УДК 35.085.3
Акопян Е.А.1 Тарасов А.Е.2
профессиональная культура государственных и муниципальных служащих как условие эффективности муниципального управления
Аннотация. В статье проанализировано понятие «профессиональная культура», представлены взгляды отечественных и зарубежных ученых, рассмотрены элементы профессиональной культуры: политическая, правовая, нравственная и управленческая культура.
Ключевые слова: профессиональная культура, политическая культура, нравственная культура, управленческая культура.
Akopyan E.
Tarasov A.
PROFESSIONAL CULTURE OF STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES AS A CONDITION OF EFFICIENCY OF MUNICIPAL MANAGEMENT
Abstract. The paper analyzes the concept of "professional culture", presents the views of domestic and foreign scientists, considers the elements of professional culture: political, legal, moral and managerial culture.
Keywords: professional culture, political culture, moral culture, management culture.
Актуальность вопроса повышения профессиональной культуры современных государственных служащих обусловлена тем, что сегодня, для реализации задач, поставленных президентом страны необходимы высококвалифицированные управленческие кадры.
В послании Президента РФ говорилось о необходимости роста эффективности работы государственных и муниципальных служащих, о продвижении современных профессиональных кадров, о повышении прозрачности власти и снижении коррупционной ее составляющей. По словам В.В. Путина, «нужно обеспечить продвижение современных профессиональных кадров на государственной и
муниципальной службе, в бизнесе, в экономике, науке, на производстве, во всех сферах» [1]. Переход к открытому сообществу невозможен без согласованности и непротиворечивости целей общества и индивидов. Современные чиновники испытывают потребность в профессиональной культуре инновационного типа, позволяющей им эффективно решать проблемы, обусловленные неопределенностью сложной, динамичной окружающей среды [7].
Для решения данных задач следует уделять особое внимание повышению профессиональной культуры управленческих кадров, которые, во-первых, профессионально обес-
1 Акопян Елена Александровна, кандидат экономический наук, доцент, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: [email protected], тел.: 9054682405
Elena Akopyan, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Antimonopoly Regulation, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: [email protected], tel.: 9054682405
2 Тарасов Александр Евгеньевич, магистрант, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, email: [email protected], тел.: 9286912286
Alexandr Tarasov, Graduate Student, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: 6912286@list. ru, tel.: 9286912286
печивают функционирование государства, а во-вторых, выступают в роли символа государственной власти, демонстрируя уровень профессиональной культуры всего чиновничества.
В научно литературе широко исследуются и освещаются вопросы, связанные с социально-правовым статусом и нормативной моделью современного государственного и муниципального служащего. Однако для кардинальной перезагрузки кадрового состава управленческого аппарата служащих, необходимо оперировать не только теоретическими аспектами, но и рассматривать должностное лицо сквозь призму его личностных характеристик.
Понятие «профессиональная культура» - емкое и многогранное. Оно включает в себя как общие культурные основы профессиональной деятельности, так и специфические принципы, нормы, ценности. Подходы к трактованию данного понятия весьма различны.
Основоположниками изучения профессиональной культуры чиновника можно назвать О. Конта, В. Вебера, Г. Спенсера, Э. Дюркгей-ма. В. Вебер отмечал, что «нередко на службу идут люди ради личной выгоды, а так же ради возможности получить власть» [3], при этом ответственность за принятые решения уходит на второй план. Однако профессиональный чиновник может быть отличным руководителем, только при условии его честности и справедливости. Данная проблема не потеряла своей актуальности и сегодня. Современные чиновники не всегда способны к продуктивному развитию, вследствие отчужденности, как от общества, так и от власти. Особенно сильно человеческий фактор проявляется в местном самоуправлении, где эффективность работы по оказанию публичных услуг населению напрямую зависит от того, насколько грамотно профессионально будет действовать управленческий аппарат.
В работах И. Ансоффа, Т. Питерса, Р. Уо-термана основной акцент сделан на главенствующую роль организационной культуры в жизнедеятельности предприятий. Авторы, на примере изучения успешных фирм, показали важность наличия сформированной культуры
руководства и персонала, положительно влияющего на функционирование организации.
