Научная статья на тему 'Профессиональная коммуникативная компетентность выпускника факультета журналистики, ее структура и содержание'

Профессиональная коммуникативная компетентность выпускника факультета журналистики, ее структура и содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевц И. А.

Представлен теоретический анализ компетентностного подхода, его исторические основы, различные трактовки основополагающих категорий, уточнены определения понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность» и «профессиональная коммуникативная компетентность», предложены разработанные автором структуры профессиональной, коммуникатиной и профессионально-коммуникативной компетентностей, выявлены содержание и структура профессиональной коммуникативной компетентности выпускника факультета журналистки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевц И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A JOURNALISTIC FACULTY GRADUATING STUDENT, ITS STRUCTURE AND CONTENT

The article is devoted to the actual problem of the modern world the training of a creative high-class specialist, that is the ground for competence-based approach appliance. In the article the theoretical analysis of the approach, its historical basis, various definitions of fundamentals are presented, the author performs his own definitions of the terms "competence", "professional competence", "communicative competence", "professional communicative competence", suggests their structures, reveals the content and the structure of professional communicative competence of a journalistic faculty graduating student and the importance of this question is justified.

Текст научной работы на тему «Профессиональная коммуникативная компетентность выпускника факультета журналистики, ее структура и содержание»

УДК 378.016:8 ББК 4612.18+4489.52

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ, ЕЕ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

ИЛ. Шевц

Южно-Уральский государственный университет

PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A JOURNALISTIC FACULTY GRADUATING STUDENT, ITS STRUCTURE AND CONTENT

I.A. Shevts

South Ural State University

Представлен теоретический анализ компетентностного подхода, его исторические основы, различные трактовки основополагающих категорий, уточнены определения понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», «коммуникативная компетентность» и «профессиональная коммуникативная компетентность», предложены разработанные автором структуры профессиональной, коммуникатиной и профессионально-коммуникативной компетентностей, выявлены содержание и структура профессиональной коммуникативной компетентности выпускника факультета журналистки.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, профессиональная коммуникативная компетентность, компетентностный подход.

The article is devoted to the actual problem of the modern world - the training of a creative high-class specialist, that is the ground for competence-based approach appliance. In the article the theoretical analysis of the approach, its historical basis, various definitions of fundamentals are presented, the author performs his own definitions of the terms "competence", "professional competence", "communicative competence", "professional communicative competence", suggests their structures, reveals the content and the structure of professional communicative competence of a journalistic faculty graduating student and the importance of this question is justified.

Keywords: competence, professional competence, communicative competence, professional communicative competence, competence-based approach.

В современном мире происходят уникальные исторические перемены, вносящие коррективы в политическую, деловую и социальную сферы деятельности нашего общества, во многом обусловленные революцией в информационно-коммуникационных технологиях, доступом к информационным сетям, обменом специалистами и студентами в рамках интернациональных проектов, что приводит к изменениям требований, предъявляемых к выпускнику вуза. Подготовка специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма, социальной активности, демонстрирующих творческое отношение к своему труду,

умение работать в команде, адаптироваться к переменам и быть ответственным гражданином общества, приводит к необходимости поиска новых концептуальных подходов, помогающих по-новому осмыслить и адекватно оценить качество подготовки студентов в вузе, что, в свою очередь, актуализирует необходимость использования компетентностного подхода в подготовке студентов [15, с. 41-47].

Исследуя вопросы, связанные с компе-тентностным подходом, И.А. Зимняя отмечает, что образование, основанное на компетенциях (competence-based education) зародилось из понятия «компетенция», предложенного

Н. Хомским. При этом в становлении компе-тентностного подхода в образовании И.А. Зимняя выделяет три основных этапа. Первый этап (1960-1970 гг.) связывается с введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок, обеспечивающих разграничение понятий «компетенция» и «компетентность». В этот период с позиций трансформационной грамматики и теории обучения языкам начинаются исследования разных видов языковой компетенции и вводится понятие «коммуникативная компетентность». Второй этап (1970-1990 гг.) характеризуется использованием категории «компетенция/компетентность» в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также при оценке уровня профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте. Третий этап (с 90-х гг. XX в.) характеризуется исследованием компетентности как научной категории применительно к образованию [5, с. 34-42]. Что касается современного этапа, то следует отметить, что в 2008 г. Европейский парламент одобрил в первом чтении Рекомендации об учреждении Европейской квалификационной рамки (ЕКР) для обучения в течение всей жизни, а в основу категориального аппарата положены понятия «компетентность» и «компетенция» [9].

