Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТРЕНИНГ / СОТРУДНИК / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ОБЩЕНИЕ / САМОДВИЖЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / PRODUCTIVITY / ACTIVITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / TRAINING / EMPLOYEE / REGULARITY / PENITENTIARY SYSTEM / COMMUNICATION / SELF-MOVEMENT / DEVELOPMENT / CONVICT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фёдоров Александр Фёдорович

На сегодняшний день одной из актуальных проблем современной пенитенциарной системы является проблема оценки профессионализма сотрудников и уровня их профессиональной компетенции. В статье представлены особенности процесса профессионального общения. Профессиональное общение требует мастерства и коммуникативной компетентности в установлении целесообразных взаимоотношений. Искусство общения может обеспечить сотрудникам продуктивное решение задач в служебной деятельности. Напряженность в общении предполагает поиск новых средств для взаимодействия с осужденными. Такие средства можно найти в пенитенциарной акмеологии. Статья раскрывает научное направление - пенитенциарная акмеология, которая сделала предметом изучение факторов саморазвития как предпосылку самодвижения к успешной деятельности сотрудника пенитенциарной системы. Пенитенциарная акмеология имеет не только общенаучные принципы, конституирующие ее категориально-методологически, но и конкретные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания. Были созданы и экспериментально проверены программы психологического и акмеологического тренингов развития коммуникативной компетентности сотрудников пенитенциарной системы. По мнению автор, критерием качества тренинга явилось желание сотрудников уголовно-исполнительной системы стать успешными в своей деятельности. Продуктивность служебной деятельности сотрудника пенитенциарной системы зависит от формирования профессиональной компетентности. Формирование профессиональной компетентности у сотрудников рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фёдоров Александр Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF PENITENTIARY SYSTEM PERSONNEL AS A CONDITION FOR FORMATION OF CONVICT PERSONALITY

Today, one of the urgent problems of the modern penitentiary system is the problem of assessing the professionalism of employees and the level of their professional competence. The article presents the features of the process of professional communication. Professional communication requires skill and communicative competence in establishing meaningful relationships. The art of communication can provide employees with productive solutions to problems in the workforce. The tension in communication involves the search for new means of interacting with convicts. Such funds can be found in penitentiary acmeology. The article reveals the scientific direction - penitentiary acmeology, which has made the subject of the study of factors of self-development as a prerequisite for self-movement towards the successful activity of an employee of the penitentiary system. Penitentiary acmeology has not only general scientific principles that constitute it categorically and methodologically, but also specific features that characterize it as a specific branch of subject-methodological knowledge. Programs of psychological and acmeological trainings for the development of communicative competence of employees of the penitentiary system were created and experimentally tested. According to the author, the criterion for the quality of the training was the desire of the employees of the penal system to become successful in their activities. The productivity of the official activities of an employee of the penitentiary system depends on the formation of professional competence. The formation of professional competence among employees is considered as one of the priority areas of activity.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО»

13. Dunning M., Giallo R. Fatigue, parenting stress, self-efficacy and satisfaction in mothers of infants and young children // Journal of Reproductive and Infant Psychology. 2012. Vol. 30 (2). P. 145-159. DOI: 10.1080/02646838.2012.693910

14. Gabler S., Kungl M., Bovenschen I., Lang K., Zimmermann J., Nowacki K., Kliewer-Neumann J., Spangler G. Predictors of foster parents' stress and associations to sensitivity in the first year after placement // Child Abuse and Neglect. 2018. Vol. 79. P. 325-338. DOI: 10.1016/j.chiabu.2018.02.009

15. Hattangadi N., Cost K.T., Birken C.S. et al. Parenting stress during infancy is a risk factor for mental health problems in 3-year-old children // BMC Public Health. 2020. Vol. 20. P. 1726. https://doi.org/10.1186/s12889-020-09861-5

16. Mak M., Yin L., Li M., Cheung R., Oon P. The Relation between Parenting Stress and Child Behavior Problems: Negative Parenting Styles as Mediator // Journal of Child and Family Studies. 2020. Vol. 29 (4). DOI: 10.1007/s10826-020-01785-3.

