Научная статья на тему 'Профессиональная этика государственных служащих муниципального управления'

Профессиональная этика государственных служащих муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
6395
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / PROFESSIONAL ETHICS / ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ / ETHICS MANAGEMENT / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / MANAGEMENT CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ефимова Наталия Сергеевна

Рассмотрена актуальная проблема формирования профессиональной этики в сфере российского государственного и муниципального управления. Приведены результаты эмпирического исследования и определены условия повышения управленческой культуры муниципальной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ефимова Наталия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ETHICS OF CIVIL SERVANTS OF THE MUNICIPAL ADMINISTRATION

We consider the actual problem of formation of professional ethics in the sphere of state and municipal management. The results of the empirical study and the conditions for improving the management culture of community service.

Текст научной работы на тему «Профессиональная этика государственных служащих муниципального управления»

_Успехи в химии и химической технологии. ТОМ XXIX. 2015. № 5_

УДК 35.07 Н.С. Ефимова*

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия.

125047 Москва, Миусская пл., 9

*е-шаП: enspsiholog@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Рассмотрена актуальная проблема формирования профессиональной этики в сфере российского государственного и муниципального управления. Приведены результаты эмпирического исследования и определены условия повышения управленческой культуры муниципальной службы.

Ключевые слова: профессиональная этика, этика управления, управленческая культура

Актуальность проблемы формирования профессиональной этики в сфере российского государственного и муниципального управления характеризуется высоким уровнем сложности по причине частого отсутствия четких, непротиворечивых и однозначно интерпретируемых инструкций, регламентирующих права и обязанности государственных и муниципальных служащих. Соблюдение профессиональной этики позволило бы избежать многих конфликтных ситуаций.

Исследования этических основ различных форм и направлений трудовой и профессиональной деятельности представлены в работах А. С. Капто, Ю.В. Согомонова, В.А. Цвыка и др. Ими раскрыты понятия прикладной и профессиональной этики, их специфика и функции, предложена теоретическая и эмпирическая интерпретация основных

профессионально-этических категорий.

В системе социального взаимодействия в коллективе особая роль отводится нормам поведения и культуре взаимоотношений с людьми. Важным их элементом является служебная этика, предписание которой обязательно как для руководителей, так и для подчиненных.

Этика объединяет принципы и нормы морали и нравственности, поведения людей по отношению друг к другу и в обществе.

В работах Г.В. Лазутиной, А.И. Турчинова, Э.А. Уткина обозначена специфика профессиональной морали, проанализирована нравственная мотивация труда. В своих работах авторы используют понятия профессиональной и служебной этики как синонимы.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий,

корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы. [1, с. 25]

Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. По

существу понятия профессиональной и служебной этики можно использовать как синонимы, стой лишь разницей, что профессиональная этика относится к определенной профессии, а служебная может объединять людей разных профессий, трудящихся на оном предприятии, учреждении здесь в большей степени мы можем говорить о корпоративной этике.

Остановимся на профессиональной этике госслужащих муниципального управления. В профессиональной этике можно выделить этику межличностных отношений и этику управления. В этике межличностных отношений особое место отводится взаимодействию «подчинённый -руководитель».

Главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору.

Этика управления - это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно-распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления. Все нормы этики управления можно разделить на две группы: нормы, связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс общения с подчинёнными и другими руководителями.

Частичная формализация служебной

(профессиональной) этики представлена в «Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». В кодексе подчеркивается необходимость обучения

муниципальных служащих моральным принципам в условиях повышенных общественных ожиданий в отношении эффективности их работы. [3]

Кодекс служебной, профессиональной этики и правил делового поведения государственных служащих России служит целям соблюдения в государственной службе этических норм и правил человеческого общежития, исторически

сложившихся нравственных устоев народов, населяющих территорию Российской Федерации. Он основан на традиции - жить по законам правды и справедливости, выражать сострадание и заботу о людях, проявлять бескорыстное милосердие,

совестливость и скромность, осуществлять саморазвитие чувств социальной справедливости.

Государственная служба строго выстроена по вертикалям деятельности. В этих вертикалях работают люди с различным предшествующим социальным опытом, воспитанные в разных системах профессиональных нравственных норм.

Деятельность в этих вертикалях существенно различается по специфике и характеру труда, по целям деятельности. Особенностью устройства по вертикали является и то, что подчинённость здесь может оказаться для сотрудников даже более важной, чем принадлежность к определённому территориальному органу. Более качественно работники выполняют задания, пришедшие сверху или идущие наверх. В обыденной жизни это значит, что они предпочитают больше заниматься отчётами и т. д., нежели чем, например, заниматься благоустройством своей территории.

Результаты эмпирического исследования в муниципалитетах Москвы (опрошено около 50 сотрудников) показал, что этическую основу профессиональной деятельности муниципального служащего должны составлять следующие этические принципы: честность и объективность при выполнении служебных обязанностей,

профессиональная компетентность, сохранение конфиденциальности информации, активное и заинтересованное участие в решении общественных проблем.

В качестве личностно-профессиональных характеристик муниципального служащего респондентами были отмечены независимость и безупречное поведение в целом и корпоративно-идентификационные (лояльность). В

характеристиках «неэтичного поведения» респондентами были названы пренебрежительное отношение к людям, противоправное в юридическом и обыденном смыслах поведение (взяточничество, вымогательство, раскрытие конфиденциальной информации, использование служебного положение и т. д.).