Поскольку компетентностный подход тесно связан с использованием таких понятий, как «компетентность» и «компетенция», необходимо рассмотреть их трактовки.

Различные ученые предлагают следующие определения понятия «компетентность»:

• совокупность личностных качеств учащегося (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере [8];

• новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности [13];

• свойство личности, базирующееся на компетенции [18, с. 139].

В свою очередь, понятие «компетенция» определяется следующим образом:

• 1) круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкретно-

му органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области [2];

• круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познанием, опытом [18, с. 139];

• опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав [13];

• ценная способность смыелонаделяюще-го ума человека делать его конгениальным и социально адекватным сложности жизненных ситуаций [14, с. 59-63];

• базовое устойчивое качество личности, которое предопределяет поведение человека во множестве ситуаций, что позволяет прогнозировать данное поведение в решении профессиональных задач и измеряется при помощи конкретного критерия или стандарта [17, с. 278-283];

• компетенция в ЕКР определяется как способность успешно решать комплексные задачи в конкретном контексте. Компетентное или эффективное действие подразумевает мобилизацию как знаний, когнитивных и практических навыков, так и социальных, и поведенческих компонентов, таких как отношения, эмоции и мотивации [И, с. 22-25].

Таким образом, проведя критический анализ трактовок данных понятий, мы определяем компетентность как свойство личности, базирующееся на компетенции и формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи профессиональной деятельности. Компетенция - это круг вопросов, в которых личность хорошо осведомлена, обладает познанием, опытом; опредмеченные в деятельности компетентности работника.

Ирисханова K.M. [7, с. 22-28] определяет коммуникативную компетентность как комбинацию лингвистической, стратегической, прагматической и социолингвистической компетенций. Лингвистическая компетенция делится, в свою очередь, на лексическую, грамматическую, фонетическую, дискурсивную (когезия и риторическая организация) компетенции. Прагматическая делится на иллокутивную и функциональную компетенции. А.Н. Щукин [18, с. 140-142] выделяет в рамках коммуникативной компетентности коммуникативную компетенцию (способность средствами изу-

чаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с ситуацией общения), лингвистическую (языковую) компетенцию (владение знаниями о системе языка), речевую компетенцию (знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка), социолингвистическую, социокультурную, социальную, стратегическую, дискурсивную, предметную (способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности). В модели J. Ate van Ek в составе коммуникативной компетентности выделяются следующие компетенции: лингвистическая, социокультурная, социолингвистическая, стратегическая, дискурсивная, социальная [21]. М. Canale и М. Swain указывают на существование грамматической, стратегической, социолингвистической компетенций [19]. По мнению S.J. Savig-non, можно выделить грамматическую, социолингвистическую, компенсаторную и компетенцию речевой стратегии [20].

Мы в своем исследовании определяем коммуникативную компетентность как комбинацию коммуникативной компетенции (способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с ситуацией общения), лингвистической, или языковой (владение знаниями о системе языка), речевой (знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка), социолингвистической (способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения), социокультурной (степень знакомства с социально-культурным контекстом функционирования языка), социальной (способность и готовность к общению с другими), «стратегической», или компенсаторной (способность компенсировать вербальными и невербальными средствами недостатки во владении языком), дискурсивной (способность понимать и достигать связность в восприятии и порождении высказываний), предметной (способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности).

Профессиональную компетентность можно представить как систему двух составляющих - «узкая» (концептуальная) и «широкая» (общая) компетентность. «Узкая» компетентность - особый тип организации специальных знаний, умений и навыков специалиста, обеспечивающих ему возможность решать стереотипные, диагностические и эвристические задачи профессиональной деятельности. «Уз-

кая» компетентность отображает сущность профессиональной деятельности. Но карьерный успех обусловливается не только уровнем профессиональной компетентности, но в значительной мере личными качествами и способностями человека. Поэтому «широкая» компетентность раскрывает уровень развития профессионально значимых личностных качеств, в частности, организационных, са-мопрезентативных, перцептивно-рефлексивных, коммуникативных и других [3, с. 46-48]. Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и В.А. Сластенин [12, с. 34-35] определяют понятие «профессиональная компетентность» следующим образом: это интегральная характеристика деловых и личных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Рындак В.Г. и Елагина Л.В. [16, с. 287-291] рассматривают профессиональную компетентность будущего специалиста как интегратив-ное качество личности, систему необходимых знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность и способность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями. По мнению Паршуковой Г.Б., профессиональная компетентность - это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими в ходе реализации своих полномочий [11, с. 22-25].

