15 с.
7. Каменев, Ю.Ф. Боль в пояснице при остеохондрозе позвоночника / Ю.Ф. Каменев. - Петрозаводск : Интел. Тек, 2004. - 99 с.
8. Суханов, А.И. Теория и практика управления физическим состоянием человека на основе комплексных физкультурно-оздоровительных коррекций : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Суханов А.И. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2002. - 46 с.
9. Суханова, Т.Н. Комплексные физкультурно-оздоровительные коррекции физического состояния военнослужащих при структурно-функциональных нарушениях позвоночника : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Суханова Т.Н. ; СПб ГУИТМиО. -СПб., 2005. - 18 с.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКИХ СОГЛАШЕНИЙ
Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Анатольевна Ефременкова, соискатель,
Андрей Игоревич Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье анализируется опыт трансформации высшего физкультурного образования России в контексте Болонских соглашений. С этой целью изучается развитие двухуровневой системы высшего образования (введение бакалавриата и магистратуры), системы зачетных единиц, обеспечение качества образования на примере десяти физкультурных вузов России.
Ключевые слова: трансформация, Болонские соглашения, бакалавриат и магистратура, система зачетных единиц.
TRANSFORMATION OF PHYSICAL EDUCATION HIGHER SCHOOLS OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF BOLOGNA AGREEMENTS
Konstantin Nikolaevich Efremenkov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolevna Efremenkova, applicant,
Andrey Igorevich Sergeev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Education, Sports and Tourism
Abstract
The experience of transformation of higher physical education of Russia in the context of Bologna agreements is analyzed. With this purpose the development of two-level system of higher education (introduction of bachelor and magister’s degree), systems of test units and maintenance of quality of education on the example of ten physical culture schools of Russia is studied.
Key words: transformation, Bologna agreements, bachelor and magister’s degree, the system of credit units.
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке образование становится важнейшим инструментом в социальном воспроизводстве человеческого капитала. Специалисты исследуют инновационные приемы преподавания, педагогические интеграции и их влияние на учебный процесс. Происходит интенсивный поиск стимулов развития системы образования в контексте долгосрочной перспективы, а также рассматривается стратегическая программа реформ с целью последующей интеграции отечественной системы высшего физкультурного образования в международное образовательное пространство. Сейчас действует новое законодательство и складывается новая модель управления сферой образования. В соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование», Законом РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования», Концеп-
цией модернизации российского образования на период до 2010 года, новым образовательным стандартом (третьего поколения), в Российской Федерации должна быть обеспечена подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий [2, 3,4].
На сегодняшний день имеется ряд проблем, решение которых требует глубокого и всестороннего анализа системы физкультурного образования в нашей стране. Их решение невозможно без активного участия в реформировании всей системы высшего образования России в контексте болонских соглашений. Преобразования в работе физкультурных вузов требуют строгого научного обоснования и анализа последствий предполагаемых изменений [3, 8, 9]. Кроме того, содержание и организация процесса подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта требуют коренной перестройки в связи с переосмыслением самой деятельности как оздоровительно-спортивно-педагогической (С.Д. Неверкович, В.А. Таймазов, В.П. Лукьяненко и др.). Фактически речь должна идти о создании эффективной модели содержания образования не просто специалиста в сфере физической культуры, а профессионала новой формации с учетом общих закономерностей становления профессиональной деятельности и саморазвития личности (Н.Ф. Фазлеев), способного преобразовывать, моделировать и корректировать образовательные процессы. При этом содержание высшего физкультурного образования должно быть ориентировано на культуросообразное (вместо зна-ниецентристского) наполнение дидактических единиц (В.И. Маслов) и носить развивающий характер (С. Д. Неверкович).
Изложенное выше позволяет сформировать научное противоречие между общественной потребностью в реализации концепций болонских соглашений в системе высшего физкультурного образования в нашей стране и отсутствием обоснованного, содержательного наполнения этой системы.
