Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность специалиста в условиях становления информационного общества'

Профессиональная компетентность специалиста в условиях становления информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1396
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность специалиста в условиях становления информационного общества»

© Е.В. Бондарева, 2003

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Е.В. Бондарева

В настоящее время образованным можно считать человека, хорошо владеющего информационными технологиями. Это связано с тем, что деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств. Информатизация — одна из важнейших тенденций общественного развития, которая обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному.

Под информационным обществом следует понимать «ступень в развитии современной цивилизации, характеризующуюся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфо-коммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах»1.

Человеческий капитал — один из важнейших факторов развития страны в информационном обществе. Однако само формирование информационного общества и экономики, основанной на знаниях, модифицирует подходы к оценке человеческого капитала. Когда информация и знания становятся платформой развития, те государства, которые не

в силах обеспечить необходимый уровень подготовки своего населения, остаются за бортом этого развития. Способность страны участвовать в глобальной экономике в условиях распространения информационно-коммуникационных технологий во многом определяется качеством человеческого потенциала в плане его способности собирать, обрабатывать и эффективно использовать цифровую информацию. Признанно высокий интеллектуальный потенциал России делает возможным быстрый скачок в экономику знаний, если население окажется способным к быстрой адаптации и переобучению.

В связи с этим, информационное общество стало восприниматься как предметный результат технократических программ информатизации экономики и общества. Стратегической целью перехода к информационному обществу является создание развитой информационно-коммуникационной среды общества и интеграция России в мировое информационное сообщество, что должно обеспечить существенное повышение качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства2.

Одним из важнейших показателей изменения всех сфер жизнедеятельности современного человека является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.

В период перехода к информационному обществу необходима подготовка к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией, то есть для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Государственные органы ведущих стран заняли чрезвычайно активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою политику и стратегию его построения и развития.

Так, в июне 2000 г. на встрече G8 была принята Окинавская хартия глобального информационного общества. «Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления международного мира и стабильности»3.

Что касается России, то еще в 1999 г. была сформулирована вышеупомянутая «Концепция формирования информационного общества в России», носящая достаточно декларативный характер. В 2001 г. была начата разработка федеральной целевой программы «Электронная Россия», ставящей своей задачей реализацию уже ряда предметных проектов по информатизации страны.

Развитие индивидуальных возможностей человека можно интерпретировать как увеличение человеческого капитала, кото-

рое осуществимо путем перехода к новому качеству образования. Проблема качества образования сегодня обсуждается на разных уровнях. И это вполне понятно, поскольку сегодня общество приходит к осознанию того, что качество образования — один из ведущих факторов успешного преобразования российского общества.

С позиций общества, качественное образование — то, которое соответствует потребностям общества и способствует его динамике. Оно — условие экономического, социального, политического, культурного прогресса.

Следует заметить, что качество образования представляет собой ряд системносоциальных свойств и характеристик, определяющих адекватность системы образования принятым требованиям, социальным нормам, в роли которых выступает образовательный стандарт.

В соответствии с государственным стандартом, в котором указаны общие требования к образованности специалиста, может быть определена и его профессиональная компетентность. В частности, рассматриваемая категория упоминается во многих стандартах для различных специальностей в разделе «Требования к уровню подготовки выпускника», в котором указано, что специалист должен обладать профессиональной компетентностью, определяемой как совокупность теоретических и практических навыков, полученных при освоении профессиональной образовательной программы.

Под профессиональной компетентностью следует понимать функциональное свойство личности специалиста, которое включает в себя систему научно-теоретических знаний, в том числе специальных знаний в предметной области, профессиональных умений и навыков, опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным специалистом, проявляющееся в результатах и качестве профессиональной деятельности.

С позиций системного подхода, категорию «профессиональная компетентность» можно рассматривать как систему, в которой выделяют следующие компоненты: психологический (или внутренний), квалификационный, социальный (или внешний). Рассмотрим каждый компонент применительно, для определенности, к специалистам экономического профиля.

1) Психологический компонент включает в себя мотивационно-волевую и рефлексивную компетенции.

Мотивационно-волевая компетенция, во-первых, включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки актуализации в профессиональной компетентности, стимулирует творческое проявление личности в профессиональной компетентности; предполагает наличие интереса к указанной категории, который характеризует потребность личности специалиста в знаниях, в овладении эффективными способами формирования профессиональной компетентности.