Мы в своем исследовании даем следующее определение профессиональной компетентности: это интегративное качество личности, система необходимых деловых (организационных, самопрезентативных) и личных (перцептивно-рефлексивных, эмоционально-волевых) знаний, умений и навыков (компетенций), достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, обеспечивающих готовность и способность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями.

В соответствии с нашей позицией профессиональная компетентность специалиста включает в себя: профессиональную специальную компетентность (знание инновационных технологий, методов решения профессиональных задач и умение применять свои знания в практической деятельности, развивая и совершен-

ствуя, также предполагает осведомленность специалиста в своей научно-технической области и в смежных областях); профессиональную социально-психологическую компетентность (знание типологических отличий, особенностей поведения, деятельности и отношений специалистов в коллективе, способность брать ответственность за собственный труд, способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, умение урегулирования конфликтов, умение работать в команде, культура эмоциональной восприимчивости, навыки рефлексии и эмпатии); профессиональную информационную компетентность (знание информационных компьютерных технологий и умение использовать их в профессиональной деятельности); профессиональную управленческо-организаторскую компетентность (знание современных технологий и методов управления и умение эффективно применять их в практической деятельности); профессиональную акмеологическую компетентность (знание критериев и факторов движения к вершинам профессионализма и создание программ достижения вершин профессиональной деятельности); профессиональную валеологиче-скую компетентность (наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни); профессиональную коммуникативную компетентность (знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи и другие).

На данном этапе развития современное общество предъявляет высокие требования к выпускнику, ему необходимо обладать не просто профессиональными, а профессиональными коммуникативными компетентностями. В связи с доступом к международным информационным сетям, совершенствованием технологий в соответствии с международными стандартами, обменом специалистами в рамках международных проектов современному работодателю требуется мобильный специалист со знанием иностранных языков и высоким уровнем культуры речи. Все это, в свою очередь, актуализирует необходимость рассмотрения такого понятия, как «профессиональная коммуникативная компетентность».

В нашем исследовании мы предлагаем следующее определение профессиональной коммуникативной компетентности: это инте-гративное качество личности, система необходимых деловых (организационных, само-презентативных, коммуникативных), комму-

никативных и личных (перцептивно-рефлек-сивных, эмоционально-волевых) знаний, умений и навыков (компетенций), достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, обеспечивающих готовность и способность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями.

На основе структур профессиональной коммуникативной компетентности студентов вуза, выявленных В.Ф. Аитовым [1], А.Н. Щукиным [18, с. 140-142] и В.Н. Зыковой [6, с. 48-49], мы разработали свою структуру профессиональной коммуникативной компетентности. Профессиональная коммуникативная компетентность представляет комплекс компетенций:

• коммуникативная компетенция (способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с ситуацией общения);

• лингвистическая (языковая) компетенция (владение знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи, способность с помощью системы языка понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной речи);

• речевая компетенция (знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка);

• социолингвистическая компетенция (умение выбрать нужные лингвистическую форму и способ выражения в зависимости от условий речевого акта: ситуации, коммуникативных целей и намерения говорящего);

• лингвокультурологическая компетенция (способность к эффективному общению при помощи изучаемого языка на базе аутентичных текстов, которые отражают социальные, культурные концепты иной социальной общности, включающие фоновые знания, безэквивалентную лексику, правила этикета, принятые в стране изучаемого языка, а также лучшие образцы литературы, песенного и поэтического творчества);

• социокультурная компетенция (знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка, их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры, знание способов пользования данными знаниями в процессе общения);

• социальная компетенция (умение вступать в коммуникацию с другими людьми, способность ориентироваться в ситуации об-

щения, способность строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией);

• «стратегическая» (компенсаторная) компетенция (способность компенсировать вербальными и невербальными средствами недостатки во владении языком);