Методы: теоретический анализ педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, изучение нормативной и инструктивной методической документации, анализ информационных материалов интернет-сайтов физкультурных вузов РФ, экспертный опрос.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Объем выборочной совокупности исследования составил 10 физкультурных вузов России (четыре университета и шесть академий): Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (Москва), Санкт-Петербургский национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар), Сибирский государственный университет физической культуры (г. Омск), Московская государственная академия физической культуры (Малаховка, Московской обл.), Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Великолукская государственная академия физической культуры, Уральская государственная академия физической культуры (г. Челябинск), Волгоградская государственная академия физической культуры, Дальневосточная государственная академия физической культуры (г. Благовещенск). Исследование осуществлялось посредством экспертного опроса по анкете «Физкультурные вузы России в контексте Болонского процесса» в январе 2009 года.
Для общей оценки вовлеченности физкультурных вузов России в Болонский процесс использовались следующие показатели:
1. Развитие двухуровневой системы (бакалавриат и магистратура).
2. Изучение и введение системы зачетных единиц трудоемкости (кредитов) в соответствии с Европейской системой перевода кредитов (ЕСТ8).
3. Обеспечение качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев его оценки.
Согласно полученной информации, какие-либо направления Болонского процесса в настоящее время реализуются в 100% вузов - участников исследования. Исследование зафиксировало высокий уровень дифференцированности вузов по степени вовлеченности в Болонский процесс даже по такому простому показателю, как количество реализуемых в вузе направлений Болонского процесса. Примерно в 70% вузов на сегодняшний день реализуются 1-2 направления Болонского процесса; вовлеченность еще трети вузов можно назвать высокой - в них реализуются 3 направления. Как и предполагалось, более широкое вхождение в Болонский процесс осуществляется в головных вузах - РГУФКСиТ, г. Москва и НГУ им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург [8, 9]. Наиболее «популярными» направлениями Болонского процесса являются развитие двухуровневой системы (бакалавриат и магистратура), обеспечение качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев его оценки. Гораздо менее активно реализуются: изучение и введение системы зачетных единиц (ЕСТ8) и реализация совместных программ российских и зарубежных вузов.
Согласно результатам исследования, развитие двухуровневой системы высшего профессионального образования реализуется в настоящее время в 100% вузов - участников опроса, т.е. является одним из наиболее распространенных среди направлений Болонского процесса, развивающихся сегодня в физкультурных вузах России. Вместе с тем, важнейшим показателем развития данного направления является не только сам факт наличия в вузе двухуровневой системы в формате 4+2, но и доля студентов, подготавливаемых в вузе по двухуровневой системе. Как показали результаты исследования, пока подавляющее большинство студентов обучается по традиционной системе -получают диплом специалиста (5 лет обучения).
Как показали исследования в течение пяти лет (начиная с 2003 г.), доля студентов, подготовленных по традиционной системе, в среднем по вузам - участникам исследования составляла более 85%. Совокупная доля бакалавров и магистров - 9-11%, при этом какая-либо динамика фактически отсутствовала. Следует заметить, что серьезных различий в долях выпускников, подготовленных по двухуровневой системе, среди вузов разных типов не зафиксировано. В университетах также подавляющее большинство студентов пока выпускается с традиционным дипломом специалиста, а доля бакалавров и магистров выше, чем в остальных вузах, на очень небольшую величину; динамика процесса также слабо выражена.
Изучение и введение системы зачетных единиц (ЕСТ8) как инструмента академической мобильности реализуется в настоящее время в 43% физкультурных вузов, принявших участие в настоящем исследовании. В исследовании, проведенном в рамках мониторинга участия российских вузов в Болонском процессе в 2005 г. (опрос по данному направлению проводил РУДН) [7], были получены близкие результаты: из 55 вузов, принявших участие в опросе, система зачетных единиц была реализована (или готовилась к реализации) в 41,5% вузов. С учетом различий в выборке, тем не менее, правомерно сделать вывод, что данные обоих опросов довольно верно отражают текущую ситуацию - данное направление Болонского процесса на сегодняшний день внедряется менее чем в половине российских вузов, серьезной динамики не фиксируется.