Во-вторых, рассматриваемая компетенция подразумевает наличие способности к экстравертности и доминированию. Эта способность позволяет усиливать влияние на других людей, поскольку, с одной стороны, экстравертные люди способны выдерживать большую социальную нагрузку, а с другой — социально ориентированная способность доминировать подразумевает умение добиваться своего путем убеждений, координации и разъяснений.

В-третьих, данная компетенция предполагает приложение дополнительных усилий для уменьшения вероятности неудачи, а также мобилизацию энергии, настойчивости, активность и умение выдерживать нагрузки, упорство при выполнении сложных заданий, целеустремленность, то есть характеризует волевую сторону поведения и неразрывно связана с волей человека.

Рефлексивная компетенция проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; подразумевает сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, уверенность в себе, склонность к самоанализу, способность к импровизации, предвидению, инициативному, критическому и инновационному рефлексированию и прогнозированию результатов деятельности и отношений, творческому воображению, а также профессионально значимых знаний (широкая осведомленность, эрудированность), умений и навыков. Свое воплощение этот компонент находит в личностной компетенции специалиста, которая является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, мобильности, побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворчес-

кой деятельности, развития рефлексивных способностей и формирования индивидуального стиля работы.

Следует заметить, что рефлексивный компонент определяет уровень развития самооценки, понимания собственной значимости для других людей, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в процессе профессиональной деятельности.

2) Компонент, в котором преломляются первичные значения компетентности, такие, как «осведомленность», «знания, опыт» и т. д., — квалификационный (от лат. qualis — какой по качеству и facio — делаю). Этот компонент представляет собой систему приобретенных в вузе знаний с учетом их широты, глубины, объема, стиля мышления, норм этики, социальных функций специалиста рассматриваемого профиля.

Заметим, что квалификационная компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты. Компетентный человек должен не только знать суть проблемы, но и уметь решать ее практически, с применением того или иного наиболее подходящего к данным условиям в данное время метода, в зависимости от обстоятельств. Кроме того, компетентность предполагает постоянное обновление знаний, овладение новой информацией для успешного применения в конкретных условиях4.

В основе подготовки такого специалиста лежит овладение «функциональными профессиональными знаниями, а именно теоретико-методологическими знаниями из области гуманитарных, мировоззренческих, собственно профессиональных наук, оптимальным объемом идей, ценностей, представлений, универсальными способами познания и практической деятельности. Фундаментальные знания предполагают преобразование структуры и содержания научного знания, установление таких связей между учебными дисциплинами, которые позволяют формировать у будущих специалистов целостное представление

о деятельности в областях экономики, что повышает степень применяемости знаний, активное их использование»5. Поэтому студент должен овладевать как программным, так и дополнительным материалом, что позволит повысить его общую эрудицию, информированность в различных областях экономики, а также сделает его компетентным специалистом, профессионалом в своем деле.

Необходимость выделения квалификационного компонента профессиональной компетентности будущего специалиста объясняется положением А.Н. Леонтьева о том, что «реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, но отношений, которые реализуются его деятельностью»6. Согласно деятельностному подходу, «реальное основание личности человека лежит не в заложенных в нем генетических программах, не в глубинах его природных задатков и влечений и даже не в приобретенных им навыках, знаниях и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями»7.

Следовательно, в основу квалификационной компетентности специалиста входит приобретенный синтез: знаний гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных, специальных и специализирующих экономических дисциплин; навыков творческой деятельности специалиста, — трансформирующийся из потенциального в реальное, деятельностное состояние. Данный компонент функционирует в виде способов деятельности, необходимых специалисту для проектирования собственной технологии управления и организации в экономической деятельности, конструирования логики производственного процесса, разрешения возникающих трудностей и проблем, приемов самостоятельного и мобильного решения профессиональных задач, генерирования идей, нестандартного мышления, что в целом способствует повышению его самообразованно-сти и профессионализма.

3) Социальный компонент подразумевает наличие коммуникативных (от лат. соттишсо — связываю, общаюсь) способностей и включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, организовывать и поддерживать диалог, пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации. Профессиональная компетентность специалиста и его карьера, как следствие, во многом зависит от того, насколько он владеет навыками ораторского искусства.

