Научная статья на тему 'Дидактические условия организации дифференцированного обучения в начальной школе'

Дидактические условия организации дифференцированного обучения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ / DIFFERENTIAL AND INDIVIDUAL APPROACHES / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / БАСТАУЫШ МЕКТЕП / PRIMARY SCHOOL / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TEACHING CONDITIONS / ДИФФЕРЕНЦИАЛДЫ ОқЫТУ / САРАЛАП ОқЫ-ТУ / ДИДАКТИКАЛЫқ ШАРТТАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аяпова А. А., Чухина Е. В., Айсина Э. Е.

В данной статье дается характеристика организации дифференцированного подхода к обучению в младших классах. Особое внимание уделено дидактическим условиям, создание которых, по мнению авторов, способствует достижению поставленных образовательных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аяпова А. А., Чухина Е. В., Айсина Э. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические условия организации дифференцированного обучения в начальной школе»

ft

Аяпова А.А.,

учитель информатики школы-лицей №1 г. Костаная

Чухина Е.В.,

доцент кафедры педагогики ОмГПУ, канд.пед.наук

Айсина Э.Е.,

координатор по академической мобильности КГПИ

Вестник «Орлеу^-kst

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ацдатпа

Бул макалада бастауыш сыныптарда дифференциал-ды окыту технологиясы бойынша окытуды уйымдастыруга сипаттама берiледi. Дидактикалык шарттарга ерекше назар бeлiнедi, олардьщ жасалуына, авторлардыц пiкiрiнше, кой-ган максаттарга жету Yшiн ыкпалы зор екендш айтылады.

Аннотация

В данной статье дается характеристика организации дифференцированного подхода к обучению в младших классах. Особое внимание уделено дидактическим условиям, создание которых, по мнению авторов, способствует достижению поставленных образовательных целей.

Annotation

In this article the author gives a description of the organization of a differentiated approach to learning in the primary school. Particular attention is paid to the didactic conditions, t which creation, according to the author, promotes the achievement of educational goals.

Неггзгг свздер: дифференциалды оцыту, саралап оцы- S ту, бастауыш мектеп, дидактишлъщ шарттар. Щ

и

Ключевые слова: дифференцированный и индивиду- О альный подходы, начальная школа, дидактические условия.

w

Keywords: differential and individual approaches, primary school, teaching conditions.

О

Современный прогресс во всех сферах деятельности §

человека неоспоримо требует от него быстрой адаптации к Ё

новым условиям. Общество ставит задачи, решение которых ^

необходимо начинать уже с раннего возраста. В связи с этим о от школы требуется формирование у обучающихся таких

черт, как гибкость мышления, изобретательность, чувство ^

нового, чувство выбора. Чтобы достичь поставленных перед §

школой задач, необходимо совершенствовать старые и нахо- о

дить новые методы обучения, обращать большое внимание м

на средства повышения эффективности преподавания. В на- ^

стоящее время принципиальные изменения в школе связаны Н

с организацией дифференцированного обучения. *

В классе, где сидят учащиеся с различными способно- ®

стями и особенностями восприятия, мышления, памяти, учи- ^

телю необходимо строить образовательный процесс на основе й

индивидуального подхода, таким образом способствуя всесто- ^ роннему развитию ребят и достижению успешного усвоения учебного материала.

и

Вестник «Oрлеу»-kst

Говоря о реализации индивидуального подхода в обучении, а также о создании условий для самообучения и самовоспитания учащихся, А. Я. Савченко подчеркивает: «Современная начальная школа должна использовать не селективную диагностику, а стимулирующую, сопровождающую, которая помогает учителю принять правильное решение» [5].

Анализ литературы показывает, что проблема формирования учебных умений и навыков младших школьников с учётом индивидуальных возможностей является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Еще А. С. Макаренко указывал, что «воспитание отдельной личности осуществляется в своём индивидуальном педагогическом приёме. Каждое воздействие на личность должно быть индивидуально, учитывая индивидуальный путь его развития...» [4]. Значительный вклад в разработку психолого-педагогических основ индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся и его обоснования с теоретической точки зрения внесли К.Д. Ушинский, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, П.П. Блонский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Л.Ф. Ти-^ хомирова, Ж. Пиаже и др. Среди наиболее крупен ных исследований, посвященных проблеме учёта индивидуального интеллектуального потенциала при организации учебного процесса следует ^ выделить работы учёных Н.Ф. Талызиной, Н.С. ¡3 Лейтеса, И.С. Якиманской, Г.П. Антоновой, А.А. щ Бударного, А.Н. Коневой, В.И. Загвязиаского, м А.Н. Леоньтева, С.П. Макаровой, Е.С. Равукско-^ го, И.Э. Унт и др.

М Дифференциация обучения в начальной

2 школе имеет свою специфику: во-первых, прак-Й тика показывает, что наиболее приемлемой ^ в начальной школе является внутриклассная § дифференциация - создание групп учащихся Ч по определенным критериям. Во-вторых, диф-н ференцированное обучение в начальной школе

3 направлено на создание условий для успеш-щ ного усвоения содержания образования всеми § учениками, что предполагает, с одной стороны, @ адаптацию учебного материала к особенностям § учеников, а с другой - развитие у учащихся тех ё познавательных функций, которые у них недо-© статочно развиты, но необходимы для успешного учения. В настоящее время в начальной школе внутриклассная дифференциация чаще всего

имеет узкое направление - деление на группы по интеллектуальным способностям детей младшего школьного возраста, группы «сильных», «средних», «слабых». Группы, на которые разделены дети в классе, как правило, бывают постоянными и на протяжении длительного времени не меняются. Когда ребенок долгое время находится в одной группе и получает однообразные задания, у него пропадает интерес к учению, замедляется развитие познавательной сферы, ребенок не реализует свои умственные возможности.