В концепциях Ф. Тейлора и А. Фойля профессиональная культура выступает уровнем профессионализма служащих. Для измерения данного уровня авторы предложили использовать систему индикаторов: образование, специальные познания, администраторские способности, компетентность, интеллектуальные способности.
Такие авторы, как Г. Минцберг, Д. Маккен, Ч. Марджарисон исследуют профессиональную культуру с позиции комплекса социальных ролей, выполняемых в системе общественного производства.
А.И. Кравченко понимает под профессиональной культурой совокупность специальных теоретических знаний и умений, связанных с конкретным видом труда.
А.Н. Быстрова вкладывает в данное понятие сложное системное единство, соединяющее практическое навыки и умения в конкретной деятельности, владение необходимой техникой, специальные теоретические знания.
В трудах А.М. Омаровой слагаемыми профессиональной культуры выступают профессиональное мастерство, творческая реализация профессиональных навыков, профессиональная компетентность, грамотное использование средств достижения цели, возможность предвидения результатов труда, способность и желание передать свои знания и навыки, культура общения и нравственные навыки.
Г.Н. Кудрук считает, что образ профессионала складывается из совокупности деловых и личных качеств, компонентов активной дея-тельностной позиции, отвечающей нормам общепринятого профессионально-этического кодекса, и способности достижения результатов деятельности, согласующихся с требованиями заинтересованной стороны, при соблюдении формального и материального компонентов деятельности в постоянном непосредственном контакте с окружающей социальной, экономической, и политической средой при учете динамики изменения внешних условий деятельности.
Таким образом, мы видим, что не сущест-
вует единого подхода к определению понятия «профессиональная культура», что остается справедливым и при рассмотрении профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих. Так, в литературе зачастую отождествляются понятия «профессиональная культура» и «профессиональная этика», что не совсем верно. На наш взгляд, можно согласиться с Н.А. Омельченко, который считает, что «термин «профессиональная культура управления» является более широким понятием и рассматривает ее как базисную составляющую всей системы государственно-административного управления, имеющую свою специфику и вполне определенную структуру и во многом определяющую целостность, организованность и зрелость этой системы» [8].
Профессиональная культура субъектов управления может быть автономна лишь в теории. На практике профессиональная культура взаимосвязана и даже переплетена с другими видами культур: политической, правовой, информационной. Все это в целом отражает культуру общества и предполагает использовать системный подход при изучении профессиональной культуры государственных служащих.
Н.А. Омельченко предлагает следующую структуру профессиональной культуры уп-
равления: политическая культура, правовая, нравственная и собственно управленческая.
Термин «политическая культура» был введен американским политологом Г. Алмондом. Он вкладывал в это понятие особый тип ориентации во взаимоотношениях представителей политических кругов, их взаимосвязь с объектами политического воздействия. Уровень ее развития отражает качество политической системы в целом.
Сегодня под политической культурой понимают:
- часть общей культуры и наследования;
- исторический опыт, память о социальных и политических событиях;
- сформированные политические ценности, ориентации и навыки;
- тип верований, превалирующий среди членов общества, и образцов, по которым эти верования формируются.
Элементами политической культуры выступают: политические знания (представление о политических системах, традициях, нормах), политическое поведение (правила политического поведения, политические роли), политические ценностные ориентации (сформированные представления об идеалах и ценностях).
На Рисунке 1 представлен пример классификации политической культуры.
Политическая культура
Рисунок 1 — Классификация политической культуры
Прим.: Составлено авторами по [5].
С понятием политическая культура тесно связано понятие правовая культура.
Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в
процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов.
Муниципальный служащий обязан в своей
деятельности поддерживать конституционный строй, следовать нормам закона, умело использовать нормативные правовые акты на благо граждан. От того, насколько высок уровень правосознания государственных и муниципальных служащих зависит формирование, закрепление и функционирование правовых норм в обществе. Однако, если чиновник, строго следуя закону и инструкциями, допускает бюрократизм, то это приводит к формированию негативного отношения общественности не только к нему, но и к ухудшению имиджа власти в целом. Оперативное и правильное (в рамках закона) реагирование на заявления и жалобы граждан отражает высокий уровень культуры служащих.
