26 — Вестник «Oрлеу»-kst
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
А.И. Досмухамбетова,
старший преподаватель кафедры воспитания и социализации личности филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Атырауской области
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Л.Н. Толстой
Модернизация системы образования в Республике Казахстан предполагает создание устойчивого механизма ее развития и достижения ее главной цели - обеспечение нового современного качества образования.
В этой связи особую актуальность приобретает решение проблемы формирования профессиональной компетентности учителя на качественно новой основе.
На современном этапе развития образования, компетентность и профессионализм учителя была и остается актуальной проблемой. Меняется общество, человеческие ценности, вместе с ними меняются требования, которые предъявляются учителю. Ведь 10-15 лет тому назад владение информационно-коммуникационными технологиями не входило в компетенцию учителя, а сейчас оно требуется. Ведь от профессионализма и комптентности учителя зависит не только обучение учащихся в школе, но и их готовность ко взрослой жизни.
Поэтому каждый раз, перед каждым
уроком педагог должен продумывать структу-
_ ру своего урока, в котором оптимально будут
Н сочетаться активные стратегии обучения, раз-
^ вивающие личность каждого ученика. Мож-
^ но сказать, что учитель каждую минуту урока
| существует в режиме Эксперимента.
щ Сегодня роль учителя чрезвычайно ве-
И лика, так как его задачей является не только Рч
Н передача знаний, но и поддержка зарождаю-д щихся в ученике новых качеств, помогающих В
ему критически, неординарно мыслить, объективно оценивать как свою, так и деятельность своих одноклассников. Умение построить учебный процесс таким образом, чтобы ученики смогли самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, научились использовать полученные знания с наибольшей эффективностью.
Деятельность учителя так многообразна, она не ограничивается только знаниями и большой любовью к ученикам. Ведь его задачей является не только воспитать и довести до совершенства личностные качества, но и воспитать учеников, осуществляя переход от «школы запоминания до школы мышления и действия». И, чтобы успешно пройти этот путь, учитель просто обязан постоянно совершенствоваться и повышать свой профессиональный уровень. Учитель, которому предстоит научить учеников учиться в течение всей жизни, должен и сам уметь постоянно учиться.
Изучение теоретической литературы позволяет выделить определение понятия профессионально-педагогической компетентности учителя.
Сущность профессионально-педагогической компетентности учителя можно определить, рассмотрев ее структуру. Так, основываясь на структуре профессионально-педагогической компетентности учителя, предложенной Н.В. Кузьминой [1] можно выделить следующие компоненты професси-
Вестник «Орлеу^-kst
Щ
онально-педагогическои компетентности учителя на:
1. Предметную компетентность.
2. Методическую компетентность.
3. Коммуникативную компетентность.
4. Педагогическую компетентность.
5. Аутопсихологическая компетентность.
Согласно традиционной структуре, компетентность включает ряд компонентов [2]:
- ценностно-мотивационный;
- когнитивный;
- информационно-коммуникативный;
- технико-технологический;
- рефлексивный.
Соответственно вышеуказанной структуры, можно выделить соответствующие компоненты и их характеристики. Например:
- ценностно-мотивационный компонент включает направленность учителя на достижения, успех в области использования инновационных технологий в своей деятельности; наличие положительной мотивации к изучению инновационных технологий.
- когнитивный компонент определяется знанием учителя современных методов и технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных; осуществление диагностирования достижений учащихся; знание возможностей современной образовательной среды для обеспечения качества образовательного процесса;
- информационно-коммуникативный компонент содержит умение учителя пользоваться разнообразными источниками информации; правильно организовывать процесс сбора и переработки информации; использовать современные компьютерные средства в процессе обучения в школе;
- технико-технологический компонент охватывает умение проектировать процесс обучения на основе современных методов и технологий обучения;
- рефлексивный компонент позволяет осуществлять самоконтроль, самоанализ и критическую самооценку в процессе использования инновационных технологий [3].
Реализуя в деятельности компоненты профессиональной компетентности, можно предположить, что развитие учителя происходит в ходе всей его профессиональной деятельности через образование, опыт и рефлек-
сию.
В становлении профессиональной компетентности решающим является триада из знаний, действий и этики. Ученые отмечают, что знающие учителя имеют представления о своих знаниях, а также о стратегиях передачи их ученикам. Все действия компетентных учителей характеризируются тем, что они быстрее воспринимают информацию, при этом разрабатывают свои модели решения профессиональных задач, что позволяет им оперативно принимать решения и эффективно действовать.
Все это позволяет учителю в различных учебно-воспитательных ситуациях реагировать педагогически чутко и успешно.
Под профессиональной этикой компетентных учителей понимается отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к своим коллегам, ученикам, что накладывает определенную ответственность и обязательства.
На современном этапе развития педагогической науки интересны научные исследования американских ученых М.Барбера и М. Муршеда, которые работают над разработкой формулы хорошего образования, которая находит выражение в модели эффективного учителя:
Эффективный учитель=Э (З+М+Л), где Э - этические принципы;
З - Знания;
М - Мышление;
Л- Лидерские навыки [4].
Анализ данной модели показывает, что ее компоненты находят отражение и в модели, разработанной немецкими учеными (K.-O. Bauer, A.Kopka, S.Brindt):
Компетентный учитель=З+Д+Э,
где З - Знания; Д - Действия; Э - Этика
Таким образом, в основе профессиональной компетентности лежат ее важнейшие составляющие: знания, действия, этика [5].
В целом, можно отметить, что компе-тентность-это взаимодействие знаний и возможностей, опыта и способностей, этики и рефлексии. При этом владение компетенциями не означает, применение каких-то методов и воспроизведение знаний, а имеет более
го
а
н и
н
и =
Рч
н
н =
S
Вестник «Орлеу^-kst
широкое понятие, которое предусматривает проявление способностей, профессиональных педагогических действий по отношению к окружающему миру, друг другу, к самому себе.
На современном этапе развития образования внимание должно быть сосредоточено на разработке и применении успешных стратегий улучшения преподавания в постоянном профессиональном развитии педагога. Актуальной остается мысль К.Д. Ушинского о том, что можно иметь в своем распоряжении самую лучшую программу, великолепную инфраструктуру и лучшие принципы управления, но, если нет хороших учителей, тогда все потеряно. Если нет любящих свое дело учителей, откуда возьмутся любящие учиться ученики?
И, как отмечает исследователь представление о педагогической профессии и возможностях развитии профессиональной компетенции можно выразить тремя максимумами:
1. Стал учителем - оставайся Учителем.
2. Стал профессионалом - оставайся Человеком.
3. Развил в себе личностные компетен-
ции - развивай профессиональные [6].
ЛИТЕРАТУРА
1.Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб, 1993.
2.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
3.Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Московский центр качества образования, 2008. - 96 с.
4.БарберМ., Муршед М. (2008) Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. No3. С.7-60
5.K.-O.Bauer, A.Korka, S.Brindt. Pädagogische Professionalital und Lehrerarbeit. 2006.
6.Stillet E. Biographisches Lernenin der Lenrerbildung.in: Morgnet, Barbara: Shool-Wetzug D. -Bad Betka: Thillm, 2006-S.33-56.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СПЕЦ.ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.М. Жаксыбаева,
заместитель директора по учебной работе КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права», Костанайская область
«Ел тгрег^ бiлiмдi урпац».
Н.Назарбаев
которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования. Происходит смена образователь-
го
щ Современное профессионально-тех-
^ ническое образование находится в процессе
Н поиска подходов, путей и способов образо-Рн
д вания молодого поколения, необходимость