17. Mathis E.T.B., Bierman K.L. Dimensions of parenting associated with child prekindergarten emotion regulation and attention control in low-income families // Social Development. 2015. Vol. 24 (3). P. 601-620. https://doi.org/10.1111/sode.12112

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

отдела разработки методологии социальной, психологической,

воспитательной и педагогической работы с осужденными центра

исследования проблем исполнения уголовных наказаний и

психологического обеспечения профессиональной деятельности

сотрудников уголовно-исполнительной системы Фёдоров Александр Фёдорович

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт

Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Москва),

доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский

институт Федеральной службы исполнения наказаний»

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (г. Владимир)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО

Аннотация. На сегодняшний день одной из актуальных проблем современной пенитенциарной системы является проблема оценки профессионализма сотрудников и уровня их профессиональной компетенции. В статье представлены особенности процесса профессионального общения. Профессиональное общение требует мастерства и коммуникативной компетентности в установлении целесообразных взаимоотношений. Искусство общения может обеспечить сотрудникам продуктивное решение задач в служебной деятельности. Напряженность в общении предполагает поиск новых средств для взаимодействия с осужденными. Такие средства можно найти в пенитенциарной акмеологии. Статья раскрывает научное направление -пенитенциарная акмеология, которая сделала предметом изучение факторов саморазвития как предпосылку самодвижения к успешной деятельности сотрудника пенитенциарной системы. Пенитенциарная акмеология имеет не только общенаучные принципы, конституирующие ее категориально-методологически, но и конкретные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания. Были созданы и экспериментально проверены программы психологического и акмеологического тренингов развития коммуникативной компетентности сотрудников пенитенциарной системы. По мнению автор, критерием качества тренинга явилось желание сотрудников уголовно-исполнительной системы стать успешными в своей деятельности. Продуктивность служебной деятельности сотрудника пенитенциарной системы зависит от формирования профессиональной компетентности. Формирование профессиональной компетентности у сотрудников рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности.

Ключевые слова. Продуктивность, деятельность, коммуникативная компетентность, тренинг, сотрудник, закономерность, пенитенциарная система, общение, самодвижение, развитие, осужденный.

Annotation. Today, one of the urgent problems of the modern penitentiary system is the problem of assessing the professionalism of employees and the level of their professional competence. The article presents the features of the process of professional communication. Professional communication requires skill and communicative competence in establishing meaningful relationships. The art of communication can provide employees with productive solutions to problems in the workforce. The tension in communication involves the search for new means of interacting with convicts. Such funds can be found in penitentiary acmeology. The article reveals the scientific direction - penitentiary acmeology, which has made the subject of the study of factors of self-development as a prerequisite for self-movement towards the successful activity of an employee of the penitentiary system. Penitentiary acmeology has not only general scientific principles that constitute it categorically and methodologically, but also specific features that characterize it as a specific branch of subject-methodological knowledge. Programs of psychological and acmeological trainings for the development of communicative competence of employees of the penitentiary system were created and experimentally tested. According to the author, the criterion for the quality of the training was the desire of the employees of the penal system to become successful in their activities. The productivity of the official activities of an employee of the penitentiary system depends on the formation of professional competence. The formation of professional competence among employees is considered as one of the priority areas of activity.

Keywords. Productivity, activity, communicative competence, training, employee, regularity, penitentiary system, communication, self-movement, development, convict.

Введение. Назрел вопрос создания нового направления - пенитенциарной акмеологии как новой сферы практической деятельности. Пенитенциарная акмеология является средством анализа и развития профессионализма сотрудника пенитенциарной системы. «Пенитенциарная акмеология, как любое другое

научное направление знания, имеет не только общенаучные принципы, конституирующие ее категориально-методологически, но и конкретные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания. Поскольку она формирует научное направление, определение ее предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок представляет особую проектировочную задачу, от решения которой в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований» [2].

Пенитенциарная акмеология сделала предметом изучения факторы саморазвития как предпосылку самодвижения к успешной деятельности сотрудника пенитенциарной системы.

«Предметом изучения пенитенциарной акмеологии являются закономерности организации акме-профессионального развития сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также закономерности самореализации творческих потенциалов взрослых людей на пути к высшим уровням продуктивности или вершинам мастерства своей деятельности» [2]. Основополагающим в пенитенциарной акмеологии является сравнительный принцип исследования. Пенитенциарная акмеология сделала предметом измерений мастерство сотрудника пенитенциарной системы и его профессионализм. «Сущность пенитенциарной акмеологии состоит в организации и определении путей достижения профессионализма сотрудников, несущего выраженную гуманистическую направленность на развитие личности осужденного» [2].

