Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СРАВНИТЕЛЬНО- СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД / УЧИТЕЛЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джураева Назира Ибрагимовна

В статье рассматривается вопрос о профессиональной и методической компетенции будущего учителя иностранного языка. Отмечается, что профессия учителя содержит в себе комплекс необходимых компетенций, которые должны служить не только передаче знаний, но и их эффективному и успешному восприятию обучаемыми. В статье автором предпринимается попытка проанализировать теоретические основы формирования и развития базовой профессионально-методической компетенции будущего учителя иностранного языка на начальном этапе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джураева Назира Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER

The given article dwells on the issue beset with professional and methodological competence of the future teacher of a foreign language. The teaching profession contains a set of necessary competencies that should serve not only the transfer of knowledge, but also their effective and successful perception by students. In the article we will try to consider the theoretical foundations for the formation and development of the basic professionally important - methodological competence of the future teacher of a foreign language at the initial stage of the university.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 4И

DOI:10.51844-2077-4990-2022-3-165-170

ПРОФЕССИОЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО

ЯЗЫКА

САЛОЩЯТИ КАСБИИ ОМУЗГОРИ ОЯНДАИ ЗАБОНИ ХОРЩИ

Джураева Назира Ибрагимовна, соискатель кафедры социальной и профессиональной педагогики ГОУ «ХГУ имени акад. Б. Гафурова», (Таджикистан, Худжанд)

Цураева Назира Иброхцмовна, унвонцуи кафедраи педагогикаи ицтимой ва касбии МДТ «ДДХ ба номи акад.Б.Гафуров», (Тоцикистон, Хуцанд)

PROFESSIONAL Juraeva Nazira Ibragimovna, claimant for candidate COMPETENCE OF A FUTURE degree of the department of social and professional FOREIGN LANGUAGE TEACHER pedagogy under the SEI "KhSU named after

acad. B. Gafurov "(Tajikistan, Khujand), E-mail: [email protected]

Вожа^ои калиди: салоуияти касби, забони англиси, усули муцоисави-таззоди, муаллим, салоуияти методы, мундарицаи таълим, тайёр намудани омузгорони оянда

Дар мацола масъалаи салоуияти касби ва методии омузгори ояндаи забони хорици барраси мешавад. Кайд карда мешавад, ки касби омузгори мацмуи салоуиятуои заруриро дар бар мегирад, ки на тануо барои интицоли дониш, балки дарки самаранок ва бомуваффацияти ощо аз цониби донишцуён бояд хизмат кунанд. Дар мацола кушиш ба харц рафтааст, ки асосуои назариявии ташаккул ва рушди салоуияти асосии касби - методии омузгори ояндаи забони хорици дар маруилаи ибтидоии таусил дар донишгоуро барраси гардад.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, английский язык, сравнительно-сопоставительный метод, учитель, методическая компетенция, содержание обучения, подготовка будущих учителей

В статье рассматривается вопрос о профессиональной и методической компетенции будущего учителя иностранного языка. Отмечается, что профессия учителя содержит в себе комплекс необходимых компетенций, которые должны служить не только передаче знаний, но и их эффективному и успешному восприятию обучаемыми. В статье автором предпринимается попытка проанализировать теоретические основы формирования и развития базовой профессионально-методической компетенции будущего учителя иностранного языка на начальном этапе обучения в вузе.

Key words: professional competence, English language, comparative method, teacher, methodological competence, content of education, training offuture teachers

The given article dwells on the issue beset with professional and methodological competence of the future teacher of a foreign language. The teaching profession contains a set of necessary competencies that should serve not only the transfer of knowledge, but also their effective and successful perception by students. In the article we will try to consider the theoretical foundations for the formation and development of the basic professionally important - methodological competence of the future teacher of a foreign language at the initial stage of the university.

Динамический спрос на изучение иностранных языков в современном обществе требует повышения качества подготовки высококвалифицированных учителей в вузе, настроенных на самообразование и саморазвитие, компетентных в своей профессиональной области кадров.

В формировании профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка значимое место занимает его методическая компетенция, в которой закреплены умения и способности правильно применять «...совокупность методических знаний, операционно-методических и психолого-педагогических умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка, а также технологической готовности профессионально использовать в учебном процессе современные информационные и коммуникационные обучающие технологии, методики и приемы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям» [4, с.24].