Аспектами правовой культуры выступают:
- знание правовых норм, уровень профессиональной подготовки;
- разносторонне развитие служащего, позволяющее использовать накопленный опыт, для решения различных политических, экономических, социальных проблем;
- нравственные качества служащего, такие как честность, добросовестность, отзывчивость;
- профессиональные качества - дисциплинированность, обучаемость.
Правосознание муниципальных служащих формируется на протяжении всего срока работы и претерпевает различные стадии:
1) признание закона и его главенствующей роли без учета нравственной стороны решения того или иного вопроса;
2) поддерживание законов, законопослуша-ния. Человек, находящийся на втором уровне, выполняет законы, так как считает, что они утверждают порядок в обществе. В отличие от первого уровня на втором учитываются мотивы действий и различаются зло, причиненное поступком, и последующее наказание. То есть, если человек украл, то он понимает, что он вор, даже если не пойман.
3) участие в законотворчестве. Человек, находящийся на этом высшем уровне нравственно-правового сознания, осознает различие между ценностями социального порядка, общечеловеческой этикой и конкретными законами, соотносит их с принципами спра-
ведливости, оценивает и стремится создавать юридические законы с позиции внутренних моральных принципов. Для него основной критерий необходимости законов - обеспечение прав человека, достижение социального согласия.
Высокий уровень правосознания госслужащего подтверждается тем, что он не только знает конституционные основы правовой системы, государственное, административное, гражданское и трудовое право, но и использует право как инструмент социального управления, активного противодействия нарушению любых правовых норм в любых условиях. В то же время пассивное отношение к нарушениям правовых норм свидетельствует о среднем уровне правосознания.
Как было сказано выше, ни один из аспектов профессиональной культуры не может проявляться в полной мере без высокого уровня нравственной культуры чиновника. Нравственным долгом служащего является толерантность, корректность, терпимость, вежливость, внимательность к гражданам.
Нравственная надежность и ответственность являются важными элементами характеристики муниципальных служащих, так как они базируются на признании определенной системы ценностей, ценностных ориентациях личности. Только высоконравственный служащий способен стать воплощением справедливого и законного государства, вызвать доверие к власти и побудить граждан участвовать в решении общественных вопросов.
Нравственная, правовая, политическая культура в симбиозе являются базой для формирования управленческой культуры, которая рассматривается как совокупность норм, ценностей, моральных установок и выражается в определенном стиле управления, организации труда.
По словам Ю. Атаманчук «рациональность и эффективность управления во многом определяется состоянием управленческой культуры» [4].
Учитывая требования, предъявляемые к современному управленцу, уровень управленческой культуры государственных и муниципальных служащих должен характеризоваться
демократическим стилем руководства, открытостью, высокой степенью информированности, активным использованием современных информационных технологий, формированием благоприятного психологического климата в коллективе. Такой уровень позволяет быстро и оперативно перестраиваться, внедрять новое и передовое, вовлекать в процесс управления все большее число людей и формировать у них привычку работать грамотно, творчески, заинтересованно, что соответствует новым задачам, поставленных перед российским государством.
Представленная структура отражена в «Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами
и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [2]. Документ представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.
Сегодня в РФ ведется работа, направленная на совершенствование профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих. Правительство понимает важность развития таких составляющих профессиональной культуры, как правовая, нравственная, политическая и управленческая культура, благодаря которым возрастает доверие граждан к власти, укрепляется их гражданская позиция.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения: 10.12.2018 г.)
2) Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Фе-
дерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/ (дата обращения: 12.12.2018 г.)
3) Вебер М. Политика как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс,
1990. 812 с.
4) Веденеева А.Н., Чемерская Т.Г. Управленческая культура государственных и муниципаль-
ных служащих как условие эффективности муниципального управления [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 2. URL: http://web. snauka.ru/issues/ 2012/02/7678 (дата обращения: 09.12.2018)
5) Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 551 с.
6) Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. М.: Акад. проект, 2001. 324 с.
7) Профессиональная культура государственных и муниципальных служащих: состояние и ус-
ловия инновационной трансформации: на материалах южного федерального округа / С.В. Алиева. Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2007. 311 с.
8) Этика государственной и муниципальной службы: учебник и практикум для СПО / Н.А. Омельченко. М.: Издательство Юрайт, 2017. 316 с.