www.volsu.ru
УДК 81'253 ББК 81.18
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ ГИДА-ПЕРЕВОДЧИКА В РАМКАХ ЭКСКУРСИОННОГО ДИСКУРСА
Полина Игоревна Сазонова
Магистрант кафедры теории и практики перевода, Волгоградский государственный университет ро1уа[email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация orcid.org/0000-0001-9854-2147
Аннотация. В настоящей работе рассматриваются особенности формирования профессиональной личности гида-переводчика под воздействием двух видов профессиональной деятельности как экскурсовода и переводчика. Характеризуется роль экскурсионного дискурса в туристической деятельности и деятельности гида-переводчика как профессиональной личности. Отмечается важность выбора адекватных стратегий при ведении экскурсии для иностранных туристов.
Ключевые слова: экскурсионный дискурс, гид-переводчик, профессиональная личность гида-переводчика, перевод экскурсии, переводческие стратегии в переводе экскурсии.
Активное развитие туристической деятельности обуславливает повышенный интерес туристов к объектам туризма не только в своей, но и, прежде всего в чужой стране как к объекту иной культуры, иного языка и иных традиций. Задача эффективной передачи качественно новой информации о другой культуре, а также задача формирования у туриста правильного и положительного представления о другой культуре выполняется, как правило, представителям экскурсионного дискурса. Экскурсионный дискурс способствует в большей степени, чем другие виды туристской коммуникации формированию этнокультурной, меж- и транскультурной компетенции, культур-^ ной самоидентификации человека, определясь ет культурные ценности представителей «сво-
, ей» и/или «чужой» культуры [1]. д Экскурсионный дискурс представляет I собой особый вид дискурса в рамках тури-§ стического, вычленяемого на основании сформированности особого вида вербально-© деятельностного взаимодействия субъектов
в определенных статусах и ролях [2]. В рамках устной коммуникации экскурсионный дискурс представлен такими жанрами как: экскурсия, аудиогид, видеопутеводитель [3]. В рамках письменной коммуникации выделяют жанр путеводителя; компьютерно-опосредованная коммуникация: виртуальная экскурсия и интернет-сайт экскурсионного бюро [4].
Экскурсия представляет собой интерес для научного изучения не только по причине ее неотъемлемого от сферы туризма характера, но и в виду ее специфики как полифонического дискурса, где на первое место выходит профессиональный дискурс экскурсовода. Таким образом, экскурсионный дискурс является особым профессиональным дискурсом экскурсовода, где языковая личность экскурсовода реализуется в экскурсионных текстах различных жанров.
Согласно Т.В. Демидовой, языковая личность экскурсовода формируется за счет следующих факторов:
66
Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 15. 2017
1) специфика адресата, то есть целевой группы экскурсантов, для которой необходимо подбирать и создавать оригинальный текст с учетом всех особенностей и предпочтений;
2) управление экскурсионной группой;
3) воздействие на экскурсантов с точки зрения формирования у реципиентов определенной картины экскурсионного объекта;
4) необходимость выбора релевантных языковых средств для построения текста экскурсии [5].
Иностранные туристы, как правило, мотивированы к познанию, общению, взаимодействию. Анализируя мотивы путешествий с целью познания на основе опросов, проводимых в Германии в 2000 г., В. Гюнтер выделяет три доминирующих мотива: 1) расширение кругозора, развитие культуры и самообразования; 2) познание мира и других стран; 3) желание испытать новые, необычные впечатления [6].
Однако часто экскурсовод, не владея иностранным языком и знанием основ межкультурной коммуникации, не имеет соответствующих навыков и компетенций для удовлетворения данных потребностей туристов. В этой связи особая роль в формировании собственно культурной и особенно инокуль-турной картины мира принадлежит гиду-переводчику, его дискурсивно-обусловленной профессиональной деятельности. Успех коммуникации и экскурсии для иностранных туристов диктуется сформированностью соответствующих компетенций у гида-переводчика одновременно как экскурсовода и переводчика, которые в свою очередь позволяют избирать адекватные стратегии перевода и ведения экскурсии.
Таким образом, гид-переводчик является профессиональной языковой личностью, обладающей определенным набором действий, стратегий и компетенций для реализации межкультурного общения в процессе знакомства с культурными реалиями другой страны. Этот тип языковой личности обнаруживает синергию языковой личности экскурсовода и языковой личности переводчика. Данная синергия обусловлена сочетанием дискурсивных характеристик профессионального экскурсовода и профессиональные компетенции культурного посредника, который способен
осуществлять и коммуникацию на иностранном языке, и переводческую деятельность [7].