Таким образом, мы подошли непосредственно к дидактическим условиям, соблюдение которых будет способствовать успешному формированию учебной деятельности младших школьников на основе дифференцированного подхода.

Интересна позиция О.С. Гребенюка по выявлению дидактических условий формирования учебной деятельности учащихся.

К ним автор относит:

1. Определение целей деятельности учителя;

2. Диагностику сформированности учебной деятельности школьников;

3. Структурирование деятельности учителя в процессе обучения в соответствии со структурой учебной деятельности школьников;

4. Отбор и конструирование средств формирования учебной деятельности;

5. Анализ процесса результатов формирования учебной деятельности [3].

В качестве дидактических условий формирования учебной деятельности младших школьников Г.И. Вергелес выделяет следующие:

1. Системное построение каждого учебного предмета и учебного плана в целом.

2. Единство специфических и инвариантных возможностей различных предметов в формировании учебной деятельности.

3. Осознание учащимися всех формируемых компонентов учебной деятельности.

4. Повышение степени самостоятельности в процессе формирования учебной деятельности.

5. Единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности в процессе её формирования [2].

Необходимо определить, какие качества деятельности должны быть сформированы в ходе реализации дидактических условий. Опыт пока-

Вестник «Oрлеу»-kst

зывает, что учебная деятельность должна быть целенаправленной, отличаться обобщённостью, осознанностью, плановостью, самостоятельностью и возможностью достижения положительного результата.

В соответствии с указанными критериями для определения качества учебной деятельности младших школьников и дидактических условий её успешного формирования в условиях дифференцированного подхода, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на некоторые имеющиеся особенности:

1. Учителю необходимо учитывать, что ученик имеет свою позицию по отношению к учителю, учебной проблеме, уроку в целом. В начале обучения попытки учащихся выразить своё отношение к учебной проблеме выглядят как колючие, косноязычные образы. С этими индивидуальными моделями учебного предмета, создаваемыми самими детьми, и должен уметь работать учитель. Важным моментом будет найти именно личное мнение учащегося, при этом ознакомив его с иными противоположными идеями. Задача учителя — укрепить ребёнка в его попытках мыслить самостоятельно.

2. На уроке-диалоге зарождается творческое мышление, которое можно назвать «рождение мысли». Учитель станет ближе к ученику, узнает его, если будет ему собеседником. Это позволит погружаться в мир мышления ребёнка, зародить первые аргументированные возражения самому себе и другим, «сгустить» личностное отношение детей к изучаемой по мнению авторов концепции учебного диалога, необходимо создавать «точки удивления» в учебном материале, которые требуют поиска различных вариантов обозначения звуков, образов числа, бесконечности.

3. Трудно не значит невозможно. Младшего школьника надо убедить (и показать реально), что он вполне может знать и понимать учебный материал не хуже товарищей. Учителю следует помнить, что формирование веры в свои силы способствует переживание школьником успехов, пусть первых и скромных. Поэтому важно, как организовать работу неуспевающих учеников, чтобы они чувствовали свое движение вперед, надо дать ему возможность пережить радость первых успехов на том пути, на котором до сих пор у него были одни огорчения и неудачи.

4. Формирование эффективной учебной деятельности младших школьников требует осознанного усвоения учащимися не только знания того или иного учебного предмета, существующих связей между различными учебными предметами, но и осознания мотивов учебной деятельности. Для формирования учебной деятельности особый интерес представляют учебно-познавательные мотивы, особенностью которых являются направленность на усвоение способов деятельности.

Проблему организации дифференцированного обучения в начальной школе следует рассматривать как одну из задач общего развития личности, решение которой необходимо для самореализации каждого ученика и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Направленность современного образования определяют такие идеи, как дифференциация и интеграция его содержания, личностно-ориен-тированное обучение и педагогика сотрудничества. Использование дифференцированного подхода в развитии познавательных способностей учащихся и обеспечение положительной мотивации к учебной деятельности являются, на наш взгляд, необходимыми условиями формирования эффективной личностно-ориентированной учебной деятельности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Богус М. Б.Дидактические условия формирования учебной деятельности младших школьников в условиях билингвизма (на примере адыго-русского двуязычия) //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 3. - С. 39-41

2.Вергелес Г.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей: учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1987. 80 с.

3.Гребенюк О. С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие. Калининград: Изд-во Калининград. ун-та, 2000. 572 с.

4.Макаренко А.С. «О воспитании» Москва: Политиздат, 1988. - 256 с.

5.Савченко О. Я. Виховний потенщал по-чатково! освгги : пошбник / О. Я. Савченко. - Ки!в : СПД «Цудзинович Т I.», 2007. - 204 с.

т

о

Рч РЗ

О

из О

и

О

§

О Е-

ш

о ©

о о о

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.