Вестник «Орлеу^-kst
широкое понятие, которое предусматривает проявление способностей, профессиональных педагогических действий по отношению к окружающему миру, друг другу, к самому себе.
На современном этапе развития образования внимание должно быть сосредоточено на разработке и применении успешных стратегий улучшения преподавания в постоянном профессиональном развитии педагога. Актуальной остается мысль К.Д. Ушинского о том, что можно иметь в своем распоряжении самую лучшую программу, великолепную инфраструктуру и лучшие принципы управления, но, если нет хороших учителей, тогда все потеряно. Если нет любящих свое дело учителей, откуда возьмутся любящие учиться ученики?
И, как отмечает исследователь представление о педагогической профессии и возможностях развитии профессиональной компетенции можно выразить тремя максимумами:
1. Стал учителем - оставайся Учителем.
2. Стал профессионалом - оставайся Человеком.
3. Развил в себе личностные компетен-
ции - развивай профессиональные [6].
ЛИТЕРАТУРА
1.Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб, 1993.
2.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
3.Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Московский центр качества образования, 2008. - 96 с.
4.БарберМ., Муршед М. (2008) Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. No3. С.7-60
5.K.-O.Bauer, A.Korka, S.Brindt. Pädagogische Professionalital und Lehrerarbeit. 2006.
6.Stillet E. Biographisches Lernenin der Lenrerbildung.in: Morgnet, Barbara: Shool-Wetzug D. -Bad Betka: Thillm, 2006-S.33-56.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СПЕЦ.ДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.М. Жаксыбаева,
заместитель директора по учебной работе КГКП «Сарыкольский колледж агробизнеса и права», Костанайская область
«Ел mipeei- 6miMdi урпац».
Н.Назарбаев
которых определяется стремительным изменением социально-экономической ситуации, общемировыми тенденциями развития образования. Происходит смена образователь-
го
щ Современное профессионально-тех-
^ ническое образование находится в процессе
Н поиска подходов, путей и способов образо-Рн
д вания молодого поколения, необходимость
Вестник «Орлеу^-kst
В
ной парадигмы: отказ от концепции «энциклопедизма», когда основным показателем образованности человека считался объем его знаний: ориентация на развитие личности учащихся, овладение им способами умственной и практической деятельности, помощи в личностном и профессиональном самоопределении, самореализации. Гуманистическая направленность педагогического процесса требует дальнейшей разработки личност-но-ориентированных теорий и технологий обучения.
С переходом на новое содержание образования, широкое распространение получает концепция дифференцированного обучения. Введение дифференциации в учебный процесс, считают физиологи, и положительно скажется на процессе обучения.
Известно, что все учащиеся приходят с разным уровнем обученности - и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы преподаватель ориентируется на среднего студента, не давая достаточную нагрузку «сильному», не успевая доступно объяснить и добиться усвоение материала «слабыми». И здесь большая роль отводится идеи дифференцированного обучения, которая предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.
С 2005 года, технология дифференцированного обучения стала активно применяться мной в учебном процессе, в рамках различных предметов. Например, на уроках математики, у ребят появилась возможность самостоятельно оценивать уровень своих знаний. Но, на мой взгляд, еще не достаточно применяется в образовательной области технических дисциплин. На то есть свои причины. Во-первых - до недавнего времени знания в области технических дисциплин не могли быть разноуровневыми , во-вторых -специфичность данного предмета - до 60% времени урока отводится на практическую часть. С появлением новой программы в области технических дисциплин и введение в
нее большого объема материала на изучение, преподаватель стал искать новые пути повышения эффективности обучения учащихся на уроке.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени, в переводе с французского «differentiation» - разница.
Оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы можем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса.
Внедрение дифференциации в процессе обучения на уроках «Математики» и «Регулирование земельных отношений и земельный кадастр» позволило мне решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технического образования, развить интерес учащихся к выбранной профессии.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
1. Опрос:
При письменном опросе на моих занятиях используются карточки различной степени сложности, тесты трех уровней (использую готовые или разрабатываю сама). Часто используюся для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагается всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцируется количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы - только цель, для 2 группы - некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы - подробная инструкция выполнения задания.
Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся групп А и В, сильные же учащиеся исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даюся задания учащимся группы С найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности). Или учащимся 3 группы дается материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов.
го
а
н и
н
и =
Рч
н
н =
S
ди
Вестник «Oрлеу»-kst
го
а
^
н и
Н
И =
Рч
и
н =
2
В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по всем трем уровням.
2. Объяснение нового материала:
При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные учащиеся, учащимся групп А и В предлагается ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Учащимся группы В часто дается подготовить дополнительный материал в виде сообщений. Учащихся же группы С иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одногруппникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т.д.). Очень часто учащиеся группы С помогают преподавателю подготовить наглядный материал к следующему уроку для объяснения нового материала. А учащимся группы А и В- найти толкование новых слов, либо перевести их на государственный язык.
3. Закрепление нового материала:
При закреплении нового материала дифференцируются вопросы на закрепление. Для детей группы А сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для учащихся групп В предлагаеся работа с технологической картой или учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп дается различное. Сильным учащимся сообщаю цель задания, а средним и слабым - задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняются, что способствует развитию мыслительной деятельности.
При работе с учебником, учащимся группы В, даются задание составить план ответа по прочитанному, в это время с учащимися группы А ищем в учебнике ответы на заранее поставленные к тесту вопросы, дети группы С делают обобщения и выводы.
При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираются задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.
Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда сильные учащиеся помогают справиться с практическим заданием слабым. Практикую коллективные проекты с различным комплектованием групп.
4. Домашнее задание:
Учащихся группы С учу работать с основной литературой, выполнять задания творческого характера, а также провести небольшие исследования, наблюдения, составить кроссворд, ребус и т. д. Эти учащиеся часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Объем материала для изложения регламентирую. Для преодоления пробелов в знаниях детям групп А и В даю небольшие дополнительные упражнения и прошу, чтобы они оценили друг друга.
Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках «Регулирование земельных отношений и земельный кадастр» позволило мне разнообразить формы и методы работы с ребятами, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество получаемого образования.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Абасов З. Дифференциация обучения: сущность и формы // . - 1999. - №8. -с.61.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1998.
3. Иванов Ю.А. Дифференцированное обучение //Дифференциация как система. Ч.1. М., 1992.
4. Кларин М.В. Обучение на основе полного усвоения
5. Лопатина М.А. Работа с одаренными детьми // Завуч. - 1999. - №6.