• дискурсивная компетенция (способность использовать определенные стратегии для конструирования и интерпретации текста, знание особенностей, присущих различным типом дискурсов, способность поражать дискурсы в процессе общения (сообщение, доклад и т. д.));

• предметная компетенция (способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности, знания терминов, профессионализмов, общеупотребительной лексики, клише, частотных (в контексте данной специальности), грамматических структур и категорий и правил их употребления, навыки и умения применения этих знаний при осуществлении профессионально направленного общения, речевые умения аудирования, говорения, чтения и письма текстов на иностранном языке по специальности);

• информационная компетенция (умение осуществлять поиск, извлекать нужную иноязычную информацию из различных источников, умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую, оценивать ее и передавать содержание этой информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), умение продуктивно пользоваться ресурсами международной информационной сети);

• учебно-познавательная компетенция (способность пополнять знания и доучиваться в процессе самостоятельной поисковой и творческой деятельности с целью совершенствования своей профессиональной деятельности).

На современном этапе развития высшей школы на неязыковых факультетах университетов, несмотря на ярко выраженную тенденцию профессионализации преподавания иностранного языка, задачи формирования у студента профессиональной коммуникативной компетентности решаются неэффективно. Усвоенные студентами, но не связанные между собой логикой профессиональной деятельности профессиональные и коммуникативные компетентности выступают даже по отношению друг к другу психологическим барьером, препятствующим их мгновенной интеграции в производственных ситуациях. Сформирован-

ные иноязычные возможности остаются общими лингвистическими, а не специальными компетенциями. Особенно это касается выпускников факультета журналистики, которые по роду своей деятельности будут являться посредниками между представителями разных стран и культур и передавать информацию не только на родном, но и иностранном языке. Журналист должен быть всегда в курсе самых интересных и важных событий в мире. На сегодняшний день профессия теле-, радиожурналиста востребована и актуальна. Сложность состоит в том, что и по количеству учебных часов, выделяемых на изучение английского языка, и по расстановке приоритетов в программе обучения данный факультет относится к неязыковым специальностям, и специфика подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности в основном заключается в том, что большая часть учебного времени отводится на чтение и перевод текстов. Таким образом, противоречие между запросами образовательного процесса, требованиями, предъявляемыми к выпускникам как вузами, так и обществом в целом, и недостатком практических и теоретических разработок, выполненных в этом направлении, диктует необходимость применения компетентно-стного подхода при обучении иностранному языку и разработке структуры и содержания профессиональной коммуникативной компетентности выпускника факультета журналистики.

На основе анализа Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021400 «Журналистика» [4] и квалификационной характеристики выпускника данной специальности, функций журналистики и журналиста мы предлагаем нашу собственную структуру профессиональной коммуникативной компетентности выпускника факультета журналистики, которая выражается в способности осуществлять следующие компетенции.

1. Коммуникативная компетенция (способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с ситуацией профессионального общения; знания терминов, профессионализмов, общеупотребительной лексики, клише, частотных в контексте данной специальности, грамматических структур и категорий и правил их употребления, навыки и умения применения этих знаний при осуществлении профессионально направленного общения; речевые уме-

ния аудирования, говорения, чтения и письма текстов на иностранном языке по специальности; знание жанров журналистики, правил их функционирования, специфики структурно-композиционного решения журналистского материала и умение применять их в профессиональной деятельности: информационные жанры (хроники, отчеты, зарисовки, репортажи, обозрения), аналитические жанры (статьи, корреспонденция, рецензии) и художественно-публицистические жанры (очерки, фельетоны, памфлеты), экстремальная журналистика (военные репортажи, криминальные расследования, сюжеты с мест природных катаклизмов и др.).

2. Компетенция межличностного общения (знание типологических отличий, особенностей поведения, деятельности и отношений специалистов в коллективе; способность работать в коллективе редакции; умение вступать в коммуникацию с другими людьми; умение общаться и налаживать контакт как с аудиторией, так и с источником информации; способность ориентироваться в ситуации общения; умение урегулирования конфликтов; знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка, их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры и способов пользования данными знаниями в процессе общения).

3. Рефлексивная компетенция (способность к критике и самокритике; умение оценить степень готовности к публикации в печати или в эфире представленного материала; редактирование печатного текста, аудио- и видеоматериала); умение оценить и проанализировать свои и чужие публикации, репортажи, интервью и другие).

