Научная статья на тему 'Управленческая культура муниципальных служащих как условие эффективности муниципального управления'

Управленческая культура муниципальных служащих как условие эффективности муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1759
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SOCIETY / MANAGEMENT / MANAGEMENT CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пиунова Виктория Валерьевна

Рассматриваются история и типологии понятия «управленческая культура», представленные в исследованиях отечественных и зарубежных ученых-социологов. Определяются сущностные характеристики личностной управленческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management Culture of Municipal Employees as a Condition for the Effectiveness of Municipal Management

The history and the typology of the concept of managerial culture, represented in the study of domestic and foreign social scientists are considered. Intrinsic characteristics of the personal management culture are defined.

Текст научной работы на тему «Управленческая культура муниципальных служащих как условие эффективности муниципального управления»

8. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 // СЗ РФ от 15 мая 2000 г. № 20. Ст. 2112.

9. О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. №9 724 «Вопросы системы и структуры федеральных округов исполнительной власти»: Указ Президента РФ от 19 янв. 2010 г. // Рос. газ. 2010. 21 янв.

10. О Заместителе Председателя Правительства Российской Федерации и полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе: Указ Президента РФ от 19 янв. 2010 г. № 83 // Рос. газ. 2010. 21 янв.

11. Елков И. На Кавказ // Рос. газ. 2010. 21 янв.

12. О Правительстве Российской Федерации: Федер. конст. закон от 17 дек. 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 22 июля 2010 г. № 4-ФКЗ) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

13. Сыскова И.В. Становление, развитие и функциональное содержание института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

V.V. Piunova Management Culture of Municipal Employees as a Condition for the Effectiveness of Municipal Management

The history and the typology of the concept of managerial culture, represented in the study of domestic and foreign social scientists are considered. Intrinsic characteristics of the personal management culture are defined.

Key words and word-combinations: society, management, management culture.

Рассматриваются история и типологии понятия <управленческая культура», представленные в исследованиях отечественных и зарубежных ученых-социологов. Определяются сущностные характеристики личностной управленческой культуры.

Ключевые слова и словосочетания: общество, управление, управленческая культура.

УДК 33 ББК 60.8

В.В. Пиунова

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

МУНИЦИПАЛЬНЫХ

СЛУЖАЩИХ КАК УСЛОВИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

Е^прос эффективности муниципального управления в Российской Федерации на современном этапе насколько актуален, настолько и сложен. Измерение и оценка эффективности муниципального управления необходима, так как это позволяет определить условия достижения целей муниципального управления, проанализировать процессы принятия и реализации управленческих решений, выявить степень управляемости муниципального сообщества, установить соответствие затраченных ресурсов и полученных результатов, прогнозировать дальнейшее развитие местного самоуправления на определенной территории.

Сложность определения эффективности муниципального управления заключается прежде всего в невозможности ее установления по одному или нескольким простым показателям. В связи с этим специалистами обычно предлагается система критериев, сформированная на базе оценки разнообразных факторов: человеческих, природных, социально-экономических, социально-культурных, политических, экологических и других.

Однако в значительной степени местное самоуправление обусловливается человеческим участием, непосредственно проявляющимся в деятельности муниципальных служащих. Эффективность органов местного самоуправления по оказанию публичных услуг населению самым прямым образом зависит от того, насколько грамотно и профессионально будет действовать управленческий аппарат.

Муниципальные служащие - разновидность бюрократической общности чиновников, осуществляющих на профессиональной основе публичную, имеющую опосредованно или непосредственно властную, управленческую природу, социально обслуживающую деятельность. Эта деятельность может быть представлена как совокупность конкретных видов профессиональных услуг, осуществляемых муниципальными служащими по отношению к населению в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления [1, с. 43]. Профессия муниципальных служащих характеризуется синтетичностью и комплексностью, поскольку служащий выполняет информационно-аналитическую, консультативную, прогностическую, проективную, административно-распорядительную, организационнорегулятивную, коммуникативную и другие функции. Качественное исполнение муниципальными служащими обязанностей, установленных федеральным законом и подзаконными актами, возможно только при определенном уровне профессионального и личностного развития. При этом решающее значение, на наш взгляд, имеет управленческая культура муниципальных служащих.

Управленческая культура как таковая включает три взаимосвязанных уровня: общенациональный, организационный и личностный.

Применительно к муниципальному управлению общенациональный уровень представляет собой публично-правовой институт, являющийся носителем специфической корпоративной культуры. Организационный уровень реализуется в управленческой культуре отдельно взятого органа местного самоуправления, которая формируется из социально-политических ценностей и правовых норм, прошлого опыта и современных тенденций, традиций коллектива и общей совокупности принятых образцов административного поведения и этики. Как целостное личностное явление, управленческая культура воплощается в совокупности индивидуально-психологических, ценностно-мировоззренческих, профессиональных качеств субъекта управления.