По праву, методическая компетенция является составным компонентом профессиональной деятельности учителя и в педагогической литературе характеризуется как «результат психолого-педагогической, методической, предметной подготовки, личного научно-исследовательского и

165

профессионального опыта, которая представляет собой интегративную личностно-профессиональную характеристику учителя, проявляющуюся в его педагогической деятельности по развитию иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся и в научно-методической деятельности» [3, с.92].

Но, к сожалению, как показывают наблюдения, качество методической подготовки учителей иностранного языка часто не отвечает требуемым стандартам. Это зависит от нескольких причин, таких как: сопряженность самой методической науки (совокупность фундаментальных и специфических знаний, личностных качеств); связь методической компетенции с другими профессиональными компетенциями (лингвистической, коммуникативной, информационно-коммуникационной); активное динамичное развитие методической науки, т.е. появляются проблемные вопросы из-за многообразия новых УМК (учебников, пособий), которые нужно изучить и ориентироваться на работу по ним; появление новых учебных планов и программ и др.

Рассмотрим точки зрения ученых по поводу определения методической компетенции будущего учителя иностранного языка.

Данную компетенцию С.Н. Макеева характеризует как «интегративное свойство личности учителя иностранного языка, определяющее его готовность и способность эффективно решать задачи формирования межкультурной коммуникативной компетенции, образования, воспитания и развития учащихся, базирующаяся на знаниях, умениях и отношениях» [5, с.203].

А.В. Дубаков под методической компетенцией будущего учителя иностранного языка понимает «совокупность знаний о сущностных характеристиках процесса обучения иностранным языкам и практических умений, заключающихся в его эффективной организации» [2].

В понимании Е.Ю. Никитиной, О.Ю. Афанасьевой и М.Г. Федотовой методическая компетенция - это «способность осуществлять и организовывать образовательный процесс по иностранному языку, направленный на решение поставленных задач на основе современных знаний и технологий. С позиции этих же авторов, «методическая компетенция представляет собой единство когнитивного, прагматического и рефлексивно-аналитического компонентов» [6, с.61].

Что же касается мнения наших зарубежных коллег, то они также подчеркивают важность данной компетенции в профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка и определяют ее по-своему.

Например, 8Ьи1шап понимает методическую грамотность учителя как "владение знаниями, теорией и верой в успешность процесса обучения, которые отражаются в подходах и методах учителя, используемых при его преподавании предмета в классе" [7, с.21].

ишш1 Ки^иш характеризует данную компетенцию коротко -"способность учителя обеспечивать учащимся эффективную атмосферу обучения" [8, с.55].

Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что методическая компетенция учителя иностранного языка - знание о том, как преподавать свой предмет, как отбирать и эффективно использовать методы, способы и приемы обучения, уметь доводить свои знания до студентов, ориентироваться в современных документах, имеющих отношение к образованию (госстандарты, учебные планы, учебные рабочие программы), как рационально использовать современные УМК (учебники, учебные пособия, дополнительные источники, включая Интернет и др. мультимедиа), целенаправленно планировать урок, уметь оценивать результат обучения, динамику в поведении обучаемых.

Формирование методической компетенции учителя иностранного языка должно осуществляться в вузе в процессе всего курса обучения, т.к. на современном этапе развития иноязычного образования перед вузами «возникает задача формирования активной, творческой личности, глубоко знающей свой предмет, владеющей разнообразными методическими средствами, имеющей основательную психолого-педагогическую подготовку, обладающей эрудицией, культурой, стремлением к творчеству» [1, с.49].

Постараемся обобщить опыт по профессионально-направленной подготовке будущих учителей английского языка на практических занятиях по специальности в вузе.

Профессиограмма учителя предъявляет следующие требования к современному учителю иностранного языка: умение проводить воспитание средствами предмета, правильно планировать и вести урок, отбирать и дозировать учебный материал, определять типы упражнений, намечать последовательность их выполнения, моделировать учебно-речевые

ситуации, рационально сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы, т ворчески использовать материал учебников, книг для учителя и других учебных пособий.

