом курса преподаватель подробно объяснил и прокомментировал специфику будущих занятий, а в дальнейшем такие очные встречи происходили два раза в месяц в форме семинаров, дискуссии, обмена мнениями, что позволило, с одной стороны, непосредственно корректировать и оценивать работу студентов, а, с другой стороны, предоставить возможность студентам проявить себя, правильно сориентироваться в учебном процессе, получить необходимые текущие консультации и разъяснения, что в итоге помогает формированию коммуникативной компетенции, которая является, на наш взгляд, ключевой и готовит будущих тренеров и преподавателей к взаимодействию с другими участниками общения в условиях глобальной информационно-образовательной среды.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществлялся при помощи вопросов для самоконтроля и тестового модуля (обучающие тесты).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Первый, аналитический этап включал в себя разработку концепции, построение информационной модульной модели, формулировку основных дидактических задач и целей обучения с использованием дистанционной технологии; предварительное определение общего содержательного наполнения модулей, готовился учебнометодический материал, который был разбит на 5 блоков (модулей) и оформлен в виде учебно-методического комплекса на электронном носителе; формирование критериев оценивания знаний и умений студентов, определение профиля студентов; определение методов и средств реализации информационной модульной модели, а также анкетирование и срез знаний студентов 3-го курса факультета физической культуры и спорта, из которых были сформированы контрольная (n = 15) и экспериментальная группы (n = 15), а также анализ его результатов. Динамика изменения уровня сформированности основных компонентов готовности определялась на основе разработанной диагностики, используемой на констатирующем и формирующем этапах эксперимента.

На втором этапе эксперимента - формирующем - в практике учебного процесса применялась технология дистанционного изучения основных положений Болонских соглашений, направленная на повышение информированности по основным положениям Болонских соглашений и мотивации к самообразовательной деятельности студентов. Основная цель формирующего эксперимента состояла в выявлении эффективности организации системы внеаудиторной самостоятельной работы студентов по изучению основных положений Болонских соглашений с привлечением элементов дистанционного обучения.

Задачи данного этапа эксперимента:

1. Провести экспериментальное обучение студентов 3 курса СГАФКСиТ, обучающихся по специальностям ФКиОТ, по учебно-методическому курсу «Болонский процесс и высшее физкультурное образование» с использованием спроектированной системы внеаудиторной самостоятельной работы.

2. Сравнить уровни сформированности основных компонентов предметной компетентности (когнитивного, операционального, информационного, мотивационного) в контрольной и экспериментальной группах.

Экспериментальное обучение проводилось в режиме сравнительного эксперимента.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Эффективность применения разработанной нами технологии проверялась на заключительном этапе эксперимента при сопоставлении результатов самообразовательной учебной деятельности в экспериментальной и контрольной группах. В контрольной группе работа студентов оценивалась традиционно и состояла в самостоятельном изучении учебного материала и выполнении индивидуальных заданий. Сравнение испытуемых контрольной и экспериментальной групп до эксперимента по показателям, характеризующим уровень знаний, не выявило статистически достоверных различий по 1-критерию Стьюдента.

Для диагностики когнитивного компонента предметной компетентности был использован итоговый срез, который содержал 12 вопросов по основным модулям курса. За правильный ответ испытуемый получал 1 балл. Полученные результаты были распределены по уровням следующим образом: «низкий» — 3-5 баллов, «средний» — 6-9 баллов и «высокий» — 10-12 баллов (табл. 1).

Таблица 1

Сводная таблица результатов формирующего эксперимента по показателям уровня когнитивного компонента предметной компетентности студентов _____________контрольной и экспериментальной групп (в %)_____________

Когнитивный компонент

Экспериментальная группа Контрольная группа

низкий (адаптивно- репродуктивн ый) средний (эвристически й) высокий (креативный) низкий (адаптивно- репродуктивн ый) средний (эвристически й) высокий (креативный)

до после до после до после до после до после до после

73.3 - 26.7 20 - 80 80 20 13.3 40 6.7 40

Операциональный компонент предметной компетентности диагностировался при помощи анализа индивидуальных практических работ. Каждый вид работ оценивалась в баллах (максимум 30 баллов, минимум 5), максимально можно было набрать 50 баллов за все работы, поэтому распределение уровней было следующим: «низкий» — 5-19 и менее баллов, «средний» — 21-40 баллов, «высокий» — более 41 баллов (табл. 2.)

Таблица 2

Сводная таблица результатов формирующего эксперимента по показателям уровня операционального компонента предметной компетентности студентов ______________контрольной и экспериментальной групп (в %)______________

Операциональный компонент

Экспериментальная группа Контрольная группа

низкий средний высокий низкий средний высокий

до после до после до после до после до после до после

66.7 - 26.7 66.7 6.7 33.3 73.3 20 13.3 60 13.3 26.7

Одновременно с определением когнитивной и операциональной предметной компетентности студентов проводилось повторное анкетирование контрольной и экспериментальной групп с целью определения динамики мотивационной и информационной предметной компетентности при помощи 1-критерия Стьюдента, оно подтвердило их статистическую значимость, показало, что в результате второго среза

знаний значительно повысился уровень знаний студентов экспериментальной группы. Среднее количество баллов за ответы на вопросы - 4,15. В контрольной группе достоверных изменений не произошло - 2,4 балла (2.13 до эксперимента).

Представленные данные, указывающие на рост уровня знаний в экспериментальной группе, подтверждаются и результатами повторного анкетного опроса.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, следует отметить, что анализ основных критериев в экспериментальной группе по отношению к контрольной соответствует новому качественному уровню «выше среднего». В результате применения разработанной нами технологии формирования готовности студентов вузов физической культуры к самообразовательной деятельности в условиях Болонского процесса произошло статистически достоверное положительное изменение когнитивного и операционального уровней предметной компетенции студентов экспериментальной группы. Доказательством этому является то, что к началу эксперимента обе группы были статистически достоверно однородны по критерию информированности (t<2.048), а по его окончанию - статистически достоверно различались по этому показателю (t>2.048).

Таким образом, результаты применения в учебном процессе авторской технологии изучения основных положений Болонских соглашений позволяют утверждать, что принятый подход оптимизирует процесс решения поставленных задач, значительно повышая уровень подготовки студентов к переходу на болонскую систему высшего образования.

Контактная информация: [email protected]

УРОВЕНЬ КОРТИЗОЛА КАК МАРКЕР ХРОНИЧЕСКОГО СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ СПОРТСМЕНА

Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Стресс является одной из основных причин снижения результата конкретного спортсмена. В статье рассмотрены не только причины стресса, но и проблемы его прогнозирования и способы преодоления.

Ключевые слова: уровень кортизола, стресс, влияние стресса на организм спортсмена.

THE LEVEL OF CORTISOL AS THE MARKER OF CHRONIC STRESS AND ITS INFLUENCE ON THE ORGANISM OF THE ATHLETE

Jury Jurevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St. -Petersburg

Annotation

The stress is one of principal causes of athlete’s result’s drop. The article enlightens the questions connected not only with the reason of stress, but also related to forecasting and ways of its overcoming.

Keywords: the level of cortisol, the stress, the influence of stress on the organism of athlete.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная деятельность сопровождается длительным воздействием на организм спортсмена как физиологических (чрезмерная физическая нагрузка), так и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.