Именно личностный уровень управленческой культуры муниципальных служащих заслуживает, на наш взгляд, особенного внимания исследователей. Дело в том, что специфика муниципальной службы в целом обусловливается содержанием деятельности муниципального чиновника, который часто выступает и как правоприменитель, и как публичное лицо, и как коммуникатор. Без наличия должного уровня навыков, опыта, интегрированных в личностный уровень управленческой культуры, выполнение муниципальным служащим столь разнообразных ролей вряд ли может быть успешным.

В целях научного исследования личностного уровня управленческой культуры представляется необходимым выделить группы качеств муниципальных служащих, в совокупности своей характеризующих рассматриваемый уровень (таблица).

Личностные качества муниципальных служащих

Группа качеств Составляющие личностные качества

Индивидуально- психологические Характер, темперамент, нравственный и моральный облик муниципального служащего

Профессиональные Теоретические знания, практические умения и навыки, правовая культура, культура принятия управленческих решений

Социальные Социальная ответственность, социальная компетентность, гражданская политическая культура

Коммуникативные Коммуникативность, коммуникативная устойчивость, умение разрешать конфликтные ситуации

Последовательный анализ указанных качеств позволит охарактеризовать обусловливающие факторы формирования личностного уровня управленческой культуры муниципальных служащих.

На управленческую культуру чиновника большое влияние оказывают его характер и темперамент, а также разделяемые им индивидуальные и групповые нравственные и моральные нормы. В свою очередь, именно нравственный облик муниципальных служащих определяет отношение населения к качеству и характеру работы местной власти, дает ей оценку в обыденном понимании «рядового гражданина». Муниципальный служащий в глазах населения олицетворяет собой государство и своим поведением обусловливает степень доверия граждан к правящим структурам, к муниципальному и государственному управлению в целом.

Однако область профессиональных обязанностей и интересов чиновника не исчерпывает всех сторон его личности, поэтому этическую и морально-нравственную характеристики деятельности муниципального служащего сложно формализовать посредством определенных нормативных требований.

Профессиональные качества муниципальных служащих, анализируемые в срезе управленческой культуры, базируются на полученной теоретической подготовке, умении применять различные управленческие технологии, обладании экономическим мышлением и должными правовыми знаниями. Управленческая культура реально воплощается, например, в том, видит ли служащий территорию своего муниципалитета как целостную сложноорганизованную систему, способен ли оценить имеющийся социально-экономический, природно-ресурсный, научно-технический, демографический, информационный потенциал.

Одним из базовых компонентов культуры управленческой деятельности государственных и муниципальных служащих является правовая культура, которая означает осознание и выполнение ими юридических установлений, умение и навыки пользоваться правовыми нормами и актами, подчиняться закону. Принципиально новая, более высокая, чем прежде, правовая культура необходима государственным и муниципальным служащим потому, что они призваны

своей повседневной деятельностью осуществлять политику государства, выраженную в Конституции РФ, законах, нормативных правовых актах [2, с. 25].

Особое значение в муниципальном управлении приобретает культура принятия управленческих решений. Весь спектр отношений, которые возникают в процессе управления и трудовой деятельности, фиксируется в управленческом решении. Поскольку за управленческое решение полностью несет ответственность его инициатор - должностное лицо либо уполномоченный орган, обойти вниманием этот вопрос, особенно в контексте управленческой культуры, невозможно.

Подготовка и реализация эффективных и качественных управленческих решений со времен М. Вебера рассматривались исследователями как основной вид деятельности в процессе управления организацией. Особенности принятия решений в сфере муниципального управления связаны в первую очередь с необходимостью признания вынесенного варианта решения большинством населения, а также его справедливостью и легитимностью. В сфере муниципального управления, как нигде более, видно, насколько в результате принятого решения изменились социально-экономические показатели уровня удовлетворения потребностей населения.

Неотъемлемой составляющей управленческой культуры муниципального служащего, на наш взгляд, являются такие его качества, как социальная компетентность и социальная ответственность.

Применительно к муниципальным служащим социальная компетентность представляет собой совокупность качеств, знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно решать проблемы населения в рамках социально ориентированного муниципального управления.

Отметим, что уровни социальной компетентности целесообразно разделять соответственно иерархическому статусному положению муниципального служащего (руководитель или специалист). Социальной компетентности специалистов присущ более конкретный, глубокий, но локализированный в определенной социальной области характер. Социальная компетентность руководителя, напротив, выражается в квалифицированной способности охватывать самые разнообразные социальные проблемы, видеть их взаимосвязь.

Социальная ответственность муниципальных служащих основывается на внутренне непротиворечивом единстве их правового, социально-политического и этического отношения к государству и обществу. Она выражается в добросовестном выполнении служебного долга, способности предвидеть результаты управленческих действий и готовности отвечать за их социальные последствия. Роль социальной ответственности муниципальных служащих состоит в обеспечении жизнеспособности и поддержании социального порядка в местном сообществе.

К социальной группе качеств, составляющих структуру управленческой культуры муниципального служащего, отнести гражданскую политическую культуру, в определении которой следует придерживаться мнения Г. Алмонда. Политическая культура, с его точки зрения, является особым типом в ориентации отношений субъектов политики, их взаимосвязей с объектами политического воздействия, отражающих специфику политической системы общества [3, с. 122]. Особенности индивидуальной политической культуры в значительной мере предопределяют успешность осуществляемой коммуникации.