Гид-переводчик «испытывает профессионализацию языковой личности и превращается в коммуникативно-деятельностную личность, владеющую стандартным и специальными регистрами и необходимым профессиональным запасом дискурсивных способностей, обладающую своей профессиональной картиной мира и совокупностью профессиональных языковых черт» [8]. При этом гид прибегает к ряду профессионально и дискур-сивно-значимых и прагматически адекватных стратегий ведения экскурсии при реализации коммуникативной программы действия. Выбор языковых средств также происходит в рамках предпринимаемых стратегий и типов коммуникативного действия экскурсовода.
Учитывая данную синергию двух профессиональных личностей, можно выделить следующие стратегии ведения экскурсии гида-переводчика:
1. Информирующие стратегии: стратегия информирования и целеположенного информирования, которые направлены на донесение собственно информации об экскурсионном объекте.
2. Стратегии влияния на адресата: стратегия диалога; стратегия организации группового взаимодействия (информационно-директивная); стратегия рекламирования и привлечения; стратегия самопрезентации и самоподтрунивания; стратегия развлечения.
3. Переводческие стратегии: сбор предварительной информации об экскурсантах; подготовка текста и маршрута экскурсии с учетом специфики группы экскурсантов, когда на первый план выходит межкультурная и страноведческая компетенции переводчика; адаптация текста экскурсии, ориентируясь на фоновые знания экскурсионной группы как представителей иноязычной лингвокультуры.
Профессиональная личность гида-переводчика испытывает влияние профессиональной деятельности как переводчика, так и экскурсовода. Влияние двух профессиональных составляющий деятельности гида-переводчика определяет специфику формирования его языковой личности и необходимых компетенций.
Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 15. 2017
67
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Новикова, Э.Ю., Митягина, В.А., Гуреева, А.А. Типология коммуникативных действий в экскурсионном дискурсе. / Э.Ю. Новикова, В.А. Митягина, А.А. Гуреева // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Волгоград. - №> 7(102), 2015. - С. 91-97.
2. Жаркова, У А. Профессиональная языковая личность экскурсовода: дискурсивный аспект / У. А. Жаркова // Лингвистические аспекты исследования идентичности личности в изменяющемся мире: коллективная монография. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - С. 109-132.
3. Филатова, Н.В. Дискурс сферы туризма в прагматическом и лингвистическом аспектах: дис. ... канд. филол. наук. / Н.В. Филатова // Москва: Московский государственный лингвистический унт, 2014. - С. 12, С. 38-39
4. Новикова, Э.Ю. Лингвокультурное измерение интернет-пространства экскурсионного дискурса (на примере жанра «Интернет-сайт экскурсионного бюро») / Э.Ю. Новикова // - Сборник
научных трудов по материалам второй международной научной конференции «Язык и культура в эпоху глобализации». - СПГЭУ - 2015. - С. 76-86.
5. Демидова, Т.В. Структуризация экскурсионного дискурса с позиции фреймового анализа / Т.В. Демидова // Вопросы когнитивной лингвистики. - Выпуск №> 4 / 2008. - С. 151-154.
6. Handbuch für Studienreiseleiter -Pädagogischer, psychologischer und organisatorischer Leitfaden für Exkursionen und Studienreisen. - Verlag& Oldenbourg Verlage GmbH, München. - 2003. - S. 383.
7. Гуреева, А.А., Новикова, Э.Ю., Митяги-на, В.А. Социабельность гида-переводчика как фактор межкультурного экскурсионного дискурса / А.А. Гуреева, Э.Ю. Новикова, В.А. Митягина // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». №° 4, 2015. - С. 120-127.
8. Гуреева, А.А. Социокоммуникативные характеристики языковой личности переводчика (на материале русского и английского языков): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / А. А. Гуреева // ВГСПУ Волгоград, 2014.
PROFESSIONAL PERSONALITY OF GUIDE-INTERPRETER WITHIN THE FRAMEWORK OF EXCURSION DISCOURSE
Polina Igorevna Sazonova
Master Student, Translation Studies Department, Volgograd State University polyal [email protected]
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation orcid.org/0000-0001-9854-2147
Abstract. The article deals with the special aspects of the development of guideinterpreter professional personality under the influence of two types of professional activity as a guide and an interpreter. The author characterizes the role of excursion discourse in tourism and activity of a guide-interpreter as a professional personality. The author also describes the importance of a choice of adequate strategies by conducting excursions for foreign tourists.
Key words: excursion discourse, guide-interpreter, professional personality of guideinterpreter, interpreting of excursions, translation strategies by interpreting of excursions.
68
П.И. Сазонова. Профессиональная личность гида-переводчика в рамках экскурсионного дискурса