Профессиограмма отмечает пять основных функций педагогической деятельности учителя иностранного языка: коммуникативно-обучающую, конструктивно-планирующую, организаторскую, воспитывающую и исследовательскую. Все эти профессиональные стороны деятельности могут найти отражение в подготовке учителя при условии профессионально-педагогической направленности всех видов учебной и воспитательной работы в вузе.

На младших курсах большое внимание должно уделяться фонетическим упражнениям, диктантам, разучиванию стихотворений, прослушиванию текстов и другим видам работ, способствующим выработке у студентов выразительной слаженной речи, четкой дикции, а также развитию умений отбора содержания обучения по практической фонетике. При обучении устной речи профессионально важным для учителя является умение создавать учебно-речевые ситуации, здесь обучение иностранному языку имеет коммуникативную направленность, усвоение нового материала обязательно находит применение в ситуациях, близких к жизни обучающихся.

Студенты учатся создавать учебно-речевые ситуации на тех фрагментах занятий по практике языка, которые они придумывают сами. При создании аналога воображаемых ситуаций на практических занятиях в вузе наилучшим образом сочетается работа по обучению языку и формированию профессиональной компетентности.

Студенты обучаются выделять лингвистические трудности в изучаемом материале, составлять упражнения по работе над ними, последовательно, поэтапно работать с учебными видеороликами, составлять речевые упражнения на материале просмотренных фильмов. Они должны изучать технические средства не только на занятиях по информатике на первом курсе, но и вдумчиво осознавать, как их используют преподаватели всех курсов, какие методические приемы применяют в процессе проведения занятий.

Студенты четвертого курса должны чаще строить фрагменты своих уроков с использованием одного или нескольких видов технических средств, апробируя свою работу во время педагогической практики. Поэтому очень ценным для учителя иностранного языка является умение создавать звуковые пособия (озвученные фильмы, слайды) с четко разработанной методикой их использования. Такие задания даются студентам по линии учебно-исследовательской работы.

На практических занятиях по иностранному языку студенты могут также ознакомиться с приемами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку в лингафонной лаборатории и готовности преподавателей показать эти приемы.

Обучение аудированию предполагает целую систему работы с использованием разнообразных приемов, а не отдельные, единичные прослушивания иностранного текста, эпизодические просмотры фильмов на иностранном языке и т. д. При профессиональной направленности обучения аудированию в арсенал умений преподавателя входит также разработка учебного алгоритма действий по аудированию для студентов каждого курса, формирование у них соответствующих профессиональных навыков.

Последовательность операций по обучению аудированию включает, как известно, этап тренировочных упражнений (фонетических и лексико-грамматических) по снятию трудностей восприятия иностранного текста на слух (в особенности из-за различий фонологического строя двух языков). При профессиональной направленности обучения студенты учатся составлять тренировочные упражнения, использовать различные источники аудирования с учетом градации трудностей и т. д. Все это помогает развитию и приобретению определенных навыков и умений в аудировании, а также профессиональных навыков в целостном контексте.

Формирование профессиональных навыков осуществляется и при изучении грамматических тем. Студенты получают задания по линии учебно-исследовательской работы - готовить таблицы с продуманной методикой объяснения грамматического материала, составлять слайды, которые, например, демонстрируют сходства и различия в грамматической системе родного и изучаемого языков, и т. д. Например, студентам предлагается задание - прослушать объяснение преподавателем какого-либо грамматического материала и назвать использованные им приемы работы, проанализировать эффективность упражнений по закреплению грамматических структур, их виды, целесообразность. Такой вид работы помогает выработать у них нужный подход к грамматическому материалу. Лингвометодический анализ школьных учебников в связи с изучаемой грамматической темой, составление упражнений также являются

эффективным средством для повышения уровня методической компетенции будущего учителя иностранного языка.

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка развивается и при обучении письму. У студентов вырабатываются умения каллиграфически правильно оформлять письменные работы, правильно использовать доску, делать аккуратные, четкие записи в тетрадях и словарях, составлять методические разработки проведения различных диктантов: зрительных, объяснительных, предупредительных и т.д. Профессионально важными представляются такие умения, как проверка тетрадей, контрольных работ, составление текстов и т.п. Студентам второго курса, например, можно поручать проверку диктантов, некоторых тестов своих сокурсников, предварительно сообщив критерии для проверки, нормы оценок и требования к письменным работам.