Если определять коммуникацию как особый процесс субъект-субъектного взаимодействия, становится важной такая его характеристика, как организованность, отражающая процесс нормативного (регламентированного) структурирования - формально заданного и сконструированного по ситуации взаимодействия между целенаправленно действующими субъектами. Сложно структурированным является и муниципальное управление, поэтому для управленческой культуры муниципального служащего характерным свойством является коммуникативная устойчивость, которая означает способность властного субъекта противостоять специфическим воздействиям внешней среды [4, с. 25].

Необходимость поддержания межличностных отношений и постоянных рабочих контактов, связей с различными организациями характеризует коммуникативный характер управленческой деятельности, которая чаще непосредственно связана с проблемными ситуациями. Из этого следует специфическая особенность деятельности муниципальных служащих - повышенный конфликтный фон.

В системе муниципального управления конфликты обусловлены содержанием деятельности. Они порождаются организационными, социально-экономическими или психологическими причинами. К первой группе можно отнести наличие у муниципальных служащих различных представлений о целях и ценностях местного самоуправления или нераспределенность функций, средств, обязанностей и ответственности между органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также неправильно осуществляемый контроль. Часто встречающимся примером второй группы является ограниченность человеческих и финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципалитета. Сюда же относится несбалансированность рабочих мест или же неправильная оценка труда персонала руководством. Среди психологических причин следует отметить психологическую несовместимость, неудовлетворительную коммуникацию, отсутствие уважения к руководству, различия в интересах, в манере поведения и жизненном опыте, которые имеются в любом коллективе.

В целом управленческая культура муниципальных служащих включает в себя внутреннее соответствие целям и задачам муниципальной службы, правовую, политическую, нравственную культуру, теоретические знания во многих областях и умение применять их на практике, коммуникативность, умение разрешать конфликтные ситуации, социальную компетентность и социальную ответственность, профессиональную служебную этику. Высокий уровень развития управленческой культуры позволяет муниципальному служащему не только адекватно и своевременно реагировать на изменения экономической, социальной, политической, культурной ситуации в обществе, но и обеспечивать устойчивость управления муниципальным образованием.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления с учетом ограниченных экономических, финансовых и кадровых ресурсов, на наш взгляд, напрямую зависит от уровня профессионализма и управленческой культуры, научно-практической подготовки специалистов. Управленческая культура муниципальных служащих может являться субъективным фактором эффективного муниципального управления. Кроме того, она отражает целостность, зрелость, организованность системы муниципального управления.

Как показывает практика, муниципальная служба пока еще слабо институционализирована, не подготовлена к решению сложнейших социальных задач, несмотря

С.В. Матюкин, Ю.Р. Канеева

на высокую общественную потребность в дееспособной и ответственной местной власти. При этом она - непременная, чрезвычайно важная институциональная и организационная основа формирования и развития местного самоуправления.

Муниципальная служба должна окончательно сформироваться в качестве важнейшего звена в системе управления общественными процессами. Именно от уровня подготовки муниципальных служащих, их управленческой культуры, профессионализма и ответственного отношения к своему делу во многом зависят темпы и успешность поступательного развития общества.

Библиографический список

1. Чертенко А.Л. Социальная компетентность как фактор повышения профессионализма служащих местного самоуправления // Чиновник. 2005. № 5 (39).

2. Огородникова С.А., Масюто О.М. Подготовка кадров местного самоуправления: эффект взаимодействия филиала с администрацией города // Чиновник. 2003. № 5 (27).

3. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. № 4.

4. Ратманова Е.В. Организационно-управленческая культура политического лидера: интерактивный подход // Власть. 2009. № 6. С. 25.

S.V. Matyukin, Yu.R. Kaneeva Innovative Approaches in State Civil Servants Training

The matrix of comparison of competencies and training areas in the context of categories and groups of posts of state civil service is presented. The innovative approach to the organization of civil servants training for the additional vocational education programs on the basis of categories and groups of posts of state civil service is proposed.

Key words and word-combinations: the categories and groups of posts of state civil service, training system, the effectiveness of the authorities.

Представлена матрица сопоставления компетенций и направлений подготовки в разрезе категорий и групп должностей государственной гражданской службы. Предложен инновационный подход к организации подготовки государственных гражданских служащих по программам дополнительного профессионального образования на основе учета категорий и групп должностей государственной гражданской службы.

Ключевые слова и словосочетания: категории и группы должностей государственных служащих, система подготовки, эффективность деятельности органов власти.

УДК 378.046.4 ББК 70/79

С.В. Матюнин, Ю.Р. Канеева

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Процесс реформирования государственной службы в Российской Федерации подтверждает, что в настоящее время существенно возрастает роль государственных служащих как ведущего субъективного фактора управления. В связи с этим возникает необходимость решения одного из важных вопросов развития государственной службы -удовлетворение ее потребности в профессионально подготовленных кадрах.

Содержательный смысл профессионализма как социального явления выходит за рамки просто технического соответствия требованиям, предъявляемым к работнику в опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.