Н.Г. Чевтаева описала результаты исследования причин «проявляющегося негативного отношения населения к работникам органов государственного и муниципального управления». Респондентами были названы: недостаточная информированность о деятельности чиновников - 38,7%; негативный опыт общения с конкретным чиновником - 35,4%; то, что чиновник руководствуется правилами, а не ожиданиями населения - 27,1%. Большинство государственных и муниципальных служащих вынуждены тратить силы на подготовку отчетов, справок, а также на множество согласований при решении элементарных задач. Исследования обнаруживают, таким образом, внутренние противоречия профессии чиновника: главным требованием в работе является быстрое и безапелляционное реагирование на бюрократические запросы, зачастую не связанные со служебной деятельностью.

Государственными и муниципальными служащими назывались и внешние факторы, объясняющие причины негативного отношения населения к чиновничеству; в частности, на «недостаточное финансирование социальных программ», на что указали 24,4% респондентов. Критичное, даже резкое мнение о своем профессиональном сообществе высказали 23,2% респондентов, указав, что причина недоверия населения кроется в том, что «власть руководствуется только своими интересами». На первом месте стоит проблема коммуникации, взаимодействия населения и власти, обратной связи. На втором месте находятся вопросы организации функционирования государственного аппарата. Современные российские государственные и муниципальные служащие, работающие в рамках заданных им предписаний и норм, четко фиксируют несоответствие между обязательными для них правилами и социальными ожиданиями общества. [4, 107]

Чиновники зачастую просто не умеют себя вести. В существующих актах и нормативах никаких требований по этому поводу не содержится. Между тем, правила поведения и владение основами психотехники играют весьма важную роль при работе с людьми. Поэтому проблема профессиональной этики связана с формированием личностных характеристик государственного служащего.

Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремится сформировать у его представителей. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности - одна из важнейших задач психологической науки. Одним из основных психологических условий развития личности является развитие самосознания личности, включающее самопознание (личностных

характеристик), самоотношение (адекватная самооценка), саморегуляцию (уравновешенность, способность регулировать эмоциональное состояние). [2]

Повышение уровня самосознания

государственных служащих при ведущей роли процесса самопознания, способствует

формированию личностно-профессиональных

характеристик.

Каждый второй сотрудник муниципалитетов считают бюрократическую волокиту формой неэтичного поведения муниципального служащего.

Сотрудники муниципалитетов понимают, что требованиями общественности, должностными обязанностями и этическими кодексами не исчерпываются.

Около 70% опрошенных считают, что должен существовать специальный этический кодекс муниципального служащего - как его настольная рабочая книга, прописывающая и регулирующая этические нормы и поведенческие нормативы профессиональной деятельности в целом и во

взаимоотношениях со всеми ее субъектами (в том числе порядок разрешения этических конфликтов).

В государственной службе, в связи с развитием гражданского общества и процессами децентрализации управления, всё время возрастает объём общения в самых разных формах: представительские функции, переговоры, встречи, публичные мероприятия и т.п.

По мере развития гражданского общества доля общения в деятельности госслужащих не просто возрастает и требует от служащего наличия таких качеств, как коммуникабельность, умение слушать.

Профессиональная (служебная) этика государственного служащего помогает

конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Она не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она их приспосабливает в уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего:

- принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности;

- принцип оптимизма (профессионального), т.к. государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, законности и правопорядка;

- принцип патриотизма, труд на благо своего Отечества основан на любви к Родине;

- принцип толерантности включает в себя конструктивное отношение людям разной национальности.

Построение демократического правового социального федеративного государства требует

создания адекватной системы государственной службы, формирования высококомпетентного, нравственного персонала аппарата государственного управления.

В связи с этим все большее значение приобретает профессиональная этика, нравственная культура государственных служащих, должностных лиц и руководителей органов государственной власти.

Российская муниципальная служба прошла длительный путь развития, отражая в своей нынешней структурной и функциональной конструкции не только идеалы и нормы рациональной организации труда, но и доминирующие ценности общества и личностные предпочтения своих сотрудников.

Эффективность работы муниципальных служащих определяется не только их профессиональными знаниями и практическим опытом, но и соблюдением определенных этических норм, таких как честность, бескорыстность, независимость, неподкупность, искренняя заинтересованность в решении проблем местных сообществ и в реализации инициатив граждан и др.

Как показали результаты анкетирования, основой профессионализма муниципального служащего составляют честность и объективность (при выполнении служебных обязанностей),

порядочность, профессиональная компетентность, сохранение конфиденциальности информации и активное и заинтересованное участие в решении общественных проблем.

Обладание таковыми будет способствовать повышению управленческой культуры

муниципальной службы, росту доверия населения к институту местного самоуправления и представителям иных уровней и ветвей российской властной иерархии.

Ефимова Наталия Сергеевна к.пс.н. доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Скворцова В.Н. Профессиональная этика. Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 180 с.

2. Субботина Л.Ю., Ефимова Н.С. Характеристики личности как детерминанты опасного/безопасного поведения // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 59-63.

3. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих российской федерации и муниципальных служащих. // https://11.mvd.ru/Dejatelnost/Sluzhba.

4. Чевтаева Н.Г. Социология чиновничества в России: дореволюционное наследие и современность Мир России. 2009. № 3. С.85-113

N.S. Efimova*

Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow *e-mail: enspsiholog@mail.ru

PROFESSIONAL ETHICS OF CIVIL SERVANTS OF THE MUNICIPAL ADMINISTRATION

Abstract

We consider the actual problem of formation of professional ethics in the sphere of state and municipal management. The results of the empirical study and the conditions for improving the management culture of community service.

Key words: professional ethics, ethics management, management culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.