Взаимосвязанность системы обучения диалогической и монологической речи в школе и вузе (правда, на различном материале и в разных объемах) находит свое выражение в тех приемах, которые используются на практических занятиях по иностранному языку и помогают формировать профессиональные навыки обучения устной речи будущих учителей. Студенты обучаются анализировать последовательность упражнений, их виды, коммуникативную направленность. По образцу, данному преподавателем, студенты составляют подготовительные условно-коммуникативные упражнения, а затем разрабатывают серию коммуникативных упражнений. Например, при обучении диалогической речи эффективны такие упражнения: изменение данного диалога с использованием в нем реальных имен, дополнение диалога, составление диалога по предложенным ключевым словам или по данному шаблону и т. п.

Работа по развитию диалогической речи включает и такой интересный прием, как инсценирование диалогов. Студенты должны уметь инсценировать учебные диалоги, усваивая и развивая правильную в интонационном отношении речь на иностранном языке, приближая свою речь к естественной.

Как известно, при изучении иностранного языка хорошие результаты дает сочетание аудиторной и внеаудиторной работы. Можно использовать следующие формы внеаудиторной работы, позволяющие развивать у студентов лингводидактические умения:

• соревнование двух команд, включающее различные задания, в том числе и сравнительно-сопоставительные;

• тематические конференции, целью которых является подведение итогов по фронтальному чтению;

• организация тематических конференций по развитию навыков разговорной речи с использованием современных технических средств обучения, наглядных пособий, дополнительной литературы, в том числе и школьных учебников;

• проведение диспутов на актуальные проблемы с использованием газет, книг для домашнего чтения.

Формирование методической компетенции также обеспечивается разработкой отдельных фрагментов уроков на материале вузовского учебника и школьных учебников, студенты не только трансформируют приемы, использованные преподавателем на учебных занятиях по иностранному языку, но и проявляют творческий подход при составлении методических разработок к тем или иным разделам школьных учебников, готовят также раздаточный материал, презентации, иллюстрации, тесты и т.д.

Педагогическая практика студентов 3 и 4 курсов - место для демонстрации всего того, чему и как они научились, это их первый шаг в будущую профессию. Наблюдения показывают, что в процессе проведения и подготовки уроков студенты-практиканты часто сталкиваются с языковыми, методическими, страноведческими и психологическими трудностями.

Одним из возможных решений данной проблемы является усиление профессиональной направленности практических занятий по иностранному языку в вузе. Существует реальная возможность сочетать процессы формирования языковых и речевых навыков и умений на иностранном языке с учетом родного языка. Студенты должны творчески применять теоретические знания по общей методике и собственный педагогический опыт. Такие аспекты поведения учителя на уроке, как формулировка заданий, его речь, ориентация в учебной обстановке, также демонстрируют методическую компетенцию будущего учителя иностранного языка. Подобная организация работы требует от студентов творческого применения всех накопленных компетенций, ориентирует их на то, что все изученное в вузе пригодится для их будущей профессии, способствует органичному сочетанию методической теории и практики.

Важное место в процессе формирования методической компетенции занимает работа с п ортфолио, так называемой методической тетрадью студента, которая является своеобразной копилкой педагогического опыта. В этой тетради студенты фиксируют разнообразные способы и приемы обучения языку по следующим разделам: способы и приемы введения, отработки и повторения фонетического материала, фонетическая зарядка; способы и приемы семантизации новой лексики и тренировка в ее употреблении; работа над словосочетанием, словообразованием, рецептивным словарем; презентация и объяснение нового грамматического материала, тренировка в его употреблении; развитие техники чтения; последовательность работы над учебным текстом; предтекстовые задания; задания; проверка понимания текста; упражнения в монологической речи; упражнения в диалогической речи; специальные и неспециальные упражнения в аудировании; домашнее чтение; работа со словарем; письменные упражнения (специальные); страноведческий материал; внеклассная работа по предмету. В течение всего курса обучения студенты заполняют данную тетрадь, вносят в нее соответствующий материал. Это помогает им наблюдать, анализировать и обобщать педагогический опыт, систематизировать различные приемы обучения языку.