4. Информационно-аналитическая компетенция (умение извлекать и обрабатывать информацию из печатных, аудиовизуальных и аудитивных источников до приемлемого варианта и затем выдавать ее аудитории того или иного СМИ; умение аннотировать и реферировать специальную литературу на иностранном языке; умение делать тематический обзор по материалам иностранной прессы, радио, телевидения и Интернета; навыки проведения презентаций; навыки ведения деловой корреспонденции; навыки в освоении информационных жанров и процесса организации событийного материала).

5. Учебно-познавательная компетенция (способность пополнять знания и доучиваться в процессе самостоятельной поисковой и

творческой деятельности с целью совершенствования своей профессиональной деятельности; умение ставить цели и разрабатывать свой дальнейший образовательный маршрут; знание критериев и факторов движения к вершинам профессионализма и создание программ достижения вершин профессиональной деятельности; способность работать автономно).

6. Фактологическая компетенция (знание принципов работы над фактическим материалом, приемов проверки и обработки различных типов фактического материала (элементов номинации, фактов истории, цифр, цитат); способность применить данные знания в практической профессиональной деятельности).

7. Профессионально-этическая компетенция (умение выбрать общественно значимую, полезную и достоверную информацию; способность пропагандировать культурные ценности и этим всесторонне развивать общество; умение консолидировать различные религии, нравственности или территориальные признаки общества и способность находить общую точку соприкосновения для различных групп общества; способность брать этическую и информационную ответственность за собственный труд; знание понятия «свобода мысли и слова» и сферы ограничения свободы информации; знание законов современного российского и зарубежного законодательства вообще и о СМИ в частности (ответственность за клевету и оскорбления, унижение чести, достоинства и деловой репутации гражданина, предприятия, организации; правовые нормы, регулирующие отношения с аудиторией, властными структурами, общественными организациями, издателями, рекламодателями и другими)).

8. Профессионально-психологическая компетенция (знания по психологии журналистского мышления, творчества, профессиональных методов и приемов, психологии журналистского общения с источниками информации, героями публикации, руководителями редакций и коллегами; способность к инициативе и предпринимательству; любопытство; настойчивость; точность; оперативность; умение оказывать воздействие на мировоззрение, идеологию массовой аудитории).

9. Авторская компетенция (способность к творчеству; способность к генерации новых идей; умение выбрать хорошую тему; умение выбрать актуальную, свежую и оригинальную информацию; умение развлечь читателя; знание об опыте работы самых известных авто-

ритетных и высокопрофессиональных репортеров современных СМИ).

10. Конвергентная компетенция (суть конвергентное™ - в консолидации, объединении и последовательной интеграции всех типов имеющихся на сегодняшний день форматов медиапроизводства - вещательного, онлайнового, мобильного и печатного. На факультетах журналистики начинается реализация специального проекта подготовки журналиста нового типа - универсального профессионального специалиста [10]. Мы в своем исследовании выделяем следующие знания, умения, навыки, способности в рамках конвергентной компетенции: умение работать одновременно для радио, телевидения, печатного издания, интернет-сайта и фотожурналистики; способность работать в условиях конвергентной мультимедийной среды; умение готовить материалы для передачи по различным каналам информации (печать, телевидение, радио, интернет и мобильные СМИ), включая пиар и рекламу).

Данные компетенции тесно взаимосвязаны и должны представлять собой комплекс, они развиваются у студентов факультета журналистики по следующей схеме: на первом этапе параллельно происходит формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций, они связаны между собой развитием общих умений в языке и способности учиться как таковой; на втором этапе мы рассматриваем информационно-аналитическую и фактологическую компетенции, которые связаны с умениями аналитической деятельности; на третьем этапе - компетенция межличностного общения и рефлексивная компетенция, которые отвечают за психологическую составляющую процесса формирования личности специалиста; на заключительном этапе развиваются профессионально-этическая, профессионально-психологическая, авторская и конвергентная компетенция, это те компетенции, которые осуществляют превращение студента в психологически уравновешенного профессионала-журналиста, автора с этическими принципами, умеющего работать в условиях конвергентной мультимедийной среды.