На сегодняшний день одной из актуальных проблем современной пенитенциарной системы является проблема оценки профессионализма сотрудников и уровня их профессиональной компетенции. С другой стороны сотрудник уголовно-исполнительной системы не может обойтись без анализа продуктивности и оценки профессионализма своей служебной деятельности. Анализ может дать перспективу профессионального роста сотрудников. Реформироване пенитенциарной системы необходимо для развития сотрудников. Развитие информационных технологий приводит к расширению коммуникативных каналов, а обострение процессов глобализации всех сфер современного общества поставило перед пенитенциарной акмеологией новую задачу по подготовке сотрудников-профессионалов, которые занимаются исправлением поведения осужденных и готовят их к реалям жизни глобального века. Развивая и исправляя поведение осужденных, сотрудник должен проводить воспитательную работу и организовать эту работу в разных направлениях. В каждом направлении можно решить много проблем, которые требуют наличие опыта и знаний, необходимых успешного для решения задач. «Вопросы о возможности разных жизненных ситуаций оказывать различное влияние на человека весьма разнообразны. Субъективным результатом встречи с объективно трудной ситуацией могут стать отклонения в функционировании личности разной степени сложности» [4]. Необходимо преобразование всей системы воспитания, которая требует новых ценностных ориентаций. Для решения таких задач, необходимо осмыслить прошлое, ведь без прошлого нет будущего, в котором надо переосмыслить все успешные достижения. В общей системе ценностей необходимо выделить систему ценностей, характеризующих воспитание» [1]. Исходя из требований современности, которые предъявляются к пенитенциарной системе, необходимо поставить задачи, направленные на повышение качества воспитательного процесса. «Решая задачу развития и формирования личности воспитанников, воспитатель организует и проводит свою работу в нескольких сферах деятельности» [3, с. 77]. Среди таких задач: задача по охране психологического и физического здоровья, развитие творческого потенциала, формирование культуры, инициативности и ответственности, взаимодействие с окружающими людьми, формирование уважительного отношения к семье, овладение общепринятыми нормами и правилами поведения, развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства. Такое решение поставленных задач может по-новому подойти к пониманию психологических механизмов индивидуализации воспитательного процесса осужденных. В центре внимания должны быть вопросы совершенствования профессиональной деятельности сотрудника пенитенциарной системы.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время акмеологические технологии являются востребованными современной практикой. Сам термин «акмеологическая технология» можно трактовать в широком смысле как совокупность методов и процессов, которые используются в процессе исправления поведения осужденных сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Результатами акмеологических исследований могут быть: развитие мастерства, выявление факторов, которые препятствуют или способствуют успешной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы и развитие у них инновационной готовности, развитие акмеологических факторов самореализации творческих потенциалов в самодвижении к вершинам продуктивности в служебной деятельности. Продуктивность служебной деятельности сотрудника пенитенциарной системы зависит от формирования профессиональной компетентности. Формирование профессиональной компетентности у сотрудников рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности, а психолого-акмеологическое сопровождение воспитательного процесса осужденных как современная инновация. С этой позиции пути обновления содержания воспитательного процесса предполагают обеспечение условий для творческого развития личности, моделирование воспитательной среды и повышение профессиональной компетентности сотрудников. В психолого-акмеологических исследованиях в качестве значимых акмеологических условий самореализации личности указываются способности объекта труда, состояние общества и условий воспитания. В основе самоорганизации лежат потребности человека в новых достижениях, вера в свои возможности, понимание сущности жизни, стремление к успеху и активная жизненная позиция. Оптимизацию деятельности сотрудника пенитенциарной системы обеспечивают практические знания особенностей процесса профессионального общения. Напряженность в общении предполагает поиск новых средств для взаимодействия с осужденными. Такие средства можно найти в пенитенциарной акмеологии. Пенитенциарная акмеология в качестве новых средств согласования деятельности участников воспитательного процесса и повышения уровня их продуктивности предполагает модель акме-целевых стратегий управления развитием искомой продуктивности. Модель была использована в сравнительном исследовании развития коммуникативной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы средствами акмеологического тренинга. Впервые акмеологический тренинг исследован в сравнении с психологическими в свете определения предмета пенитенциарной акмеологии - науке о закономерных связях между факторами, которые препятствуют или способствуют достижению мастерства и уровнями продуктивности успешной деятельности. Были созданы и экспериментально проверены программы психологического и акмеологического тренингов развития коммуникативной компетентности сотрудников пенитенциарной системы. Выявлены отличительные признаки и преимущества акмеологического тренинга в