Методическая компетенция учителя также выражается в умении активно воспринимать педагогический опыт, критически оценивать различные способы и приемы обучения, их эффективность, что развивает методическое мышление, необходимое для творчески работающего учителя. Таким образом, на практических занятиях по иностранному языку одновременно с усвоением материала осуществляется целенаправленное формирование лингводидактических умений студентов, развиваются их методическая наблюдательность и способность анализировать и систематизировать педагогический опыт.

Подводя итоги всему изложенному, необходимо отметить, что целенаправленная, слаженная работа в вузе, рассмотрение школьной и вузовской методики в единстве, проведение части занятий студентами, обучение студентов технологии обучения иностранному языку могут дать хорошие результаты в формировании методической компетенции учителя иностранного языка.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бердичевский, А.Л. Русист XXI века: кто он? Диалог методиста и культуролога о наболевшем/А.Л.Бердичевский,Э.Колларова//Русский язык за рубежом.-2006.-№1.- С.49

2. Дубаков, А. В. Формирование методической компетенции будущего учителя иностранного языка: содержательные и организационно-технологические аспекты /А.В.Дубаков// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С.2576-2580. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85516.htm.

3. Игна, О.Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка /О.Н Игна//Ярославский педагогический вестник.- 2010.-№1. - С.90-94

4. Кожухов, К. Ю. Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя (на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам»): Автореф. дис. канд. пед. наук / К. Ю. Кожухов. - Курск, 2008. - 24 с.

5. Макеева, С.Н. Компетентностный подход к методической подготовке учителя иностранного языка /С.Н. Макеева// Вестник Бурятского государственного университета. - 2010.- №15. -С.201-205

6. Никитина, Е.Ю. Методическая компетенция будущего учителя иностранного языка /Е.Ю.Никитина,О.Ю.Афанасьева,М.Г.Федотова//Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2013. -№12.-С.54-65

7. Shulman, L. S. Knowledge and teaching: Foundations of the new reform/ L.S.Shulman.- San Francisco, Jossey Bass. - 2004. - 21 р.

8. Ummi, Kultsum. The Concept of Pedagogical Content Knowledge (PCK): Recognizing the English Teachers' Competences in Indonesia // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 134. 2nd International Conference on Innovative Research Across Disciplines (ICIRAD 2017). - P.55-56

REFERENCES:

1. Berdichevsky, A.L. Russianist of the 21st century: who is he? Dialogue between a methodologist and a culturologist about painful problems / A.L. Berdichevsky, E. Kollarova. - M.: Russian language abroad, - 2006.- №1. - P. 49

2. Dubakov, A.V. Formation of methodological competence of future teacher of foreign language: content and organizational and technological aspects /A.V.Dubakov//Scientific and methodological electronic journal "Concept".-2015.-V.13.-P.2576-2580.- URL: http://e-koncept.ru/2015/85516.htm.

3. Igna, O.N. Structure and content of methodological competence of foreign language teacher // Bulletin of Yaroslavl Pedagogical University, 2010.- №1. - P. 92.

4. Kozhukhov, K.Yu. Pedagogical model of using distance technologies in process of forming methodological competence of future teacher (on the basis of discipline "Theory and Methods of Teaching Foreign Languages"): synopsis of candidate dissertation in pedagogy / K.Yu. Kozhukhov. - Kursk, 2008. - 24 p.

5. Makeeva, S.N. Competence-based approach to methodological training of foreign language teacher // Bulletin of Buryat State University. - 2010.-№15. - P. 201-205.

6. Nikitina, E.Yu.Methodological competence of future teacher of foreign language /E.Yu.Nikitina, O.Yu.Afanas'eva, M.G.Fedotova// Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University. - 2013. - P.61

7. Shulman, L.S. Knowledge and teaching: foundations of new reform/ L.S.Shulman.-San Francisco: Jossey Bass. - 2004. - 21 p.

8. Ummi, Kultsum. The Concept of Pedagogical Content Knowledge (PCK): Recognizing the English Teachers' Competences in Indonesia // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 134. The 2nd International Conference on Innovative Research Across Disciplines (ICIRAD 2017). - P.55-56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.