Следует отметить также, что социальный компонент проявляется в умении ус-

танавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, овладевать средствами вербального и невербального общения. Коммуникативные способности проявляются в сотрудничестве и коллективной производственной деятельности. К коммуникативным способностям относятся: способность понимать взаимоотношения людей, адекватно воспринимать ситуацию общения, использовать опыт других; способность понимать партнеров по общению, их мотивы и цели; способность к сотрудничеству; способность знать и понимать самого себя, свои собственные мотивы и возможности в сфере общения; способность отстаивать свою точку зрения; способность прогнозировать межличностные события, знать основные приемы общения; способность избегать конфликтов в общении.

Помимо этого, профессиональная компетентность специалиста предполагает включение в социальный компонент следующих умений: умение проведения деловых встреч и бесед (подготовка и организация, стратегия и тактика ведения бесед, переговоров); умение проведения деловых совещаний; умение ведения деловой переписки, оформления документов; умение общаться по телефону (правила ведения деловой беседы по телефону), умение слушать. Кроме этого, компетентный специалист должен владеть деловым этикетом (правила приветствия, обращения, представления, знакомства), обладать культурой речи (деловая риторика, грамотность речи). В состав социального компонента следует включить также умения проконсультировать, обсудить проект, план, программу, технологический процесс, принять участие в создании совместных проектов, реконструкции производства, выступить с отчетом, докладом на производственном совещании, научной конференции.

Заметим, что в настоящее время коммуникативная компетентность становится одним из приоритетных качеств современного специалиста, поскольку большинство видов деятельности осуществляется в непосредственном контакте с людьми. В связи с этим, профессиональное общение становится одной из главных сторон компетентности специалиста и во многом определяет его успех в профессиональной деятельности. Поэтому обязательным профессиональным ка-

чеством для каждого выпускника вуза должно стать умение работать с людьми. Следовательно, подготовка к общению должна стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки широко образованного специалиста, а способность к организации профессионального общения — одним из основных требований к современному выпускнику.

Все вышеперечисленные составляющие профессиональной компетентности специалиста носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом 8.

Необходимо отметить то, что профессиональная компетентность, являясь интегральным качеством личности, все же имеет обобщенную эталонную модель. В качестве эталонной модели выступает профессиограмма, которая кладется в основу нормативной модели, то есть ее квалификационной характеристики. Последняя представляет собой государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности специалиста. Благодаря этому нормативная модель позволяет отразить и диагностировать количественные и качественные характеристики уровня профессионального обучения и воспитания.

Таким образом, оптимальной заданным условиям можно считать такую модель, которая строится на формализации функций, заданных обществом и отражающих внутреннюю структуру профессиональной деятельности.

Поэтому важнейшей целью системы профессионального образования является стремление создать всестороннего профессионала, подходящего для конвергентной информационной среды, готового к «непрерывному», продолжающемуся всю жизнь образованию, а также способного адекватно адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям современного мира.

Для достижения указанных целей была разработана федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 годы)», направленная на создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды. Основные черты и признаки информационного общества обязательно будут сформированы и в России при

стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия. Эти меры будут способствовать тому, что, во-первых, информационно-коммуникационное пространство России станет частью мирового информационного пространства, что позволит ей стать полноправным участником процессов экономической интеграции регионов, стран и народов. Во-вторых, в экономике страны начнут доминировать новые технологические уклады, базирующиеся на массовом использовании перспективных информационных технологий и телекоммуникационных сетей. В-третьих, в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала получит мощное развитие рынок информации и знаний, и будет реализовано фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах. В-четвертых, будет достигнут высокий уровень образования, научно-технического и культурного развития за счет широкого информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях. Наконец, в-пятых, будет реализовано важнейшее условие демократического развития — создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Институт развития информационного общества. http://www. [email protected].

2 Концепция формирования информационного общества в России. http://www.iis.ru/library /riss/riss.ru.html.

3 Окинавская хартия глобального информационного общества. http://www.iis.ru/events /okinawa/charter.ru.html.

4 Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. № 2. С. 21—29.

5 Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного педагогического образования учителя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1990.

6 Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание, Личность. М., 1975. С. 183.

7 Там же. С. 185—186.

8 Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. Волгоград, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.