Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования'

Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
594
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования»

26 — Вестник «Oрлеу»-kst

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

А.И. Досмухамбетова,

старший преподаватель кафедры воспитания и социализации личности филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Атырауской области

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

Л.Н. Толстой

Модернизация системы образования в Республике Казахстан предполагает создание устойчивого механизма ее развития и достижения ее главной цели - обеспечение нового современного качества образования.

В этой связи особую актуальность приобретает решение проблемы формирования профессиональной компетентности учителя на качественно новой основе.

На современном этапе развития образования, компетентность и профессионализм учителя была и остается актуальной проблемой. Меняется общество, человеческие ценности, вместе с ними меняются требования, которые предъявляются учителю. Ведь 10-15 лет тому назад владение информационно-коммуникационными технологиями не входило в компетенцию учителя, а сейчас оно требуется. Ведь от профессионализма и комптентности учителя зависит не только обучение учащихся в школе, но и их готовность ко взрослой жизни.

Поэтому каждый раз, перед каждым

уроком педагог должен продумывать структу-

_ ру своего урока, в котором оптимально будут

Н сочетаться активные стратегии обучения, раз-

^ вивающие личность каждого ученика. Мож-

^ но сказать, что учитель каждую минуту урока

| существует в режиме Эксперимента.

щ Сегодня роль учителя чрезвычайно ве-

И лика, так как его задачей является не только Рч

Н передача знаний, но и поддержка зарождаю-д щихся в ученике новых качеств, помогающих В

ему критически, неординарно мыслить, объективно оценивать как свою, так и деятельность своих одноклассников. Умение построить учебный процесс таким образом, чтобы ученики смогли самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, научились использовать полученные знания с наибольшей эффективностью.

Деятельность учителя так многообразна, она не ограничивается только знаниями и большой любовью к ученикам. Ведь его задачей является не только воспитать и довести до совершенства личностные качества, но и воспитать учеников, осуществляя переход от «школы запоминания до школы мышления и действия». И, чтобы успешно пройти этот путь, учитель просто обязан постоянно совершенствоваться и повышать свой профессиональный уровень. Учитель, которому предстоит научить учеников учиться в течение всей жизни, должен и сам уметь постоянно учиться.

Изучение теоретической литературы позволяет выделить определение понятия профессионально-педагогической компетентности учителя.

Сущность профессионально-педагогической компетентности учителя можно определить, рассмотрев ее структуру. Так, основываясь на структуре профессионально-педагогической компетентности учителя, предложенной Н.В. Кузьминой [1] можно выделить следующие компоненты професси-

Вестник «Орлеу^-kst

Щ

онально-педагогическои компетентности учителя на:

1. Предметную компетентность.

2. Методическую компетентность.

3. Коммуникативную компетентность.

4. Педагогическую компетентность.

5. Аутопсихологическая компетентность.

Согласно традиционной структуре, компетентность включает ряд компонентов [2]:

- ценностно-мотивационный;

- когнитивный;

- информационно-коммуникативный;

- технико-технологический;

- рефлексивный.

Соответственно вышеуказанной структуры, можно выделить соответствующие компоненты и их характеристики. Например:

- ценностно-мотивационный компонент включает направленность учителя на достижения, успех в области использования инновационных технологий в своей деятельности; наличие положительной мотивации к изучению инновационных технологий.

- когнитивный компонент определяется знанием учителя современных методов и технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных; осуществление диагностирования достижений учащихся; знание возможностей современной образовательной среды для обеспечения качества образовательного процесса;

- информационно-коммуникативный компонент содержит умение учителя пользоваться разнообразными источниками информации; правильно организовывать процесс сбора и переработки информации; использовать современные компьютерные средства в процессе обучения в школе;

- технико-технологический компонент охватывает умение проектировать процесс обучения на основе современных методов и технологий обучения;

- рефлексивный компонент позволяет осуществлять самоконтроль, самоанализ и критическую самооценку в процессе использования инновационных технологий [3].

Реализуя в деятельности компоненты профессиональной компетентности, можно предположить, что развитие учителя происходит в ходе всей его профессиональной деятельности через образование, опыт и рефлек-

сию.

В становлении профессиональной компетентности решающим является триада из знаний, действий и этики. Ученые отмечают, что знающие учителя имеют представления о своих знаниях, а также о стратегиях передачи их ученикам. Все действия компетентных учителей характеризируются тем, что они быстрее воспринимают информацию, при этом разрабатывают свои модели решения профессиональных задач, что позволяет им оперативно принимать решения и эффективно действовать.

Все это позволяет учителю в различных учебно-воспитательных ситуациях реагировать педагогически чутко и успешно.

Под профессиональной этикой компетентных учителей понимается отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к своим коллегам, ученикам, что накладывает определенную ответственность и обязательства.

На современном этапе развития педагогической науки интересны научные исследования американских ученых М.Барбера и М. Муршеда, которые работают над разработкой формулы хорошего образования, которая находит выражение в модели эффективного учителя:

Эффективный учитель=Э (З+М+Л), где Э - этические принципы;

З - Знания;

М - Мышление;

Л- Лидерские навыки [4].

Анализ данной модели показывает, что ее компоненты находят отражение и в модели, разработанной немецкими учеными (K.-O. Bauer, A.Kopka, S.Brindt):

Компетентный учитель=З+Д+Э,

где З - Знания; Д - Действия; Э - Этика

Таким образом, в основе профессиональной компетентности лежат ее важнейшие составляющие: знания, действия, этика [5].

В целом, можно отметить, что компе-тентность-это взаимодействие знаний и возможностей, опыта и способностей, этики и рефлексии. При этом владение компетенциями не означает, применение каких-то методов и воспроизведение знаний, а имеет более

го

а

н и

н

и =

Рч

н

н =

S

Вестник «Орлеу^-kst

широкое понятие, которое предусматривает проявление способностей, профессиональных педагогических действий по отношению к окружающему миру, друг другу, к самому себе.

На современном этапе развития образования внимание должно быть сосредоточено на разработке и применении успешных стратегий улучшения преподавания в постоянном профессиональном развитии педагога. Актуальной остается мысль К.Д. Ушинского о том, что можно иметь в своем распоряжении самую лучшую программу, великолепную инфраструктуру и лучшие принципы управления, но, если нет хороших учителей, тогда все потеряно. Если нет любящих свое дело учителей, откуда возьмутся любящие учиться ученики?

И, как отмечает исследователь представление о педагогической профессии и возможностях развитии профессиональной компетенции можно выразить тремя максимумами:

1. Стал учителем - оставайся Учителем.

2. Стал профессионалом - оставайся Человеком.

3. Развил в себе личностные компетен-

ции - развивай профессиональные [6].

ЛИТЕРАТУРА

1.Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб, 1993.

2.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.

3.Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Московский центр качества образования, 2008. - 96 с.

4.БарберМ., Муршед М. (2008) Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. No3. С.7-60

5.K.-O.Bauer, A.Korka, S.Brindt. Pädagogische Professionalital und Lehrerarbeit. 2006.

6.Stillet E. Biographisches Lernenin der Lenrerbildung.in: Morgnet, Barbara: Shool-Wetzug D. -Bad Betka: Thillm, 2006-S.33-56.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СПЕЦ.ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.М. Жаксыбаева,

заместитель директора по учебной работе КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права», Костанайская область

«Ел тгрег^ бiлiмдi урпац».

Н.Назарбаев

которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования. Происходит смена образователь-

го

щ Современное профессионально-тех-

^ ническое образование находится в процессе

Н поиска подходов, путей и способов образо-Рн

д вания молодого поколения, необходимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.