Таким образом, нами были предложены структура и содержание профессиональной коммуникативной компетентности выпускника факультета журналистики, включающие в себя коммуникативную, компетенцию межличностного общения, рефлексивную, информационно-аналитическую, учебно-познава-

тельную, фактологическую, профессионально-этическую, профессионально-психологическую, авторскую и конвергентную компетенции. Учет выделенных структуры и содержания позволит в дальнейшем организовать обучение иностранному языку студентов факультета журналистики на основе компетентностно-го подхода, что, согласно нашей гипотезе, приведет к улучшению качества подготовки специалиста по профессионально-ориентированному иностранному языку и повысит его конкурентоспособность на рынке труда.

Литература

1. Аитов, В. Ф. Проблемно-проектный подход к формированию иноязычной профессиональной компетентности студентов (на примере неязыковых факультетов педагогических вузов): автореф. дис. ... д-ра пед. наук/ В. Ф. Аитов. - СПб., 2007. - 38 с.

2. Большой энциклопедический словарь. -М; БРЭ, 1997. -Т. 1.- 456 с.

3. Волкова, И. Стандарты профессиональной компетентности / Н. Волкова, А. Мул-лин, Л. Волошко // Стандарты и качество. -2008. -№ 3- С 46-48.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021400 «Журналистика» / М.: Мин-во образования РФ, 2000. -54 с.

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2003. -№ 5. -С 34-42.

6. Зыкова, В.Н. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов судоводительских факультетов: дис. ... канд. пед. наук/В.Н. Зыкова. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2002. -159 с.

7. Ирисханова, K.M. Межкультурная коммуникативная компетенция и учебно-методический комплекс для вузов неязыковых специальностей: учеб.-метод, комплекс в системе подготовки по иностранным языкам в неязыковых вузах: теория и практика разработки / K.M. Ирисханова. -М.: Рема, 2007. - 208 с.

8. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. A.B. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. -327 с.

9. Конференция по результатам консультаций по европейской квалификационной рамке // Информационно-аналитиче-

ский журнал «Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика» / ГУ ВШЭ. - 2006. - Вып. 3. -http://www. iori. hse. ru/public ations/he raid/ material/h3/kval_frame.pdf

10. Моргулес, И. Жизнестойкая журналистика. Интервью с Шестеркиной Л., деканом факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета / И. Моргулес // Южноуральская панорама. - 2008. -18 сент.

11. Паршукова, Г.Б. Компетенции современного библиотекаря в контексте европейских квалифицированных рамок / Г.Б. Паршукова // Библиотечное дело. - 2008. -№20 [86].-С. 22-25.

12. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А. Д. Гонеев,

A.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 368 с.

13. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я.А. Кузъ-минова, B.JI. Матросова, В.Д. Шадрикова. Разработан по гос. контракту № П243 от 11.09.2006. - [email protected]

14. Пузыревский, В.Ю. Ценностно-смысловое содержание ключевых компетенций /

B.Ю. Пузыревский // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апр. - http://www. eidos. ru/journal/2002/0423. htm

15. Рачева, С. С. Компетентностный подход к подготовке студентов в вузе / С. С. Ра-

чева // Теория и практика преподавания иностранных языков в XXI веке: проблемы и перспективы развития: материалы межрегион, науч.-практ. конф. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2005. - 116 с.

16. Рындак, В.Г. Структура профессиональной компетентности будущего специалиста и оценка уровня ее сформированности / В.Г. Рындак // Интернет-журнал «Эйдос». -2007. - 19 апр. - http://www.eidos.ru/journal/ 2002/0423.htm

17. Тарантей, В.П. Интегральные компетенции педагога в области построения доверительных отношений и межкультурной педагогики / В.П. Тарантей, JI.M. Тарантей // Материалы междунар. науч.-практ. конф. -Гродно: Изд-во Гродненского гос. ун-та им. Янки Купалы, 2002. - 304 с.

18. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. -3-е изд. -М.: Филоматис, 2007. - 480 с.

19. Canale, М. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing /M. Canale, M. Swain //Applied linguistics. - 1980. - 1/1. - 210 p.

20. Savignon, S.J. Communicative competence: Theory and Classroom Practice / S.J. Savignon. - NY: Addison Wesley Publishing Company. -1983. -310 p.

21. Van Ek, J.A. Threshold Level / J.A. Van Ek, L.M. Trim. - Strasbourg: Council of Europe. -1990.-200 p.

Поступила в редакцию 21 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.