сравнении с психологическим. Установлены причины, которые повысили продуктивность (акме-целевые стратегии). Созданы и проверены новые методики измерения результатов акмеологических тренингов. Апробация и внедрение результатов исследования проведено на сотрудниках. Выборку составили 50 сотрудников пенитенциарной системы. Методы, которые были применены в исследовании служили дидактическим целям обучения сотрудников пенитенциарной системы. Критерием качества тренинга явилось желание сотрудников уголовно-исполнительной системы стать успешными в своей деятельности. Тренинги стали распространенной практикой среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. Для исследования был выбран коммуникативный тренинг, который является средством повышения компетентности в общении. Был использован опросник «Диагностика коммуникативных потенциалов личности и группы» [5]. Диагностика успешной работы сотрудников пенитенциарной системы позволила оптимально решить проблему аттестации, так как устранила субъективизм и предвзятость оценки руководства. Данные диагностики явились начальным этапом в работе, а основа заключалась в консультации и поддержки. Диагностика сводилась к фиксации показателей, к оценке личностных признаков. Диагностика, которая насыщена методиками, взятыми из психодиагностики, в современных условиях помогла анализировать взаимодействие сотрудников. Практическая значимость исследования заключалась в составлении программы коммуникативного тренинга в целях обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы навыкам общения. По итогам первичной диагностики сотрудники пенитенциарной системы характеризовались средним уровнем коммуникативного потенциала. Цель тренинга была заключена в совершенствовании коммуникативных навыков. Задачами тренингов было снятие барьеров в общении, установление взаимопонимание. Была проведена вторичная диагностика после проведения тренинга и реализации программы. По анкете на коммуникативный потенциал среди сотрудников пенитенциарной системы повысились показатели по уровню общения и взаимопонимания -70% и уровню потребности в общении -30%. Данная методика ориентирована на развитие профессиональной компетентности сотрудников пенитенциарной системы.

Выводы. Научно-технический прогресс стимулирует в современном обществе развитие наук, которые обеспечивают его качество и содержание. Актуальность проблемы развития пенитенциарной акмеологии обусловлена единым критерием. Пенитенциарная акмеология способствует решению проблем сотрудников в процессе исправления поведения осужденных, а также в критических ситуациях служебной деятельности. Развитие профессиональной компетентности у всех специалистов пенитенциарной системы позволит соединить усилия в сфере исправления поведения осужденных. Продуктивная компетентность сотрудников характеризуется системой навыков и знаний в профессии, умениями применять их на практике при решении профессиональных задач. Профессиональное общение требует мастерства и коммуникативной компетентности в установлении целесообразных взаимоотношений. Искусство общения может обеспечить сотрудникам продуктивное решение задач в служебной деятельности. Программа тренинга может быть использована при коррекции коммуникативной сферы личности, для улучшения психологического климата, ответственности и наблюдательности.

Литература:

1. Акмеология 2008. Методологические и методические проблемы / Под. ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. - СПб.: Изд-во ЦСИ, 2008. - 156 с.

2. Ильин А.В., Новиков А.В., Федоров А.Ф. Пенитенциарная акмеология в структуре прикладной пенитенциарной психологии как инновационное направление междисциплинарного взаимодействия. Журнал по психологическим наукам. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. Г. Ногинск. Том 6, № 4А, 2017, С. 134-146.

3. Кузьмина Н.В., Колушова (Ищик) Л.В., Жаринова Е.Н. Акмеологические факторы продуктивности и профессионализма воспитателя детского сада. Монография. Под ред. Н.М. Жаринова. - СПб: изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2018. - 120 с.

4. Фетискин Н.П. Психотехнологии стрессосовладающего поведения. - М., - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова., 2007. - 214 с.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - 2-е изд. доп. - М.:, 2009, - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.