Положение об организации учебного процесса по системе зачетных единиц на сегодняшний день имеется не во всех вузах, реализующих данную систему (примерно каждый третий вуз такого положения не имеет). Среди тех вузов, которые пользуются Положением об организации учебного процесса по системе зачетных единиц, примерно в равных пропорциях представлены Положение, рекомендованное Минобрнауки, и Положения, разработанные самими вузами.
В половине вузов, реализующих систему зачетных единиц (ЕСТ8), разработаны условия и критерии выставления оценок знаний студентов. Балльно-рейтинговая система используется в 60% вузов. Примерно в половине вузов, реализующих систему зачетных единиц, существует определенный документально зафиксированный поря-
док выбора элективных курсов.
Из всех направлений Болонского процесса, реализуемых в вузах-участниках исследования, обеспечение качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев оценки оказались также распространенными - о том, что обеспечение качества образования как направление Болонского процесса внедряется в их вузе, заявили 100% вузов. При этом большая часть вузов ведет работу по созданию системы обеспечения качества более 3 лет. Для того чтобы российские физкультурные вузы могли органично интегрироваться в международное образовательное пространство, большинство из них выработали свои внутривузовские системы обеспечения качества: в 80% вузов принято решение Ученого Совета о создании СОК, в 60% созданы Службы обеспечения качества, в 40% создана эффективная информационная система для поддержки процедур самообследования.
ВЫВОДЫ
Вступив в Болонский процесс, Россия выразила тем самым желание стать активным участником мирового рынка образовательных услуг. Для успешной реализации данного вектора развития необходимо повысить привлекательность отечественного высшего физкультурного образования, сделав его базовые характеристики (получаемые степени, квалификации, расчет объемов трудозатрат студентов и преподавателей, систему оценки работы студентов, систему контроля качества образования и т.п.) сравнимыми и понятными для европейских стран, вузов и абитуриентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко, В.И. Россия в Болонском процессе : проблемы, задачи, перспективы / В.И. Байденко, H.A. Гришанова, В.Ф. Пугач // Высш. образование сегодня. -2005,-№5.-С. 16-21.
2. Бутенко, О.С. Правовое регулирование образовательной деятельности России в связи с участием в Болонском процессе (теоретико-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Бутенко О.С. - Краснодар, 2008. - 27 с.
3. Интеграция высшего физкультурного образования в общеевропейскую систему высшего образования (на примере университетов и академий физической культуры) / В.А. Таймазов, A.A. Горелов, B.C. Степанов, С.С. Филиппов, Е.А. Лосин, В.А. Чистяков, М.В. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 12. - С. 2-5.
4. Информационно-аналитическая система оценки качества знаний студентов очной формы обучения / С.А. Локтев, O.A. Ругин, В.В. Лысенко, В.А. Якобашвили, Ю.К. Чернышенко, A.A. Тарасенко, A.A. Ругина // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 8. - С. 24-27.
5. Кореневский, С.А. Социокультурные, экономические и технологические предпосылки совершенствования системы высшего образования / С.А. Кореневский, Г.Н. Кореневская // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 12. - С. 29-32.
6. Кучеренко, А.М. Национально-культурный аспект модернизации российского высшего образования в контексте болонского процесса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кучеренко А.М. - Майкоп, 2008. - 23 с.
7. Маресова, Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации в России: болонский вызов / Н. Маресова // Высшее образование в России. - 2007. - № 5. - С. 80-83.
8. Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе : аналитический отчет по результатам обследования в вузах. - М. : НФПК, Циркон, 2006. - 73 с.
9. Николаева, Н.И. Совершенствование высшего физкультурного образования России в свете решений Болонского процесса / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма // http:www.niiito.ru/edu/stnikol011. - 2007.